Научная статья на тему '2016. 01. 009. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. - М. : ун-т Дмитрия Пожарского, 2015. - 527 с'

2016. 01. 009. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. - М. : ун-т Дмитрия Пожарского, 2015. - 527 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / XIII В / ХАЛКИДОНИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АРМЕНИИ / РОСПИСИ МОНАСТЫРЯ АХТАЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 009. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. - М. : ун-т Дмитрия Пожарского, 2015. - 527 с»

зрения Ричарда Хукера, она являлась человеческим законом, основанным на естественном законе и не противоречащим Писанию, который, получив через парламент признание всего королевства, обрел божественный статус. В итоге, заключает А. Газаль, для Хукера королевская суприматия остается божественной истиной - но не истиной, запечатленной в Библии.

З.Ю. Метлицкая

2016.01.009. ЛИДОВ А.М. РОСПИСИ МОНАСТЫРЯ АХТАЛА. -М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2015. - 527 с.

Ключевые слова: Армения, XIII в.; халкидонитская церковь в Армении; росписи монастыря Ахтала.

Автор книги - историк искусства, византинист, основатель и директор Научного центра восточно-христианской культуры, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ; его работы послужили толчком к появлению нового научного направления, связанного с историческим изучением духовной и художественной практики создания сакральных пространств. Монография посвящена росписям монастыря Ахтала - самому известному памятнику средневековой монументальной живописи на территории Армении, который автор ставит в один ряд с лучшими произведениями византийского и всего восточно-христианского искусства. Исследователь доказывает, что росписи Ахталы принадлежат особой культурной традиции армян-халкидонитов (т.е. той части армянской церкви, которая признала решения Халкидонского собора 451 г.1), включающей в себя элементы византийской, армянской и грузинской художественной культуры. В подтверждение своего тезиса он проводит сопоставление росписей Ахталы с пятью халкидонитски-ми памятниками XIII в., сохранившимися на территории Армении.

Книга А.М. Лидова состоит из введения, трех глав и заключения; она содержит также подборку цветных иллюстраций, на которых воспроизведены внешний облик здания, элементы декора и фрагменты росписей, резюме на английском языке и библиографию.

1 Халкидонский собор осудил учение монофизитов, отрицавших наличие у Христа двух природ - божественной и человеческой. - Прим. реф.

Во введении за краткой характеристикой целей работы следует историографический раздел, в котором А.М. Лидов рассматривает историю изучения росписей Ахталы в XIX-XX вв. Самое ранее описание росписей, указывает он, относится к середине XIX в. и содержится в книге А.Н. Муравьева «Грузия и Армения». Несомненной заслугой Муравьева, по мнению исследователя, было то, что он, «в отличие от большинства его современников... обратил внимание на художественные достоинства памятника и состояние его сохранности» (с. 13). Описание Муравьева представляет большую ценность еще и потому, что некоторые увиденные им изображения и надписи сейчас уже не существуют. Другим важным шагом в изучении росписей Ахталы А.М. Лидов считает работу группы художников-копиистов во главе с Л. А. Дурново, начатую в 1929 г. Сделанные ими копии сейчас хранятся в Картинной галерее Армении. В целом же, пишет автор, «существующая литература о росписях Ахталы кажется разрозненной мозаикой, содержащей отдельные ценные наблюдения, но не создающей ясного представления о времени возникновения, иконографической программе и стиле росписи» (с. 16). Одним из существенных факторов, препятствующих комплексному анализу росписей, являлся, как считает А. М. Лидов, многолетний спор о том, следует ли рассматривать этот памятник как феномен грузинского или как феномен армянского искусства, в то время как на самом деле они представляют собой синтез элементов разных традиций.

Во введении содержится также краткий очерк истории хал-кидонитской церкви в Армении. Хотя армянская церковь в целом, указывает исследователь, отвергла решения Халкидонского собора 451 г., некоторая часть армян их все же признала. Группы халкидо-нитов в церковных и политических вопросах ориентировались на конфессионально родственные им Византию и Грузию, и расцвет их культуры и церкви соотносится с периодами усиления византийского или грузинского влияния (VII и X-XI вв.). Но наивысший взлет культура халкидонитов пережила в XIII в., когда после изгнания сельджуков со значительной части армянских земель возникла так называемая Захаридская Армения, вошедшая на правах особого государственного образования в Грузинское царство. Большинство правителей Захаридской Армении были халкидони-тами, в итоге многие армяне перешли в их веру; халкидонитам бы-

ли переданы монофизитские монастыри, строились новые церкви. Именно к этому периоду А.М. Лидов относит росписи Ахталы.

История их создания и датировка обсуждаются в первой главе. Исследователь начинает с обсуждения местоположения и общей характеристики внешнего облика памятника, делая вывод, что «совокупность черт говорит о принадлежности главного храма Ахталы кругу памятников рубежа ХП-ХШ в.» (с. 25) Далее он переходит к анализу письменных источников, в число которых входят сочинения армянских историков XIII в. Киракоса Гандзакеци, Вар-дана Великого и Степаноса Орбеляна, а также эпиграфические памятники и колофоны рукописей. Монастырь Ахтала первоначально назывался Плиндзаханк. Он был построен, как свидетельствует надпись на хачкаре1, поставленном на подступах к монастырю, как армянский монофизитский монастырь и существовал в этом качестве еще до XII в. Однако, как можно заключить на основании летописных свидетельств, правитель края Иванэ Мхаргрдзели из династии Захаридов, умерший в 1227 или 1231 г., передал его в руки халкидонитов и построил храм, в котором сам был похоронен. А.М. Лидов, воссоздавая, насколько возможно, биографию Иванэ, подчеркивает его стремление выступать посредником между разными религиозными группами. Иванэ и его брат Захарэ первоначально были монофизитами. После прихода к власти Иванэ (вероятно, из политических соображений) стал халкидонитом, Захарэ сохранил прежнюю веру, но активно проводил в «своей» церкви реформы, направленные на сближение армянской и грузинской богослужебных практик. Иванэ упоминается в источниках как кти-тор2 нескольких монастырей и церквей, в частности, монастыря Тежаруйк недалеко от Бджни и главного храма Плиндзаханка (Ах-талы). В XIII в. монастырь являлся религиозным центром халкидо-нитов Северной Армении и в нем на протяжении многих лет велась работа по переводу с грузинского на армянский богословских текстов. С XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. В 1438 г. впервые упоминается деревня Ахтала. В начале XVIII в. монастырь был оставлен, в 1802 г. церковь была вос-

1 Хачкар - особая разновидность армянских архитектурных памятников, стела с резным изображением креста. - Прим. реф.

2 Ктитор - лицо, выделявшее средства на строительство храма или монастыря. - Прим. реф.

становлена по повелению Александра I и стала главным религиозным центром для живущих в Закавказье греков.

Исходя из проведенной им исторической реконструкции А.М. Лидов датирует росписи Ахталы периодом между 1188 г. (когда, согласно надписи на хачкаре, монастырь еще принадлежал мо-нофизитам) и 1216 г. (в этот год, по свидетельству Степаноса Ор-беляна1, настоятель Плиндзаханка участвовал в числе представителей халкидонитской церкви в соборе). Исследователь излагает также ряд соображений, позволяющих уточнить эту датировку. Он указывает на то, что передача крупного монофизитского монастыря халкидонитам едва ли могла получить одобрение брата Ива-нэ, монофизита Захарэ. Возможно, передача произошла уже после того, как Захарэ в 1213 г. умер. Но исследователь выдвигает также альтернативную гипотезу, согласно которой поводом для передачи монастыря стал вспыхнувший в 1205 г. конфликт Захарэ с консервативной партией монофизитского духовенства, во главе которой стоял епископ Ахпата - именно этому иерарху предположительно должен был подчиняться монофизитский Плиндзаханк. Таким образом, А.М. Лидов предлагает датировать росписи Ахталы периодом 1205-1216 гг.

Во второй главе подробно исследуется иконографическая программа, создающая ясное представление о первоначальной системе изображений. Автор использует современную методику интерпретации иконографии, которая предполагает не просто описания изображений, но выделение путем сравнения оригинальных элементов. Подобная методика позволяет выявить символическое содержание изображений, показать их смысловые связи в контексте духовной культуры эпохи. А.М. Лидов указывает, что «наиболее важные индивидуальные особенности росписи Ахталы объясняются принадлежностью памятника культуре армян-халкидони-тов» (с. 174). Создатели росписи последовательно ориентировались на византийские образцы, стремясь тем самым подчеркнуть давние и прямые контакты халкидонитской церкви с Константинополем. При этом в выборе некоторых иконографических тем, в частности

1 Степанос Орбелян (1250-1304) - армянский книжник и церковный деятель, автор «Истории области Сисакана». - Прим. реф.

в том, какое значение придается образу Григория Просветителя1, ощущается влияние армянской традиции. В иконографической программе, подчеркивает автор, отразилась также непростая конфессиональная ситуация рубежа XII-XIII вв. В частности, в ней присутствует тема армяно-грузинской общности, призванная продемонстрировать близость армяно-халкидонитской и грузинской церквей. Большое внимание уделяется также теме единства всех христианских церквей.

Глава третья посвящена анализу стилистики и манеры создателей росписи. Как показывает А.М. Лидов, «в работе принимали участие восемь мастеров, принадлежавших не только к разным художественным направлениям, но и к разным традициям» (с. 232). Два ведущих художника, расписавших наиболее важные части храма были, скорее всего, армянами-халкидонитами, но оба сложились как художники в Византии. Вместе с ними работали грузинские мастера, но также принадлежавшие к двум разным школам.

В заключении автор делает вывод о том, что «росписи Ахта-лы не могут быть отождествлены с какой-либо одной художественной традицией, армянской, грузинской или византийской» (с. 233). Они представляют собой пример своеобразного синтеза элементов этих традиций, сложившегося в силу исторических причин.

З.Ю. Метлицкая

ИСТОРИЯ РОССИИ, СССР И ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

2016.01.010. ВОЛОДИХИН Д.М. РУССКИЙ ВОЕВОДСКИЙ КОРПУС ОТ ОПРИЧНИНЫ ДО СЕМИБОЯРЩИНЫ. - М.: РИСИ, 2015. - 148 с.

Ключевые слова: Московское государство; XVI в.; русская военная элита; опричнина; Семибоярщина.

В монографии док. ист. н. Д.М. Володихина, состоящей из вступления, четырех глав и заключения, анализируется социальный

1 Григорий Просветитель (ок. 252-326) - просветитель Армении и первый Католикос всех армян. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.