Научная статья на тему '2015. 04. 029. Генерал П. Н. Краснов (1869-1947) как писатель и сотрудник эмигрантской газеты «Русский инвалид». (аналитический обзор)'

2015. 04. 029. Генерал П. Н. Краснов (1869-1947) как писатель и сотрудник эмигрантской газеты «Русский инвалид». (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
288
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ИСТОРИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / МОНАРХИЗМ / РУССКОЕ ВОЙСКО / ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / РЕВОЛЮЦИЯ / АНТИБОЛЬШЕВИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭМИГРАНТСКАЯ ПЕЧАТЬ / ГАЗЕТА "РУССКИЙ ИНВАЛИД" / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / УТОПИЧЕСКИЙ РОМАН / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 029. Генерал П. Н. Краснов (1869-1947) как писатель и сотрудник эмигрантской газеты «Русский инвалид». (аналитический обзор)»

2015.04.029. ГЕНЕРАЛ П.Н. КРАСНОВ (1869-1947) КАК ПИСАТЕЛЬ И СОТРУДНИК ЭМИГРАНТСКОЙ ГАЗЕТЫ «РУССКИЙ ИНВАЛИД». (Аналитический обзор).

Ключевые слова: русская история; Православие; монархизм; русское войско; донское казачество; революция; антибольшевизм; гражданская война; Белое движение; эмигрантская печать; газета «Русский инвалид»; исторический роман; утопический роман, художественная концепция личности; национальная самоидентификация.

С 1990-х годов белый генерал-эмигрант П.Н. Краснов занял видное место в ряду все более читаемых в России исторических романистов. К настоящему времени переизданы все основные его художественные произведения разных жанров (военные очерки, рассказы, мемуары, исторические, приключенческие, утопические романы); вышло десятитомное Собрание сочинений1. Современные исследователи и критики признают патриотической пафос творчества писателя, что ярко сказалось в его публицистическом очерке 1919 г. - «Любите Россию!» (17).

«Открыв для себя мир творений Петра Николаевича Краснова, не перестаешь удивляться простоте, красоте и богатству его языка, точности его образов, а главное - неподдельной искренности автора. В его произведениях - ... правда русской трагедии и вера в возрождение России», - так писала православная газета «Воздвиженье» 22 сентября 2014 г. - в день 145-летия со дня рождения генерала-писателя (8).

Однако предыдущие несколько десятилетий эмигрант П.Н. Краснов был известен прежде всего как белогвардейский генерал, ярый противник советской власти, руководитель казачьего восстания 1918 г. на Дону, глава (Атаман) независимого Донского правительства, объявившего бойкот Советам, ближайший сподвижник Л.Г. Корнилова и Н.Н. Юденича в Белом движении (9). С началом Второй мировой войны он стал руководителем казачьих соединений, входивших в вермахт, занимал пост начальника Главного управления казачьего войска Германии. В неодолимом стрем-

1 Краснов П.Н. Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Книжный Клуб Книго-век, 2012.

лении любым путем утвердить «самостийность» казаков, их право на автономию, на создание отдельного государства («Юго-Восточного союза») как «самостоятельного самоуправляемого целого» (16), П.Н. Краснов и в 1918, а затем и в 1941 г. делал «ставку» (роковым образом заблуждаясь) на «немецкую ориентацию».

Судьба П.Н. Краснова в высшей степени трагична: преисполненный высоким чувством сыновней любви к родине, он был по приговору советского суда казнен в 1947 г. за контрреволюционную деятельность и сотрудничество с гитлеровцами. Стенограмма последнего слова подсудимого Краснова П.Н. (в 12-м томе следственного «дела» № Р-187686) отразила его глубокое раскаяние: «Я осужден русским народом... Но я бесконечно люблю Россию... За мои дела никакое наказание не страшно, оно заслуженно. и я не нахожу себе оправдания»1. Предпринятые в разные годы попытки реабилитации генерала были окончательно отвергнуты в 2008 г. (1).

Родился Пётр Николаевич в Санкт-Петербурге; отец его Николай Иванович Краснов (1833-1900) - генерал, военный историк и писатель. От своих предков Пётр Николаевич воспринял преданность (до фанатизма) военному делу, но и писательский талант был заложен в нем генетически: первым из рода воинов-литераторов был дед Иван Иванович Краснов (1800-1871), известны его стихи о тихом Доне, историко-этнографические очерки о казачьей службе; старший брат Платон Николаевич (1866-1924) стал писателем, переводчиком, критиком, публицистом (19).

С 1891 г. очерки и рассказы П.Н. Краснова постоянно появляются в газетах «Русский инвалид», «Петербургский листок», «Биржевые ведомости», «Петербургская газета», а также в журналах «Отдых» и «Нива», в «Военном сборнике». Тема казачества оставалась центральной и в его первых книгах: «На озере» (1893), «Донцы: Рассказы из казачьей жизни» (1896; 1909), «Донской казачий полк сто лет тому назад», исторический роман «Атаман Платов», «Казаки в начале XIX в.» (все - в 1896 г.), «Ваграм: Очерки и рассказы из военной жизни» (1898), «Казаки в Абиссинии: Дневник. 1897-1898 гг.» (1899; 1900; 1909), «Генералиссимус Суво-

1 См.: Лабораторная страница Петра Краснова - биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. - [Электронный ресурс: Петр Краснов - Лаборатория Фантастики].

ров: Жизнеописание для войск и народа» (1900), «Борьба с Китаем: Популярный очерк столкновений России с Китаем в 1901 г.» (1901), «По Азии: Очерки Маньчжурии, Дальнего Востока, Китая, Японии и Индии 1901-1902 года», «Любовь абиссинки и другие рассказы» (оба изд. - в 1903 г.) и др.

Очерки, предназначенные для чтения в семье, школе и войсковых частях, отличались занимательностью. В ранних произведениях - «Картины былого Тихого Дона» (1909; 1913), «Российское победоносное воинство: Краткая история русского войска от времен богатырей до Полтавской победы» (1910), «Донцы и Платов в 1812 г.» (1912) - определились главные особенности творчества писателя: «. офицер и литератор идут в них рука об руку»; его «стилевая манера» отличалась «непременной опорой на действительные факты и документальные источники»; у автора «всегда с собой блокнот, в который он заносит свои наблюдения и размышления о войне и мире» (32).

Достоверность и объективность - эти качества сообщили исследовательский характер его прозе о Гражданской войне; таковы его заметки «На внутреннем фронте: Очерки боевых действий» (1926; 1928). Мемуары генерала входили в узкий круг оппозиционных советскому режиму произведений, официально изданных в СССР в 1928 г. (9).

С 1919 г. П.Н. Краснов - в эмиграции; с марта 1920 г. - в Германии; в ноябре 1923 г. переехал во Францию, поселился в Санте-ни, в окрестностях Парижа; в 1936 г. вернулся в Германию.

«С особой силой имя П. Краснова зазвучало на страницах эмигрантской печати. Г. Щепкин (1919), С. Денисов (1922), В. Амфитеатров-Кадашев (1922), К. Каклюгин (1924), В. Орехов (1929), Е. Тарусский (1930), К. Попов (1934), В. Крюков (1937) и некоторые другие обращали внимание читателя прежде всего на духовную, душевную необходимость явления Краснова», - отмечает М.С. Зайцева, современная исследовательница его творчества (10).

По ее мнению, романы «От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894-1921» (1921; 2-е изд., перераб. 1922), «Единая-неделимая» (1925), «Понять-простить» и «Белая свитка» (оба -1928) «поистине сделались необходимыми» и в нашу эпоху - «тотального забвения русским народом своих исторических корней, в эпоху очередного переписывания нашей истории». М.С. Зайцева

напоминает положительные оценки творчества Краснова в откликах эмигрантских писателей - Р. Гуля, А. Амфитеатрова, И. Бунина, а также попытки критика Г. Адамовича указать на сильные и слабые стороны его дарования через сравнение с Шолоховым1.

Романы П. Краснова читали и на родине, хотя доступны они были немногим. При работе над своими самыми значительными произведениями М. Шолохов и Б. Пастернак черпали в творчестве П. Краснова фактический материал для создания сцен и образов. Например, некоторые эпизоды воспоминаний под названием «Все-великое Войско Донское» художественно интерпретируются в романе «Тихий Дон» (10). Что касается П. Краснова, то он отмечал свою ориентацию на эпопею Л. Толстого2 и признавал «исключительно огромный» талант Шолохова3.

С 1921 по 1943 г. Краснов опубликовал более 20 книг. Самым известным стал четырехтомный роман-эпопея «От Двуглавого Орла к красному знамени: 1894-1921»4, переведенный на многие европейские языки. В романе отразились главные события царствования Николая II и первых пореволюционных лет, свидетелем и участником которых был сам автор: будни армии и жизнь петербургского света, Русско-японская война, германская кампания 1914-1918 гг., Февральская и Октябрьская революции, разложение армии, Гражданская война, красный террор. В эпопее русская революция представлена «с белой стороны». П. Краснов стремился к максимальной правдивости изображения; но оставался сугубо тенденциозным мыслителем. Торжественно-патетическим пафосом освещена сцена гибели главного героя: гордо идет на свою гибель бесстрашный генерал-патриот Саблин. И как христолюбивый православный человек, он далек от желания мстить мучителям: он -генерал свиты Его Величества, Георгиевский кавалер, не изменив-

1 Адамович Г. Шолохов // Новое русское слово. - Нью-Йорк, 1933. -

10 сен.

2

См.: Попов К.С. «Война и мир» и «От Двуглавого Орла к красному знамени». - Париж, 1934. - 104 с.

3

См.: Ширяев Б. Воля к правде // Часовой. - Брюссель, 1966. - № 476 (2).

4 Краснов П.Н. От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894-1921. -Берлин, 1921; То же. - 2-е изд. - Берлин, 1922; То же. - Рига, 1930-1931; То же // Нью-Йорк, 1971; То же // Кубань. - Ростов н/Д., 1991. - № 4-10; То же: В 3 т. -Екатеринбург, 1994-1995; То же: В 2 кн. - М.: Айрис-Пресс, 2005.

ший своему государю, - «испытал то светлое чувство, какое испытывали первые христианские мученики», - читаем в романе. Но создавая в эпопее галерею русских воинов из «белого» стана -стойких, несгибаемых, верных заветам рыцарства, Краснов тщательно выписал и галерею отрицательных образов - «вершителей» революции, ее многоликих пособников, всегда «подчеркнуто непривлекательных, уродливых» (31, с. 24).

Роман «От Двуглавого Орла к красному знамени» - один из серии произведений Краснова о «русской смуте» на разных ее исторических этапах. Сам писатель так разъяснял свой замысел: «Я решил в ряде романов изобразить жизнь различных классов Русского общества, и эта работа вылилась в четыре романа. В первом - "От Двуглавого Орла к красному знамени" - я изображаю, как жили до войны, как воевали и как пережили смуту люди высшего общества. Во втором и третьем - "Опавшие листья" и "Понять-простить" - я беру интеллигентную, среднюю семью Кусковых и семью бедного чиновника Лисенко. В романе "Единая-неделимая" я изображаю на первом месте жизнь южнорусского крестьянина. Здесь. я пытаюсь найти пути, по которым могла бы выйти Россия из кровавого тупика...

Все четыре романа. связывает в главных очертаниях: единство времени - последняя историческая эпоха Императорской России, война и смута; единство места - С.-Петербург и Юг России, и единство быта - русский военный и мирный быт. Я буду счастлив. если читатель поймет, где скрывается та единая-неделимая, спаянная братскою любовью Россия, которая. озарит святым учением Христа народы Запада, погибающие в материализме. Когда воссияет над Россиею снова тот Тихий Свет, что был над нею в дни ее славы, когда мы Бога боялись и Царя чтили, тогда снова встанет она: Великая, Единая и Неделимая» (18).

И в других примыкающих к этой серии романах - «С нами Бог» (1927), «Largo» (1930), «Выпашь» (1931), «Подвиг» (1931), «Ненависть» (1934), «Домой!» (1936) - читатели оценили красочные подробности русского быта, сами характеры героев, свойства их «русской души», неколебимый патриотический настрой. Произ-

ведения П. Краснова сочувственно оценивались эмигрантской прессой (но часто анонимными авторами)1.

В современной России одним из самых популярных в жанре исторического повествования стал роман «Цареубийцы»2, неоднократно переизданный3.

В основе повествования - три поколения фамилии Разгиль-дяевых, а через них - жизнь петербургского света в конце XIX в., участие русских войск в Балканской войне 1877-1878 гг. (переправа через Дунай, третий штурм Плевны, портрет 35-летнего генерала М. Д. Скобелева, государь-император на войне), а также любовь и мученическая смерть Александра II. В романе нашли отражение трагические заблуждения и действия Софьи Перовский и Андрея Желябова, перипетии жизни сопутствовавших им Н.И. Кибальчича (изобретателя, которому не терпелось испытать свой снаряд на людях «во имя науки»), Геси Гельфман, Льва Тихомирова, В.Г. Пле-

1 См.: [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894-1921 // Русская книга. - Берлин, 1921. - № 3, Куприн А. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894-1921 // Общее дело. - Париж, 1921. - 9 мая, Василевский И. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894-1921 // Последние новости. - Париж, 1921. - 31 июля, [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894-1921 // Последние известия. - Ревель, 1921. -5 авг., [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894-1921 // За свободу! - Варшава, 1924. - 6 мая. См.: [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Опавшие листья // Звено. - Париж, 1923. - 26 марта, [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Опавшие листья // Сегодня. - Рига, 1923. - 22 апр., [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Опавшие листья // Руль. -Берлин, 1923. - 6 мая, Слоним М.. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Опавшие листья // Дни. - Париж, 1923. - 27 мая. См.: [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Единая-неделимая // За свободу! - Варшава, 1925. - 11 мая, [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Единая-неделимая // Русское время. - Париж, 1925. - 5 сент., [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Единая-неделимая // Возрождение. -Париж, 1925. - 21 сент. См.: Галич Ю. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Выпашь // Сегодня. - Рига, 1931. - 9 июня; Пильский П. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Домой! //

Сегодня. - Рига, 1936. - 13 мая.

2

Краснов П.Н. Цареубийцы: (1-е марта 1881 г.). - Париж, 1938.

Краснов П.Н. Цареубийцы. - Ростов н/Дон., 1992 (послесл. Михайлова О., Лупырева А.); То же. - М.: Панорама, 1994 (послесл. Новикова К.); То же. - М.: Прозерпина, 1994; То же. - М.: Современник, 1995; То же. - М.: АСТ, Астрель, 2010; 2011; То же. - М.: Мир книги, Литература, 2011.

ханова (покинувшего народовольцев, как только они объявили, что переходят к террору) и т.п.

И все-таки духовный центр романа в ином: его составляют две романтические фигуры, две русские души, мятущиеся в поисках правды - Вера Ишимская («тургеневская девушка», живущая у Разгильдяевых, их дальняя родственница, сирота) и князь Болотнев (проклятый отцом, изгнанный из родительского дома). Первая оказывается в стане террористов-революционеров; второй приходит к полному безверию, скептицизму, отрицанию России. Через их судьбы, пересекающиеся и навсегда разошедшиеся, писатель стремился раскрыть свое понимание психологических особенностей ключевого для России периода - царствования Александра II как освободителя и мученика, павшего жертвою своего доверия к людям, своего человеколюбия (20).

Краснов воссоздал в романе разоблачительные картины кровавого террора, развязанного народовольцами. Концепция произведения прочитывается в самом его названии: «Цареубийцы».

Ту же тему разрабатывали известные советские писатели -О. Форш («Одеты камнем»), Ю. Трифонов («Нетерпение»), Ю. Давыдов («Глухая пора листопада») и в основном романтизировали террористов. Осуждая кровь и насилие, они рисовали народовольцев героями-одиночками, самоотверженными жертвами ради своих идей.

В эмиграции П. Красновым были написаны также романы «Белая свитка» (1928) - утопия о Москве XVII в., «С Ермаком на Сибирь» (1929), «Цесаревна: 1709-1762» (1933) - о Елизавете Петровне, «Екатерина Великая: 1729-1796» (1935). Их главной «героиней» является Россия.

Особое место в творчестве писателя занимает «фантастический» (по определению самого автора) роман «За чертополохом»1. «Утопическим романом приключений» назвал его один из первых рецензентов - В. Амфитеатров-Кадашев2. Современные исследователи, по сути, уточняют данное жанровое определение: это - утопия о будущем «постбольшевистской России» (2), своеобразный

1 Краснов П.Н. За чертополохом (фантастический роман). - Берлин, 1922;

2-е изд., перераб. - Рига, 1928.

2

Амфитеатров-Кадашев В. О романе П.Н. Краснова «За чертополохом» // Руль. - Берлин, 1922. - № 453. - 14 мая.

поджанр «альтернативной» истории (5); П. Краснов изобразил «идеальное» государство, по его мнению, возможное только на основе самодержавия и православия (7; 23). В отгороженной от всего остального мира на 45 лет непроходимой стеной чертополоха России «после кровопролитной Гражданской войны и массового голода чудесным образом восстановлена монархия» (6). «Народ дошел до отчаяния. Нужна была единая воля надо всей Россией.», -читаем в романе1. И новым самодержцем стал «подлинный Романов», скрывавшийся в неизвестном месте «юноша пятнадцати лет, с царственной осанкой»2. При поддержке казачества царю из романа Краснова удалось объединить страну, создав новую систему управления, при которой владельцы земли и собственности не могут занимать руководящих должностей; таким образом, по логике писателя, «пресечено желание обогатиться, уничтожено желание брать взятки; этим люди власти всецело отданы на служение госу-дарству»3. В России будущего решен и рабочий вопрос: «.нет спекуляции, нет банков, нет адвокатов, нет профессий, где бы можно было без труда иметь деньги. фабрики разбросаны среди природы, у каждого рабочего есть свой кусочек земли, свой сад, огород, животные. Рабочих случайных, бродяг, пролетариата . нет»4. Большое внимание уделяется сохранению народных традиций: вся жизнь «зиждется на семье», возрождены «старорусские допетровские обычаи» и т.д. И хотя Россия будущего отгорожена от всего мира (что, по мнению Краснова, и способствовало воссозданию ее могущества), в перспективе предполагается выйти на международную арену, установив дружеские отношения, в первую очередь, с Германией (6).

Роман-утопия «За чертополохом» - первое произведение в русской литературе, в котором предпринята попытка воссоздать картину возрожденной Российской империи во всех аспектах - политическом, экономическом, культурном.

* * *

1 Краснов П.Н. Соч.: В 2 кн. - М., 2000. - Кн. 1: За чертополохом. - С. 319.

2 Там же. - С. 317.

3 Там же. - С. 322.

4 Там же. - С. 336-337.

Работоспособность и плодотворность П.Н. Краснова особенно поражает, если напомнить, что он все время, пока находился в эмиграции, был активным сотрудником газеты «Русский инвалид» (Париж, 1924-1940), где не только публиковал статьи на военные темы, но и печатался в разделах «Библиография», «Литературные заметки», выступая как литературный критик.

«В единении наше спасение, в расколе - наша гибель» - этот бессменный девиз «Зарубежного союза русских военных инвалидов» и газеты «Русский инвалид» (Париж, 1924-1940, 1960-1978) был провозглашен в статье А. И. Деникина «Искание родины», опубликованной в первом однодневном выпуске «Русского инвалида» (1924, ноябрь). Газета явилась одним из периодических изданий, стремившихся на своих страницах воссоздавать и сохранять исторический, военный, бытовой колорит и самый дух утерянной родины. Поддерживалась память о дореволюционной России, насаждался культ прошлого (хранилища национального духа). Духовная защита России велась по разным направлениям как гражданским, так и военным. Разрабатывалась постсоветская концепция национально-государственного развития России и ее вооруженных сил, новое понимание патриотизма (25).

П.Н. Краснов был сотрудником и того изначального «Русского инвалида», который выходил в Петербурге с 1813-1917 гг. Его первая публикация появилась 17 марта 1891 г., и с тех пор статьи П.Н. Краснова не сходили со столбцов «Русского инвалида», ставшего с 1924 г. парижской ежегодной и однодневной газетой (выходила один раз в год), а в 1930 г. - ежемесячной военно-научной и литературной газетой.

7 мая 1931 г. в № 1 «Русского инвалида» была напечатана редакционная статья «Генерал П.Н. Краснов: (К 40-летию его военно-литературной деятельности)», где рассказывалось о его работе в газете с 1891 г.

Свои публикации как литературного критика Н. Краснов подписывал псевдонимом «Гр.А.Д.». Этот «графский» псевдоним дублировал имя его строевой лошади, служившей ему под седлом 23 г.; скакуна звали Град. Такой псевдоним не случаен, ибо для Краснова лошадь была еще и воплощением красоты, а «красота зовет на подвиг», писал он, противопоставляя грацию коня аэро-

планам и танкам с их неизменными спутниками - «уродливыми масками противогазов, керосином, бензином, всяческой химией»1.

В петербургском, а затем (в эмиграции) в парижском изданиях газеты П.Н. Краснов опубликовал огромное количество статей; его называли «примадонною» «Русского инвалида». Неслучайно поэтому первый же материал, появившийся в разделе «Библиография» парижской газеты, был посвящен П.Н. Краснову - рецензировался его роман «Largo»2 - начало его трилогии о русской интеллигенции. Знаменитая композиция Генделя в темпе largo исполняется в романе на скрипке, виолончели и рояле на званом вечере (в доме Тропарёвых в Петербурге) и несет определенную смысловую нагрузку - имеется в виду широкое, величественное и неспешное течение жизни в России в довоенное время.

Однако, по мнению рецензента Н. Чебышева, этот замысел писателю не удался: бросается в глаза «отсутствие "сцепки" между людьми и делами, выведенными в романе»; много выдуманного (особенно фигуры революционеров), характерны психологически не выдержаны; утомительны неловкие «переклички» с Достоевским (атмосфера убийства Якова Тропарёва - прозектора, члена муниципального совета Министерства внутренних дел) и с Л. Толстым (офицер Брянский напоминает Вронского). Не к месту (и с антисемитской окраской) вводится в повествование киевское дело Бейлиса (под псевдонимом дела Дреллиса). К достоинствам романа критик отнес его «кинематографическую» увлекательность; сцены военного быта «насыщены правдой подлинных наблюдений»; удачен тип русского кавалериста-офицера Ранцева (Петрика).

По мнению современных критиков, рисуя офицерскую среду и жизнь различных слоев общества, писатель дает беспощадный анализ причин и следствий происходящего, и вместе с тем лирические страницы романа заставляют вспоминать лучшие образцы прозы Куприна и Бунина.

В рецензии на следующий роман трилогии - «Выпашь» (1931) Н. Алексеев отмечал, что писатель развернул перед читателем «грандиозную и глубоко захватывающую картину падения и

1 Краснов П.Н. Традиции // Русский инвалид. - Париж, 1930. - № 3.

2

Чебышев Н. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Largo. - Париж, 1930 // Русский инвалид. - Париж, 1930. - № 5.

крушения нашей Великой Родины, душа которой (весьма образно уподобляется выпашке - выпаханному, усталому полю) не выдержала тяжких и длительных испытаний, вызванных мировой вой-ной»1. В романе нашли отражение события гражданской борьбы, а также жизнь военных в эмиграции (тут и Общевоинский союз, и Высшие военно-научные курсы, и непривычная для офицеров работа на заводе, таксистами и т.п.).

Рассматривая третий роман трилогии - «Подвиг» (1932), Н. Алексеев цитировал предисловие самого автора. П. Краснов указывал, что ставил своей целью «нарисовать читателю картину жизни русских людей толпы, без имени, без исторического значения, тех маленьких добросовестных ротных командиров, профессоров, врачей, кто делал черное и невидное дело государственной работы, кто был - одни незаметными, вольными или невольными пособниками революции и разрушения России, другие, кто за своими ежедневными работами и заботами, за своей службой проглядел страшное дело темных сил, по своему простодушию и прекраснодушию ему не поверил, а когда понял и увидел совершившееся - не принял новой власти, ополчился на нее, боролся с ней, не победив, удалился за границу, чтобы тяжким трудом зарабатывать горький хлеб изгнания и накапливать силы в твердой вере в неизбежность борьбы за Россию»2. Роман охватывал жизнь целого поколения в течение 20 лет (1911-1931), воспроизводя «живые картины действительной жизни в мире, на войне и за границей»3, -обобщал рецензент.

В разделе «Библиография» рецензировались также романы «Цесаревна: 1709-1762» и «Екатерина Великая: 1729-1796». В романе о дочери Петра I Елизавете Петровне «мастерски выполнены зарисовки цесаревниных развлечений, охоты, карусели, дворцовых интриг», - писал рецензент, подчеркивая, что Краснов вдохновлялся событиями, решающими для последующих судеб молодой Российской империи. «Лишь дворцовый переворот, выполненный цесаревной, сохранил России тот исторический путь, на который она

1 Алексеев Н. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Выпашь. - Париж, 1931 // Русский инвалид. - Париж, 1932. - № 33.

2

Цит. по: Алексеев Н. [Рец. на кн.]: Краснов П.Н. Подвиг // Русский инвалид. -Париж, 1932. - № 48.

3 Там же.

была поставлена великим отцом»1. Говоря о романе «Екатерина Великая», рецензент (выступавший под псевдонимом Карабин) напомнил слова самого Краснова, полагавшего главной «только одну сторону жизни Екатерины Второй - ее роман, где героем - Екатерина Алексеевна, а героиней - Россия. та Россия, которую она полюбила со всею страстностью своей не женской, но мужской натуры, обладания которой добивалась и всех соперников своих устраняла с холодною жестокостью»2.

О романе «Ненависть» рецензент писал: «картинно представленная параллель» - предбольшевистской Святой Руси и красной России под тиранической властью большевиков - «производит неизгладимое впечатление»3. В другой рецензии критик Карабин отметил ключевые моменты в содержании романа «Ненависть»: патриархальная, дружная, проникнутая духом религиозности, любви, труда жизнь мелкобуржуазной служилой семьи (Жильцовых в Петербурге, Антонских в Гатчине, есаула Вехоткина на Дону); война, революция, большевистское владычество (убийства, расстрелы, смерти от голода и т.п. выводят героев из жизни одного за другим). И далее: гибель патриарха семьи - Матвея Жильцова; превращение его когда-то богатого хутора в обнищавший колхоз имени К. Маркса; дикий расстрел хуторян по приказу его сына Володи Жильцова, ставшего Гранитовым, видным большевистским деятелем; зверское убийство полковника Вехоткина; смерть главной героини -Жени Жильцовой. «Дьявольскою ненавистью проникнуто все учение и властвование коммунистов, и единственным ответом им может быть только жгучая ненависть»4, - заключал рецензент, обобщая идейное содержание романа.

В рубрике «Литературные заметки» П.Н. Краснов сам выступал как рецензент (неизменно подписываясь псевдонимом «Гр.А.Д.»). Он положительно отозвался о романах «Защита Лужи-

1 [Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Цесаревна. - Париж, 1933 //

Русский инвалид. - Париж, 1933. - № 57.

2

Карабин. [Рец. на кн.:] Екатерина Великая. - Париж, 1935 // Русский инвалид. - Париж, 1935. - № 80.

3

[Без подписи]. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Ненависть. - Париж, 1934 // Русский инвалид. - Париж, 1934. - № 74.

4 Карабин. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. Ненависть. - Париж, 1934 // Русский инвалид. - Париж, 1934. - № 72.

на» В.В. Сирина и «Бегство» М.А. Алданова, отметив как их своеобразие, так и связь с русской классической литературой1.

П. Краснов рецензировал роман А. И. Куприна «Юнкера» (1933), оценив его художественные достижения на уровне толстовских «Казаков»2.

Эту рецензию, по сути статью, можно считать программной, поскольку в ней выразились главные мировоззренческие установки писателя. Пересказывая роман, Краснов не только выявлял достоинства произведения, воспринимаемого как «поэма в прозе, звучная песня о далекой нашей молодости, о домовитой, крепкой в любви и привязанностях, семейной, радушной, гостеприимной и патриархальной Москве», но и утверждал свою позицию в отношении к царской армии. Для Краснова в этой области не могло быть и тени критики. С негодованием он обрушился на рецензента газеты «Часовой»3, осмелившегося напомнить, что А. Куприн в романе «Поединок» «с мужеством хирурга вскрыл те гнойные раны, которые были на теле армии».

П. Краснов резко обрывает критика: «Я гнойных этих ран не видел.» И далее он безоговорочно защищал царскую армию от обличителей - будь то Куприн или А.И. Деникин в его очерках «Старая армия», или кто-либо иной: «Дело в том, что все мы, и Куприн в том числе, часто впадаем в "интеллигентскую" ошибку и становимся, отдаваясь духу времени, несправедливыми и жестокими в оценке людей и событий»4.

По убеждению Краснова, в «Поединке» Куприна «печать нелюбви к армии» объясняется тем, что писатель «посмотрел на окружающую его офицерскую среду глазами литературно-актерской богемы, либерализма»; Деникину же либо просто не везло, и он постоянно натыкался на непорядки и гнусности, либо «по складу своего характера он умел и хотел подметить. только теневые сто-

1 Гр. А. Д. [Рец. на кн.:] Сирин В.В. Защита Лужина; Алданов М.А. Бегство //

Русский инвалид. - Париж, 1932. - № 35.

2

Гр. А. Д. [Рец. на кн.:] Куприн А.И. Юнкера // Русский инвалид. - Париж,

1933. - № 51.

3

[Без подписи]. [Рец. на кн.:] Куприн А.И. Юнкера // Часовой. - Париж,

1932. - № 92.

4 Гр.А.Д. [Рец. на кн.:] Куприн А.И. Юнкера // Русский инвалид. - Париж,

1933. - № 51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

роны, опуская светлое». П. Краснов, напротив, видел в прошлом старой армии много «красоты. чести и. славы»1.

В другой рецензии - на книгу С. Гребенщикова «Родина», вышедшую в Сербии, - П.Н. Краснов писал: «Быт старой русской императорской армии временами был так красив и поэтичен, что многие русские большие поэты им вдохновлялись»2. Критик выделил «больших певцов воинской жизни» - Д. Давыдова, М. Лермонтова, А. Фета, Августейшего поэта К.Р. (Константина Романова). Но и менее известные поэты русской армии, продолжал он, оказались способными, создавать прекрасные сны о великом прошлом родины.

Краснов представил в рецензии всех постоянных поэтов «Русского инвалида», воздавая должное их патриотизму: таковы поэт-воин (Семеновец) кн. Ф.Д. Касаткин-Ростовский, изюмский гусар В.А. Петрушевский (обосновавшийся на о-ве Ява), Н. Туро-веров (Атаманец) и, наконец, поэт С. Гребенщиков, на войне он командовал Драгунским полком, а потом стал певцом «державной красоты Петербурга и меланхолической прелести Версаля русского - Петергофа». Стихи из его книги «Родина» были об императоре Николае I, о Суворове, о русском храме в Белграде, о радости молитвы под старыми знаменами, о славе своего полка и т.д. и т.п. Но в целом все они - о России: «.Русь необъятная / Всем непонятная, / Вечно жива ты во мне»; «Родина дальняя / Многострадальная - / Сколько в тебе красоты.» Всем, кому дорого и мило незабвенное прошлое, писал Краснов, «эта маленькая тетрадка доставит тихое удовольствие милого воспоминания»3.

В «Русском инвалиде» печатались некоторые произведения Краснова, вышедшие затем отдельными изданиями. В 1935-1936 гг. из номера в номер печатался роман из жизни пограничного гарнизона «Накануне войны»; рецензия на него тоже публиковалась в газете4.

1 Гр.А.Д. [Рец. на кн.:] Куприн А.И. Юнкера // Русский инвалид. - Париж,

1933. - № 51.

2

Гр.А.Д. [Рец. на кн.:] Гребенщиков С. Родина // Русский инвалид. - Париж, 1932. - № 36.

3 Там же.

4 Позднышев С. [Рец.на кн.:] Краснов П.Н. Накануне войны. - Париж, 1937 // Русский инвалид. - Париж, 1937. - № 100.

Краснов написал несколько автобиографических документальных книг; среди них «Павлоны» - описание жизни и быта юнкеров Павловского военного училища, которое он окончил в 1888 г.; фрагменты воспоминаний публиковались в «Русском инвалиде» в 1931-1940 гг. (отд. изд. - 1943). Об учебе в петербургской Академии генерального штаба Краснов написал в очерках «Старая Академия», печатавшихся в газете в 1932 г. (№ 41-48) в преддверии торжественного празднования в Париже 100-летия Императорской военной Академии1. Фрагменты автобиографической книги «На рубеже Китая» печатались в течение 1937 г. (отдельным изданием она вышла в Париже в 1939 г); Краснов рассказывал здесь о командовании 1-м Сибирском полком на китайской границе, в Туркестане.

В 1939 г. газета отмечала 50-летие со дня производства П.Н. Краснова в первый офицерский чин2. И вместе с этим подчеркивалось, что он был 48 лет постоянным сотрудником «Русского инвалида», в увлекательной форме воспитывая «целые поколения не только офицеров, но и русских людей в преданности Престолу и Отечеству».

Показательно, что когда в 1960-е годы был возобновлен парижский «Русский инвалид» (гл. ред. - С. Д. Позднышев), Краснов снова оказался на страницах газеты. Сообщалось, что в 1943 г., в разгар Мировой войны, он передал Главному правлению Зарубежного союза русских военных инвалидов два своих произведения: роман «В житейском море» и повесть «Погибельный Кавказ»3. Глава из романа «В житейском море» публиковалась в 1962 г. (№ 136); в том же году вышло отдельное издание4. Рецензентом выступил генерал С. Позднышев. «Философия книги, - писал он, -жизнь как море. Мы в ней - щепки, несомые волнами. Иногда море бывает бурным. Иногда море бывает умиротворенным. Книга рассказывает о судьбе трех офицеров-товарищей, жизненные дороги которых по окончании военного училища разошлись в разные

1 [Подпись: А.] Торжественное празднование в Париже 100-летия основания Императорской военной Академии // Русский инвалид. - Париж, 1932. - № 50.

2

Головин Н.Н. Генерал Краснов: К 50-летию в офицерских чинах // Русский инвалид. - Париж, 1939. - № 138.

3

См.: Русский инвалид. - Париж, 1961. - № 135.

4 Краснов П.Н. В житейском море. - Париж, 1962.

стороны. П.Н. Краснов - певец старой России, в особенности той среды, в которой протекала его военная служба и карьера. На имперское, блистательное величие России он молился повсюду: в царственном Санкт-Петербурге и на бесконечно далекой от столицы сибирской окраине государства Российского. Для каждого места он находил соответствующие краски и восторженные слова. В книге разлито сыновнее любование русских людей своей Родиной, ее мощью, величием и пространственной беспредельно-стью.»1

Все это побуждает вновь напомнить очерк П. Краснова «Любите Россию!», где он высказал удивительно современные мысли и чувства: «Вся история России . такое величие духа русского народа, что слезы навертываются на глаза, когда читаешь, как обороняли Русские Псков, как сражались под Нарвой, как побеждали под Полтавой, как из ничего создали великий флот. А Суворовские походы, а Русская Армия, с венком свободы идущая в далекий заграничный поход к самому Парижу, а освобождение Сербов и Болгар, освобождение армян. С ядовитым шипением гады Русской земли, бесы-разрушители счастья Русского ищут только темные страницы Русского быта. Описывают крепостное право, кивают на ошибки прошлого. Но разве не было этих ошибок у соседей?.. Мы молчим об этом. Потому, что. выгоднее мутить народную душу коварными сомнениями и несбыточными мечтами, ибо в мутной воде легче наживаться и проходить в люди.» (17).

Свидетельством нового этапа изучения П.Н. Краснова явились диссертационные исследования его творчества, тяготеющие к объемной, комплексной постановке проблемы личности. В этом ракурсе представляются актуальными предпринятые А.В. Канаш-киным подходы к изучению «национально-исторического характера» и «литературно-социологических аспектов» прозы П.Н. Краснова (15). Выводы историка А.К. Тучапского (30) о судьбе и чести русского офицера дают необходимый конкретный материал для осмысления роли личности в отечественной истории. В работе М.С. Зайцевой (12) в качестве основного критерия оценки «худо-

1 Позднышев С. [Рец. на кн.:] Краснов П.Н. В житейском море // Русский инвалид. - Париж, 1962. - № 136.

жественной концепции личности» назван «духовно-метафизический критерий», предполагающий опору «на традиционные ценности русской литературы, в основе которой лежит православная вера». Автор опирается на методологию южнорусской литературоведческой школы, основанную Ю.М. Павловым (22). Разработанную ученым типологию героев - их градацию по принципу разделения на «православный, амбивалентный и эгоцентрический типы личности» - М.С. Зайцева применяет при рассмотрении романа П.Н. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени».

Анализ произведения осуществляется в контексте романов «Белая гвардия» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Тихий Дон» М. Шолохова. Все названные романы «объединяет православный подход к рассмотрению личности», отмечает исследовательница. В разной художественной манере писатели осмысляют судьбу человека в вихре истории. Их взаимовлияние с учетом христианских исходных позиций позволяет ставить «вопрос о национальной идентификации и самоидентификации» героев, раскрыть специфику понимания тем или иным писателем «категорий, определяющих духовно-нравственный мир личности», выявить и оценить разные типы личности с точки зрения авторской концепции и русской христианской философии.

По мнению М.С. Зайцевой, «идеологическая направленность в романе довлеет над художественным мастерством П. Краснова. Главное для писателя - стремление убедить читателя в том, что монархия - единственно возможный государственный строй для России в силу особенностей национального характера. Только мощная централизованная власть, освещенная Верой в Бога и глубокой любовью к Отечеству, способна обуздать, с точки зрения автора, буйство русского нрава. Как показывает П. Краснов, «монархический строй во главе с Царем - помазанником Божьим» -это и есть та «ценностная система, воспитываемая Православной Монархией», которая пробуждала к жизни все лучшее, что есть в русской, душе - «силу любви к ближнему, самоотверженность, способность на самопожертвование, подвиг. Стремление исследовать в первую очередь не людей, а идеи в целом, тот или иной государственный строй резко отличает произведение П. Краснова от большинства отечественных романов XX в.», - заключает М.С. Зайцева (12).

Литературоведческий анализ произведений П.Н. Краснова на данном этапе предполагает не столько углубление в проблемы социальной и национальной самоиндентификации героев, сколько раскрытие свойственных писателю приемов изображения, характеризующих его как творческую индивидуальность.

Список литературы

1. Бондаренко В.Г. Не бел Краснов // Завтра. - М., 2008. - № 6. - Режим доступа: http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/08/742/51.html

2. Вагеманс Э. Постбольшевистская Россия: Утопический роман П.Н. Краснова // Театр. - М., 1998. - №8. - С. 143.

3. Галенин Б. Жизнь, творчество, смерть и бессмертие: Генерал Петр Николаевич Краснов, (10.09.1869 - 16.01.1947) // Краснов П. За чертополохом. - М., 2002. -С. 6.

4. Ганин А.В. Петр Краснов: Писатель и Атаман // Казачество великое, бесстрашное. - СПб., 2008. - С. 592-593.

5. Глушаков П.С. Между утопией и историей: Историко-фантастический жанр в литературе русского зарубежья // Русский проект исправления мира и художественное творчество Х1Х-ХХ вв. - М., 2011. - С. 154-160.

6. Гребенкин И. Н., Репников А. В. Краснов Петр Николаевич (краткая биографич. справка) // Общественная мысль Русского зарубежья: Энциклопедия. - М.: РОССПЭН, 2009. - С. 360-364. - Режим доступа: http://krasnaia-gotika.livejour nal. com/164013.html

7. Гопман В.Л. Роман П.Н. Краснова «За чертополохом» и традиция русской литературной утопии // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: Материалы Международной научной конференции: В 2 ч. - М.: Новый гума-нит. ун-т Натальи Нестеровой 2003. - Ч. 1. - С. 198-199.

8. 22 сентября - 145 лет со дня рождения Петра Николаевича Краснова: Летопись прихода Крестовоздвиженского храма // Воздвижение (газета). - СПб., 2014. -Режим доступа: http://krest-sobor.ru/?view=25910606

9. Деникин - Краснов - Врангель: Мемуары. - М.; Л., 1928. Переизд.: Белое движение: Мемуары А.И. Деникина, П.Н. Краснова, П.Н. Врангеля. - М.: Вагриус, 2006.

10. Зайцева М. С. Жизнь и творчество П. Н. Краснова в журналистике, критике, литературоведении // Парус. [Электронное издание]. - [Б.м.], 2013. - № 24. -Режим доступа: http://parus.ruspole.info/node/4031. Статья перепечатана на сайте ЛитБук; То же// ЛитБук [Электронный ресурс]. - [Б.м.], 2013. - 04.07. - Режим доступа: http://litbook.ru/article/4218/

11. Зайцева М.С. Революция и национальный идеал в романе П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени» // Парус [Электронное издание]. -[Б.м.], 2011. - № 2. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/proekty/parus/zay0111. php

12. Зайцева М.С. Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени» в контексте отечественного романа XX в.: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Армавир, 2010. - Режим доступа: //http: cheloveknauka/com/v/37632/d

13. Ивлев М., Кузинков А. Опыт библиографии Петра Краснова // Альманах Мемориала Донские казаки в борьбе с большевиками. - Новочеркасск, 2011. -№ 5. - Режим доступа: http://spgk.kz/maksim-ivlev/190-opyt-bibliografii-petra-krasnova.html

14. Игорев О. Любите Россию: П.Н. Краснов в изломе двух эпох // Белое дело: Мемориально-просветительский и историко-культурный центр [Электронный ресурс]. - СПб., 2014. - 16.01. - Режим доступа: http://beloedelo.ru/researches/ article/?236

15. Канашкин А.В. Литературно-социологические аспекты прозы Петра Краснова и национально-исторический характер как комплексная проблема: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - Краснодар, 1997.

16. Краснов П.Н. Казачья «самостийность» // [www.krasnov-don.narod.ru: Интернет-сайт, посвященный П.Н. Краснову]. - Б.м., б.д. - Режим доступа: http:// www.krasnov-don.narod.ru/staty/ks/ks.html. Первая публикация: То же // Двуглавый Орел. - Берлин, 1922. - № 25. - С. 1-9.

17. Краснов П.Н. Любите Россию! // Кубань. - Краснодар, 1992. - № 7-9. - С. 4243; То же: Казачье зарубежье / Сост. Хохульников К.Н. - Ростов н/Д.: Терра, 1999. Первые издания: То же // Приневский Край. - Нарва, 1919. - 3 дек.; То же // Казачий сборник. - Германия: Издание Лихтенгорстской Казачьей станицы, 1922. - № 1. - Режим доступа: http://krasnov-don.narod.ru/staty/lubiterossiu/ lubiterossiu.html

18. Краснов П. От автора [1924] // Краснов П.Н. Единая-неделимая. - М., 2004. -Режим доступа: http://az.lib.ru/k/krasnow_p_n/text_0230.shtml; То же: М., 2014.

19. Михайлов О.Н. Краснов П.Н. // Литературная энциклопедия русского зарубежья, (1918-1940). - М.: РОССПЭН, 1997. - Т. 1: Писатели русского зарубежья. -С. 220-223.

20. Михаилов О., Лупырев А. Атаман войска Донского и его роман «Цареубийцы» // Дон. - Ростов н/Дон., 1992. - №7-9. - С. 242-255.

21. Очирова Т. Писатель и воин // Байкал. - Улан-Удэ, 1994. - № 2. - С. 26-30.

22. Павлов Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX в.- М., 2003. - 204 с.

23. Павлова О. Утопия генерала П.Н. Краснова «За чертополохом» в контексте размышлений В.В. Кожинова о русском национальном характере // Наследие В. В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции / Под редакцией Рубцова Н.Г., Крижановско-го Н.И. - Армавир, 2005. - Ч. 2. - С. 19.

24. Попов К. С. «Война и Мир» и «От Двуглавого Орла к красному знамени». -Париж: Возрождение, 1934. - 104 с.

25. Ревякина А.А. «В единении наше спасение, в расколе - наша гибель!»: По страницам парижской газеты «Русский инвалид» // Проблемы литературы ХХ в. в поисках истины / Сост. и отв. ред. Фесенко Э.Я. - Архангельск, 2003. -С. 338-347.

26. Русанов А. О чем писал царский генерал?: (О лит. деятельности генерала П.Н. Краснова) // Россия молодая. - М., 1991. - № 11. - С. 64-65.

27. Сидоров В. С. Генерал, политик, писатель Пётр Николаевич Краснов (18691947) // Донской временник: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. - Ростов н/Д., 1994. - Вып. 2. - Режим доступа: http://zavtra.ru/cgi/ veil/data/zavtra/08/742/51 .html

28. Сухих И. Генерал Краснов: Пером и шашкой // Нева. - СПб., 1994. - № 3. -С. 263.

29. Струве Г. Русская литература в изгнании. - Париж; М., 1996.

30. Тучапский А.К. Петр Николаевич Краснов: Судьба русского офицера: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - СПб., 2006. - Режим доступа: http://www.dslib.net/ istoria-otechestva/petr-nikolaevich-krasnov-sudba-russkogo-oficera.html

31. Шлыгин И.И. Вершители революции в романе «От Двуглавого Орла к красному знамени» П.Н. Краснова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - Филологические науки. - М., 2010. - Вып. 1. - С. 22-30.

32. Юдин В. «... Услышьте до последних земли.» (Пётр Краснов - генерал и литератор) // Подъем. - Воронеж, 1913. - Вып. 4. - Режим доступа: http:// podyom.ruspole.info/node/4484

А.А. Ревякина

2015.04.030. КОЛОБАЕВА Л.А. И.А. БРОДСКИЙ: АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. - М.: ООО «Русский импульс», 2014. -176 с.

Ключевые слова: И.А. Бродский; поэтика; мировосприятие поэта; тема смерти, памяти и забвения; трагическая ирония; лирический трагизм.

В книге доктора филол. наук, профессора Л.А. Колобаевой (МГУ) развернут конкретный анализ текстов стихотворений И.А. Бродского (1940-1996), прослеживаются главные и скрытые «смыслы» творчества поэта, а также ведущие свойства поэтики -семантическая «концентрация» поэтической речи, усложненность строфики, мастерство многоступенчатой композиции, «прозрачность» поэзии, разговорность и мужественность интонации в стихе, метафизическая взаимосвязь далеких друг от друга явлений.

Структура книги: Введение; «Истоки, поиски, становление творческой зрелости» (анализ стихотворений «Большая элегия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.