Научная статья на тему '2015. 03. 009. Ратти М. Постсекулярное видение: постколониализм, религия и литература. Ratti M. The Postsecular imagination: Postcolonialism, religion, and literature. - N. Y. : Routledge, 2013. - 240 р'

2015. 03. 009. Ратти М. Постсекулярное видение: постколониализм, религия и литература. Ratti M. The Postsecular imagination: Postcolonialism, religion, and literature. - N. Y. : Routledge, 2013. - 240 р Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКУЛЯРНЫЙ / ПОСТСЕКУЛЯРНЫЙ / РЕЛИГИЯ / ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кулькина В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 009. Ратти М. Постсекулярное видение: постколониализм, религия и литература. Ratti M. The Postsecular imagination: Postcolonialism, religion, and literature. - N. Y. : Routledge, 2013. - 240 р»

задумывалась трагедия, получилась перенасыщенная декламацией мелодрама. Пьеса вызвала у публики смех и потерпела финансовый крах.

В дальнейшем Уайльд предпочитал сочетать свой радикализм с остроумием, иронией и юмором, парадоксом и более не писал о современной политике (с. 50).

После неудачи с пьесой Уайльд по-иному воплотит свои радикальные чувства, в частности в рассказе «Преступление лорда Артура Сэвила» (Lord Arthur Savile's Crime, 1891), где, как и в «Вере», присутствуют русские нигилисты. Уайльд умышленно парадоксально передергивает здесь привычные представления о добре и зле: чтобы стать хорошим, Артур Сэвил должен кого-то убить. То, с какой серьезностью он воспринимает свое положение, выглядит юмористически. История об убийстве, как замечает М. Ньютон, превращается в «моральный парадокс Веры Засулич», ибо для Сэвила, как и для Засулич, убийство становится долгом, обязанностью. Таким образом, у русских нигилистов и Ирландского республиканского братства обнаруживается аналогичный «моральный парадокс»: оправдывается убийство, достойная, идеальная цель достигается жестокими, крайними средствами. В рассказе есть русский персонаж -граф Рувалов, шпион русских нигилистов, он дает инструкции -уроки терроризма Сэвилу, но для британского читателя в конце 1880-х годов недавние покушения превратили динамит в оружие ирландцев. Здесь, как и в «Вере», Ирландия и Россия связаны (с. 51).

Т.Н. Красавченко

2015.03.009. РАТТИ М. ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ ВИДЕНИЕ: ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ, РЕЛИГИЯ И ЛИТЕРАТУРА. RATTI M. The postsecular imagination: Postcolonialism, religion, and literature. - N.Y.: Routledge, 2013. - 240 р.

Ключевые слова: секулярный; постсекулярный; религия; постколониализм.

Американский литературовед Манав Ратти (университет Солсбери, США) исследует границы постсекуляризма1 в контексте

1 Постсекуляризм - современной этап развития религиозно-политической философии в Индии, ставший результатом пересмотра принципов предшествующего ему секуляризма, сочетавшего светский гражданский гуманизм и атеизм.

взаимовлияния традиций Индии, Шри-Ланки, Бангладеш и других стран этого региона. Он выявляет новое понимание в литературе последних десятилетий моральных ценностей, связанных с национализмом и ортодоксальной религией, и анализирует, каким образом «постсекулярные» реалии современного мира, разнообразные религиозные и политические взгляды находят выражение в литературных текстах.

После деколонизации юго-восточной Азии, после гражданских войн, этнических противостояний и территориальных размежеваний религия и национализм оказались дискредитированы в качестве политических инструментов власти. Несмотря на это, общество сохраняет религиозные устои, получившие новое практическое выражение в отсутствии политического, националистического и этнического давления со стороны властных структур региона.

М. Ратти изучает англоязычные романы, отражающие муль-тирелигиозный характер индийского субконтинента, жители которого исповедуют индуизм, ислам, сикхизм, буддизм, христианство и племенной анимизм. Взаимодействие секуляризма и религии в регионе было изучено с точки зрения политологии, культурологии, социологии, религиоведения, истории и антропологии. Цель М. Ратти дополнить эти исследования литературоведческим анализом. Особый интерес для него представляет новое понимание таких ценностей, как любовь, дружба, искусство, литература, музыка, природа, а также как они понимаются в постколониальном мире и насколько они способны отразить мнения тех, кто находится не в

В рамках постсекуляризма было выработано новое понимание дихотомии религиозное / светское, сгладившее противоречия между религией и новоевропейской наукой, между верой и рационально-техническим освоением мира. В постсекуля-ризме признается первостепенная роль религиозной идентификации и самоидентификации. См.: Узланер Д. Расколдовывание дискурса: «религиозное» и «светское» в языке Нового времени // Логос. - М., 2008. - № 4. - С. 140-159; Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. - М., 2011. - № 3. - С. 3-32; Узланер Д. Картография постсекулярного // Отечественные записки. - М., 2013. -Т. 52, № 1. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2013/1/kartografiya-postseku-1уагпо§о; Кырлежев А. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Отечественные записки. - М., 2013. - Т. 52, № 1. - Режим доступа: http://www.strana-oz.rU/2013/1/seku1yarizm-i-postseku1yarizm-v-rossii-i-v-mire

«центре» внимания исследователей постколониализма, а с точки зрения диаспор и нацменьшинств.

Объектом анализа в работе М. Ратти стали романы: «Призрак Анил» (2000) Майкла Ондатже (р. 1943), «Сатанинские стихи» (1988), «Гарун и Море Историй» (1990), «Прощальный вздох мавра» (1995), «Клоун Шалимар» (2005), «Флорентийская чародейка» (2008) Салмана Рушди (р. 1947), которым уделено основное внимание, а также произведения «Что помнит тело» (2000) Шоны Сингх Болдуин (р. 1962), «Голодный прилив» (2005) Амитава Гоша (р. 1956) и «Гостиница Эверест» (1998) Ирвина Алана Сили (р. 1951) и др. Авторы были отобраны для анализа с учетом их национальной и региональной принадлежности; большинство из них пишет на английском языке. Единственным неанглоязычным примером стал рассказ «Птеродактиль, Пуран Сахай и племя Пиртха» (1995) Махасветы Деви (р. 1926). Она интересна исследователю умением переходить как в этом рассказе, так и в романах от индуистской позиции большинства к племенным точкам зрения.

М. Ратти считает, что выбранных им для исследования авторов объединяет интерес к поиску новых моральных ценностей в ситуации взаимодействия и противостояния идеологических комплексов созидания единой нации и атеизма (секуляризма), с одной стороны, и религии - с другой. Они осознали необходимость выработать светские альтернативы секуляризму, и одновременно обратились к религиозной мысли, отрицая при этом религиозную нетерпимость и насилие. Их цель - найти новые ответы на вопросы «во что верить» и «как жить», лежащие вне идеологии и политизированной религии. В «несветском секуляризме» и «религии без религиозности» можно увидеть определенный парадокс, но именно это М. Ратти называет «постсекулярным» видением мира.

Автор книги предлагает переосмыслить категорию секуляр-ного, связав ее с литературой постколониализма, и для этого сосредоточивается на межкультурных и межрелигиозных отношениях внутри современных национальных государств. Исследователь показывает, что национальный «колорит» в текстах изучаемых писателей, отражая различные аспекты культур и религий южной Азии, представляет собой основу для понимания своеобразных взглядов авторов на культурную специфику отдельных регионов. На мнения М. Ондатже и С. Рушди о религии и секуляризации оказало влияние региональное видение этих проблем.

В своих романах Ондатже и Рушди сосредоточивают внимание на географическом положении стран Юго-Восточной Азии. Писателей заинтересовал исторический и культурный контекст региона, ставший источником тем для произведений, действие которых происходит в Индии, Шри-Ланка и других странах с их политическими и историческими реалиями, в том числе эволюцией общественных взглядов на патриотизм и национализм как своего рода религию.

Так, в «Сатанинских стихах» (1988) Рушди поднимает вопрос главенства прав человека в обществе, затрагивает тему аскетизма, по-новому интерпретирует образы Саладина и Гавриила в Англии и Махунда (Мухаммеда) в описанной им пустыне. Это сближает его творчество с произведениями Ондатже, который создает своеобразное пространство для изображения национализма как своеобразной религии, что выразилось через создание образов Алмаши в «Английском пациенте» и Палипана в «Призраке Аниле». Рушди и Ондатже воссоздают ландшафты, противопоставляя своих героев иному окружению. Ондатже обращается к памяти о прошлом для собственного исследования национализма и патриотизма в период борьбы с национализмом, проявляющимся как своего рода религия.

В период 1980-1990-х романы именно этих двух авторов ярче всего демонстрировали проблему глобализации, писатели представляли изучение западным миром ислама, действуя в рамках постмодернизма и постколониализма. Романы Рушди продемонстрировали веру писателя в литературу как «свободное образное пространство», они отразили его скептическое отношение к религии и одновременно разочарование простых индийцев в атеизме.

В Индии секуляризм (иначе: гражданский гуманизм) играет роль политической идеологии, призывающей общество к уважению всех культур и религий, равенству людей как граждан единого общенационального государства безотносительно их этнической принадлежности, языка и касты. В 1976 г. он впервые был упомянут в конституции страны. Его пропагандировали сторонники либеральной и демократичной Индии, стремясь с его помощью уравновесить права различных религиозных групп. Таким образом в стране было признано право человека на свободу вероисповедания. Но, несмотря на широкий политический резонанс, секуляризм как политический инструмент провалился так же, как это произошло с политикой единого общенационального государства. Противопо-

ставление секуляризма в лице государственной власти и религии, представленной ортодоксальной общественностью, постепенно сменилось противостоянием «светского Запада» и «несветского неЗапада».

Для продуктивного диалога культур была необходима дискуссия на тему религии в сложившейся политической ситуации. М. Ратти дает примеры «местного секуляризма», противопоставленного «космополитическому», т.е. толерантности, рационализма, гражданского гуманизма, скептицизма в рамках традиционных мировоззренческих систем. Среди них он выделяет, с одной стороны, буддизм и показывает, как эти его аспекты отразились в творчестве Ондатже, а с другой - синкретическую религиозную доктрину дин-и иллахи, повлиявшую на идейную сторону романов Рушди.

Про писателей эпохи постсекуляризма нельзя сказать, что они придерживаются атеистических взглядов. Они рассматривают действительность в религиозной парадигме, оперируя ее категориями и ценностями, а затем осуществляют «секуляризацию» написанного. Объектом литературоведческого исследования становится момент подобного преобразования, его влияние на политические и юридические аспекты мировоззрения, на его эпистемологическую основу. Анализируемые книги представляют собой свидетельство гуманистического выбора человека в консервативном национальном государстве.

В.М. Кулькина

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА

2015.03.010. ЗЕМСКОВ В.Б. О ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ НОВОГО СВЕТА / Отв. ред., сост. Красавченко Т.Н. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Гнозис, 2014. - 592 с. - (Российские Пропилеи).

Ключевые слова: модель латиноамериканской культуры; межцивилизационное взаимодействие; хроники конкисты; креольское барокко; праздник в устойчивой и в формирующейся цивилизациях; утопия; Габриэль Гарсиа Маркес.

Научное творчество литературоведа и культуролога, профессора, доктора филологических наук Валерия Земскова (1940-2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.