Научная статья на тему '2015. 04. 024. Фриант К. М. , лангмор Дж. «Buen vivir»: политика выживания в эпоху антропоцена? Friant C. M. , langmore J. The buen vivir: a policy to survive the Anthropocene? // global policy. - 2015. - vol. 6, n 1. - p. 64-71. - mode of access: http://onlinelibrary. Wiley. Com/doi/10. 1111/1758-5899. 12187/abstract'

2015. 04. 024. Фриант К. М. , лангмор Дж. «Buen vivir»: политика выживания в эпоху антропоцена? Friant C. M. , langmore J. The buen vivir: a policy to survive the Anthropocene? // global policy. - 2015. - vol. 6, n 1. - p. 64-71. - mode of access: http://onlinelibrary. Wiley. Com/doi/10. 1111/1758-5899. 12187/abstract Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКВАДОР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ "BUEN VIVIR" / БИОЦЕНТРИЗМ / НЕРАВЕНСТВО / БЕДНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 024. Фриант К. М. , лангмор Дж. «Buen vivir»: политика выживания в эпоху антропоцена? Friant C. M. , langmore J. The buen vivir: a policy to survive the Anthropocene? // global policy. - 2015. - vol. 6, n 1. - p. 64-71. - mode of access: http://onlinelibrary. Wiley. Com/doi/10. 1111/1758-5899. 12187/abstract»

Францией и Германией, которые станут ее локомотивом (023, с. 11). Во главе Совета ЕС по экономике и финансам (ЭКОФИН) и Еврогруппы Бурланж предлагает поставить своего рода министра экономики объединения по аналогии с Ф. Могерини в сфере внешней политики и политики безопасности. Необходимо также создать парламентскую ассамблею из членов бюджетных комиссий национальных парламентов и Европарламента и наделить ее для начала консультативными полномочиями. Однако такое нововведение натолкнется на сопротивление сторонников суверенитета.

Общая проблема экономики ЕС заключается в возможном переходе в фазу слабого роста и в недостаточном создании рабочих мест. Греческий кризис является тестом на способность и волю Евросоюза к кооперации, тестом на способность зоны евро к консолидации. Уроки кризиса должны, по мнению ученых, найти отражение в договорах.

А.А. Сидоров

2015.04.024. ФРИАНТ К.М., ЛАНГМОР Дж. «BUEN VIVIR»: ПОЛИТИКА ВЫЖИВАНИЯ В ЭПОХУ АНТРОПОЦЕНА? FRIANT C.M., LANGMORE J. The buen vivir: A policy to survive the Anthropocene? // Global policy. - 2015. - Vol. 6, N 1. - P. 64-71. -Mode of access: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1758-5899. 12187/abstract

Ключевые слова: Эквадор; социально-экономическая политика; национальные планы «buen vivir»; биоцентризм; неравенство; бедность.

В статье рассматриваются особенности политики «buen vivir», первый этап которой проводился в Эквадоре правительством Р. Корреа Дельгадо в 2007-2013 гг.

Концепция «buen vivir» (дословно - «жить хорошо») отличается от господствующих в настоящий момент в мире представлений о благосостоянии. Ее целью является создание гармоничных отношений между людьми, природой и обществом, их согласованное сосуществование. В основе концепции лежит мировоззрение коренного населения региона Анд, но она включает в себя и элементы альтернативных идеологий западного мира.

В концепции «buen vivir» не проводится разграничение между природой и обществом. Таким образом, она является скорее биоцентричной, чем антропоцентричной идеологией: природа воспринимается как источник всей жизни на земле, частью которой наравне с другими формами жизни является и человек. Исходя из этого тезиса политика, базирующаяся на идеологии «buen vivir», продвигает органическое сельскохозяйственное производство, использование возобновляемой энергии, экотуризм и переработку использованных материалов как значимые составляющие экономики.

Кроме того, в концепции «buen vivir» большое значение придается коммунитарному аспекту жизни общества. В ней отражено прогрессивное видение социальной и экологической справедливости, реализуемой путем расширения контроля общества над правительством и средствами производства и формирования демократического общества. Последнее предполагает доминирование кооперативных экономических структур, солидарность и реци-прокность, а также активное участие граждан в принятии политических решений. «Buen vivir» тесно связана с концепциями антироста (degrowth) и медленно растущей экономики (slow economy), нацеленных на устойчивое развитие человеческого общества.

В Эквадоре идеология «buen vivir» стала основой двух четырехлетних национальных планов (Plan nacional del buen vivir) на 2009-2013 гг. и 2013-2017 гг., цель которых трансформировать экономику страны, чтобы положить конец ее зависимости от первичного сектора1, в особенности от нефтедобычи. Основой новой современной экономики должны стать сектор услуг, экотуризм и биотехнологии. Кроме того, в результате реализации этих планов эквадорское правительство предполагает сократить бедность, повысить социальное равенство благодаря улучшению качества и эффективности распределения таких общественных услуг, как образование, здравоохранение и социальное вспомоществование. При этом правительство Эквадора делает ставку на рост производства добывающей промышленности как основного источника доходов для финансирования указанной политики. В этой связи, отмечают авторы, возникает противоречие между методами реализации эко-

1 Первичный сектор экономики включает в себя добывающую промышленность, сельское хозяйство и другие сырьевые отрасли. - Прим. реф.

номических преобразований и принципами концепции «buen vivir»: правительство прибегает к «увеличению добычи природных ресурсов ради сокращения добычи природных ресурсов», нарушая принцип биоцентризма.

В ходе реализации первого четырехлетнего плана социальные расходы госбюджета выросли с 10,7% ВВП в 2006 г. до 15% в 2012 г. За тот же период расходы на здравоохранение увеличились с 1,2% ВВП до 2,1%, расходы на образование с 3,4 до 4,8% (согласно следующему четырехлетнему плану они достигнут 6% к 2017 г.). Такое увеличение расходов стало возможным благодаря высоким мировым ценам на нефть, а также внесению изменения в законодательство (2010), согласно которому размер отчислений в пользу государства с прибыли от продажи нефти был увеличен с 13 до 87%. Таким образом, в 2012 г. доля поступлений от продажи нефти повысилась до 48% бюджетных доходов (с. 66). Кроме того, правительство смогло утроить доходы от налогообложения, повысив эффективность сбора налогов.

На настоящий момент можно говорить о том, что в целом политика «buen vivir» привела к положительным результатам. Так, доля бедного населения сократилась с 43% в 2006 г. до 32,2% в 2012 г. (по второму плану к 2017 г. этот показатель должен составить 20%); уровень безработицы снизился в тот же период с 5 до 4,1%; минимальная заработная плата выросла со 170 долл. в 2007 г. до 394 долл. в 2013 г. В этот же период ВВП Эквадора рос более быстрыми темпами, чем в других странах Латинской Америки, а внешний долг сокращался. Улучшилось качество здравоохранения и образования, о чем свидетельствует, в частности, индекс человеческого развития (Human development index), который растет темпами, в два раза превышающими средние по региону Латинской Америки.

Не так успешно обстоят дела с сокращением социального неравенства. Эквадорскому правительству не удалось достичь намеченного на 2013 г. уровня коэффициента Джини (Gini coefficient) в 0,42. Во втором национальном плане была проведена корректировка этого целевого показателя: планируется снизить коэффициент Джини к 2017 г. до уровня в 0,44. Вместе с тем авторы отмечают значительный для Эквадора рост международного индекса счастья (Happy Planet index), что позволило стране в последние годы под-

няться по этому показателю с 58-го на 23-е место. Данный факт свидетельствует о реальном повышении качества жизни эквадорцев и правильном направлении проводимой политики, нацеленной на устойчивое и холистическое развитие общества. В свою очередь правительство Эквадора считает, что для измерения эффективности политики «buen vivir» необходимо разработать специальные индикаторы (с. 68).

Критики проводимой в Эквадоре политики указывают на проблемы, препятствующие достижению ряда целей «buen vivir». В частности, они указывают на то, что процессы перераспределения доходов внутри эквадорской экономики сейчас сведены лишь к доходам от продажи природных ресурсов и не затронули средства производства. В результате кооперативы, ассоциации и другие мелкие предприятия остаются на периферии эквадорской экономики: по-прежнему 1% компаний, прежде всего крупных, контролируют 90% товарооборота. Таким образом, социальная экономика, развивающаяся в соответствии с идеологией «buen vivir», все еще остается для Эквадора нереализованным проектом.

Другим слабым местом реализуемой в Эквадоре политики является то, что правительство продолжает рассматривать эксплуатацию природных ресурсов как основной источник финансирования реформ. Такой подход многие эксперты квалифицируют как «ресурсное проклятие». Доминирование первичного сектора не только тормозит экономическое развитие в его традиционном понимании, но и препятствует расширению возможностей для альтернативной экономической деятельности, соответствующей концепции «buen vivir».

Кроме того, эксперты указывают на автократичный характер власти в Эквадоре, где президент контролирует судебную и законодательную ветви власти, а также в значительной степени средства массовой информации. Граждане воспринимаются властью как «пассивные социальные клиенты», которым государство предоставляет социальные услуги, а в обмен получает от них поддержку на выборах. Патерналистский характер политической реальности в Эквадоре в корне противоречит идеологии «buen vivir», которая проповедует принципы радикальной демократии, активного участия граждан в принятии решений и предполагает демократическую трансформацию общественных институтов. Чтобы идеи

«buen vivir» не остались утопией, необходимо более тесное и глубокое сотрудничество гражданского общества и государства.

О.Н. Пряжникова

2015.04.025. ДЖАЛИЛИ М.-Р., КЕЛЛНЕР Т. ИРАН: СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ КРИТИЧНА.

DJALILI M.-R., KELLNER T. Une situation économique critique // Djalili M.-R., Kellner T. Vers un nouvel empire perse au Moyen-Orient? Entre mythe et réalité // Note de l'Ifri. - P., 2015. - Mai. - 35 p.

Ключевые слова: Иран; санкции; экспорт нефти; ядерная программа; финансовая помощь.

Несмотря на богатые природные и человеческие ресурсы, иранская экономика страдает не только от двусторонних и многосторонних санкций, связанных с ядерной программой, но и от падения цены на нефть. Попытки властей диверсифицировать экономику пока не дали ожидаемых результатов.

На эти конъюнктурные факторы накладываются десятилетия плохого управления. Сравнение состояния экономики Ирана и Турции, имеющих сходный потенциал трудовых ресурсов, показывает, что в конце 1970-х годов уровень экономического развития Турции был ниже, чем Ирана. В 1980 г. Турция по размеру ВВП занимала 27-е место в мире, тогда как Иран - 17-е. В настоящее время турецкая экономика опережает иранскую, хотя Турция не располагает такими природными ресурсами, как нефть или газ. В текущих ценах ВВП Турции в 2013 г. в 2,2 раза превышал ВВП Ирана; по этому показателю Турция занимала 18-е место в мире, а Иран - лишь 32-е. Такие различия можно объяснить чрезмерным «этатизмом» Тегерана. В отличие от Ирана, Турция с 1980-х годов проводит рыночные структурные реформы, направленные на адаптацию национальной экономики к новым условиям в мировой экономике (с. 25).

К структурным проблемам иранской экономики добавляется груз многомиллиардной финансовой поддержки шиитских группировок в Ираке и Палестине, а с 2011 г. - режима Башара Асада. По данным сирийской оппозиции, только финансовая помощь Дамаску достигает 15 млрд долл. Кроме того, значительные расходы связаны с реализацией ядерной программы. По данным за 2013 г.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.