Научная статья на тему '2015. 03. 062. Афонина В. Е. Инвестиции как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России. - Одинцово: АНОО во «ОГУ», 2015. - 304 с'

2015. 03. 062. Афонина В. Е. Инвестиции как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России. - Одинцово: АНОО во «ОГУ», 2015. - 304 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ / ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 062. Афонина В. Е. Инвестиции как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России. - Одинцово: АНОО во «ОГУ», 2015. - 304 с»

тельными в четвертом квартале. Причина этого - внешние факторы, в результате которых снизились выручка от экспорта и доходы правительства, повысились процентные ставки и инфляция, ограничился доступ к финансированию. Продолжающаяся геополитическая неопределенность вокруг Украины подрывает доверие бизнеса и потребителей. Кризис доверия выражается в бегстве капитала, объем которого в 2014 г. оценен Центробанком в 128 млрд долл. (с. 20). Все это создает неблагоприятные условия для экономического роста. Среди составляющих ВВП только чистый экспорт вносил положительный вклад и поддерживал рост.

В заключении автор делает прогноз относительно развития экономической ситуации в России. В краткосрочной перспективе в 2015 г. ожидаются отрицательные темпы прироста ВВП. Достоверность тех или иных прогнозов зависит от ключевых внешних факторов. В долгосрочной перспективе автор считает вероятным возвращение цен на нефть к долгосрочному тренду, а значит, и улучшение положения экономики России, но не до показателей роста 1999-2008 гг. Это, однако, не решит фундаментальную проблему - нефтяной зависимости. Для обеспечения устойчивого роста необходимы модернизация экономики, решение структурных проблем. Однако пока Россия проводит жесткую внешнюю политику в ущерб экономике, реформы становятся все менее приоритетными.

А.А. Сидоров

2015.03.062. АФОНИНА В.Е. ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. - Одинцово: АНОО ВО «ОГУ», 2015. - 304 с.

Ключевые слова: продовольственное обеспечение России; продовольственная безопасность России; инвестиции в сельское хозяйство.

Проблемы обеспечения продовольствием, отмечает автор, остаются актуальными на протяжении всего существования человечества. В глобальном масштабе голод был обычным явлением для всех стран вплоть до XIX в. С конца ХХ в. вопросы продовольственного обеспечения вновь обострились. По данным ФАО, в 2009 г. число голодающих людей (т.е. людей, потребляющих про-

довольствие в количестве менее 1700 ккал в сутки) в мире достигло наивысшего значения за последние 40 лет - более 1 млрд человек (с. 16), а 2 млрд человек вели полуголодное существование (с. 6). Недостаточное питание приводит к росту заболеваемости и снижению работоспособности людей, влияет на демографическую ситуацию, в том числе на воспроизводства здорового поколения.

Масштабы не прекращающегося недоедания растут из-за глобального продовольственного кризиса, связанного с увеличивающейся диспропорцией в производстве и потреблении продуктов питания в разных регионах мира: в промышленно развитых странах -перепроизводство продовольствия, в развивающихся странах -острый его недостаток. Так, в США и ЕС объемы производства продовольствия на 20-40% превышают их собственные потребности. Наоборот, страны Африки импортируют около 50% продовольствия (с. 10).

Продовольственное обеспечение может рассматриваться на разных уровнях: глобальном (мировом), континентальном, национальном, региональном, уровне домохозяйств. Право каждого человека на полноценное питание и защиту от голода было официально заявлено во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966). Международные организации (ВТО, ФАО) разрабатывают программы по снижения нищеты и недоедания. В 2012 г. на конференции по устойчивому развитию (РИО+20) Генеральный секретарь ООН Паи Ги Мун призвал страны к достижению «нулевого уровня голода».

На уровне страны продовольственное обеспечение - это способность государства удовлетворять потребности всего населения в целом (текущее и чрезвычайное) и каждого отдельного человека в продуктах питания в соответствии с научно обоснованными медицинскими нормами (за счет собственных ресурсов и импорта продовольствия).

В климатических условиях России физиологически обоснованная норма питания составляет 3000-3200 ккал в день на человека. В 1990-х годах средняя калорийность питания в стране снижалась, достигнув 2200 ккал к 2000 г., в том числе потребление мяса в расчете на человека снизилось с 75 кг в 1990 г. до 45 кг в 2000 г., молока - с 386 до 215, рыбы - с 20,4 до 10,4 кг, яиц - с 297 до 229 шт.

соответственно. И только с 2001-2003 гг. начинается медленное преодоление этой тенденции. Средняя калорийность питания в 2012 г. составила уже около 3000 ккал в день. При этом осталось низким потребление ценной белковосодержащей продукции животного происхождения (мяса - 74 кг, молока - 249 кг, яиц - 276 шт.), произошла ее замена на более доступные и менее ценные для питания человека продукты (хлеб, картофель и пр.). Практически 40% населения страны питаются неудовлетворительно, что непосредственно сказывается на здоровье людей и демографической ситуации (с. 7).

К тому же произошла резкая дифференциация в потреблении продуктов в региональном разрезе. Так, в 2012 г. в восьми из 14 субъектов Приволжского федерального округа потребление мяса и мясопродуктов не достигает нижней границы рекомендуемых норм потребления; 13 регионов находятся в диапазоне ниже нормы потребления по молоку; три региона - по яйцу; 12 - по овощам и продовольственным бахчевым; 14 - по фруктам и ягодам (с. 235).

На национальном уровне дефицит продовольствия воспринимается как бедствие и требует немедленного вмешательства государства. Вопросы производства, распределения, обмена и потребления продуктов питания являются актуальными для всех стран мира независимо от того, обеспечено ли население какой-либо страны продовольственными товарами в достаточном количестве или страдает от недоедания.

В конце ХХ - начале XXI в. в мире повысился интерес к безопасности во всех ее аспектах, а после зернового кризиса (19721973) экспертами ФАО был введен в международную практику термин «продовольственная безопасность». Понятие трактовалось как гарантированный доступ всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. В России продовольственная безопасность рассматривается как один из главных элементов национальной безопасности, а также как важнейшая составляющая в формировании высокого уровня и достойного качества жизни населения, поскольку потребление продуктов питания относится к базовым человеческим потребностям.

Обеспечение продовольственной безопасности является частью внутренней и внешней политики любого государства. Но способы ее достижения в каждой отдельно взятой стране различны

(в зависимости от природно-географических, социально-экономических и других условий) и изменяются в течение времени.

Специалисты выделяют различные модели обеспечения продовольственной безопасности, среди которых базовыми считаются следующие.

1. Автаркическая модель, представляющая собой вариант практически полной продовольственной независимости и самодостаточности общества. Эта модель характерна в основном для «азиатского» и феодального способов производства с подавляющим преобладанием в экономике аграрного сектора.

2. Имперская модель, обусловленная «ножницами» цен на дорогие промышленные товары и дешевые продовольственные, которые ввозятся на территорию метрополии из зависимых территорий и колоний.

3. Динамическая модель, связанная с внедрением передовых аграрных технологий на основном массиве сельскохозяйственных площадей («зеленая революция») и глобальной дифференциацией производства продовольствия. По мнению ряда авторов, данная модель преобладала в СССР, предусматривая дифференциацию производства в республиках, входивших в его состав.

4. Инновационная модель, определяемая массовым освоением генно-инженерных и других биотехнологий, которая должна стать в перспективе ведущей и обеспечить к 2025-2030 гг. более 50% экологически чистого мирового производства безопасного для здоровья продовольствия.

Если вопросы продовольственного обеспечения решаются на национальном, региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне домохозяйств, то продовольственная безопасность определяется уровнем эффективности всей экономики. Но поскольку продовольствие производится в агропромышленном комплексе, то именно этот комплекс является базой для достижения продовольственной безопасности и независимости государства, а также во многом гарантирует социально-экономическую стабильность общества. В настоящее время более 90% мирового потребления продовольствия обеспечивает сельское хозяйство (остальные 10% -рыбное и лесное хозяйство, охота). При этом потребности в продуктах питания на 16% удовлетворяются продукцией животновод-

ства и на 84% - продукцией растениеводства, в том числе за счет зерновых - на 48% (с. 12).

В 1990-х - начале 2000-х годов динамика отечественного сельскохозяйственного производства в целом характеризовалась как негативная. Так, среднегодовой темп роста в сельском хозяйстве в 2002-2006 гг. снизился по сравнению с предыдущим периодом в 3 раза и составил только 2,3% (в 1999-2001 гг. - 6,8%) (с. 7). Производство скота и птицы на убой снизилось по сравнению с 1990 г. практически на 20% (с 10,1 млн т до 8,1 млн т), молока - на 35% (с 55,7 млн т до 31,8 млн т), зерна - на 39,2% (с 116,7 млн т до 70,9 млн т) (с. 136, 138, 140). Перерабатывающая промышленность перешла к использованию импортного сырья в большем объеме. Россия стала зависеть от импорта многих видов продовольствия, которые, с одной стороны, относятся к разряду жизненно необходимых, а с другой - их производство вполне осуществимо в отечественном аграрном секторе.

Данную тенденцию удалось частично переломить посредством реализации ряда государственных мер (Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы) и привлечения инвестиций в аграрную сферу.

Вхождение России в ВТО привело к росту импорта многих видов сельскохозяйственной продукции, а также сырья и продовольствия. В 2012 г. импорт продовольствия увеличился на 5,9% (с 15,8 до 16,8 млрд долл.). По итогам первого полугодия 2013 г. импорт цельного молока увеличился на 7,6%, томатов - на 4,6, картофеля - на 3,9, капусты, лука и чеснока - на 17%. Большие проблемы обозначились в молочном скотоводстве и свиноводстве. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в 2013 г. потери производителей молока оценивались в 29 млрд руб., свинины - в 20 млрд руб. Только в Краснодарском крае поголовье свиней снизилось на 58%, а цены на отечественную свинину в живом весе упали с 94 до 65 руб. за кг. В результате снижения цен выращивание свиней стало нерентабельным (с. 8-9).

Однако главные проблемы обеспечения продовольственной безопасности РФ связаны не столько с производством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сколько с экономической доступностью продуктов питания для населения. В мире трудно найти другую страну с высокими показателями ВВП на душу населения и высокими доходами населения и одновременно не обладающую полной продовольственной независимостью.

В последнее время показатели продовольственной независимости в России достигнуты по шести из десяти основных групп продовольствия (хлеб, картофель, мясо, яйцо, сахар, растительное масло). Меньше рациональной нормы потребляется рыбы (95%), овощей (85%), молока и молокопродуктов (78%), фруктов (64%). Общий уровень продовольственной безопасности достаточно высок и находится в диапазоне 80-85% (с. 144). В мировом рейтинге обеспечения продовольственной безопасности 2012 г. Россия находилась на 29-м месте (лидером является США, а, например, Белоруссия находилась на 43-м месте, Казахстан - на 53-м) (с. 40).

Однако в стране сохраняется неблагоприятная структура питания населения. Так, только в четырех федеральных округах (Приволжском, Северо-Кавказском, Сибирском и Южном) население обеспечено молоком в соответствии с критериями Доктрины продовольственной безопасности РФ. Но в целом потребление молока остается ниже медицинской нормы (320-340 кг на человека в год) и сильно различается территориально (от 382 кг в Карачаево-Черкесской Республика до 59 кг в Чукотском АО). Такая ситуация требует государственного вмешательства с целью выравнивания регионов по уровню потребления продовольствия (с. 184-185).

Основные внутренние риски обеспечения продовольственной безопасности России заключаются в бедности большей части населения, особенно сельского, считает автор. Внешне (по причине неблагоприятной мировой конъюнктуры или ужесточения санкций) страна весьма уязвима из-за зависимости от поставок импортной техники для сельского хозяйства и пищевой промышленности, семенного материала, технологий переработки.

Решение вопроса продовольственной безопасности является на сегодняшний день ключевой задачей государственной экономической политики. В России в период развития дезинтеграционных процессов и введения эмбарго на ввоз ряда продуктов акцент, в

первую очередь, делается на достижении самообеспечения продовольствием путем интенсификации и увеличения объемов внутреннего производства. В то же время страна остается заинтересованной в развитии международного сотрудничества в целях приобретения семян новых высокоурожайных культур, высокопродуктивных пород скота, современного оборудования и новых технологий, с одной стороны, обеспечивающих увеличение производства продовольствия, а с другой - сохраняющих окружающую среду.

Одним из инструментов в достижении продовольственной безопасности страны, региона, домохозяйства является аккумулирование инвестиционных ресурсов и эффективное их использование. Так, в 2010 г. бюджетные субсидии на 1 га сельхозугодий в 15 странах - старых членах ЕС составляли 538 евро (в том числе в Германии - 706 евро, во Франции - 625 евро), в 10 странах - новых членах ЕС - 236 евро, в России - 5 евро. И если объем валовой продукции отечественного сельского хозяйства по сравнению со странами ЕС ниже в 3,1-7,4 раз, то государственная поддержка меньше в 47-108 раз (с. 130). Чтобы быть на одном уровне по производству валовой продукции с этими странами, необходимо, считает автор, увеличить поддержку сельских товаропроизводителей.

Реализация инвестиционных проектов в сельском хозяйстве создает мультипликативный эффект во всей экономике в целом. По этой причине даже небольшое сокращение объема инвестиций способно вызвать глубокий спад производства, примером чему служит состояние отечественного сельского хозяйства в 1990-х годах.

В настоящее время перед российским правительством стоит трудноразрешимая задача - активизировать инновационный процесс в аграрном секторе, обеспечив реализацию целого ряда условий, в том числе институциональных, инфраструктурных, финансовых, научно-технических и кадровых, которые лишь в совокупности способствуют развитию отечественного сельского хозяйства в направлении, адекватном современным требованиям. Необходимо не только восстановить уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 1990 г., но и создать фундамент для перехода к инновационному развитию агропромышленного сектора, формированию инновационной модели обеспечения продовольственной безопасности. Основными направлениями, от которых зависят качество и объемы выпускаемой продукции, по

мнению автора, являются протекционистская политика государства, инвестиции и развитие конкуренции.

Среди мер государственного воздействия предпочтительны организационно-нормативные, а также финансово-ресурсная поддержка отечественного товаропроизводителя, повышение инновационной и инвестиционной активности субъектов хозяйствования. За счет динамично растущих инвестиций, трансформирующихся в инновации и новые конкурентоспособные производства, следует осуществить технологическую модернизацию сельского хозяйства. Увеличение реального капитала сельскохозяйственных предприятий позволит повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, а также решить вопросы обеспечения продовольствием населения страны за счет отечественного производства экологически чистой продукции.

М.А. Положихина

2015.03.063. РОССИЯ В ВТО: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА: Аналитические материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию Фин. ун-та (Москва, 15 апр. 2014 г.) / Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации. Центр ис-след. междунар. экон. отношений; Науч. ред: Ткаченко А.А. - М., 2014. - 203 с.

Ключевые слова: конкурентоспособность России; экономическая безопасность России; отношения России и ВТО.

В реферате отражены материалы научно-практической конференции по вопросам членства в ВТО и повышения национальной конкурентоспособности России (Финансовый университет при Правительстве РФ, апрель 2014 г.). Проблема национальной конкурентоспособности рассматривается участниками конференции с позиций обеспечения национальной экономической безопасности в условиях развития процесса международного сотрудничества с участием России. Проблематика «Россия и ВТО» остается актуальной в силу большого значения этой международной организации как фактора усиления интеграции России в мировой экономический процесс. Главная цель ВТО - это «создание добросовестных условий конкуренции на мировых рынках, в том числе формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.