2014.04.041. ШЕВРЕ М., ДАРМАЙАК К. ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ: ПАРАДОКСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
CHEUVREUX M., DARMAILLACQ C. La syndicalisation en France: Paradoxes, enjeux et perspectives // Tresor-eco. - P., 2014. - N 129. -P. 1-12.
Ключевые слова: французская модель трудовых отношений; система коллективных трудовых договоров; «система Гента».
Во Франции сложилась нетипичная ситуация, указывают эксперты Казначейства Франции: при достаточно слабом охвате трудящихся профсоюзами отмечается очень высокий уровень охвата наемной рабочей силы системой коллективных трудовых договоров. Этот парадокс обусловлен спецификой французской модели профессиональных отношений, в которой профсоюзы, выступающие от имени всех наемных работников отрасли (а не только членов профсоюзов), и отраслевые союзы предпринимателей ежегодно перезаключают коллективные договоры, которые определяют уровень зарплаты и условия труда.
В настоящее время показатель охвата трудящихся профсоюзным движением во Франции стабилизировался на уровне 8% - это один из самых низких показателей среди стран ОЭСР. В 2010 г. в стране насчитывалось примерно 1,8 млн членов профсоюзов, что эквивалентно 8% экономически активного населения. В рядах профсоюзов - около 400 тыс. безработных и пенсионеров.
Уровень синдикализации в ОЭСР колеблется от 6% в Турции до 70% в странах Северной Европы (Дании, Финляндии, Исландии и Швеции), которые используют по примеру Бельгии, где профсоюзы также охватывают значительную часть работников, так называемую «систему Гента»1, бельгийскую модель профсоюзов (с. 2). В 1980-2012 гг. в ОЭСР наблюдалась общая тенденция к снижению масштаба охвата трудящихся профсоюзным движением. В итоге соответствующий средний по организации показатель упал с 33 до 17%.
1 Система профессиональных отношений, при которой членство в профсоюзе дает право доступа к системам получения пособий по безработице и медицинского страхования, а также к другим услугам. - Прим. реф.
По данным ОЭСР, в 14 из 24 стран - членов этой организации в период 1980-2012 гг. уровень синдикализации снизился по меньшей мере на четверть. Очень сильно данный показатель сократился в Новой Зеландии и Португалии (наполовину), а также в Австралии, США, Франции, Ирландии, Нидерландах, Великобритании и Швейцарии (на одну треть). Авторы выделяют следующие причины указанной тенденции: модификация социальных отношений, вызванная усилением индивидуализации; структурные сдвиги в когорте наемной рабочей силы; реструктуризация промышленности и рост сектора услуг.
Во Франции в рассматриваемый период уровень синдикали-зации сократился с 18 до 8%. Обычно уровень синдикализации растет в условиях стабилизации занятости. Временные трудовые контракты, затрагивающие четырех из каждых пяти рабочих и служащих, не способствуют пополнению рядов профсоюзов. Среди таких работников очень мало членов профсоюзов. В 2001-2004 гг. среди государственных служащих доля членов профсоюзов была самой высокой - 16,7%; среди лиц, имеющих постоянный трудовой договор, она была существенно ниже - 6,5% при полном рабочем дне и 5,8% при неполном рабочем дне. Среди лиц с временным трудовым договором этот показатель составлял всего 3,0%, а среди временно исполняющих обязанности - 0,9% (с. 3).
Франция выделяется низким уровнем синдикализации не только среди стран ОЭСР, но и среди стран ЕС-25, где средний показатель охвата трудящихся профсоюзами равняется 25%.
Однако, несмотря на относительно слабое участие трудящихся в профсоюзах, Франция отличается достаточно широким их присутствием на предприятиях. Так, согласно опросу, в период 1996-2005 гг. их присутствие возросло: в 2005 г. 56% опрошенных наемных работников против 50,3% в 1996 г. указали, что на их предприятии или в их учреждении были представлены один или несколько профсоюзов. Средний показатель присутствия профсоюзов по ЕС-25 составляет 52%. В ЕС-25 Франция занимает десятое место по показателю присутствия профсоюзов на предприятиях или в учреждениях (с. 3).
Показатель охвата наемной рабочей силы системой коллективных трудовых договоров во Франции - один из самых высоких в ОЭСР: 93% против 56% в среднем по этой организации (с. 3). Де-
ло в том, что во Франции, как и в некоторых других странах, существует процедура правового расширения коллективных договоров, которая позволяет распространить их на предприятия, не являющиеся членами организаций (союзов), подписывающих документы, согласованные в ходе переговоров социальных партнеров. Таким образом, на большинство наемных работников распространяются отраслевые коллективные договоры, даже если на их предприятиях очень мало членов профсоюзов.
С 1936 г. министерство труда Франции вправе принимать решение о расширении сферы действия коллективных договоров при соответствующих запросах сторон, участвующих в переговорах. Министерство может и отказать в таком расширении, если сочтет его неправомерным по каким-либо экономическим или социальным причинам. Примерно 80% колдоговоров были предметом рассмотрения по поводу расширения сферы их охвата, при этом отказы были очень редкими.
Чтобы избежать увеличения числа колдоговоров, в законе о профессиональной подготовке, занятости и социальной демократии от 5 марта 2014 г. было закреплено право возражения (юридического протеста). Им может воспользоваться сторона, интересы которой затронуты в связи с расширением коллективных договоров. Это, по мнению законодателей, должно стимулировать реструктуризацию отраслей.
В странах, где уровень синдикализации наиболее высок, социальный диалог проходит спокойно и более эффективно, например по вопросам структурных реформ.
Объяснить различия в уровне синдикализации в отдельных странах позволяет, считают авторы, концепция американского экономиста М. Олсона (M. Olson), разработанная в конце 1960-х годов. По его мнению, «даже когда многих людей объединяет общий интерес, никто из них не будет спонтанно поддерживать коллективную деятельность, если такая поддержка не дает индивидуального преимущества» (с. 4).
Французский синдикализм слабо ориентирован на оказание каких-либо услуг. Вместе с тем из-за высокой степени охвата кол-договорами (благодаря практике их расширения) почти все наемные работники, независимо от их участия в профдвижении, полу-
чают выгоды от достигнутых профсоюзами в ходе переговоров договоренностей.
Иная ситуация в странах, использующих «систему Гента». В этих страна высок уровень синдикализации, что обусловлено отчасти культурными и историческими факторами. В сознании людей прочно укоренилось представление о том, что участие в профсоюзе является естественной составляющей занятости. В этой социальной модели профсоюзы выступают в качестве важнейшего действующего субъекта. Так, в Бельгии и Швеции профсоюзы управляют системой предоставления пособий по безработице, в их ведении находятся кассы страхования по безработице. При «системе Гента» профсоюзы также оказывают своим членам многочисленные и разнообразные услуги. Среди них: информационные услуги и консультации по вопросам трудового права и условий труда; бесплатные юридические услуги в случае индивидуальных трудовых конфликтов; финансовые услуги (страхование жилья, автомобиля, путешествий и т.д.); дополнительная социальная помощь (в Бельгии, например, членам профсоюзов выплачиваются премии по случаю свадьбы, рождения детей, выхода на пенсию и т.д.); услуги, касающиеся отпуска и отдыха (проживание в центрах отдыха, привилегированная платежная карта и др.).
Во Франции изменение численности членов оказывает ограниченное влияние на деятельность профсоюзов, что связано с двумя обстоятельствами.
Во-первых, получение профсоюзом права на ведение переговоров с патронатом и государственной властью не зависит от численности его членов: только репрезентативные профсоюзы полномочны вести такие переговоры, участвовать в управлении паритетных организаций (organismes paritaires), объединяющих представителей рабочих и администрации предприятий, и выдвигать делегатов на профессиональные выборы1.
Критерии репрезентативности профсоюза таковы: в ходе профессиональных выборов профсоюз должен собрать не менее 10% голосов на уровне предприятий, не менее 8% голосов - на
1 Так называемые профессиональные выборы - разного рода социальные выборы, выборы в органы взаимопомощи и т.д. - Прим. реф.
уровне отрасли и также не менее 8% - на национальном межпрофессиональном уровне.
Во-вторых, в финансировании профорганизаций членские взносы не играют решающей роли, поскольку значительный вклад вносят предприниматели, государство и паритетные организации. По оценкам, членские взносы обеспечивают от 15 до 57% бюджета профсоюзов (с. 5).
В отличие от этого в большинстве стран Европы финансирование профсоюзов основывается главным образом на членских взносах. Так, на них приходится более 80% доходов профсоюзов Бельгии, Германии, Великобритании, Италии и Швеции, что и служит основой автономии профсоюзов и их прочных финансовых позиций (с. 5).
Как считают авторы, следует повысить уровень участия трудящихся Франции в профсоюзах, поскольку он является элементом легитимности профорганизаций. Кроме того, это необходимо и по той причине, что из-за низкой доли членов профсоюзов среди безработных, а также среди занятых по временному трудовому договору и среди временно исполняющих обязанности интересы и требования таких «аутсайдеров» по большей части остаются без внимания со стороны профсоюзов, а следовательно, уменьшаются и их шансы найти достойную работу.
Хотя вступление в ряды профорганизации дает французскому наемному работнику мало дополнительных прав и преимуществ в сравнении с теми, которые получают члены профсоюзов в соседних европейских странах, во Франции, указывают авторы, имеются и достаточно действенные поощрительные меры. Речь идет, в частности, о действовавшем до 2011 г. включительно праве на сокращение подоходного налога на сумму, эквивалентную 66% профсоюзных взносов. В среднем доля таких взносов составляет примерно 0,75% общей суммы зарплаты до вычета налогов. С 2012 г. этот налоговый вычет преобразован в налоговый кредит (crédit d'impôt).
В Европе, как показали исследования, не наблюдается корреляции между уровнем синдикализации и налоговыми льготами. Последние, делают вывод авторы, не играют центральной роли в принятии решения об участии в профсоюзах. Так, в Швеции, как и во Франции, существует система налоговых вычетов, но она менее выгодная (25% суммы профвзносов и 40% взносов по страхованию
против безработицы). Несмотря на это, уровень синдикализации шведских трудящихся гораздо выше, чем французских (с. 8). Кроме того, в некоторых европейских странах (Германия, Великобритания, Италия) вообще нет налоговых поощрительных мер, а показатель охвата трудящихся профсоюзами у них выше, чем во Франции.
Во Франции существует также оригинальная система финансовой поддержки профсоюзов - профсоюзный чек. Профсоюзные чеки уже в течение 20 лет применяет французская страхования компания «Axa»: она распределяет между работниками ежегодно сумму в 1 млн евро в форме чеков, которые они не могут перевести на свой банковский счет, но могут (если захотят) передать какой-либо профорганизации (по собственному выбору) (с. 8). На практике только один из каждых двух работников решает поддержать какой-либо профсоюз. Подобные системы ввели другие французские фирмы (SCOR, «Casino»). Преимущества такой системы состоят в следующем: чеки укрепляют позиции профсоюзов на предприятиях; способствуют вовлечению работников в профсоюзную деятельность; помогают профсоюзам расширить свое присутствие на местах и т.д. Некоторые французские эксперты рекомендуют заменить налоговые льготы на профсоюзные чеки. Однако, указывают авторы, профсоюзный чек, принося профсоюзам дополнительное финансирование, не создает такой прочной связи между работниками и профсоюзами, которая обязательно перерастает в присоединение к последним.
В Бельгии, где уровень синдикализации в 2011 г. составил 50%, применяется более эффективный инструмент - профсоюзная премия. Чтобы компенсировать своим членам финансовые затраты на профсоюз и поощрить их за активность, бельгийские профсоюзы добились того, что в большинстве секторов трудящиеся ежегодно получают профсоюзную премию. Средства для премий формируются за счет взносов предпринимателей в отраслевые социальные кассы, находящиеся под управлением профсоюзов. Размер премии фиксированный (в 2012 г. - 116 евро), и она не облагается подоходным налогом (с. 9). Этот инструмент, считают авторы, может быть использован во Франции вместо налогового кредита и даже полностью или частично вместо государственных субсидий.
Модель синдикализма с предоставлением услуг, отдельные ее элементы которой встречались в истории Франции, по мнению авторов, в целом не настолько чужда французской культуре, как это принято считать. Однако полностью копировать во Франции модель, сложившуюся, например, в Швеции, нецелесообразно, так как для этого надо будет отказаться от французской модели социального партнерства. Вместе с тем, руководствуясь зарубежным опытом, но принимая в расчет исторические особенности французского профдвижения, можно допустить возможность использования профсоюзами мер стимулирования (поощрения) своих членов, чтобы увеличить их численность. Некоторые профсоюзы уже принимают соответствующие шаги в этом направлении и предлагают такие услуги, как юридические консультации, помощь в продвижении по карьерной лестнице, частичная компенсация зарплаты за дни забастовок, программы стажировок и т.д.
Г.В. Семеко
2014.04.042. МЕЙЕР К.-П. НОВЫЕ ИММИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ГЕРМАНИЮ.
MEIER C.-P. Les nouveaux flux d'immigration vers l'Allemagne // Problèmes écon. - P., 2014. - N 3082. - P. 32-37.
Ключевые слова: миграционные потоки; экономически активное население; рынок труда ФРГ.
Начиная с 2010 г., указывает немецкий исследователь, иммиграция в ФРГ постоянно растет. В 2012 г. прирост населения составил 400 тыс. человек в основном за счет выходцев из стран Восточной и Южной Европы. Приток рабочей силы такого масштаба оказывает значительное воздействие на экономику в целом. При экономически активном населении в 41,5 млн человек сальдо миграции в размере 400 тыс. человек обеспечивает прирост этой категории населения примерно на 1% в год (с. 32). Экономически активное население является важной составляющей производственного потенциала. Если миграционный прирост сохранится на нынешнем высоком уровне в течение длительного времени, отмечает автор, придется пересмотреть прогнозы по росту производства. Но даже в течение короткого времени высокая иммиграция вызовет некоторые изменения, касающиеся, в частности, рынка труда, уровня цен