Научная статья на тему '2015.04.058. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ? DUVAL G. POURQUOI C`EST COMPLIQUé // ALTERNATIVES éCON. - P., 2015. - N 342. - P. 57-59'

2015.04.058. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ? DUVAL G. POURQUOI C`EST COMPLIQUé // ALTERNATIVES éCON. - P., 2015. - N 342. - P. 57-59 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.04.058. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ? DUVAL G. POURQUOI C`EST COMPLIQUé // ALTERNATIVES éCON. - P., 2015. - N 342. - P. 57-59»

Прогнозы ООН относительно увеличения населения Африки в конце XXI в. (до 40% мирового населения), указывает автор, следует воспринимать с осторожностью, так как они основаны на существующих в настоящее время тенденциях. Между тем рождаемость может сократиться в ближайшие годы более сильно, чем ожидается. Повсюду в мире рождаемость снижалась постепенно по мере модернизации общества. В Африке будут происходить те же процессы, но потребуется два поколения для того, чтобы континент смог воспользоваться тем, что демографы называют демографическим дивидендом, т.е. периодом, в течение которого население в работоспособном возрасте будет более многочисленно, чем экономически неактивное население. По оценкам, экономический рост в странах Юго-Восточной Азии в 1965-1990 гг. примерно на треть был связан с этим демографическим дивидендом.

В ближайшем будущем африканским странам следует укрепить систему управления экономикой и институциональную структуру. Необходимо, чтобы ее молодежь - одно из главных богатств континента - была образованной и достаточно квалифицированной, чтобы занять рабочие места на предприятиях, которые будут созданы компаниями из других регионов в связи с нехваткой рабочей силы в своих странах.

С.Н. Куликова

2015.04.058. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ?

DUVAL G. Pourquoi c'est compliqué // Alternatives écon. - P., 2015. -N 342. - P. 57-59.

Ключевые слова: демографический рост; демографический переход; контроль рождаемости; старение населения.

Чтобы предотвратить усиление экологического кризиса, следовало бы быстро остановить рост населения планеты, а затем принять меры для его сокращения, отмечает Г. Дюваль, но для этого придется преодолеть многочисленные препятствия.

В 1950 г. население мира составляло 2,5 млрд человек, а к концу XXI в. оно может превысить 10 млрд человек (с. 57). Серьезный экономический кризис, с которым человечество уже столкнулось, тесно связан с неконтролируемым демографическим ростом.

По прогнозам ООН, снизив рождаемость, можно уменьшить мировое население до 7 млрд человек к концу XXI в., но этого невозможно добиться без координации действий многих стран. Это очень трудная задача. Более того, сокращение рождаемости предполагает вмешательство властей в частную жизнь семей, что может рассматриваться как ограничение личной свободы граждан. Наконец, поскольку сокращение населения оказывает значительное воздействие на сферу перераспределения различных ресурсов, то меры по торможению демографического роста могут натолкнуться на противодействие незаинтересованных в перераспределении социальных сил.

Руководство большинства государств считает, что следует способствовать росту своего населения. Пополнение трудовых ресурсов за счет молодежи в нормальных условиях обычно создает дополнительные возможности для производства. Однако чтобы реализовать такие возможности, государство должно предоставить своей молодежи доступ к надлежащему образованию, а также создать условия для обеспечения молодых специалистов соответствующей их образованию занятостью. Однако даже в такой развитой стране, как Франция, 150 тыс. молодых людей заканчивает ежегодно школу, не получив диплома, и пополняют ряды безработных. Данная проблема еще более остро стоит в странах Юга. «Арабская весна» в значительной степени была обусловлена тем, что государства не в состоянии обеспечить рабочими местами многочисленную хорошо образованную молодежь.

Растущее население также способствует росту политической и военной мощи государства, которое может наращивать свои вооруженные силы или создавать предпосылки для их увеличения. В течение длительного времени отсутствие достаточного роста населения было одной из слабых сторон Франции. С XVIII в. до середины XX в. во Франции отмечались низкие показатели рождаемости. В свое время превосходство Британской империи, затем подъем мощи Германии были связаны отчасти с демографическими процессами.

После военного поражения 1940 г. во Франции был достигнут консенсус относительно политики поощрения рождаемости с помощью высоких семейных пособий и создания структур для ухода за маленькими детьми. В результате Франция превратилась в

настоящее время в динамично растущее в демографическом плане государство.

Показатель численности населения государства потерял свою остроту в современном мире, где войны, к счастью, стали менее частыми и где успех зависит в большей степени от качества вооружения, чем от количества солдат. Но и сегодня численность населения продолжает определять в значительной мере соотношение сил между государствами. Поскольку численность населения остается ключевой детерминантой экономической и политической мощи страны, очень трудно говорить о необходимости проведения политики регулирования демографических процессов. Для блага человечества страны должны сотрудничать с целью ограничения роста и стабилизации численности мирового населения. Однако они не спешат это делать, отчасти из-за отсутствия достаточного взаимного доверия и соответствующих организационных структур. К этому добавляются трудности, связанные с культурными и религиозными различиями. Попытки выработать политику семейного планирования в ООН регулярно наталкиваются на активное противодействие основных религиозных конфессий и некоторых государств.

На уровне семей количество детей определяется большим числом внешних факторов. Так, во Франции в XVIII в. детей в семьях было меньше, чем в других европейских странах, и это объяснялось, в частности, действовавшими правилами наследования, которые предусматривали разделение наследства в равных долях между детьми. В других странах продолжало превалировать право старшего ребенка на наследство. Наличие меньшего количества детей в этом контексте было способом для недопущения распыления семейного богатства. Однако в традиционном обществе большое число детей всегда являлось гарантией наличия рабочей силы для выполнения домашних работ.

В странах, где не было пенсионной системы и медицинского страхования, дети служили гарантией для супружеской пары, что они будут накормлены и ухожены в старости. Кроме того, высокая детская смертность также требовала того, чтобы в семье рождалось много детей. Эта традиция продолжалась и после того, как детская смертность снизилась, что вызвало сильный демографический

рост. Такая ситуация была характерна для Европы в XIX в. и наблюдается в настоящее время в африканских странах.

Китай и Индия проводят авторитарную политику в области регулирования рождаемости и роста населения. Китай, в котором проживают 1,3 млрд человек, т.е. 20% населения планеты, располагает огромной территорией, но имеет только 10% мировых сельскохозяйственных земель. В связи с этим проблема обеспечения населения продовольствием почти постоянно стоит на повестке дня. Для ограничения демографического роста с конца 1970-х годов в Китае проводилась политика «одна семья - один ребенок», которая привела к тому, что плодовитость (фертильность) женщин сократилась до 1,7 ребенка на одну женщину. Численность населения Китая должна начать уменьшаться с 2025 г.

В Индии политика массовой стерилизации женщин начала проводиться с 1960 г. Но результаты этой политики довольно скромные. Население Индии со времен получения независимости почти утроилось и показатель плодовитости (фертильности), несмотря на некоторое сокращение, остается на уровне 2,7 ребенка на одну женщину. Автор указывает, что авторитарная политика, проводимая Китаем и Индией в отношении деторождения, вызывает значительные возражения, так как нарушает права человека.

Для контроля рождаемости существуют менее радикальные методы. К ним автор относит прежде всего пропаганду и распространение современных методов контрацепции, которые, однако, противоречат религиозным и культурным традициям и обычаям отдельных народов. По мнению автора, для решения указанной проблемы необходимы глубокие изменения в социально-экономической области. Прежде всего следует повышать уровень образования девушек и вовлекать их в трудовую жизнь. Следует развивать социальную сферу, особенно медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение. Задержка демографического перехода в странах Африки южнее Сахары в значительной степени связана с тем, что структурная политика, навязанная этим странам МВФ и Всемирным банком в 1980-1990 гг., не благоприятствовала преобразованиям в социальной области.

В обществе, население которого сокращается, имущество, в особенности недвижимое, теряет свою ценность. Возникает ситуация, когда людей, которые хотят купить жилье, становится меньше,

чем людей, желающих его продать. То же самое касается финансовых активов, ценных бумаг. Финансовые активы, которые пожилые люди накопили, чтобы после выхода на пенсию сохранить прежний уровень жизни, постепенно утрачивают свою стоимость, так как нет достаточного количества молодежи для их покупки. Кроме того, из-за старения населения пенсионные фонды все хуже справляются со своими функциями. Таким образом, ускорение демографического перехода является как необходимостью, так и одной из наиболее сложных задач, которую мировое сообщество должно решить, заключает автор.

С.Н. Куликова

2015.04.059. БУАСНО Д., ФИШЕН А. СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ И НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ВО ФРАНЦИИ: ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И СЕМЬЯМ.

BOISNAULT D., FICHEN A. Enfants, politique familiale et fiscalité: Les transferts du système socio-fiscal aux familles en 2014 // Tresor-Eco. - P., 2015. - N 142. - 1-8 p.

Ключевые слова: система социальной защиты Франции; детские пособия; семейные пособия; налоговые льготы.

Среди европейских стран Франция выделяется сравнительно высокой рождаемостью и трудовой активностью женщин. В 2012 г. показатель плодовитости (фертильности) женщин во Франции равнялся 2,01 ребенка на одну женщину против 1,58 ребенка в среднем по ЕС. По данным на 2012 г., среди француженок в возрасте от 25 до 54 лет 83% работали (в среднем по ЕС данный показатель ниже - 79%) (с. 2). Эти цифры обычно приводят в качестве подтверждения успехов амбициозной семейной политики, проводимой во Франции. Однако, по мнению авторов, семейная политика не является единственной причиной высокой рождаемости в стране и высокой трудовой активности француженок: культурные факторы также играют существенную роль.

Семейная политика во Франции ведет свой отсчет с конца XIX и начала ХХ в., когда некоторые предприниматели стали выплачивать надбавки к зарплате работникам, имеющим детей. Закон 1932 г. сделал обязательным присоединение предприятий к специальным фондам (кассам), финансирующим семейные пособия. По-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.