Научная статья на тему 'Применение дисплеев в системах автоматизации розничной торговли'

Применение дисплеев в системах автоматизации розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
194
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Антонов Сергей

Развитие розничной торговли в нашей стране создает стабильный спрос на системы автоматизации, позволяющие повысить эффективность работы персонала, сделать покупки более удобными для потребителей, а также предоставить им недоступный прежде уровень и виды сервиса. Весьма важными задачами являются построение операторского интерфейса для сотрудников торговых точек и визуализация информации для покупателей. Поэтому мы решили рассмотреть применение дисплеев в системах автоматизации розничной торговли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение дисплеев в системах автоматизации розничной торговли»

Сергей АНТОНОВ

antonov@roselectron.ru

Применение дисплеев

в системах автоматизации розничной торговли

Развитие розничной торговли в нашей стране создает стабильный спрос на системы автоматизации, позволяющие повысить эффективность работы персонала, сделать покупки более удобными для потребителей, а также предоставить им недоступный прежде уровень и виды сервиса. Весьма важными задачами являются построение операторского интерфейса для сотрудников торговых точек и визуализация информации для покупателей. Поэтому мы решили рассмотреть применение дисплеев в системах автоматизации розничной торговли

Введение

Стремительное развитие розничной торговли естественным образом порождает значительный спрос на оборудование для автоматизации торговых предприятий. Такое оборудование называется также POS-системами, от Point of Sales. Понятие POS-системы включает как простейшие решения, предназначенные для небольших магазинов, так и распределенные системы, обслуживающие весь технологический процесс крупнейших розничных сетей. К POS-приложениям относятся кассовое оборудование, потребительская периферия (дисплеи покупателя, прайс-чекеры, информационные табло и т. д.), весовая техника, программируемые клавиатуры, принтеры этикеток, оборудование для контроля доступа и движения товара и другие устройства. Часть из названных изделий могут функционировать и автономно, и объединяться в сеть.

POS-система решает задачи визуализации информации двух видов:

• вывод технологической информации для

персонала;

• визуализация информации для покупателя.

Операторский интерфейс работников торговли

В простых контрольно-кассовых машинах (ККМ) могут применяться простейшие алфавитно-цифровые дисплеи, и работнику выводится минимальный набор информации, необходимый для выполнения торговых операций и надлежащего оформления чеков. Визуализация информации для покупателя также предельно лаконична. В этом случае применяются одно- либо двустрочные

дисплеи с небольшим количеством знаков. С другой стороны, мощный операторский интерфейс компьютеризованного рабочего места кассира выглядит совсем не так, как сообщения, выведенные на дисплей покупателя, поскольку набор данных весьма различается для обслуживающего персонала и клиента. Поэтому, как правило, в более мощных системах автоматизации розницы эти задачи решаются различными устройствами.

Компьютеризованные Р08-системы используют как традиционные ТБТ-ЬСО мониторы, обычно с диагональю в пределах 15", так и более специфические мониторы на базе ТБТ размером: 7-10".

Весовое оборудование может использоваться как персоналом магазина, так и потребителями: в некоторых супермаркетах весовой товар тарифицируется самими покупателями на специально настроенных интеллектуальных весах, программное обеспечение которых облегчает работу с системой для неподготовленных пользователей.

Рассмотрим те виды Р08-оборудования, где реализована функция визуализации информации для потребителей. Как правило, речь идет о наименованиях и характеристиках выбранного покупателем товара, его количестве и стоимости. Такие задачи решают кассовое оборудование, дисплеи покупателя, весовая техника, прайс-чекеры, торговые автоматы.

По мере усиления конкуренции в розничной торговле более актуальными станут задачи визуализации расширенного объема информации, позволяющей потребителю лучше ориентироваться в ассортименте и расположении товаров, в специальных предложениях, информации сторонних рекламодателей.

Главным требованием, предъявляемым к дисплеям, отображающим основную информацию о приобретаемых покупателем товарах, является, вероятно, хорошая читаемость выводимых на дисплей сообщений. Субъективное понятие «читаемость» следует понимать как сочетание оптимального размера экрана дисплея, яркости и контраста изображения. Поэтому для визуализации потребительской информации в розничной торговле целесообразно применять дисплеи, созданные на основе VFD-технологии (VFD от Vacuum Fluorescent Display — вакуумно-люминесцентный индикатор, ВЛИ), которые отличаются высокой яркостью, контрастом и широким углом обзора, например, выпускаемые компанией NORITAKE ITRON.

Кассовое оборудование

Кассовое оборудование, пожалуй, наиболее распространенный и известный вид POS-устройств. По крайней мере, каждый из нас ежедневно видит то, что называется «кассовым аппаратом» в любимом магазинчике или супермаркете. На рабочем месте кассира может находиться несколько устройств: компьютер, фискальный регистратор, весы и т. д. Существует множество разновидностей кассовой техники — от портативных моделей до сложных устройств, интегрированных в единую систему управления предприятием.

Рис. 1. Графический модуль GU140X32F-7050

Рис. 3. Графический модуль GU128X64D-7000

Некоторые из ККМ (контрольно-кассовые машины) имеют небольшой встроенный дисплей покупателя, как правило, двух- или четырехстрочный как, например, индикаторный модуль NORITAKE ITRON GU140X32F-7050 (рис. 1). Это малогабаритный графический индикаторный модуль с дисплеем формата 140x32, что позволяет выводить до четырех строк по 20-23 символа. В соответствии с физическим размером точки высота строки в этом случае составляет около 5 мм.

Дисплеи покупателя

Вместе с кассовыми машинами применяются выносные дисплеи покупателя, позволяющие потребителю видеть наименования приобретаемых товаров, их количество и стоимость, общую сумму покупки и прочую информацию, как правило, текстовую. Для построения дисплеев покупателя часто используются панели, позволяющие выводить текст достаточно крупного размера, чтобы покупатели легко могли прочесть выводимую информацию, не наклоняясь к кассе. Очень популярными для решения таких задач являются текстовый модуль NORITAKE ITRON CU20029SCPB-KV90B (рис. 2) и индикатор DN2029D, на котором он построен. Экран этих дисплеев имеет размер 158,6x22,5 мм и позволяет выводить две строки по 20 символов высотой 9 мм.

Современные VFD-индикаторы являются сложными изделиями, использующими достижения как собственно VFD-технологии, так и полупроводниковой, поскольку большинство современных стекол имеют встроенные внутрь колбы дисплея драйверы (Builtin Driver). Используемая технология

Ы0ШТАКЕ 1ТИ0Ы называется также: СЫр-1п-01а88 (СЮ). СЫр-1п-01а88 индикаторы ЫОШТАКЕ 1ТИ0Ы имеют последовательный управляющий интерфейс, но нуждаются в источниках питания для анодов, сеток и нитей накала. Модули, построенные на основе СЮ-индикаторов, имеют простые в применении наборы команд, встроенные знакогенераторы, подключаются к прикладному устройству через И8-232 или последовательный асинхронный интерфейс в логических уровнях либо непосредственно на шину микропроцессора через параллельный 8-битный интерфейс. Большинству модулей достаточно однополярного источника питания. Ведущие производители Р08-оборудования применяют как индикаторы, так и модули для создания дисплеев покупателя.

Кроме упомянутых выше индикатора БШ0290 и модуля СШ00298СРВ-КУ90В интерес для создателей дисплеев покупателя представляют и другие индикаторы и модули ШМТАКЕ ГГЯ0К Например, БШ02М1 — текстовый матричный СЮ-дисплей — позволяет выводить две строки по 20 символов высотой 11 мм, а также курсор и десятичные точки или запятые. Размер экрана дисплея БШ02М1— 196,4x31,0 мм.

На основе индикатора БШ02М1 выпускается русифицированный модуль СШ00211-KTW260A. Он питается от одного источника в 5 В, имеет последовательный и параллельный интерфейсы, позволяет задавать 16 определяемых пользователем символов.

Реже, чем УББ, в дисплеях покупателя используются ЖКИ, ТБТ и устройства на основе газоразрядных матричных индикаторов.

Прайс-чекеры

Прайс-чекеры позволяют покупателям по штрих-коду товара уточнить его цену. В этих устройствах применяются небольшие дисплеи, позволяющие выводить одну, две или четыре строки текста. Такую задачу решают, например, Ы0МТАКЕ 1ТИ0Ы 0Ш40Х160-7000 или упомянутый 0и140Х32Б-7050. В ряде случаев может быть интересен небольшой модуль 0Ш28Х640-7000 (рис. 3), позволяющий на экран размером 57,45x28,65 мм выводить восемь строк по 21 символу.

Весы

Весы — обязательный атрибут многих торговых предприятий, имеющих в ассортименте продовольственные товары. Современные электронные весы интегрируются в единую сеть предприятия, позволяют распечатывать индивидуальную этикетку для каждой покупки. При этом важно решить задачу визуализации текущей информации для покупателя и обслуживающего персонала. В простых моделях весов применяются 7-сегментные дисплеи. Но в более функциональных моделях необходимо отображать весьма разнообразную информацию. Для таких задач подходят дисплеи формата 256x64, например модуль 0Ш56Х640-7000 с экраном 115,0x28,65 мм. Если требуется более заметный дисплей, то можно рассмотреть 0Ш56Х64Р-3900, экран которого имеет размер 166,0x41,4 мм (рис. 4).

Торговые автоматы

Торговые автоматы, в которых можно приобрести штучный товар либо стакан напитка, снабжаются небольшими дисплеями, имеющими пару строк небольшой высоты. Достаточно часто применяются простые и дешевые ЖКИ. Если возникает задача улучшения визуального интерфейса — прежде всего, получения более яркого и контрастного изображения, то можно использовать УБО-модули: так, компания Ы0ШТАКЕ 1ТИ0Ы выпускает в традиционном форм-факторе ЖКИ малогабаритный графический модуль СШ12Х16С-7000 (рис. 5), позволяющий выводить в текстовом режиме две строки по 16-18 символов высотой 5 мм. Имеется также ЖКИ-совместимая русифицированная версия данного модуля. Казалось бы, что раз-

_ ifratf JAPAN M'BIM'lIl"**** • ' • -'—

• -ПТ " ----- ■ 'ЧШ11Ц1ЩШШ—lit—

I ill 111 &&

it ran

Рис. 4. Графический модуль GU256X64F-3900

меры торгового автомата позволяют использовать дисплей практически любого формата и размера, но в них часто применяются именно такие миниатюрные дисплеи.

Информационные табло

Для стадионов, крупных деловых, торговых и развлекательных центров, гостиниц и других общественных комплексов важен вопрос оперативного информирования посетителей о расположении различных отделов, мероприятиях, проходящих в данный момент, и т. д. Такую задачу можно решить с помощью информационных дисплеев ЫОШТАКЕ ITR.CN, например модулей СШ84Х32Ь-3900 (рис. 6) и ОШ12Х32Н-3900 (рис. 7). Пример информационной стойки, построенной на основе модулей СШ12Х32Н-3900, приведен на рис. 8.

Рассмотрев несколько случаев применения дисплеев в торговом оборудовании, можно обобщить сделанные выводы (таблица).

Как видно из таблицы, большая часть информации, выводимой пользователям РО8-систем, является текстовой. В силу этого разработчики традиционно применяют текстовые индикаторы и модули. В то же время имеется множество графических дисплеев небольшого и среднего разрешения с теми же размерами экрана (от 128x16 до 256x128). Такие дисплеи прекрасно справляются с выводом текста и позволяют использовать не только шрифт единственного размера, но и масштабировать текст, дополняя его графическими элементами для усиления визуального эффекта. Мы предполагаем, что реализация вывода текстовой информации будет более часто

осуществляться с помощью графических дисплеев.

Требования к надежности и ресурсу дисплеев в РОБ-системах

Как правило, торговое оборудование работает в условиях помещений с комфортным климатом, хотя есть и исключения: например, топливораздаточные колонки на автомобильных заправочных станциях, в которых отображается некоторая информация для потребителя, всегда находятся на открытом воздухе. С другой стороны, торговое оборудование интенсивно используется практически ежедневно. При этом к его надежности предъявляются высокие требования, потому что речь идет о коммерческих операциях, и относительно небольшой сбой может привести к серьезным убыткам.

В силу этого необходимо уделить внимание надежности применяемых дисплеев. Количественной мерой надежности является наработка на отказ. В зарубежной литературе используются две разновидности этого параметра: МТТБ (среднее время работы до выхода из строя) для неремонтопригодных изделий и МТВБ (среднее время работы между отказами) для ремонтируемых изделий. Если речь идет об индикаторах и индикаторных модулях NORITAKE ITRON, то наработка на отказ составляет около миллиона часов.

Разумеется, нужно затронуть вопрос о сроке службы дисплеев. Что касается УББ-инди-

Таблица. Применение дисплеев в торговом оборудовании

Устройство Пользователь Визуальная информация Возможное решение

Контрольно-кассовая Сотрудник торгового предприятия Текущая информация о проводимой операции Текстовый или графический дисплей

машина Покупатель Текущая информация о совершаемой покупке Текстовый или графический дисплей

Дисплей покупателя Покупатель Текущая информация о совершаемой покупке Традиционно-текстовый дисплей

Прайс-чекер Покупатель Цена выбранного товара Текстовый или графический дисплей

Весовая техника Сотрудник торгового предприятия Информация о выбранном товаре, его количестве, цене и стоимости Текстовый или графический дисплей

Покупатель Информация о выбранном товаре, его количестве, цене и стоимости Текстовый или графический дисплей

Торговый автомат Покупатель Информация о совершаемой покупке Текстовый или графический дисплей

Информационное табло Покупатель Информация о расположении отделов, режиме работы предприятия, проводимых мероприятиях; рекламные сообщения Текстовый или графический дисплей; компьютерный монитор

шт

Рис. 7. Информационный графический модуль GU512X32H-3900

каторов и модулей, то ответ наверняка знаком многим из нас. Вряд ли ошибемся, если предположим, что большинство читателей сохранили с 1990 годов, или даже конца 1980-х, кассетные видеомагнитофоны стандарта УШ. Как правило, эти устройства оснащались УББ. Будучи включенными круглосуточно, видеомагнитофоны потрудились для нас более десятилетия, прежде чем на смену им пришли БУБ-плееры. Иногда и сегодня старый добрый УГО-«видик» работает вместе с современным БУБ-устройством, потому что некоторые фильмы и видеозаписи мы не успели перенести на оптический носитель. При этом УББ видеомагнитофона по-прежнему радует нас четким изображением! УББ-индикаторы прошли серьезные испытания временем и зарекомендовали себя как приборы отображения информации с длительным сроком службы.

Надежность и срок службы являются техническими параметрами, но следует рассматривать и организационный аспект надежности.

Оборудование для автоматизации розничной торговли требует гарантий поставки выбранных компонентов в течение длительного времени, поскольку, например, изменение технических решений ККМ в связи со снятием с производства каких-либо примененных компонентов может привести к необходимости вновь проходить процедуру обязательной сертификации. В случае применения дисплеев компании NORITAKE ITRON пользователь может рассчитывать на доступность выбранного индикатора или модуля в течение многих лет, в ряде случаев — более десятилетия.

Выбор дисплея для торгового оборудования

Современному разработчику торгового оборудования предоставлен широчайший

выбор дисплеев: от 7-сегментных индикаторов до проекционных панелей. Выбрав формат прибора отображения информации, возможно осуществить свой выбор из устройств, реализованных на основе множества принципов действия: например, текст может выводиться с помощью ЖКИ, LED, VFD и газоразрядных дисплеев.

С одной стороны, можно счесть современную номенклатуру дисплеев избыточной, потому что сообщение на любом дисплее, выполненном по какой-либо распространенной технологии, наверняка будет прочитано пользователем. С другой стороны, придирчивый пользователь наверняка сможет найти недостатки даже в изображении самого яркого и красочного экрана! Именно поэтому разработчики ведущих мировых изготовителей индикаторов, дисплеев, модулей и панелей ежедневно напряженно трудятся, стараясь довести до совершенства свои изделия и найти новые способы визуализации информации.

И первый, и второй вывод можно считать справедливыми.

Функция визуализации информации в торговом оборудовании может быть осуществлена разными способами с помощью дисплеев различных видов. Выбор оптимального технического решения для вывода визуальной информации в торговом оборудовании определяется не только техническими параметрами изображения, но и возможностью аппаратно-программного сопряжения с другими устройствами торгового объекта, особенностями работы целевых торговых точек, выбранным стилем внешнего вида устройств визуализации, техническими и организационными аспектами надежности. Конкуренция усиливается, поэтому можно предполагать увеличение значение «субъективной» составляющей при выборе дисплеев, предназначенных для внимания покупателя. Индикатор дисплея покупателя, бегущая информационная строка в торговом зале,

настенный монитор должны работать на потребителя. Разумеется, потребитель субъективен, одного человека раздражает «слишком дешевый» прибор, а другого — «слишком дорогой». Если речь идет о дисплеях, то раздражать могут не только очевидно неудобные для восприятия решения, но как очень «простой», так и слишком «навороченный» индикатор. При этом выбор дисплея по шкале цена/производительность становится довольно сложным, поскольку крайние решения — самый дешевый или самый функциональный — с большой степенью вероятности оказываются проигрышными. Ключ к успеху лежит в правильном понимании целевого сегмента торговых предприятий: например, для супермаркетов эконом-класса можно ожидать потребности в дешевых решениях на основе ЖКИ, в то время как в сегменте оборудования для торговых предприятий среднего класса и, тем более, бутиков высокого уровня дисплей должен олицетворять высокий уровень обслуживания, качество и надежность, поэтому целесообразно использовать УББ или TFT.

Заключение

Удобный пользовательский интерфейс позволяет сделать работу персонала более эффективной, следовательно, можно ожидать увеличения потребности в дисплеях для устройств автоматизации розничной торговли.

Можно предположить, что дальнейшее развитие оборудования для розничной торговли приведет к появлению дисплеев в специализированной торговой мебели: например, витрины и полки для выкладки товара могут снабжаться встроенными дисплеями для вывода информации о характеристиках и ценах представленного ассортимента. По мере усиления конкуренции следует ожидать увеличения числа устройств для визуализации рекламных сообщений. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.