Научная статья на тему '2016.01.007. ВИЛЬКЕ Т. ВЧУВСТВОВАНИЕ КАК МЕТАФОРА. WILKE T. EINFüHLUNG ALS METAPHER // DEUTSCHE VIERTELJAHRSSCHRIFT FüR LITERATURWISSENSCHAFT UND GEISTESGESCHICHTE. - STUTTGART, 2014. - JG. 88, H. 3. - S. 321-344'

2016.01.007. ВИЛЬКЕ Т. ВЧУВСТВОВАНИЕ КАК МЕТАФОРА. WILKE T. EINFüHLUNG ALS METAPHER // DEUTSCHE VIERTELJAHRSSCHRIFT FüR LITERATURWISSENSCHAFT UND GEISTESGESCHICHTE. - STUTTGART, 2014. - JG. 88, H. 3. - S. 321-344 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
327
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЧУВСТВОВАНИЕ / ЭМПАТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ТЕЛЕСНОСТЬ / МЕТАФОРИЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.01.007. ВИЛЬКЕ Т. ВЧУВСТВОВАНИЕ КАК МЕТАФОРА. WILKE T. EINFüHLUNG ALS METAPHER // DEUTSCHE VIERTELJAHRSSCHRIFT FüR LITERATURWISSENSCHAFT UND GEISTESGESCHICHTE. - STUTTGART, 2014. - JG. 88, H. 3. - S. 321-344»

А. С. Пушкина: Синкретизм поэтики или "романтический классицизм"»; Г.В. Косяков (Омск) «Мотивный комплекс эоловой арфы в лирике М.Ю. Лермонтова»; Е.Е. Дмитриева (Москва) «Загадка Печорина: Лишний человек или герой нашего времени?»; А.А. Смирнов (Москва) «Значение романтической поэзии А.В. Кольцова для русской литературы»; Э.И. Коптева (Омск) «Своеобразие жанровой формы "Выбранных мест из переписки с друзьями" Н.В. Гоголя»; Ю.В. Манн (Москва) «"Мертвые души", 2-й том, судьба рукописи»; А.Э. Еремеев (Омск) «Формирование самостоятельной философской мысли И.В. Киреевского: Учение о целостности человеческой жизни»; В.Н. Греков (Москва) «Проблема романтической души в творчестве В.Ф. Одоевского»; В.А. Чекалов (Москва) «Трансформация романтической традиции в повести Лидии Ростопчиной "Ирина"»; И.Б. Гуляева (Тверь) «Интерпретация темы любви и поэзии в драматургии Эдмона Ростана»; С.Ю. Николаева (Тверь) «Н.В. Гоголь и В.С. Соловьёв в творческом сознании

A.П. Чехова (повесть "Степь")»; С.И. Зенкевич (С.-Петербург) «"Карнавал": Фортепианный цикл Р. Шумана и балет М.М. Фокина»; Е.П. Беренштейн (Тверь) «Хле-рмонтов»; Ю.Ю. Захаров (Москва) «Образы С.Т. Колриджа в творческом видении Х.Л. Борхеса (На примере произведений из сборника "Otras inqisiciones")»; Ямадзи Асута (Япония) «"Старуха Изергиль" Максима Горького: Тьма и сияние сердца»; С.М. Пинаев (Москва) «Теннесси Уильямс: "Старомодный романтик" или "символический реалист"?»;

B.В. Шервашидзе (Москва) «Мотивы "потерянного" рая в романе Б. Виана "Пена дней"»; А.В. Саваровская (Одесса) «Повести

A.Я. Чаянова в контексте романтической идеи синтеза искусств»;

B.А. Редькин (Тверь) «Романтические искания молодых поэтов Твери».

Н.А. Захарко

ПОЭТИКА И СТИЛИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2016.01.007. ВИЛЬКЕ Т. ВЧУВСТВОВАНИЕ КАК МЕТАФОРА. WILKE T. Einfühlung als Metapher // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. - Stuttgart, 2014. - Jg. 88, H. 3. - S. 321-344.

Ключевые слова: вчувствование; эмпатия; психологическая эстетика; телесность; метафоричность.

Бессознательная проекция человеком собственных психических и телесных процессов на внешний мир привлекает внимание психологов с середины XIX в. Этот феномен в немецкой науке был обозначен термином «Einfühlung» (в русской традиции его принято переводить как «вчувствование»), который становится одним из ключевых концептов в аппарате как психологии второй половины XIX в., так и психологически ориентированной эстетики1. Около 1910 г. феномен «вчувствования» под влиянием немецких работ попадает в сферу интересов и англоязычной науки, где получает обозначение «empathy» (этот неологизм создает в 1909 г. англоамериканский психолог Эдвард Титченер, ученик Вильгельма Вундта). Прочно утвердившись в научной терминологии, термин «эмпатия» на протяжении XX и начала XXI в. интегрируется во все новые дисциплинарные, теоретические и языковые конструкции, будучи востребованным учеными самых различных специальностей - от нейробиологов до литературоведов-нарратологов2.

Многие теоретики вчувствования / эмпатии стремились обнаружить материальное, биологическое основание этого феномена и доказать тем самым, что «вчувствование» не является чистой метафорой, но вполне «реально» (к поискам такого «биологического основания» можно отнести и недавние попытки связать феномен эмпатии, понимаемой как сопереживание, с активностью так называемых зеркальных нейронов3). Тобиас Вильке (Колумбийский университет, Нью-Йорк) в реферируемой статье скептически оценивает эти попытки и утверждает обратное: по его мнению, теория вчувствования, с самого начала стремившаяся описать психологический механизм порождения метафор, сама изначально была ме-

1 Об истории понятия «Einfühlung» / «Empathy» см.: Wispe L. History of the concept of empathy // Empathy and its development / Ed. by Eisenberg N., Strayer J. -Cambridge; N.Y.: Cambridge univ. press, 1987. - P. 17-37; Fontius M. Einfühlung / Empathie / Identifikation // Ästhetische Grundbegriffe. - Stuttgart; Weimar: Metzler, 2001. - Bd 2: Dekadent - Grotesk. - S. 121-142.

2

См., например: Empathie und Erzählung / Hrsg. von Breger C., Breithaupt F. -Freiburg im Breisgau: Rombach Druckund Verlagshaus, 2010.

3

Rizzolatti G., Sinigaglia C. Empathie und Spiegelneurone. Die biologische Basis des Mitgefühls. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2008.

тафоричной, а в конечном итоге осознала собственную метафоричность и признала ее неизбежность.

Вчувствование трактовалось его теоретиками как процесс, в котором проекция психофизической активности человека на явления внешнего мира была неразрывно сопряжена с созданием метафор. Об этом, по мнению Т. Вильке, свидетельствует, в частности, обсуждение проблемы вчувствования в книге английской писательницы Вернон Ли (настоящее имя - Вайолет Паже) «Прекрасное. Введение в психологическую эстетику» (1913). Почему люди говорят «гора вздымается», задается вопросом Вернон Ли, хотя верно обратное - гора, в силу эрозии, постепенно опускается? Люди проецируют на гору собственный телесный опыт: «вздымание горы - идея, которая порождается нашим знанием о том, как мы сами поднимаем глаза, голову или шею...». В этом и состоит эмпатия; однако читатель, продолжает Вернон Ли, может возразить, что подобная эмпатия - не более чем метафора, фигура речи. «На это я отвечу, что эмпатия как раз и объясняет, почему мы используем фигуры речи, в том числе и тогда, когда, как в случае со вздымающейся горой, мы твердо знаем, что избранная нами фигура выражает нечто обратное объективной истине»1.

Связывая проекцию телесного опыта с метафорическим модусом выражения (вертикальное движение глазного яблока при созерцании горы, собственно, и порождает метафору «гора вздымается»), Вернон Ли, по мнению Т. Вильке, предвосхищает современную когнитивную теорию метафоры - в частности, теорию так называемых ориентационных метафор (orientational metaphors), наделяющих смыслом те или иные векторы движения в пространстве (с. 327).

Однако Вернон Ли - лишь популяризатор идей, которые в немецкой психологии и эстетике развивались уже с начала 1870-х годов. Историк искусства Роберт Фишер в диссертации «Об оптическом чувстве формы» (1873) связывает идею прекрасного с «непроизвольным актом переноса нашего собственного чувства» на «форму», лишенную «собственной душевной жизни». «Прекрасное» возникает для нас в процессе вчувствования (Фишер уже ис-

1 Vernon L. The beautiful. An introduction to psychological aesthetics. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1913. - P. 61-62, 64.

пользует термин «Einfühlung») - т.е. «бессознательного перенесения собственной телесной формы, а вместе с ней и души на форму данного объекта»1.

Эстетическое созерцание, по Фишеру, начинается с телесной активности - в тот момент, когда мы «посредством мускульной деятельности приводим в движение глазное яблоко», чтобы воспринять предмет в его контурах и объемах2. На статичный объект мы фактически проецируем свою деятельность, вследствие чего объективно неподвижная форма динамизируется в нашем восприятии, пространственно соприсутствующее преобразуется во временную последовательность: «Кажется, что формы начинают двигаться, хотя движемся лишь мы в нашем представлении. Мы движемся в формах и по направлению к формам»3.

Говоря о движении глазных мускулов как о начальном моменте эстетического восприятия, Фишер подчеркивает, что оно стимулирует двигательный рефлекс и в других органах. Мы проецируем на созерцаемый объект воображаемое движение всего нашего тела: «весь телесный человек» участвует в акте эстетического восприятия.

Начинающееся как телесная активность, эстетическое восприятие далее переходит в семантическую фазу: природные явления воспринимаются как «знаки» (Zeichen) и «преобразуются (werden übersetzt) в соответствующие им человеческие смысловые значения»4.

Общеэстетические построения Р. Фишера были перенесены на литературу (а именно на лирику) философом Карлом дю Прелем в работе «Психология лирики» (1880). Полностью приняв тезис Фишера о вчувствовании как проекции на природу человеческой телесно-психической активности, К. дю Прель осмыслил лирику как «резервуар языковых фигур», в которых «манифестирована действенность подобной самопроекции» (с. 331). Приводя массу примеров из европейской поэзии (от Гомера до Уланда и Ленау),

1 Vischer R. Ueber das optische Formgefühl. Ein Beitrag zur Aesthetik. - Leipzig: H. Credner, 1873. - S. III, VII.

2 Ibid. - S. 2.

3 Ibid. - S. 15.

4 Ibid. - S. 21-22.

дю Прель показывает, что поэтические метафоры «как бы привносят движение в неподвижную (starre) природу (...), не изображая предмет как готовое, законченное (fertig) явление, но словно бы заставляя его возникать»1.

Если Р. Фишер еще не выделяет метафору как главное орудие переноса аффективных энергий с человека на природу, то дю Прель делает это совершенно отчетливо, подчеркивая, что метафора и есть то средство, при помощи которого речь выражает «отношение» между природой и миром человеческих ценностей. Это позволяет Т. Вильке заключить, что именно работа К. дю Преля является «первым документом психологически ориентированной эстетики, который очевидным образом трактует метафору как языковую форму вчувствования» (с. 332-333).

Еще яснее понимание вчувствования как метафорического процесса выражено в книге Альфреда Бизе «Философия метафорического» (1893). В процессе вчувствования Бизе различает два уровня - «наделение (Leihen)» природы человеческим «телесным бытием» и «наделение» ее же нашей «душевной жизнью»2. На обоих уровнях вчувствование проявляет себя как метафорический процесс. Метафора, таким образом, выводится за рамки чисто словесной деятельности, будучи спроецирована на телесные процессы. Характерно, что и при описании глазной активности в процессе восприятия Бизе использует термин «метафора»: «Активность следящего глаза сама метафорически проникает в объект»3.

В итоге «метафорическое» у Бизе получает статус своего рода антропологической константы: оно представляет собой «закономерное следствие центральной потребности - назовем ее антропоцентрической - нашего духовного бытия; потребности превратить это бытие в меру всех вещей»4.

Работы Р. Фишера, К. дю Преля и А. Бизе подготовили появление научной школы (возглавляемой Теодором Липпсом и Иоганном Фолькельтом), которая в 1890-1920-е годы детально и вполне

1 Du Prel C. Psychologie der Lyrik. Beiträge zur Analyse der dichterischen

Phantasie. - Leipzig: E. Günther, 1880. - S. 75.

2

Biese A. Die Philosophie des Metaphorischen in Grundlinien dargestellt. -Hamburg; Leipzig: L. Voss, 1893. - S. 28.

3 Ibid. - S. 65.

4 Ibid. - S. 2-3.

академически разрабатывала теорию вчувствования, преимущественно в эстетическом плане: обсуждается теперь не просто вчувст-вование, но именно «эстетическое вчувствование» (с. 335).

И. Фолькельт в «Системе эстетики» (1905) развивает мысль Р. Фишера о способности вчувствования придавать динамику неподвижным природным формам: «Покоящиеся формы благодаря вчувствованию наделяются жизнью, всевозможными устремлениями; они производят впечатление, что в них волнуются душевные силы...»1. Т. Липпс укореняет вчувствование в самой природе языка, который, по его мнению, «возник под влиянием тенденции все очеловечивать (vermenschlichen). Ведь уже всякое обычное сообщение, а в первую очередь риторическое или поэтическое изображение вещи, несет в себе и вчувствованного (eingefühlten) в него человека»2.

Но что если вчувствование не только порождает и использует метафоры, но и само является метафорой? Если это так - если сам концепт вчувствования по природе своей метафоричен, то удовлетворяет ли он критериям строгой научности? Такое подозрение впервые, по мнению Т. Вильке, высказал ученик Липпса психолог Пауль Штерн в диссертации «Вчувствование и ассоциация в новейшей эстетике» (1898). Признав, что вчувствование - не более чем метафора, он призвал «выйти за пределы того метафорического, что содержится в выражении "перенос чувства" (Gefühls-Übertragung)»3.

Следующий шаг в этой критической саморефлексии делает Макс Дессуар в работе «Эстетика и всеобщее искусствознание» (1906). Если вчувствование - метафора, то и «антропологическое одушевление» внешних предметов - лишь «внешняя видимость» (Anschein), обусловленная фигуративным словоупотреблением. Наделение вещей моторной активностью и эмоциональной жизнью -

1 Volkelt J. System der Ästhetik. Erster Band. Grundlegung der Ästhetik. -

München: C.H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1905. - S. 267.

2

Lipps Th. Ästhetik. Psychologie des Schönen und der Kunst. 1. Teil. Grundlegung der Ästhetik. - Leipzig: Voss, 1903. - S. 497.

3

Stern P. Einfühlung und Association in der neueren Ästhetik: Ein Beitrag zur psychologischen Analyse der ästhetischen Anschauung. - Hamburg; Leipzig: Voss, 1898. - S. 6.

«склонность, объяснимая природой языка»1; оно, таким образом, имеет чисто языковую, а не психофизическую природу.

Итак, метафоричность вчувствования была обнаружена в полной мере. Однако если для Штерна и Дессуара это открытие означало дискредитацию термина и необходимость нового, «научного точного» определения описываемого процесса, то сторонникам термина, Фолькельту и Липпсу в первую очередь, оно лишь дало повод для его дальнейшей легитимации. Эта легитимизация, собственно, сводилась к признанию того факта, что «творческий акт вчувствования скрыт в бессознательном» (Фолькельт)2: мы можем анализировать лишь результаты вчувствования, которые могут быть описаны только метафорически, - а этим оправдана и метафоричность самого концепта.

Так, психологическая эстетика «открывает для себя когнитивное измерение собственного языка», достигает осознания неизбежности его метафоричности; понятие же вчувствования получает статус центральной «метаметафоры» этого языка (с. 343).

А.Е. Махов

2016.01.008. ЛЕТУРНЁ М. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЖАНРА «ГОРОДСКИХ ТАЙН» В НАЧАЛЕ ХХ века.

LETOURNEUX M. La disparition du genre des mystères au début du XX siècle // Les Mystères urbains aux XIX siècle: Circulations, transferts, appropriations / Dir de Kalifa D., Therenty M.-E. - Québec, 2015. -Mode of access: http://www.medias19.org/index.php?id=20045

Ключевые слова: массовая литература; роман-фельетон; «городские тайны»; воображаемое.

Исследования массовой литературы, активно ведущиеся в последние годы, помогают понять как значение жанра «городских тайн» для популярной беллетристики XIX в., так и логику его исчезновения в ХХ столетии, утверждает профессор Матье Летурнё (университет Париж - Нантер).

1 Dessoir M. Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft in den Grundzügen

dargestellt. - Stuttgart: Enke, 1906. - S. 87-88, 186.

2

Volkelt J. System der Ästhetik. Erster Band. Grundlegung der Ästhetik. - 2. Aufl. - München: C.H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1927. - S. 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.