Научная статья на тему '2014. 03. 029-031. Война и медицинская этика: сравнение расследований в Германии и Японии'

2014. 03. 029-031. Война и медицинская этика: сравнение расследований в Германии и Японии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ФАШИСТСКИЕ / МЕДИЦИНА МОРАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПАМЯТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 03. 029-031. Война и медицинская этика: сравнение расследований в Германии и Японии»

ядерное оружие Китая, ввиду своего наземного базирования, крайне уязвимо.

Подобную слабость компенсирует в какой-то степени «непредсказуемость первого удара (first-strike uncertainty») (с. 48). Система раннего предупреждения, которое обеспечат новые американские радары, сведет к минимуму этот фактор «ядерного сдерживания», и Китаю придется для поддержания своей безопасности наращивать ядерный потенциал, что неминуемо приведет к усилению напряженности в регионе и обострит проблему ядерного оружия для расположенных здесь стран.

Между тем, доказывает У Жицзян, существующей американской ПРО, что базируется на Японских островах, вполне достаточно для нейтрализации потенциальных угроз. Действующий радар вполне может опознать северокорейские ракеты, да и угроза их ввиду технологической слабости КНДР слишком преувеличена. А Китай «в обмен на поддержание США низкого уровня эффективности ПРО пообещает воздерживаться от наращивания своего ядерного потенциала». Для достижения согласия «и Китай, и США должны ограничить свои наступательные и оборонительные потенциалы, увеличить открытость и вести двусторонний диалог» (с. 48).

А.В. Гордон

КУЛЬТУРА

2014.03.029-031. ВОЙНА И МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: СРАВНЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЙ В ГЕРМАНИИ И ЯПОНИИ. Сэнсоу то и-но ринри - доицу то нихон-но кэнсёу си-но хикаку / Нихон-но кагакуся. - Токио, 2013. -Т. 48, N 8. - С. 5-23. - Яп. яз.

2014.03.029. НАКАНО САДАХИКО. Предисловие. - С. 5.

2014.03.030. КАРИТА КЭЙСИРО. Война и медицинская этика в Японии: прошлое, настоящее, будущее. - С. 12-17.

2014.03.031. СВЕН САЛЕР. «Преодоление прошлого» в послевоенных Японии и Германии. - С. 18-23.

Специальная рубрика журнала «Нихон-но кагакуся» посвящена Международному симпозиуму «Война и медицинская этика -сравнение истории расследования в Германии и Японии», который прошел в ноябре 2012 г. в Киотском университете (Япония).

Член Японской научной ассоциации Накано Садахико (029) отметил, что толчком для данной публикации стали ревизионистские симптомы, возникшие в Японии после того как в декабре 2012 г. кабинет возглавил Абэ Синдзо. О важности свидетельствует сравнение: в Германии для предотвращения возрождения нацизма предпринимались и до сих пор предпринимаются усилия во всевозможных сферах - политике, общественной жизни, культуре, чего не наблюдается в Японии.

Профессор университета Тохоку Карита Кэйсиро (030) призывает медицинское сообщество открыть глаза на медицинские преступления военного периода и последовать примеру медиков Германии, которые, хотя и с опозданием, признали важность проблемы и принесли извинения.

В наши дни исследования в области медицины в Японии достигли поразительных высот. На устах имя Яманака Синъя, получившего в 2012 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Однако нельзя забывать, что в тени этих достижений остаются глубокие неразрешенные проблемы медицинской этики.

Как стало широко известно из книги Моримура Сэйити «Кухня дьявола», в целях разработки бактериологического оружия «Отрядом 731» в 1932-1945 гг. в Китае проводились физиологические эксперименты, подопытными в которых стали более 3 тыс. китайцев, русских, корейцев, монголов и др. Деятельностью «Отряда 731» медицинские преступления военного периода не ограничивались. Физиологические опыты проводились и в других военных подразделениях, а учебные вскрытия - в японских клиниках в Китае и в Маньчжурском медицинском университете. В самой Японии опыты проводились на американских военнопленных в Императорском университете Кюсю (030, с. 13).

Особенностью всех этих медицинских преступлений военного времени было то, что они проводились под знаменем медицинского прогресса, без малейшего уважения к человеческой личности, с презрением к другим народам.

После войны американское правительство в обмен на результаты исследований по разработке бактериологического оружия освободило от ответственности виновных. Японское правительство до сих пор скрывает эти медицинские преступления. В результате участники военных преступлений не только не были наказаны, но и

смогли вернуться в медицину и спокойно продолжать деятельность. Некоторые из них подвергались критике в СМИ, но не извинились за содеянное: либо говорили о справедливости своих поступков, либо отмалчивались.

Медицинское сообщество их защищало и помогало в утаивании преступлений. Японское медицинское общество (Нихон игак-кай), являющееся крупнейшей медицинской организацией, на первом послевоенном пленуме даже не затронуло тему пособничества войне и ответственности за медицинские преступления. И в дальнейшем Обществом не предпринималось никаких попыток расследовать преступления, а когда в 2007 г. на 27-м пленуме Общества часть медиков потребовала заняться этими проблемами, это требование было проигнорировано.

Часть медицинского сообщества с недавнего времени ведет активную работу по преодолению табу. Всеяпонское страховое медицинское общество (Дзэнкоку хокэн идантайрэнгоукай) с 2005 г. занимается расследованием медицинских преступлений. Для этой же цели в 2000 г. было создано «Общество исследования японской медицины во время 15-летней войны». Симпозиум «Война и медицинская этика - сравнение истории расследования в Германии и Японии» был организован созданным в 2010 г. «Обществом по продвижению исследования медицинской этики во время войны». Своей задачей Общество ставит добиваться от 29-го пленума Японского медицинского общества, который соберется в 2015 г., включения в повестку темы «война и медицинская этика».

В актуальности расследования медицинских преступлений во время войны доктор Карита выделяет два ключевых аспекта. Во-первых, Япония таким образом может вернуть себе международное доверие, особенно среди соседей в Восточной Азии. Во-вторых, такое расследование даст толчок для раскрытия актуальных проблем медицинской этики в стране.

В Германии сотрудничавшие с нацистами медики тоже совершали медицинские преступления, и долгое время там не предпринимались шаги по их расследованию. Однако со временем стали появляться публикации, разоблачающие преступления, в частности, в области психиатрической медицины, звучать извинения на медицинских съездах. Так, в 2012 г. на Конгрессе Германского медицинского общества была признана общая ответствен-

ность медиков за военные преступления нацистского периода и признана необходимость дальнейшего расследования преступлений.

Япония должна последовать примеру Германии. Необходимо освободить молодое поколение от груза ответственности за медицинские преступления прошлого, заключает Карита.

Доцент факультета международной культуры Университета Дзёути Свен Салер (031) считает, что после окончания Второй мировой войны Германия и Япония встали перед важнейшей задачей «преодоления прошлого». Одна из общих черт прошлого обоих государств - это соучастие большей части медиков в преступлениях против личности, а именно в жестоких медицинских экспериментах.

И в Германии, и в Японии в послевоенное время наблюдается стремление утаить нелицеприятные факты прошлого. Потребовалось немало времени, чтобы вынести эти темы на публичное обсуждение. В ФРГ долгое время после войны немецкие солдаты считались не преступниками, а жертвами нацистского режима. Были популярны рассказы о военных буднях, о нелегкой жизни и взаимовыручке немецких солдат в советском плену.

Однако после прихода к власти СДПГ в 1969 г. положение изменилось, в 1980-е годы начались широкие общественные дискуссии на сложные темы военного прошлого. Широко известна речь президента Вайцзеккера в 1985 г. по случаю 40-й годовщины капитуляции Германии, в которой он призывает не закрывать глаза на прошлое. «Те, кто не высек в своем сердце бесчеловечные преступления прошлого, могут снова встать на опасный путь» (031, с. 19).

В Японии поворотным событием стало выступление премьера Мураяма в 1995 г., в котором он назвал действия Японии в прошлом «захватнической войной» и извинился за колониальную политику (031, с. 20). Однако параллельно стало подниматься политическое течение, нивелирующее примирительную тональность Мураяма. В стенах парламента стали звучать высказывания о том, что война носила не агрессивный, а освободительный характер. Видный политик, бывший мэр Токио Исихара Синтаро заявил, что «Нанкинский инцидент был сфабрикован китайцами»; премьер Абэ выразил сомнение в принудительном характере работы «женщин для утешения» и т.д. (031, с. 21).

Однако в сегодняшнем глобализованном мире невозможно скрыть такой двуличный подход. В результате того что на международном уровне декларируется одно, а внутри страны - другое, имиджу Японии в мире наносится урон, подрывается доверие к стране.

Исторический ревизионизм, исходящий из консервативных кругов, приближенных к власти, и имеющий целью восхваление своей страны в переосмыслении исторических фактов, имел место, но потерпел бесславное поражение в ФРГ. Однако в Японии он, по-видимому, укрепляется.

Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют, что в обществе не укоренились настроения оправдания и эстетизации войны. Так, опросы последнего времени показывают несогласие общественности с жесткой внешней политикой кабинета Абэ, намерением пересмотра мирной конституции и пр. (031, с. 21-22). Получается, что японские политики не считаются ни с внешним миром, ни с общественными настроениями внутри страны, и жертвуют имиджем Японии ради своих узких интересов.

Нельзя сказать, что в немецком обществе сегодня совсем не слышно оправданий войны. Однако в публичном пространстве, среди политиков, каковы бы ни были их личные убеждения, высказывания в духе оправдания военного прошлого сегодня просто невозможны.

Япония и Германия, имеющие похожий исторический опыт в ХХ в., должны признать свою вину за военные преступления. В противном случае их позиции в Европе и в Восточной Азии могут оказаться под ударом, заключает Салер.

С.Ю. Крикалова

2014.03.032. Ю ХУНБИН. КАРНАВАЛ ИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО? К ИСТОРИИ СЕМИОТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КИТАЕ. YU HONGBING. A carnival pilgrimage: cultural semiotics in China // Semiótica. - Berlin; N.Y., 2013. - Vol. 197, N 1/4. - P. 141-152.

Автор (Наньцзинский университет, КНР) наглядно демонстрирует, как, казалось бы, специфически западные идеи и теории находят благодатную почву для развития там, где этого едва ли можно было ожидать. Так, признание семиотики как серьезной научной дисциплины явилось коррелятом обращения Китая к собст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.