Научная статья на тему '2015. 02. 006. Мазаева Н. , бизанц Э. Экологические дисплеи, интеграция информации и формат дисплея: эмпирическая оценка мультиплетных малоформатных дисплеев. Mazaeva N. , Bisantz A. ecological displays, information integration, and display format: an empirical evaluation across multiple small displays // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2014. - Vol. 8, n 2. - p. 137-161. - doi:10. 1177/1555343414521424. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/8/2/137/'

2015. 02. 006. Мазаева Н. , бизанц Э. Экологические дисплеи, интеграция информации и формат дисплея: эмпирическая оценка мультиплетных малоформатных дисплеев. Mazaeva N. , Bisantz A. ecological displays, information integration, and display format: an empirical evaluation across multiple small displays // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2014. - Vol. 8, n 2. - p. 137-161. - doi:10. 1177/1555343414521424. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/8/2/137/ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ / ДИСПЛЕИ / МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДИСПЛЕЕВ / МАЛОФОРМАТНЫЕ ДИСПЛЕИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ализаде А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 006. Мазаева Н. , бизанц Э. Экологические дисплеи, интеграция информации и формат дисплея: эмпирическая оценка мультиплетных малоформатных дисплеев. Mazaeva N. , Bisantz A. ecological displays, information integration, and display format: an empirical evaluation across multiple small displays // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2014. - Vol. 8, n 2. - p. 137-161. - doi:10. 1177/1555343414521424. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/8/2/137/»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ

2015.02.006. МАЗАЕВА Н., БИЗАНЦ Э. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСПЛЕИ, ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ И ФОРМАТ ДИСПЛЕЯ: ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МУЛЬТИПЛЕТНЫХ МАЛОФОРМАТНЫХ ДИСПЛЕЕВ.

MAZAEVA N., BISANTZ A. Ecological displays, information integration, and display format: An empirical evaluation across multiple small displays // Journal of cognitive engineering and decision making. -2014. - Vol. 8, N 2. - P. 137-161. - D0I:10.1177/1555343414521424. -Mode of access: http://edm.sagepub.com/content/8Z2/137/

Ключевые слова: когнитивный анализ работы; дисплеи; методология конструирования дисплеев; малоформатные дисплеи; экологический интерфейс.

Авторы из США исследуют факторы конструирования малоразмерных дисплеев, конструируемых по методологии экологического интерфейса, изучая на таких дисплеях разные методы интеграции информации и соответствующие визуальные ее (информации) вариации с целью определения, насколько эти дисплеи эффективны как инструменты работы пользователей с информацией.

Современное развитие информационных технологий, пишут авторы, мотивируемое не только технологически, но и ожиданиями пользователей, идет по пути создания малоразмерных мобильных устройств (например, смартфонов), когнитивная работа с которыми в части визуального восприятия и анализа информационного ряда отличается от работы с дисплеями стационарных компьютеров. Мобильные (малоразмерные) информационные устройства незаменимы для работников служб быстрого реагирования в полевых условиях незамедлительного принятия решений.

Эта тенденция - вызов для конструкторов, которые должны понять, как огромное количество сложной информации разместить на дисплеях гораздо меньшего размера, чем размеры стационарных дисплеев, чтобы эту информацию пользователи были способны эффективно воспринимать и анализировать во всем ее объеме и всей ее сложности. Другой вызов состоит в том, что восприятие и анализ информации осложнены ее размещением: на маленьком экране и вследствие этого - порциями. Здесь едва ли поможет улучшение со временем разрешающей способности дисплея, потому что такое улучшение не сотрет разницу в комфортности восприятия информации между большим и малоразмерным экранами, особенно для людей, страдающих ослабленным зрением. Раздробление системной информации ее порционной подачей на малоразмерные дисплеи в принципе создает трудности для пользователей, которые могут в этих информационных лабиринтах «потеряться», не найти требуемую информацию быстро, и им сложно найти общий знаменатель всему этому раздробленному информационному потоку. Разумеется, все эти информационные вызовы актуальны для дисплеев любых размеров, но особенно они остры для конструкторов малоразмерных мобильных экранов.

Исследования дисплеев и традиционных, и малых размеров показывают преимущества экранов, которые интегрируют системную информацию, группируя либо «утесняя» - взаимно перекрывая - ее потоки. Интегрирование выводимой на дисплеи информации изучается по методологии конструирования экологического интерфейса (КЭИ) (ecological interface design). КЭИ используется в создании дисплеев или их компонентов в разнообразных областях и включает системный анализ рабочей области для идентификации переменных и ограничений, формирующих работу пользователя в данной области, а также многоуровневый когнитивный контроль. Существуют исследования того, как группировать и интегрировать информацию на дисплеях КЭИ, где размещение информации интегрировано во времени (параллельное размещение) и пространстве (перекрывание информации), что в сравнении с дезинтегрированным размещением обеспечивает лучшую работу пользователя благодаря более низкой нагрузке его памяти и меньшим усилиям информационной интеграции.

Проблема заключается в том, что, хотя методология КЭИ и используется для конструирования дисплеев в широкой вариации их размерности, реально она осуществляется для крупноформатных экранов, и в научной литературе можно найти лишь единственный пример применения этой методологии в отношении малоразмерных дисплеев - мобильных устройств, используемых для экстренной помощи больным диабетом. Ситуация может быть объяснена тем, что применение методологии КЭИ при конструировании малоразмерных дисплеев связано с большими трудностями -отчасти из-за необходимости дробить информацию на множестве маленьких экранов и, соответственно, сложности собирать и интегрировать ее пользователями. Собственно, те же проблемы возникают и в отношении крупноформатных дисплеев, на которых информация не может быть представлена единовременно. Поэтому независимо от размера дисплея для успешного применения КЭИ необходимо конструкторское понимание того, как следует распределять и интегрировать информацию на нескольких экранах.

Другая важная конструкторская проблема, связанная с применением методологии КЭИ при конструировании дисплеев, - определение формата используемой в них визуализации. Методология КЭИ обычно переводит информационные переменные на язык различных графических объектов, каждый из которых кодирует соответствующую информационную переменную, а все вместе они создают многомерную картину, где взаимодействие внутри этой многомерности производит неожиданные визуальные эффекты. Есть исследования, изучавшие, как отобранные для дисплеев визуальные коды влияют на поведение пользователей, и обнаружившие явную зависимость этого поведения от типа визуальных картинок на дисплее. Подобные исследования оценивали реакцию пользователей на дисплеи в отношении того, показывал ли экран сумму или целостность визуальных кодов, был ли он аналоговым, вербальным или цифровым. Обнаружилось, что задачи интеграции информации плохо выполнялись пользователями дисплеев, фрагментирующих информацию, но такие дисплеи были предпочтительными, когда интеграционные задачи не ставились. И напротив, предпочтительными для выполнения интеграционных задач ожидаемо оказались дисплеи, кодирующие информацию в целостном виде.

Понимание того, как сходные или разные графические коды используются для подачи на экран целостной или фрагментиро-ванной информации, особенно важно в отношении малоформатных дисплеев, сильно «утесняющих» информацию и этим осложняющих ее считывание, а соответственно и задачу адекватного поведенческого ответа. Поэтому должны проводиться исследования именно на таких дисплеях. Таких исследований сегодня мало, между тем они бы очень помогли конструкторам выяснить трудности КЭИ. Эти трудности связаны с возможными сложностями определения источников информации пользователями малоформатных дисплеев, а также с тем, что при работе с такими дисплеями увеличивается время интегрированного восприятия объемной, но располагаемой на очень тесном пространстве информации.

Авторы пишут, что в их собственном исследовании изучались две конструкторские задачи - интеграции и визуальной формы информации - в контексте конструирования малоформатных дисплеев по методологии КЭИ. При этом были использованы методологические модели системного и функционального (с точки зрения выполнения дисплеями своих задач) подходов. Обе модели различаются между собой по своей поддержке выполнения пользователями разных типов когнитивных задач. То есть использование обеих моделей при конструировании малоформатных дисплеев как инструментов экологического интерфейса нацелено на активизацию у пользователей соответствующих когнитивных усилий, в одном случае - систематизации (интеграции) информации, а в другом -решения конкретных сложных задач.

Проведенное авторами исследование основывалось на гипотезе, которая заключается в том, что подаваемая на экраны интегрированная (системная) информация благоприятна для пользователей, поскольку позволяет им не тратить дополнительное время и дополнительные когнитивные усилия на систематизацию информационных фрагментов - аналитическую работу, с которой способен справиться далеко не каждый пользователь. Кроме того, сравнивались различные стили визуализации информации. Визуальные объекты, призванные отражать системные переменные, были конструктами, которые либо использовали, либо не использовали согласованный ряд графических кодов. Предполагалось, что использование согласованного ряда полезно, когда информация поступает

на экран фрагментарно и это «множество экранов» нужно ментально связывать между собой. Вместе с тем использование согласованного ряда графических объектов в режиме «множества экранов» создает и трудности восприятия информации, поскольку в таком режиме - при прерывистом выстраивании согласованной визуальной картины - довольно легко «потерять след». Авторы полагают, что их исследование - «первое по экспериментальному сравнению дисплеев экологического интерфейса, сконструированных с использованием разных образцов визуализации информации» (с. 140).

В своем исследовании авторы тестировали три независимые переменные: 1) выполнение задач пользователями дисплеев экологического интерфейса; 2) интеграция информации; 3) визуализация (графическое кодирование) информации.

Что касается переменной 1, то участники исследования выполняли два рода задач - простые и сложные. Простые задачи были поставлены ситуациями фотосъемки, когда требовалось изменить лишь одну из регулировок фотокамеры. Сложные же задачи фотосъемка ставила в ситуациях, когда изменение одной регулировки фотокамеры влекло за собой изменения во всей работе камеры, которые участники должны были делать для получения фотографии оптимального качества. Каждая из предложенных участникам шести простых и шести сложных задач имела уникальное решение и содержала детальное описание условий фотосъемки.

Переменная 2 - интеграция информации - представляет степень, в которой контрольная информация, считываемая участниками исследования с экранов, куда эта информация подается дробно, составляет нечто целое. В рассматриваемом исследовании в режиме дробной подачи информации каждый фрагмент содержал информацию о какой-то одной функции фотокамеры. В режиме же целостной, интегрированной подачи информации каждый фрагмент содержал информацию более чем об одной функции фотокамеры. Причем интегрированная подача информации осуществлялась с помощью использования двух разных методологий интеграции, когда контрольная информация группировалась на основе либо системных связей, либо требований выполняемых задач.

Переменная 3 - визуализация (графическое кодирование) информации - предусматривает два уровня: согласованных и несогласованных визуальных кодов. Согласованные визуальные коды

представляют ряд сходных кодов, которые используются для визуализации содержащихся в информации сходных объектов и их взаимосвязи. Несогласованные визуальные коды - это разные (несходные между собой) коды, используемые для визуализации несходных (несогласованных между собой) объектов информации.

В проведенном авторами исследовании приняли участие 14 человек, между которыми случайным образом были распределены задачи тестирования трех вышеуказанных переменных. Каждый из участников должен был выполнить шесть простых и шесть сложных задач по интеграции информации на дисплеях экологического интерфейса. При этом измерялись: 1) среднее время, потраченное участниками на анализ информации при решении каждой задачи; 2) частота навигационных действий участников в отношении каждой задачи; 3) точность выполнения задач - полное число правильно выполненных задач.

Исследование дало следующие результаты. В среднем процент правильных решений оказался значительно выше для простых задач, чем для задач сложных. Хотя и незначительно, но процент правильных решений в случае интегрированной подачи информации был выше, чем в случае «разорванной» подачи информации, что и предсказывалось: понятно, что заранее интегрированная информация экономит когнитивные усилия тех, кому уже не нужно выполнять интеграционную задачу. В случае согласованной визуализации информации отсутствовало сколько-нибудь существенное различие между информацией интегрированной и «разорванной». Время выполнения задачи уменьшалось в случае согласованной визуализации информации и увеличивалось в случае несогласованной визуализации. Сочетание сложной задачи и несогласованной визуализации информации увеличивало время выполнения задачи. В целом результаты исследования показали преимущества интегрирующих дисплеев перед дисплеями, «разрывающими» информацию, причем проявила себя лучше именно системная интеграция в сравнении с интеграцией по выполняемым задачам, и эта разница была тем более заметной, чем больше усложнялись задачи.

Авторы полагают, что результаты проведенного ими исследования позволяют сделать следующие рекомендации в области конструирования малоформатных дисплеев экологического интерфейса.

Во-первых, конструкторы малоформатных дисплеев экологического интерфейса могли бы интегрировать (группировать) информацию на экранах дисплеев на основе системно-функциональных связей (system functional relationship). Такое конструирование способно поддерживать выполнение задач разной сложности. Во-вторых, конструкторы малоформатных дисплеев экологического интерфейса должны систематизировать информацию на экранах на основе системно-функциональных связей рабочей информации с целью поддержки выполнения пользователями дисплеев когнитивных задач. В-третьих, конструкторам малоформатных дисплеев экологического интерфейса следует отдать предпочтение образцам согласованной визуализации информации.

В заключение авторы выражают уверенность в том, что их «исследование продемонстрировало эффективность малоформатных дисплеев экологического интерфейса - продемонстрировало в целом высокий уровень поведения пользователей - участников исследования, имевших перед экспериментом минимальную операционную тренировку» (с. 157).

А.А. Али-заде

2015.02.007. ХЭЗЛ М., САНДЕРСОН П., КЭМЕРОН И. РАЗВИТИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ АНАЛИЗА СТРАТЕГИЙ ГИБКОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ: МЕТОДОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ГИБКОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА. HASSALL M., SANDERSON P., CAMERON I. The development and testing of SAER (Strategies analysis for enhancing resilience): A resilience-based human factors method // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2014. - Vol. 8, N 2. - P. 162-186. - D0I:10. 1177/1555343414527278. - Mode of access: http://edm.sagepub. com/ content/8/2/162/

Ключевые слова: когнитивная работа; принятие решений; гибкость; управление рисками; безопасность в промышленности; человеческий фактор; промышленные происшествия.

Авторы из Австралии полагают, что необходимо создавать рабочие системы, которые поддерживали бы операторов при выполнении контролирования неожиданных и беспрецедентных рабочих ситуаций. По их мнению, методологией построения систем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.