Научная статья на тему '2014. 04. 022-023. Проблемы финансирования устойчивого социально-экономического развития в прогнозах ООН на период после 2015 г. (Сводный реферат)'

2014. 04. 022-023. Проблемы финансирования устойчивого социально-экономического развития в прогнозах ООН на период после 2015 г. (Сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ / ГЛОБАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 022-023. Проблемы финансирования устойчивого социально-экономического развития в прогнозах ООН на период после 2015 г. (Сводный реферат)»

дается самый высокий рост производства и зарплаты, что будет поддерживать рост инфляции. Но это не позволит компенсировать дезинфляционное давление периферийных стран, экономика которых по-прежнему испытывает серьезные трудности.

Опросы показывают, что у экономических агентов сохраняются ожидания инфляции в средне- и долгосрочном периоде, однако это не является достаточным основанием для того, чтобы исключить возможность дефляции (об этом свидетельствует, в частности, опыт Японии). Будет ли иметь место низкая инфляция или же наступит дефляция, зависит от того, удастся ли властям стран зоны евро надлежащим образом скорректировать государственную макроэкономическую политику: стимулировать экономический подъем и одновременно не затормозить процесс сокращения задолженности. Авторы считают, что менее жесткая политика бюджетной консолидации в зоне евро позволит в 2014 г. поддержать хозяйственную активность и сохранить инфляцию. Кроме того, если Европейский центральный банк хочет укрепить доверие к себе и исполнить возложенную на него миссию, он должен, по мнению авторов, принять меры к тому, чтобы вернуть инфляцию на уровень 2% в год.

Г. В. Семеко

2014.04.022-023. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОГНОЗАХ ООН НА ПЕРИОД ПОСЛЕ 2015 г. (Сводный реферат).

2014.04.022. Financing for sustainable development in the global partnership beyond 2015: UN system task team on the post-2015. - 2013. -20 p. - Mode of access: http://www.un.org/en/development/desa/policy/ untaskteam_undf/thinkpieces/21_thinkpiece_financing_development.pdf

2014.04.023. World economic and social survey 2013: Sustainable development challenges / UN. - N.Y., 2013. - xxvii, 216 p. - Mode of access: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wess/index.shtml

Ключевые слова: глобальное партнерство; устойчивое развитие; мобилизация ресурсов; глобальная финансовая архитектура.

В реферате представлены два исследования, подготовленные в рамках ООН: доклад Целевой группы системы ООН (UN System task team), посвященный проблемам глобального партнерства в об-

ласти финансирования устойчивого развития в период после 2015 г., и периодический обзор Отдела экономических и социальных проблем ООН (ВБ8Л), в котором анализируются основные вопросы устойчивого глобального развития в этот период. Первостепенное внимание в обоих материалах уделяется: 1) системной кооперации и координации усилий политиков, институтов и отдельных участников в процессе формирования глобальной финансовой архитектуры; 2) мобилизации и совершенствованию распределения ресурсов для финансирования устойчивого развития1.

Кооперация и координация усилий политиков по созданию глобальной финансовой архитектуры как неотъемлемого элемента стратегии устойчивого развития. Среди задач координации политических процессов и институтов в целях формирования международной финансовой архитектуры важное место занимает проблема совершенствования функционирования соответствующих органов ООН и развитие последовательного взаимодействия между этой организацией и неформальными международными организациями, в частности «группой 20» (0-20). Партнерство должно содействовать повышению роли развивающихся стран (РС) в деятельности многосторонних институтов и органов, а также региональных международных институтов и организаций, которые следует инкорпорировать в мировую финансовую систему. Глобальное партнерство в сфере финансирования устойчивого роста, не может ограничиваться только выработкой целей для правительств и межправительственных органов, но должно противостоять вызовам, связанным с развитием всей международной финансовой системы.

Последствия глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., которые продолжают сказываться и сегодня, диктуют необходимость более эффективного подхода к сотрудничеству в сфере формирования антикризисной финансовой системы. Необходимо достичь консенсуса относительно всех ключевых элементов системы, среди которых: экономическая и финансовая сбалансированность, многосторонний надзор, международная резерв-

1 Парадигма «устойчивое всеобъемлющее развитие» включает в себя не только цель достижения устойчивых темпов экономического роста, но и принципы защиты окружающей среды, ликвидации бедности и неравенства граждан. -Прим. реф.

ная система, безопасность глобальных финансовых связей, управление трансграничными потоками капитала. Глобальное партнерство подразумевает интегрированный мониторинг соответствующих процессов и показателей.

Глобальное партнерство должно быть направлено на объединение задач экономического развития, финансовой политики и политики защиты окружающей среды с более широкими задачами стабильного роста и гуманитарного развития. В настоящее время усилия отдельных участников глобальной системы разрознены. Банки, например, находятся под пруденциальным контролем со стороны Базельского комитета, однако соглашение «Базель-3» не подразумевает учета социальных рисков. Институциональные инвесторы сталкиваются с противоречиями между политическими и правовыми нормами, а требования финансовой стабильности во многих случаях создают препятствия для инвестиций, осуществляемых для обеспечения устойчивого роста.

В то же время в долгосрочном аспекте фактор неустойчивости экономического развития может служить причиной неустойчивости финансового рынка. В настоящее время финансовая система сфокусирована в основном на краткосрочных рисках и практически не учитывает средне- и долгосрочные риски, включая такие, как изменение климата, исчерпание природных ресурсов, разрушение экосистем. В этом контексте глобальное партнерство может содействовать повышению ответственности конечных собственников капитала за качественные и количественные показатели финансируемых ими активов.

Мобилизация и распределение ресурсов финансирования устойчивого развития и создание системы кооперации в данной сфере. В мире удалось достичь консенсуса по вопросу о том, что для достижения устойчивого развития требуются мобилизация и перераспределение финансовых ресурсов, а потому в период после 2015 г. проблемы финансирования выйдут на первый план. Согласно прогнозам международных организаций, для реализации задач по улучшению окружающей среды (сокращению выбросов в атмосферу углекислого газа и развития «зеленой экономики») потребуются дополнительные среднегодовые капиталовложения в размере 12,5% глобального ВВП в период до 2050 г. В настоящее время со-

ответствующий показатель инвестиций в обеспечение устойчивого развития составляют менее 1% (022, с. 8).

В докладе (022) рассматриваются два основных подхода к совершенствованию международной мобилизации и распределения финансовых ресурсов: 1) финансовая стратегия, осуществляемая на национальном, региональном и международном уровнях и нацеленная на выполнение специфических задач; 2) глобальная кооперация в вопросах финансирования устойчивого развития как самостоятельная стратегическая задача. Оба подхода подразумевают включение глобального партнерства всех заинтересованных игроков в качестве составного элемента стратегии.

Конкретные способы реализации указанных подходов следующие: мобилизация национальных государственных ресурсов; мобилизация частных ресурсов - национальных и внешних; мобилизация внешних государственных ресурсов и развитие международной кооперации.

Мобилизация национальных государственных ресурсов. Для реализации целей устойчивого развития требуется существенное повышение государственных вложений как кратко-, так и долгосрочных. Согласно краткосрочному анализу ООН (на период 20102015 гг.), охватывающему 27 РС, при существующей структуре госрасходов и бюджетной политике лишь немногие - всего две страны (Чили и Куба) - смогут достичь поставленных целей в сфере гуманитарного развития. Речь идет о повышении уровня образования, сокращении детской и женской смертности, обеспечении населения ресурсами питьевой воды. Большинству, а именно 18 странам, необходимо повысить в краткосрочной перспективе уровень госрасходов (относительно ВВП) на два процентных пункта или больше. По расчетам ООН, для достижения целей устойчивого развития госрасходы в анализируемых странах должны составлять около 7% ВВП (023, с. XVI).

Приоритетными инструментами стратегии мобилизации государственных ресурсов на национальном уровне являются: налоги, субсидии и рыночные инструменты формирования потребительских предпочтений и содействия развитию «зеленых» инвестиций и инноваций.

Как считают специалисты ООН, в налоговой сфере усилия следует сосредоточить на расширении налоговой базы, повышении

налогов в секторе торговли, сокращении неоправданных субсидий. Необходимо также ввести налоги на негативные для окружающей среды экстерналии, особенно в «плохих» (т.е. загрязняющих среду) отраслях (транспорт и др.). Решением проблемы может стать введение корректирующих налогов и сборов на продукцию этих отраслей, что практически будет означать включение стоимости экс-терналий в издержки производства.

Авторы считают, что далеко не все субсидии являются способом стимулирования «зеленой экономики». Выплата субсидий тем или иным производителям означает искусственное занижение цены товара, поощрение неэффективности, излишнее расходование ресурсов. Так, хотя ежегодные глобальные субсидии рыболовной промышленности оцениваются в 27 млрд долл., 60% рыболовецких предприятий не соответствуют экологическим нормам. Другие негативные примеры - субсидии сельскому хозяйству и потребителям топлива (022, с. 9). В то же время национальные правительства должны поощрять субсидии в производство товаров общественного пользования, особенно товаров, не имеющих негативных экс-терналий, поскольку такого рода субсидии не только служат локомотивом перехода к «зеленой экономике», но и способствуют мобилизации частных инвестиций.

Существенное препятствие на пути повышения налоговой базы национальных государств - уход от уплаты налогов. Решение этой проблемы следует искать в развитии глобальных информационных и телекоммуникационных систем, в развитии сотрудничества государств в сфере налогообложения. Совместное участие всех государств в международных информационных системах позволит использовать все существующие налоговые кодексы и поможет сократить возможность ухода от уплаты налогов. Особенно большое значение имеет доступ к соответствующей информации для РС, в первую очередь для наименее развитых стран, так как он позволяет расширить возможности этих стран бороться с незаконными финансовыми потоками.

Наконец, особое значение в последние годы приобретают национальные и международные системы социальной безопасности, нацеленные на сокращение нищеты и резких колебаний доходов граждан. Данные системы исполняют роль автоматических стабилизаторов экономики в периоды кризисов и способствуют увели-

чению ресурсного потенциала устойчивого развития. Взаимодействие национальных правительств, структур ООН, неправительственных организаций и общественных групп будет способствовать развитию социальных сетей как в техническом, так и в финансовом отношении.

Мобилизация частных (национальных и внешних) ресурсов. Одна из задач правительств - путем особой фискальной политики и разработки необходимых стандартов создать рынок для товаров «зеленой экономики» и таким образом привлечь в этот сегмент частные инвестиции. Финансовое обеспечение устойчивого развития не сводится только к мобилизации капитала для специфических проектов, касающихся, например, возобновляемых источников энергии, водоснабжения и пр. Гораздо более важно таким образом преобразовать финансовый сектор, чтобы его функционирование стало неотъемлемой составной частью устойчивого роста.

Глобальное партнерство должно содействовать формированию регулирующих систем, позволяющих правительствам устранять наиболее «вредные» формы «неустойчивого поведения» частного сектора (т.е. ущербного для устойчивого развития). Государственная регулирующая политика должна быть надежной, обеспечить бизнесу легкий доступ на рынок на конкурентной основе - без этого технологическое и финансовое развитие не будет иметь должной динамики. Адекватные регулирующие системы, соглашения между правительствами и частным финансовым сектором, а также «саморегулирование», осуществляемое отраслевыми деловыми ассоциациями, будут способствовать уменьшению бизнес-рисков и повышению доверия инвесторов.

Среди секторов экономики РС одним из наиболее нуждающихся в частных инвестициях (особенно международных) является сельское хозяйство. Специалисты ООН оценивают общие потребности данного сектора РС в инвестициях на период 2007-2050 гг. в 9,2 трлн долл. (в ценах 2009 г.). Потенциальные возможности повышения прибыли на частный капитал ограничиваются факторами, обусловленными недостатками госрегулирования: нехваткой государственных услуг; отсутствием адекватных ценовых стимулов, особенно на продукцию небольших фермерских хозяйств; недостаточным доступом малых производителей к государственному страхованию рисков (023, с. XVIII).

Важный объект партнерства в области частного финансирования - денежные переводы мигрантов, которые в последние годы играют все большую роль в экономике РС, в том числе как источник капиталовложений. Задача мирового сообщества - усилить кооперацию между странами происхождения и странами - получателями переводов в вопросах снижения транзакционных издержек, ослабления законодательных и финансовых барьеров на пути денежных потоков. На повестке дня стоит также вопрос о поддержке как со стороны государств, так и финансового сообщества, денежных переводов, направляемых на цели инвестирования.

Специалисты ООН подчеркивают особую важность гармонизации финансовой политики на национальном и международном уровнях, усилий государства и частного бизнеса в процессе разрешения глобальных проблем.

Мобилизация государственных внешних ресурсов и развитие международной кооперации. Основными составляющими международного сотрудничества в сфере мобилизации внешних ресурсов для устойчивого развития являются: включение в международную систему финансовой помощи новых участников; систематическая информация о новых (нетрадиционных) потоках капитала и инновационных источниках финансирования инвестиций; обязательства, касающиеся суверенных заимствований и кредитования; инвестиции, направляемые на экологические цели.

Ландшафт международной кооперации в вопросах помощи развитию РС в последние годы существенно изменился. Помимо традиционной Официальной ассоциации развития (Official Development Assistance, ODA), появились новые участники и инициативы, среди которых - программы, созданные под эгидой ООН, такие как индекс развития человеческого потенциала (human assets index, HAI) и индекс экономической уязвимости (economic vulnerability index, EVI)1. Кроме многосторонней кооперации развивается коо-

1 HAI - индекс развития человеческого потенциала; служит показателем объема вложений на гуманитарные цели (уровень здравоохранения, образования, питания и т.п.). EVI - показатель экономической уязвимости страны и степени ее подверженности внешним шокам; используется для измерения структурной уязвимости путем учета доли экспорта в ВВП, степени неустойчивости экспортных поступлений и доходности сельского хозяйства, доли обрабатывающей промышленности и сектора услуг в ВВП. - Прим. реф.

перация между регионами и странами отдельных регионов. К новым явлениям процесса кооперации относятся также: развитие частно-государственного партнерства, появление инновационных источников финансирования.

Важным объектом глобального партнерства является урегулирование суверенного долга как развитых, так и развивающиеся страны. Несмотря на помощь бедным странам с высокой задолженностью (heavily indebted poor countries, HIPC) и многосторонние инициативы по списанию долга (multilateral debt relief initiative, MDRI)1, в некоторых странах-бенефициариях сохраняется высокий уровнь риска долгового кризиса.

Вместе с тем, отмечается в докладе (022), организации, оказывающие помощь этим странам, не должны смешивать обязательства последних по обслуживанию долга с их обязательствами по реализации целевых установок развития. В этом контексте велика роль глобального партнерства, которое позволяет осуществлять постоянный мониторинг стран, имеющих долговые проблемы, а также создавать международные рабочие группы, занимающиеся разработкой «системы своевременного, справедливого и менее дорогостоящего урегулирования кризисов суверенных долгов».

Изменение климата на планете представляет собой существенную угрозу выживанию человека. Первостепенная задача международной общественности - снизить темпы климатических изменений за счет уменьшения использования углеводородной энергии. Финансовые ресурсы должны быть направлены в первую очередь на цели снижения выбросов в атмосферу углекислого газа в РС. К настоящему времени CDM уже мобилизовала на эти цели миллиарды долларов, в том числе Германия выделила начиная с 2008 г. 580 млн евро. Франция намерена последовать ее примеру (022, с. 16).

1 ШРС - программа помощи со стороны стран «группы восьми» (0-8) группе беднейших стран с высокой задолженностью, которая предусматривает списание части долга дебиторов в размере 40-55 млрд долл., что позволит им направить сэкономленные средства на цели социального развития. МЭИ - многосторонняя инициатива по списанию задолженности беднейших стран; предусматривает полное прощение долга при условии проведения реформ по программам ООН. - Прим. реф.

Международное сотрудничество в сфере финансирования проектов, направленных на решение проблем изменения климата, подразумевает не только мобилизацию средств на разработку новых технологий для «невредного производства». Важную роль играют также инвестиции на гуманитарные цели, которые должны повысить потенциал приспособляемости людей к окружающей среде, - инвестиции в здравоохранение, образование, помощь наиболее уязвимым слоям населения и небольшим фермерским хозяйствам.

Е.Е. Луцкая

2014.04.024-029. РОЛЬ АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КРЫМСКИХ ВКЛАДЧИКОВ УКРАИНСКИХ БАНКОВ. (Сводный реферат).

2014.04.024. АСВ откроет представительство в Крыму. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140402/1002180351 .html#ixzz34JFR 9JFi

2014.04.025. БОЯРСКИЙ А. Крым наш наличный // КоммерсантЪ-Деньги. - М., 2014. - № 21. - С. 16-22.

2014.04.026. ДЕМЕНТЬЕВА К., НИКИФОРОВ В. АСВ готовится к Крыму // Коммерсант. - М., 2014. - 14 апр. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2452089

2014.04.027. ДЕМЕНТЬЕВА К. Как Россия готовится к крымским выплатам // КоммерсантЪ. - М., 2014. - 16 апр. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2453533

2014.04.028. ДЕМЕНТЬЕВА К. Своим платят дважды // КоммерсантЪ. - М., 2014. - 26 июня. - Режим доступа: http://www.kommer sant.ru/doc/2459931

2014.04.029. Ukrainian banks quit Crimea. - Mode of access: http://rt. com/business/ukraine-banks-close-crimea-572/

Ключевые слова: Крым; Украина; банки; страхование вкладов.

До присоединения Крыма к России на полуострове функционировали более 20 украинских банков с капиталом порядка 1,71,9 млрд долл. (20-22 млрд гривен) и имеющих более тысячи отделений (024).

По российскому законодательству в стране не могут работать филиалы иностранных банков, какими стали украинские банки на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.