Научная статья на тему '2015. 03. 066. Перрет Дж. К. Религия, рост и инновации в современной России. Perret J. K. religion, growth and innovation in contemporary Russia: Schumpeter discussion paper / Schumpeter school of business and economics. University of Wuppertal. - 2014. - 26 p. - mode of access: http://elpub. Bib. Uni-wuppertal. De/edocs/dokumente/fbb/wirtschaftswissen schaft/sdp/sdp14/sdp14006. Pdf'

2015. 03. 066. Перрет Дж. К. Религия, рост и инновации в современной России. Perret J. K. religion, growth and innovation in contemporary Russia: Schumpeter discussion paper / Schumpeter school of business and economics. University of Wuppertal. - 2014. - 26 p. - mode of access: http://elpub. Bib. Uni-wuppertal. De/edocs/dokumente/fbb/wirtschaftswissen schaft/sdp/sdp14/sdp14006. Pdf Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / ИННОВАЦИОННОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 066. Перрет Дж. К. Религия, рост и инновации в современной России. Perret J. K. religion, growth and innovation in contemporary Russia: Schumpeter discussion paper / Schumpeter school of business and economics. University of Wuppertal. - 2014. - 26 p. - mode of access: http://elpub. Bib. Uni-wuppertal. De/edocs/dokumente/fbb/wirtschaftswissen schaft/sdp/sdp14/sdp14006. Pdf»

Автор отдельно останавливается на проблеме подконтрольности человека в информационной инфраструктуре, а также на важности взаимопонимания между государствами, народами и гражданами в эпоху развития информационно-коммуникационных технологий. По его мнению, чтобы обеспечить взаимопонимание, следует руководствоваться следующими принципами: 1) лучше знать друг друга; 2) пользоваться «языком понимания смыслов»; 3) согласовывать критерии оценок и спектры ценностей; 4) соблюдать принцип взаимной информации (с. 100).

Узость жизненного пространства человека в прежние века, заключает автор, трансформировалась в современную узость жизненного пространства всего человечества. В этих условиях России требуется взаимопонимание и согласие с другими странами во имя собственного прогресса.

М.А. Положихина

2015.03.066. ПЕРРЕТ Дж.К. РЕЛИГИЯ, РОСТ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

PERRET J.K. Religion, growth and innovation in contemporary Russia: Schumpeter discussion paper / Schumpeter school of business and economics. University of Wuppertal. - 2014. - 26 p. - Mode of access: http://elpub.bib.uni-wuppertal.de/edocs/dokumente/fbb/wirtschaftswissen schaft/sdp/sdp 14/sdp14006.pdf

Ключевые слова: экономический рост в России; религиозные конфессии; инновационность.

Дж.К. Перрет (университет Вупперталя, Германия) на примере России попытался выявить зависимость между распространением того или иного вероисповедания и экономическим ростом. Свою работу автор провел на основе Атласа религий и национальностей России, составленного некоммерческой исследовательской службой «Среда», а также данных Роспатента о количестве выдаваемых патентов (последний показатель использовался как измеритель инновационности).

Эмпирические исследования, касающиеся оценки влияния религиозной составляющей на экономический рост, отмечает автор, немногочисленны и ограничены из-за недостатка данных о распространении различных религиозных верований и степени ре-

лигиозности населения в разных странах. Это характерно и для России, где сбор данных о религиозной принадлежности ограничен ст. 10 Федерального закона о персональных данных1.

По данным Атласа религий и национальностей России, 41% россиян причисляют себя к Русской православной церкви. Почти столько же - 38% - не исповедуют какой-либо веры (13%) или верят в существование некой высшей силы (25%), не являясь при этом членами определенной конфессии. Третья по величине группа населения России являются мусульманами - 6,5%2. Во всех регионах преобладает православное население, за исключением Северного Кавказа, Татарстана, Башкирии, где большинство населения исповедует ислам, Тывы, где преобладает буддистское население, а также Республики Алтай и Якутии, где большая часть населения -последователи язычества.

Автор исключил из своего исследования значительную часть населения - православных россиян, руководствуясь аргументами, выдвинутыми Л.Р. Ианнакконе3, согласно которым вера и реальная приверженность религиозным ценностям сильнее выражены у представителей религиозных меньшинств. Кроме того, ряд исследований показывает, что часть россиян, идентифицирующих себя как православных, делают это, руководствуясь не религиозной мотивацией, а, скорее, желанием заявить о своей культурной принадлежности.

В своем анализе автор использует в качестве независимых переменных уровень распространения в регионах России того или иного вероисповедания, а в качестве зависимых переменных такие показатели, как валовый региональный продукт (ВРП), ВРП на душу населения и инновационность.

В ходе исследования выявлена высокая положительная корреляция между распространением среди населения регионов Рос-

1 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-

dok.html

2

Арена: Атлас религий и национальностей России / Исследовательская служба Среда. - М., 2012. - 236 с. - С. 11. - Режим доступа: http://sreda.org/ru/are na/arena-v-pdf

з

Iannaccone L.R. Introduction to the economics of religion // J. of econ. literature. - 1998. - Vol. 36. - P. 1465-1496.

сии католического и протестантского вероисповедания и величиной ВРП на душу населения; при этом данная корреляция положительна для протестантизма и отрицательна для католицизма. Полученные результаты соответствуют гипотезе о том, что распространение среди населения как католицизма, так и протестантизма способствует экономическому росту, хотя каналы этого влияния разнятся. Считается, что среди католиков, в частности в силу существования института исповеди, уровень доверия выше, чем у протестантов, и это улучшает качество бизнес-среды. При этом протестанты больше, чем католики, ориентированы на идею распределения богатства и рыночные ценности. И этот факт согласуется с постулатом М. Лютера о том, что ценности веры реализуются через труд, а не только посредством молитвы и веры как таковой (с. 9).

Дж.К. Перрет обнаружил положительную корреляцию между уровнем ВРП и преобладанием среди населения регионов России мусульман-шиитов и отрицательную - при преобладании мусульман-суннитов. При этом анализ свидетельствует об отрицательной зависимости между ВРП на душу населения и долей исламского населения. Выявленные закономерности подтверждают тезис о том, что в целом мусульмане, по сравнению с христианами, менее склонны к рыночному поведению и риску и открыты для всякого рода изменений, в том числе в экономической области, что, как было указано выше, отрицательно сказывается на развитии предпринимательской активности и экономическом росте. Более выраженная негативная корреляция доли мусульман-суннитов с экономическим ростом объясняется в значительной степени ограничениями, которые сунны накладывают на заключение контрактов, в частности, с помощью понятия «гарар» - намеренный риск, выходящий за рамки случайности, спекулятивный риск. Когда он высок, мусульманин обязан аннулировать контракт (с. 13).

Преобладание в регионах России буддистского населения отрицательно коррелирует как с уровнем ВРП, так и с уровнем ВРП на душу населения. При этом автор подчеркивает, что буддистская традиция приветствует экономическую активность при условии, что она приводит к сокращению страдания, т.е. буддизм одобряет деятельность, в результате которой все ее участники выигрывают (win-win situation) либо не выигрывает никто (zero-win situation). В связи с этим делается вывод о том, что в целом буддизм благо-

приятствует экономическому развитию, однако его положительный эффект менее значителен, чем в случае христианской или иудейской традиции. Христианство и иудаизм не препятствуют и такой экономической деятельности, при которой одна сторона выигрывает, а другая проигрывает (win-lose situation), что, без сомнения, расширяет возможности экономической активности во всем ее многообразии и в целом способствует экономическому росту (с. 13).

Автору удалось выявить положительную связь между распространением иудаизма и ростом ВРП и ВРП на душу населения (с. 17-18). Этот результат находится в соответствии с представлениями о том, что иудаизм благоприятствует экономическому развитию, в частности, по причине того, что Тора формирует у иудеев склонность к активному экономическому поведению. В ней говорится о материальных благах как о благословении, а о богатстве как о божественном даре, а также утверждается, что достойным этого дара человек становится благодаря активной деятельности при соблюдении ряда ограничений.

В соответствии с результатами исследования в России высокая доля атеистов отрицательно коррелируют и с уровнем ВРП, и с уровнем ВРП на душу населения. Выявленную зависимость можно объяснить тем, что у атеистов наблюдается более низкий уровень доверия, чем у приверженцев каких-либо религий. Атеисты из-за недостаточного чувства общности испытывают к другим людям очень низкий уровень доверия; столь же низкий уровень доверия имеют верующие люди к представителям иной религии. Кроме того, в российской действительности этот эффект может усугубляться из-за правового нигилизма населения, который ведет к снижению роли института права как одного из факторов роста уровня доверия в обществе.

В ходе исследования автору не удалось выявить устойчивой связи между вероисповеданием и инновационностью: он смог только установить незначительную положительную корреляцию между ростом числа патентов и распространением иудаизма и православных конфессий, отличных от Русской православной церкви. При этом коэффициент, отражающий взаимозависимость вероисповедания и инновационности, отрицателен и для католиков, и для протестантов, однако для католиков его величина выше (с. 19).

О.Н. Пряжникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.