Перспективы исследования автор видит в дальнейшем изучении вопросов поведения языка в условиях глобализации, информационного и антропологического кризиса. Решение этой проблемы связано непосредственно с вопросами соотношения образования и самообразования, а также с исследованием формирования языковой ориентации и языкового ориентирования. Языковая политика должна быть ориентирована не только на следствие - пропаганду и сохранение объективного языка, но и на причину - использование объективного языка в субъективных рамках отдельными носителями языка с учетом способностей и инициатив личности.
Актуальным автор считает также исследование проблем лек-сикографирования в общей картине стандартизации языка, анализ соотношения естественной и искусственной стандартизации. Вмешательство извне в естественный ход развития языка должно выработать объективные критерии стандартизации, необходимые для совершенствования языковой системы и способствующие ее жизнеспособности, а не затормаживающие те изменения, которые происходят в языке, угнетающие систему и делающие ее косной и немобильной.
Язык развивается постоянно, «и никакой контроль со стороны ученых и государства не в состоянии остановить этот процесс» (с. 336).
А.М. Кузнецов
2015.02.002. ШВЕЦОВА В.М. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ГО-ЛОГРАФИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА: Лингво-коммуникатив-ный аспект. - Мичуринск: Мичур. гос. аграр. ун-т, 2014. - 167 с. -Библиогр.: с. 155-167.
Ключевые слова: поле в языке; информационное поле; текстовые единицы.
В работе проводится анализ полевой структуры, представленной в виде «голограммы» как особого вида устройства комплексной единицы, получающей развитие в тексте. Обновленная голографическая семантика служит основой выделения специфических закономерностей и механизмов моделирования текстового содержания.
Монография состоит из введения, двух глав (1. «Концепция поля как теоретическая основа принципа структурирования внутреннего пространства единиц текста»; 2. «Типы внутриполевой организации информационного поля голографической единицы текста») и заключения.
В работе, в частности, говорится, что языковые единицы с продуктивной текстовой реализацией являются источником порождения семантики нового вида, по своему характеру трансформированной или новой, не зафиксированной в современных словарях русского языка. К данным единицам относятся языковые единицы с актуализируемым значением, обладающие голографической природой. Они характеризуются многомерностью значения (возможностью объединять разноплановые по характеру и типу значения -семантическое, ассоциативное, понятийное), способностью отражать смысловое поле текста, в котором употребляются, а также реализовывать отдельно в своем пространстве каждое из сформировавшихся в условиях текста значений.
Языковая единица с актуализируемым значением самостоятельно регулирует направление своего расширения, занимая доминантное положение относительно смыслового поля текста. Это происходит в том случае, если возможности самой голограммы отличаются большей информационной насыщенностью, например за счет ресурсов компонентов, определяющих ее словообразовательную и семантическую структуру, или в силу собственной природной экспрессивно-эмоциональной окрашенности, социальной мотивированности и пр.
К словам подобного типа относятся также языковые единицы с актуализирующим значением, которые стимулируют расширение текстовой семантики на основе собственных лексико-ассоциатив-ных ресурсов. Они в большей степени обладают информационным потенциалом, который служит источником как их развития, так и развития голограммы.
Данные единицы - стимуляторы - не только организуют смысловое поле текста, определяя его пространство, но и моделируют значение голографической единицы, а также выступают в качестве идентификатора новой семантики.
Взаимодействие лексико-семантических и содержательно-смысловых ресурсов единиц с продуктивной текстовой реализацией осуществляется в следующих направлениях:
- пересечение семантики компонентов голограммы на основе синонимичности их значений;
- наложение семантики компонентов голограммы, осуществляемой на основе одноплановости, разноплановости или оппозиционности выражаемой ими семантики;
- линейное развертывание синонимичных или оппозиционных лексических цепочек, в состав которых одновременно входят и стимуляторы, и голограмма;
- текстовое толкование семантики голограммы в форме концентрированного предложения-текста. Данный процесс осуществляется в следующих направлениях: структуризация смыслового поля текста; ассоциативное развертывание текста на базе развития его ассоциативных доминант, в качестве которых выступают различные виды ассоциативных значений стимуляторов.
Представление голограммы в форме полевой модели позволяет говорить о ней как о полноценной системе подсистем (взаимопроникающих и взаимосвязанных между собой), которая формируется на основе различного рода отношений ее компонентов.
Поле голограммы как модель порождения, восприятия и сохранения новой семантики несет на себе отпечаток человеческого фактора. В нем реализуется разнообразный по своему характеру опыт индивидуума.
Поле голографической единицы представляет собой системное образование с характерными для любой системы связями и отношениями, но вместе с тем обладающее собственными специфическими чертами.
Системность внутренней организации поля голограммы дает методологическую возможность рассматривать его не как случайный набор грамматических, семантических форм, а также коммуникативных и когнитивных представлений, реализованных в определенных условиях, но как вполне реальную смысловую динамическую систему, являющуюся лингвистической реальностью для носителя языка. Эта система определяется различными отношениями ее частей, находящимися в иерархических связях,
которые активизируются в процессе порождения и восприятия нового текстового значения слова.
Поле текстовой голограммы имеет информационный статус. Оно представляет собой полифункциональную модель для развития и сохранения новой семантики. Это структура, возникающая в условиях текста на основе синтеза языковых знаний, когнитивных и коммуникативных представлений человека.
Информационное поле голограммы определяется следующими факторами. Во-первых, оно имеет текстовую обусловленность (т.е. порождается текстом). Во-вторых, по семантическому объему оно определяется индивидуально, в зависимости от языкового опыта, результатов экстралингвистической деятельности конкретного носителя языка (в данном случае речь идет об авторе текста и читателе).
Внутреннее пространство голограммы представляет собой полевую структуру (возникающую в условиях текста на основе синтеза языковых знаний, когнитивных и коммуникативных представлений человека), которая рассматривается автором и как вид устройства единицы, получающей развитие, и как модель порождения, восприятия и сохранения новой семантики.
Как вид устройства поле голограммы характеризуется строгой структурированностью. Оно состоит из нескольких ярусов (микрополей), в которых дифференцированно (в зависимости от типа содержания - лексического, понятийного, ассоциативного) фиксируются значения различного вида. В определенных коммуникативных ситуациях (например, в процессе чтения) при возможном изменении психологической установки человека извлекается определенное, востребованное содержание голограммы.
Лексико-семантическое микрополе единицы с актуализируемым значением - совокупность реализованных в конкретном тексте лексических единиц и их значений, объединенных в процессе актуализации голограммы общностью содержания и формальных (понятийно-смысловых) показателей, а также единой функциональной направленностью на развитие новой, расширенной семантики. В основу выделения данного типа микрополя положен языковой подход. То есть оно формируется, исходя из слов с их реальной семантикой. Лексико-семантическое микрополе составляет ядерную часть поля голограммы.
Ассоциативное микрополе - это функциональная модель, фиксирующая ассоциативные связи слов (голограммы и стимуляторов), выявленные экспериментально в условиях текстовой ограниченности. В ассоциативном поле представлены и парадигматические, и синтагматические отношения языковых единиц и их проявления в тексте. Поле проявляет виртуальное (скрытое, не реализованное до определенного момента) значение голограммы, что с учетом ассоциативного значения позволяет говорить о динамике семантики данной единицы в условиях текста.
Ассоциативное микрополе голограммы - это совокупность развивающихся ассоциативных связей голограммы и стимуляторов, выявленных экспериментально в условиях текстовой ограниченности. В нем реализуются парадигматические и синтагматические отношения языковых единиц.
Развитие ассоциативного микрополя непосредственно связано с таким понятием, как ассоциативная память, которая в условиях текста функционирует в виде ассоциативного микрополя. Внутри него возникают межсловные аналогии или реакции. Словесные вербализованные ассоциации являются непосредственными индикаторами, устанавливающими степень близости между понятиями. Они тесно связаны со значением слова, а также с его развитием в различных условиях текстовой коммуникации.
В процессе внутриполевого взаимодействия голограммы, стимуляторов и их значений на основе возникающих ассоциативных связей, спровоцированных развитием базовых значений, формируется новая (ситуативно-коммуникативная по своему характеру) семантика текстовых единиц. Ассоциативное микрополе составляет периферийную часть поля голограммы.
Поле голограммы характеризуется концентричностью организации пространства, которая проявляется в структурной моно-центричности. Доминантную позицию всегда занимает тот его компонент, в котором локализуется наибольшее число устойчивых факторов (признаков, свойств, ассоциативных показателей и пр.), формирующих единицу с актуализируемым значением. Потенциально как ядро, так и периферия могут стать структурной доминантой пространства голограммы.
Ядро в виде лексико-семантического микрополя реализуется в центральной внутриполевой позиции, если в нем концентрирует-
ся наибольшее число семантико-образующих признаков. Дальше от ядра располагается его периферия в виде ассоциативного поля. Здесь формируется система менее значимых по продуктивности и уровню интенсивности значений, отличающихся высокой степенью обобщенности и лишенных конкретизации.
Если ресурсы стимуляторов репрезентируют наибольшее число устойчивых семантико-образующих факторов, которые в силу своей многочисленности также провоцируют развитие системы ассоциативных значений, отличающихся высокой процессуальной активностью, то в доминантном положении фиксируется ассоциативное поле. Оно формирует стержневой информационный центр поля. Таким образом периферия выполняет функцию ядра.
Между полем текстовой голограммы и входящими в него компонентами (ядром и периферией) существует прочная диалектическая связь. С одной стороны, есть единая внутриполевая структура, «навязывающая» ядру и периферии конкретные принципы их формирования и развития. Вне этой системы данные компоненты не могут реализоваться. Но, с другой стороны, получившие развитие ядерная и периферийная части поля приводят в дальнейшем к его модификации, в результате которой осуществляется моделирование текстовой семантики голограммы. Поле текстовой единицы живо, пока оно динамично, динамика - своеобразный механизм его функционирования.
В рамках полевой структуры голограммы реализуются разные способы «упаковки» информации не только в тексте, но и во внутреннем лексиконе человека.
По характеру выражаемой семантики поле голограммы представляет собой диверсификационный вид поля. То есть в его пространстве развивается различная информация, приводящая к моделированию значения голограммы.
Изменение семантики может осуществляться через трансформацию, приводящую к развитию (в виде детализации или конкретизации) некоторых аспектов в значении. Это диверсификаци-онно-связанный вид поля. В этом случае расширяется объем существующей семантики языковой единицы, которая выступает в качестве текстовой без изменения ее общего информационного направления.
Развитие семантики во внутриполевом пространстве может осуществляться через моделирование, при котором формируется совсем иное по характеру и виду значение единицы текста. Это ди-версификационно-несвязанный вид поля. В этом случае наблюдается отсутствие связи между семантикой языковой единицы, зафиксированной в словарях, и семантикой, сформированной в конкретном тексте.
Диверсификационно-несвязанный вид поля формируется при участии ресурсов только единицы с актуализируемым значением. По степени и характеру участия в процессе развития текстовой семантики лексико-семантическое поле (ядро) занимает доминирующее положение. Периферия выступает как несколько пассивная структура. По мнению автора, ассоциативные ресурсы стимуляторов подтверждают правомерность выбранного направления развития текстовой семантики.
Диверсификационно-несвязанный вид поля определяет условия развития глубинно-развертываемого типа информационного поля голограммы. Он является открытой, потенциально продуктивной моделью организации внутреннего пространства голограммы. В процессе развития глубинно-развертываемого типа поля голограммы принимают участие оба типа единиц с продуктивной текстовой реализацией. На этой базе организуются условия для активизации глубинных возможностей голограммы и стимуляторов, развитие которых приводит к повторному взаимодействию их лек-сико-семантических и ассоциативных ресурсов. В работе отмечается, что информационное поле голограммы необходимо оценивать с позиции реализующихся в его пространстве процессов, приводящих к дальнейшему текстовому развитию данной единицы.
Поверхностно-развертываемый тип информационного поля -модель, ограниченная в своем развитии. Оно организуется на основе ресурсов только единицы с актуализируемым значением. Его внутриролевой поликомпонент- ный потенциал (в виде единой, полнозначной функционирующей системы стимуляторов и голограммы) остается не реализованным в полном объеме. Таким образом, моделирование семантики голограммы в условиях поверхностно-развертываемого типа поля - это процесс ее содержательно-смысловой самореализации.
Глубинно-развертываемый тип информационного поля голограммы является открытой полевой моделью, которая представляет собой потенциально продуктивный вид. Ее пространство организуется при активном и одновременном участии голограммы и стимуляторов. Привлекается также система глубинных возможностей данных текстовых единиц, развитие которых может привести к повторному взаимодействию лексико-семантических и ассоциативных ресурсов. В этом случае в сформировавшемся значении голограммы в максимальном объеме фиксируется семантика других единиц текста - стимуляторов. То есть по своему характеру оно представляет собой структуру, основанную на достоверно-объективной информации.
Кроме того, открытость глубинно-развертываемого типа поля голограммы определяется еще и тем, что в его пространстве отмечается внутриполевая подвижность его компонентов. Ядерная и периферийная части могут менять свое позиционное положение, если продуктивность реализации вербализованных ассоциаций, зафиксированных в форме ассоциативных значений голограммы, будет достаточно высокой.
В целом поле голографической единицы - это сложная полифункциональная система, которая представляет собой модель для развития, накопления и сохранения различного рода текстовой информации. Способ его существования связан с накоплением различного вида семантики слова: грамматической, стилистической, ассоциативной и др. В результате установления ассоциативных связей между единицами с продуктивной текстовой реализацией формируется ассоциативное значение голограммы.
Продуктивность глубинно-развертываемого типа информационного поля определяется также процессами внутриполевой подвижности его компонентов. В некоторых случаях ядерная и периферийная части меняют свое позиционное положение, если продуктивность реализации вербализованных ассоциаций, зафиксированных в форме ассоциативных значений голограммы, будет достаточно высокой.
К факторам, способствующим развитию информационного поля голограммы, относятся следующие: актуализация голограммы в тексте, развитие процессов активизации глубинных возможно-
стей языковых единиц с продуктивной текстовой реализацией (т.е. процессов первичного и вторичного моделирования семантики).
Актуализация единицы с продуктивной текстовой реализацией - это процесс выделения ее внутреннего потенциала в смысловом поле конкретного текста в целях его дальнейшего развития. Он направлен на расширение возможностей семантической природы голограммы.
При актуализации единицы текста в сознании носителя языка (читателя) через смысловое поле конкретного текста в несколько этапов осуществляется маркирование ее лексико-семантических, ассоциативных и др. ресурсов. На первом этапе выявляются возможные связи между его единицами, определяются принципы и способы взаимодействия внутренних ресурсов текстовых единиц. На втором этапе идентифицируется характер возникающих связей, прогнозируется их возможная результативность. На третьем этапе в сознании носителя языка (читателя) определяется единица, выполняющая функцию возможной семантической доминанты маркированного понятия, т.е. выступающая в тексте в качестве голограммы.
Кроме того, именно в процессе актуализации голограммы фактически устанавливается второй тип единиц, который непосредственно участвует в моделировании обновленной семантики, -стимуляторы.
Актуализация единицы текста определяет развитие процесса первичного моделирования ее семантики, под которым автор разумеет «прямую семантико-ассоциативную реакцию, возникающую в информационном поле на основе взаимодействия системы внутренних ресурсов только голограммы» (с. 153). На его основе в ядре и периферии поля организуется система базового и ассоциативного значений. В дальнейшем в результате их синтеза процесс моделирования текстовой семантики голограммы завершается. При этом ресурсы стимуляторов остаются невостребованными, поскольку как по своей внутренней природе, так и по характеру выражаемых значений данный тип текстовых единиц не может самостоятельно организовать новое направление в развитии значения. Результатом действия стимуляторов является возникновение имплицитной по своему характеру промежуточной структуры поля, которая определяется как «альтернативная зона». Она охватывает все пространст-
во поля или большую часть, расширяя его границы. Завершение процессов моделирования текстовой семантики голограммы приводит к формированию ее нового значения.
Глубинные возможности единиц текста представляют собой внутренне обусловленную, скрытую систему их языковых и вне-языковых ресурсов, которая реализуется в информационном поле голограммы в процессе повторного взаимодействия данных текстовых единиц. На основе их актуализации развиваются процессы вторичного моделирования.
Если в процессе первичного моделирования семантики принимают участие значительное количество единиц текста двух типов - стимуляторы и голограмма, - то внутри поля формируется многоуровневая лексико-понятийная система, которая расширяет пространство ядра и периферии поля.
В целом достоинство своего исследования автор видит «в разработке проблем, дополняющих теорию текста, в углублении семантической теории, применяемой к укрупненным языковым единицам» (с. 7).
А.М. Кузнецов
2015.02.003. ДУТОВА Н.В. ГЕНДЕРНОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. - Чита: Забайк. гос. ун-т, 2014. - 124 с. - Библиогр.: с. 117124.
Ключевые слова: коммуникативное поведение; невербальные элементы; гендерные различия; межкультурные различия.
Монография состоит из введения, двух глав (1. «Теоретико-методологические основания гендерного невербального коммуникативного поведения»; 2. «Методика экспериментального исследования функционирования невербальных компонентов в речи») и заключения.
Исследование посвящено гендерному аспекту невербального коммуникативного поведения в межкультурной коммуникации. Работа отражает результаты изучения взаимодействия кинесиче-ских, паралингвистических, проксемных, тактильных, хронемных визуальных компонентов, функционирующих в речи гендерной