Научная статья на тему '2015. 03. 025. Никулина В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. - М. : Статут, 2015. - 208 с'

2015. 03. 025. Никулина В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. - М. : Статут, 2015. - 208 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
346
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / ЗАЩИТА ТОВАРНОГО ЗНАКА / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 025. Никулина В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. - М. : Статут, 2015. - 208 с»

2015.03.025

ственности она неприменима. К исключительному праву неприменим и ряд оснований возникновения и прекращения материальных объектов права собственности: приобретательная давность, клад, находка, обращение в собственность общедоступных для сбора вещей и др. Неприменим также ряд оснований прекращения материального права собственности: реквизиция, отчуждение материального имущества и др.

Н.В. Крысанова

2015.03.025. НИКУЛИНА ВС. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ТОВАРНОГО ЗНАКА И БОРЬБА С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ. - М.: Статут, 2015. - 208 с.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; товарные знаки; защита товарного знака; недобросовестная конкуренция.

Защита, предоставляемая интеллектуальным правам, на протяжении долгого времени была предметом дискуссий и критики. Некоторые ученые считают интеллектуальную собственность механизмом, действующим в одном направлении - в распространении исключительных прав. В последние годы срок действия авторских прав значительно увеличился; патентная защита распространилась на методики, используемые при ведении бизнеса, и другие постиндустриальные инновации, а регулирование товарных знаков охватило обширную доктрину «размывания» (dilution). Права на объекты интеллектуальной собственности носят монопольный характер. Монополия, защищая интересы одного лица, может иметь негативные последствия для общества в целом, поэтому поиск баланса между частными интересами правообладателей и интересами публичными остается актуальным. Причем публичный интерес будет различаться в зависимости от сферы регулирования, от объектов интеллектуальных прав. Защите средств индивидуализации, таких как фирменные наименования и товарные знаки, также свойствен публичный интерес - соблюдение законных интересов, лежащих в основе правового регулирования товарного знака. Введение потребителей в заблуждение путем нанесения на продукцию обозначения, имеющего большое сходство с товарным знаком конкурента,

2015.03.026

является классическим примером нарушения конкурентного баланса с использованием товарного знака.

С развитием коммерческого оборота появляются товарные знаки, обладающие настолько сильной деловой репутацией, узнаваемостью и привлекательной способностью, что их использование даже в отношении неоднородных товаров рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции. Однако, как подчеркивает автор, использование общеизвестных товарных знаков не должно сопровождаться их чрезмерной защитой, когда любое обозначение, даже отдаленно напоминающее общеизвестный товарный знак и используемое в отношении неоднородных товаров, будет автоматически признаваться нарушением права на общеизвестный товарный знак, превращаясь в орудие, направленное против конкуренции и потребителей.

Данное явление по-разному воспринято и закреплено в национальных законодательствах государств-участников Всемирной торговой организации (ВТО). Защита товарного знака от недобросовестной конкуренции имеет целью обеспечить прозрачность функционирования рынка, обмен достоверной информацией между производителем и потребителем. А защита интересов потребителей, оправдание их ожиданий относительно свойств продукции, маркированной товарным знаком, является основой, обеспечивающей функционирование института исключительных прав на товарные знаки, решение задач, обусловленных его назначением.

Н.В. Крысанова

2015.03.026. ЕВРОПЕЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. (Реферативный обзор).

Ключевые слова: Европейский союз; авторское право; смежные права; гармонизация.

Авторы представленных в настоящем обзоре статей - глава департамента Еврокомиссии по авторскому праву Мария Мартин-Прат и адвокат, преподаватель Португальского католического университета Порту Нуну Соуза Сильва.

Н. Соуза начинает свою статью с примера, который показывает, что в авторском праве много неочевидного и спорного: есть достаточно традиционные объекты авторских прав, такие как кни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.