ной политики, все больше склоняется к курсу на сохранение как можно большего числа различных групп, поддержание сотрудничества и кооперации между ними, на социальную защиту и интеграцию социально уязвимых групп населения. Этот курс чреват большими трудностями, всем очевидны «провалы» одного из воплощений такой политики - политики мультикультурализма. Здесь сталкиваются стратегические направления, диктуемые разными системами ценностей: с одной стороны, стремление к профессионализации отношений, т.е. рационально-инструментальному взаимному сотрудничеству различных групп, а с другой - стремление к сохранению партикуляристских культурных практик, связанных с религиозностью и национальной принадлежностью. Отсюда и консервативные политические решения, «провалы» мультикультурных политических стратегий и моральные паники, выражающиеся в призывах сохранить обычаи, традиционные типы семьи, брака, общины, соседства, которые ослаблены и разрушаются в современном мире. Подоплекой указанных противоречий остаются острейшие социальные проблемы - социальное неравенство, бедность, дискриминация и сегрегация, различные виды эксклюзии, ограничение вертикальной социальной мобильности, - решение которых в значительной степени могло бы повлиять на стабилизацию и социальное благополучие современных поликультурных обществ. В этом контексте задача ученых - показать, что корень проблемы не столько в чрезвычайной разнородности современных обществ (она сама по себе не препятствует, к примеру, межэтнической и другим видам сплоченности), а в том, насколько государства смогут установить баланс между общей регулятивной системой правил для всех групп и локальными сплоченностями. Последние могут формироваться вокруг различных символов и ресурсов, включая религиозные и этнические, но должны учитывать принципы современного разделения труда и профессионализма.
2015.04.001. ВАН ДЕР МЕЕР Т., ТОЛСМА Й. ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ.
VAN DER MEER T., TOLSMA J. Ethnic diversity and its effects on social cohesion // Annual rev. of sociology. - Palo Alto (CA), 2014. -Vol. 40. - P. 459-478.
Ключевые слова: социальная сплоченность; этническая гетерогенность; место проживания и соседство; этническая угроза; аномия.
Авторы статьи, Том ван дер Меер (Амстердамский университет, Нидерланды) и Йоахим Толсма (Университет им. св. Радбода Утрехтского, г. Неймеген, Нидерланды), начинают с того, что в последние годы наблюдается резкий рост эмпирических исследований, основанных на довольно узком, по их мнению, предположении: этническое разнообразие ослабляет большинство аспектов социальной сплоченности. Несмотря на то что было проведено много исследований по изучению влияния различных критериев этнической гетерогенности на разные формы социальной сплоченности во многих географических ареалах, авторы полагают, что результаты исследований не согласуются между собой, представляют собой своего рода «какофонию». Поэтому ван дер Меер и Толсма ставят перед собой задачу эксплицировать те механизмы, которые лежат в основе негативной зависимости между этнической гетерогенностью и социальной сплоченностью: принцип гомофилии (общение с себе подобными), чувство аномии, угроза группе и социальная дезорганизация. Для этого авторы разработали концептуальную схему, на основе которой проанализировали и структурировали результаты 90 эмпирических исследований, и показали что гипотеза о дисфункциональности этнической гетерогенности подтверждается только при специфических условиях, в определенных контекстах, а само этническое разнообразие влияет не на все индикаторы социальной сплоченности [с. 459].
В силу того что кросснациональная иммиграция резко возросла, современные западные общества стали как никогда этнически разнообразными. В этой ситуации у политиков и государства возникает необходимость ответить на вопрос о последствиях такого этнического многообразия для социальной сплоченности принимающего общества. Однако между учеными отсутствует консенсус по поводу связи между этническим составом сообществ и их сплоченностью. Среди исследователей этнического разнообразия /
сплоченности изначально доминировали экономисты1, а резкий рост социологических и политологических исследований начался после презентации и публикации результатов исследования американского политолога Роберта Патнэма2. Это исследование активно обсуждалось в СМИ, чем вызвало обеспокоенность и политические дебаты. Ученый утверждал, что этнически неоднородная среда негативно сказывается на межличностном доверии и подрывает социальные связи между и внутри этнических групп, т.е. этническое многообразие, как следствие продолжающейся иммиграции, разрушает социальную сплоченность. Исследователи устремились проверять, подтверждается ли эта гипотеза в других странах, и использовали многие другие индикаторы социальной сплоченности. В течение шести лет после публикации результатов исследования Патнэма были проведены более 65 новых эмпирических исследований, а многие еще не закончились. В некоторых исследованиях подтверждается основная гипотеза, в других это предположение опровергается или находятся данные в пользу обратной зависимости, а основной вопрос о том, действительно ли этническое разнообразие вредит социальной сплоченности, остается без ответа.
Ван дер Меер и Толсма полагают, что отсутствие консенсуса в научном сообществе по поводу этого вопроса коренится в том, что обсуждаемая гипотеза имеет слабое теоретическое обоснование; не смоделированы те механизмы, посредством которых этнический состав социального окружения индивида воздействует на его социальные связи. Кроме того, существуют противоречия в понимании и, соответственно, операционализации двух ключевых концепций - социальной сплоченности и этнической гетерогенности. Для того чтобы выйти из данного тупика, авторы конструируют концептуальную схему, на основе которой предпринимают ме-таанализ эмпирических исследований и структурируют их, руководствуясь следующими вопросами: 1) в какой степени этническая гетерогенность влияет на индикаторы социальной сплоченности; 2) в какой степени и как различные индикаторы этнической
1 См., например: Costa D.L., Kahn M.E. Civic engagement and community heterogeneity: An economist's perspective // Perspectives on politics. - N.Y., 2003. -Vol. 1, N 1. - P. 103-111.
Putnam R.D. E pluribus unum: Diversity and community in the twenty-first century // Scandinavian political studies. - Oxford, 2007. - Vol. 30, N 2. - P. 137-174.
гетерогенности влияют на индикаторы социальной сплоченности; 3) в какой степени и как этническая гетерогенность в различных географических зонах влияет на различные аспекты социальной сплоченности [с. 460]?
Далее авторы переходят к ключевым категориям своего анализа. Социальная сплоченность может рассматриваться как степень взаимосвязанности между людьми и является как результатом, так и причиной социальной жизни в целом в ее публичном и гражданском измерениях. Она включает в себя чувства приверженности / преданности, доверие, нормы взаимности и свидетельствует об участии в социальных сетях и общественных организациях1. Ван дер Меер и Толсма используют понятие социальной сплоченности, а не социального капитала потому, что это более нейтральное и менее запутанное понятие, хотя остается таким же широким, как и социальный капитал. Социальный капитал рассматривается сегодня как ресурс, извлекаемый индивидами из их сетей, количества и плотности социальных связей внутри сообщества, что привело к его различным определениям и стратегиям операционализации2.
Авторы разлагают социальную сплоченность на четыре измерения: формализованность, режим, целевая группа и географический охват3. Что касается первого измерения, то оно вводится с целью провести различие между формальной и неформальной социальной сплоченностью и отражает, например, такие формы сплоченности, как участие в формальных организациях и неформальные партикуляристские связи между отдельными людьми и социальными группами4. Второе измерение указывает на два режима взаимных связей между индивидами: на уровне установок
1 Chan J., To H.-P., Chan E. Reconsidering social cohesion: Developing a definition and analytical framework for empirical research // Social indicators research. -Dordrecht, 2006. - Vol. 75, N 2. - P. 273-302.
Portes A., Vickstrom E. Diversity, social capital and cohesion // Annual rev. of sociology. - Palo Alto (CA), 2011. - Vol. 37, N 1. - P. 461-479.
3 Эти четыре аспекта не являются единственно возможными измерениями, но авторы оставляют за рамками статьи другие измерения, например «сильные и слабые связи» (см.: Granovetter M. The strength of weak ties: A network theory revisited - Albany: State univ. of New York, 1981).
4 Pichler F., Wallace C. Patterns of formal and informal social capital in Europe // European sociological rev. - Oxford, 2007. - Vol. 23, N 4. - P. 423-435.
(неприятие, доверие и страх) и на уровне поведения (контакт, объединение). К примеру, увеличивающая этническая разнородность общества делает затратным установление доверия с другими (установка), но структурные компоненты социального капитала способствуют объединению (поведение). Третье измерение отражает целевые группы, с которым связан индивид: ин-группа (люди с тем же этническим происхождением), аут-группа (лица другого этнического происхождения) и население в целом. И последнее измерение -географический охват - относится к географическим границам социальных связей; к ним относятся соседство, муниципалитеты и страны, которые, по мнению авторов, играют важную роль в установлении оснований для межэтнического доверия [с. 461]1. Таким образом, подводят итог авторы, вопрос о том, что такое социальная сплоченность, не сводится к традиционному вопросу «Кто связан?» или даже вопросу: «Кто связан и с кем?», а скорее вопрос надо ставить так: «Кто связан с кем, где и как?». Авторы подчеркивают, что большинство исследований сплоченности не дало надежного теоретического ответа на эти вопросы и сводилось к исследованию одного из аспектов социальной сплоченности, например, общего социального доверия, который рассматривался как ключевой аспект сплоченности2. Другие исследователи комбинировали самые различные индикаторы социальной сплоченности для формирования одной общей шкалы с целью увеличить надежность измерения, но сами индикаторы были слабо связаны между собой в условиях отсутствия теоретических разработок3. Наконец, исследователи проверяли узкие гипотезы, используя ряд индикаторов социальной сплоченности. При этом, поскольку, как отмечают авторы, они оп-
1 Wallman-Lundasen S., Wollebffik D. Diversity and community trust in Swedish local communities // J. of elections, public opinion a. parties. - Abingdon, 2013. -Vol. 23, N 3. - P. 299-321.
См., например: Dinesen P.T., Senderskov K.M. Trust in a time of increasing diversity: On the relationship between ethnic heterogeneity and social trust in Denmark from 1979 until today // Scandinavian political studies. - Oxford, 2012. - Vol. 35, N 4. -P. 273-294.
Lancee B., Dronkers J. Ethnic, religious and economic diversity in Dutch neighbourhoods: Explaining quality of contact with neighbours, trust in the neighbourhood and inter-ethnic trust // J. of ethnical a. migration studies. - L., 2011. - Vol. 37, N 4. - P. 597-618.
ределяют социальную сплоченность через связи между индивидами, они не включили исследования, связанные с изучением этнического разнообразия и политического участия, институционального доверия и др. Кроме того, в анализ не попали исследования, которые фокусируются на межэтнических конфликтах по причине их несвязанности между собой [с. 462].
Понятие «этническая гетерогенность», или национальный состав географической зоны, можно охарактеризовать по-разному. Этническое разнообразие чаще всего оценивается с помощью таких измерений, как индекс фрагментированности (fractionalization index), который эквивалентен индексу Херфиндаля - Хиршмана1. Это измерение показывает вероятность того, что два произвольно выбранных лица, проживающих в том же географическом районе, имеют различную этническую принадлежность. Основной альтернативой этому является подход, использующий относительный размер этнической группы - процент мигрантов или группу меньшинства. И наконец, этнический состав географической зоны может быть измерен с помощью индекса этнической неоднородности (index of dissimilarity), который указывает на степень сегрегации. Таким образом, авторы используют этническую гетерогенность как «зонтичный термин» для понятий этнического разнообразия, относительного размера группы и сегрегации. При этом они замечают, что на сегодняшний день теория не уточняет, влияет ли этнический состав данной местности на социальную сплоченность именно через этническое разнообразие, размер этнической группы, уровень сегрегации или через различные комбинации этих факторов. Сообщество с 80% белых и 20% чернокожих так же этнически неоднородно, как и сообщество с 80% чернокожих и 20% белых. Тем не менее для отдельных членов общины размер аут-группы сильно отличается в этих двух сообществах; из-за этой невозможности учесть цвет кожи размер группы используется как индикатор этнического состава. Это важно еще и потому, что в одной и той же
1 Индекс Херфиндаля - Хиршмана (Herfindal - Hirshman index) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке, и оценивает уровень конкуренции и монополизма в определенной отрасли. Индекс фрагментированности оценивает количество разных этнических групп в определенном ареале через индексы этнической, религиозной и лингвистической фрагментированности. - Прим. реф.
географической зоне группы могут смешиваться или жить сегрегированными союзами.
На протяжении многих лет ученые описывали расово-этни-ческий состав на основе комбинации самых разных критериев, включая расу, этническую принадлежность, происхождение, гражданство, миграционный статус и различия в языке, религии и пр., и то, какие критерии выбирались, больше зависело от доступности данных и особенности страны, нежели от теории. Авторы подчеркивают, что их анализ включает исследования, в которых использовались объективные измерения, а не индивидуальное восприятие неоднородности, поэтому они использовали страны, регионы, муниципалитеты и соседские локальные сообщества из указанного выше исследования Р. Патнэма для определения географических зон, в которых социальная сплоченность предположительно будет иметь значение. Однако авторы не видят убедительных критериев того, как может быть зафиксирован релевантный географический регион: осознание этнического разнообразия происходит на микроуровне, а мобильность населения заметна на макроуровне. Поэтому авторы структурировали результаты исследований на уровне страны, муниципалитета и ареала, меньшего, чем муниципалитет, хотя, безусловно, эти уровни могут накладываться друг на друга, образуя реальное довольно сложное социальное окружение индивидов. Также они вывели за рамки своего анализа исследования, касающиеся влияния этнического разнообразия на связи классовой, профессиональной и др. природы, поскольку это значительно усложнило бы анализ.
Таким образом, авторы с помощью таких теоретических построений, как социальная сплоченность, этническое разнообразие и географический охват, строят общую модель негативного влияния этнической гетерогенности на социальную сплоченность внутри и между этническими группами - способы, посредством которых этническое разнообразие, относительный размер группы и сегрегация в разных географических зонах влияют на снижение индикаторов социальной сплоченности. Первый способ авторы конструируют с помощью теории конфликтов, а именно на основе концепций «угрозы группе», «этнической конкуренции» и общей теории угрозы, где размер этнической аут-группы в определенной географической зоне воздействует на реальную и воображаемую конкуренцию
между этническими группами за ограниченные материальные и нематериальные ресурсы - рабочие места, жилье, власть, безопасность, мораль и идентичность1. Эта этническая групповая конкуренция увеличивает чувство угрозы, подрывающей межэтнические отношения, что ведет к межэтническому недоверию. Второй способ связывает чувство аномии - индивидуальной тревоги в силу неясности общеразделяемых социальных норм и моральных ценностей - с социальной дезорганизацией среды. В соответствии с этой логикой этническое многообразие в социальной среде индивида и сопутствующее языковое разнообразие, разнообразие социальных норм вызывают чувство аномии, чувство исключенности и бесцельности, что также ведет к недостаточной плотности коммуникации, общему недоверию, ослаблению социального контроля [с. 463-464].
Оба механизма имплицитно предполагают принцип гомофи-лии, когда люди предпочитают общаться с подобными себе, даже без неприязни к другой этнической группе. При этом эти два механизма оперируют по-разному. Механизм угрозы, функционирующий на основе относительного размера аут-группы и активирующийся при уменьшении размера ин-группы, главным образом стимулирует чувство угрозы этнической группе. Чувство аномии берет начало из разных сред; механизм аномии подчеркивает отсутствие общего языка, идентичности и ценностей, независимо от размера самой группы. Учитывая, что межэтнический контакт не порождает этническую угрозу, а, напротив, способствует ослаблению межэтнического недоверия, механизмы аномии и угрозы, скорее всего, будут работать, когда ограничены возможности межэтнического контакта, и именно здесь становится актуальным измерение сегрегации. Сегрегация означает, что другие группы становятся «видимыми», а их размер может восприниматься по-
1 Quillian L. Group threat and regional change in attitudes toward African-Americans // American j. of sociology. - Chicago (IL), 1996. - Vol. 102, N 3. - P. 816860; Scheepers P., Gijsberts M., Coenders M. Ethnic exclusionism in European countries: Public opposition to civil rights for legal migrants as a response to perceived ethnic threat // European sociological rev. - Oxford, 2002. - Vol. 18, N 1. - P. 17-34; Stephan W.G., Stephan C.W. An integrated threat theory of prejudice // Reducing prejudice and discrimination / Ed. by S. Oskamp. - Mahwah (NJ): Erlbaum, 2000. - P. 2345.
разному. Чем больше членов в этнических аут-группах, тем в большей мере они будут рассматриваться как угроза доминирующей культуре и тем более неопределенными становятся способы взаимодействия с ними. Таким образом, этническая гетерогенность может быть особенно дисфункциональной для социальной сплоченности вследствие сегрегации, особенно если это связано с конкуренцией за экономические ресурсы.
Ван дер Меер и Толсма ограничили свой анализ журнальными статьями, докладами конференций, препринтами, главами из книг, написанными на английском языке, - всего 90 отдельных исследований, большая часть которых проведена в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде и в других странах. Авторы сортируют исследования относительно основной рабочей гипотезы как подтверждающие ее (все исследуемые индикаторы этнической гетерогенности на всех географических уровнях подрывают социальную сплоченность), не подтверждающие (этническая гетерогенность не ослабляет социальную сплоченность по исследуемым показателям) и смешанные (по какому-то индикатору подтверждающие, а по другому - не подтверждающие основную гипотезу). Первым результатом данного исследования стала фиксация «какофонии» эмпирических данных; почти в каждом исследовании было отчасти подтверждено основное положение, но в целом подтверждающих -26, не нашедших подтверждения - 25, и большинство исследований - 39 - имеют смешанный результат, т.е. воздействие этнической гетерогенности неравномерно, как считают авторы. При этом исследователи проверяли не один индикатор сплоченности и этнической гетерогенности, а комбинации индикаторов этих двух переменных. Авторы заключают, что более строгие в методологическом отношении исследования скорее отвергают гипотезу или представляют смешанные результаты. Далее ван дер Меер и Тол-сма «дешифруют» полученные данные на основе своей представленной выше концептуальной рамки [с. 466-467].
По показателям социальной сплоченности авторы получают следующие результаты. Что касается формальных аспектов социальной сплоченности, то исследования показывают, что они с наименьшей вероятностью будут ослаблены или разрушены вследствие этнического многообразия места проживания по сравнению с неформальными аспектами социальной сплоченности. Относи-
тельно режима сплоченности выходит, что этническая гетерогенность негативно влияет на поведенческие аспекты сплоченности значительно реже, чем на установки, поскольку поведенческие аспекты связаны с формальными аспектами / организационными аспектами сплоченности. По целевой группе, т.е. сплоченности между этническими группами и внутри этнических групп, данные как в пользу, так и против основной гипотезы довольно слабые. Наибольшее количество подтверждений найдено в исследованиях небольших районов, а в более крупных пространственных ареалах гипотеза о негативном влиянии этнической разнородности слабо подтверждается. Таким образом, этническая гетерогенность наиболее негативно сказывается на сплоченности соседских сообществ и наименее - на межэтнической сплоченности.
Далее авторы переходят к разным показателям этнической гетерогенности - этническому разнообразию, размеру группы и сегрегации. Подтвердилась гипотеза в основном при исследовании эффектов сегрегации. Ответ на вопрос, до какой степени и как разные индикаторы этнической гетерогенности влияют на аспекты социальной сплоченности, таков: влияние этнического многообразия и размера этнических групп очень трудно определить эмпирически, однако сегрегация имеет существенное негативное влияние на социальную сплоченность. Относительно географических ареалов гипотеза подтверждается в исследованиях на микроуровне, уровне небольших районов и не подтверждается на макро- и мезо-уровне, уровне стран и муниципалитетов. То есть этническая гетерогенность размывает социальную сплоченность внутри соседского сообщества в любых странах, а в США еще и негативно влияет на общий уровень доверия [с. 468-471].
В целом три ключевые модели структурируют несогласующиеся и многообразные результаты исследований: 1) этническая гетерогенность не однозначно и не всегда негативно влияет на межэтническую сплоченность, что противоречит гипотезе угрозы. Хотя угроза ведет к межэтническому недоверию, чувство угрозы не всегда возникает в этнически неоднородной среде; 2) внутрисосед-ская сплоченность ослабляется вследствие высокого уровня этнического многообразия в пределах соседского сообщества, хотя и не влияет на другие формы сплоченности за пределами этого сообщества; 3) США, где предыдущее положение подтверждается в наи-
большей степени, составляют особый случай: если в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и некоторых европейских странах этническая гетерогенность влияет именно на этот аспект сплоченности, но не влияет на другие, то в США она влияет и на другие аспекты.
Далее ван дер Меер и Толсма возвращаются к теоретической рамке своего исследования, чтобы проинтерпретировать полученные результаты. Их вывод: этническая гетерогенность негативно влияет на социальную сплоченность, однако при очень специфических условиях. Сплоченность однозначно разрушается в соседских сообществах, но другие аспекты сплоченности зависят от контекста. Теория этнической угрозы, по мнению авторов, не является состоятельной, и, возможно, связи между этническими группами становятся сильнее в этнически гетерогенной среде. Теория аноми-ческих чувств оправдывается в соседских сообществах, но не имеет оснований за их пределами; социальные связи могут поддерживаться в других контекстах [с. 472].
Сторонники основной гипотезы утверждают, что большинство исследований настроены против поиска доказательств действия механизма угрозы по причине «бегства белых»1. Поэтому даже если этническая гетерогенность имела негативный эффект на межэтническую социальную сплоченность, то это утверждение не имеет силы в настоящем, поскольку люди переезжают в другие районы и теряют связь с данным окружением. «Бегство белых» в данном случае недостаточный аргумент против этого, хотя он сам по себе говорит о разрушении социальной сплоченности. Если учитывать мобильность, то переезжают в основном состоятельные люди, и негативное влияние этнической гетерогенности сказывается на бедных, хотя результаты исследований не очень убедительны, и здесь необходимы более детальные исследования связи между мобильностью, этническим разнообразием и социальной сплоченностью. По сути, основная обсуждаемая гипотеза должна проверяться как имеющая динамическую природу: увеличивающаяся гетерогенность может привести к разрушению сплоченности, т.е. надо учитывать миграции, проводить лонгитюдные исследования изменений этнической гетерогенности среды. Угроза и аномия, вероятно,
1 Социальный феномен, при котором белое обеспеченное население уезжает из определенных районов города, которые затем заселяются преимущественно «цветными». - Прим. реф.
запускаются более обширными тенденциями, существенным ростом, а не определенным уровнем этнической гетерогенности, поскольку негативные последствия смягчаются знакомствами и контактами. Влияние этнической гетерогенности оттого не является линейным, поэтому и операционализация гетерогенности должна включать ее меняющийся характер, а выборки должны быть большего охвата.
Кроме того, меняются и содержательные аспекты этнической гетерогенности. В современных исследованиях в США не различают американцев итальянского, ирландского, польского и др. происхождения; исследователи основываются на расовых различиях. И в британских исследованиях различия проводятся скорее между пакистанцами и индийцами, нежели между шотландцами и валлийцами. Канадские исследования фокусируются на видимых меньшинствах; данные из Голландии характеризуют первое и второе поколения иммигрантов из Марокко, Турции, Суринама и др., а не сравнительно большие группы из других европейских стран и собственные народности. В целом большинство исследований, как правило, полагаются на классификации этнических групп по критериям, которые социально значимы, т.е. на тех, которые могут подтвердить гипотезу о негативном влиянии этнической гетерогенности, что делает отсутствие систематического подтверждения этой гипотезы довольно впечатляющим, а найденные подтверждения еще более ненадежными. Авторы в связи с этим отмечают некоторые исследования, в которых осознается это искажение. Например, в соответствии с данными одного из кросскультурных исследований этническая гетерогенность негативно сказывается на генерализованном доверии, только если этнолингвистические и религиозные различия накладываются друг на друга1.
Авторы отмечают различие между США и другими западными странами: в США население наиболее негативно реагирует на этническое многообразие. И хотя США является традиционно иммигрантской страной, подобной связи не наблюдается и в других странах - Австралии, Канаде, Новой Зеландии. По мысли авторов статьи, возможно, здесь задействованы исторические условия - ис-
1 Finseraas H., Jakobsson N. Trust and ethnic fractionalization: The importance of religion as a crosscutting dimension // Kyklos. - Oxford, 2012. - Vol. 65, N 3. -P. 327-339.
тория рабовладения и акцентирование расовых отношений. Помимо этого, здесь может играть роль и отсутствие государственной политики мультикультурализма, поскольку именно сегрегация, размер группы и этническое неравенство подрывают социальную сплоченность.
О.А. Симонова1
2015.04.002. ОЛЛМЕН Д. СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ.
ALLMAN D. The sociology of social inclusion // SAGE open. - L., 2013. - Vol. 3, N 1. - P. 1-16.
Ключевые слова: социальная инклюзия / эксклюзия; сплоченность; интеграция; стратификация; социологическая теория.
В статье Дэна Оллмена (Университет Торонто, Канада) обсуждаются понятие и процесс социальной включенности (инклюзии) с точки зрения социологии. Цель автора состоит в демонстрации преимуществ социологии как научной дисциплины в осмыслении социальной инклюзии и инклюзивных сообществ по сравнению с другими науками социального (история, экономика) и естественного (психология, социобиология, география) порядков. Исходный тезис канадского социолога состоит в том, что процессы включения индивидов и групп в социальные контексты или принципиального исключения из них являются фундаментальными для общества в целом - как в плане осуществляющих эти практики социальных сил, так и с учетом конечных результатов (либерализация либо подавление и эксплуатация). Социология самым непосредственным образом связана с толкованием явлений, опосредующих социальную включенность: неравенство, стратификация, интеграция, мобильность. Оллмен намерен показать социальную инклюзию «в действии» (на конкретных исторических примерах), обозначить специфику собственно социологического подхода к подобным практикам и продемонстрировать эволюцию социологических интерпретаций включенности в ХХ - начале ХХ1 в.
Одним из первых социальной инклюзией / эксклюзией заинтересовался британский социолог и антрополог Дэвид Покок, обра-
1 Кандидат социол. наук, и.о. зав. Отделом социологии и социальной психологии ИНИОН РАН, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ.