Научная статья на тему '2014. 03. 023. Барбер М. , Доннелли К. , Ризви С. Накануне схода лавин: высшее образование и грядущая революция / пер. С англ. Н. Микшиной // вопросы образования. - М. , 2013. - № 3. - С. 152-222. Перевод: Barber M. , Donnelly K. , Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. - L. : the Institute for public policy research. - 2013. - 73 p'

2014. 03. 023. Барбер М. , Доннелли К. , Ризви С. Накануне схода лавин: высшее образование и грядущая революция / пер. С англ. Н. Микшиной // вопросы образования. - М. , 2013. - № 3. - С. 152-222. Перевод: Barber M. , Donnelly K. , Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. - L. : the Institute for public policy research. - 2013. - 73 p Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 03. 023. Барбер М. , Доннелли К. , Ризви С. Накануне схода лавин: высшее образование и грядущая революция / пер. С англ. Н. Микшиной // вопросы образования. - М. , 2013. - № 3. - С. 152-222. Перевод: Barber M. , Donnelly K. , Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. - L. : the Institute for public policy research. - 2013. - 73 p»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2014.03.023. БАРБЕР М., ДОННЕЛЛИ К., РИЗВИ С. НАКАНУНЕ СХОДА ЛАВИН: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ГРЯДУЩАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / Пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. -М., 2013. - № 3. - С. 152-222.

Перевод: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. - L.: The institute for public policy research. - 2013. - 73 p.

Ключевые слова: высшее образование; реформирование; трудоустройство; рынок труда.

Авторы эссе, известные теоретики в области высшего образования в мире, задались вопросом о ближайшем будущем высшего образования, находящегося под угрозой «схода лавины», т.е. возможной скорой гибели. Во многом это, конечно, метафора, однако реальность исчезновения многих традиционных форм вузовского образования налицо. Сегодня очевидна потребность в стратегических инновациях, принципиальном изменении поведения всех участников системы образования, кардинальных реформах в университетах. Фактически речь идет о революционной перестройке не только системы, но и «ментальных установок» всех ее агентов.

Во всем мире перед национальными системами образования сегодня встают три главных вызова. «Как университеты и новые поставщики услуг образования могут помочь учащимся с трудоустройством... Как разорвать связь между стоимостью и качеством. .. Как должна измениться вся экосистема обучения, чтобы поддержать альтернативных поставщиков услуг и быть эффективной?» (с. 159). Ответам на эти непростые вопросы и посвящено представленное эссе.

Перестройка идет болезненно, ведь угроза «лавинного обрушения» системы возникла совсем недавно. Прежде всего она должна коснуться правительства (соответствующих ведомств), которое вынуждено пересматривать свою политику, выработанную еще в те времена, когда университеты были национальными оплотами систем и режимов власти.

В современном образовании появились две новые установки: первая заключается в том, что главной фигурой в новых условиях становятся учащиеся в качестве «потребителей услуг». Оплачивая самостоятельно свое обучение в вузе, студенты во всем мире закономерно получили статус потребителей и их «предпочтения» при покупке услуг, особенно наиболее требовательных из них, теперь оказывают все более сильное влияние на политику университетов. Важнейшие стратегические задачи профессорско-преподавательского состава вузов - быстро и успешно превратить учащегося в потребителя, а преподавателям - быстро избавиться от излишнего груза прошлых стереотипов.

Вторая установка скорее ментальная: она направлена на внушение скорейшего изменения системы и отдельных вузов, иначе «попадание под лавину» станет неизбежным. «Исторические изменения подобны сходу лавины. Начало отсчета - покрытый снегом и кажущийся монолитным склон. Все изменения происходят под спудом и не заметны глазу. Но что-то близится. Нельзя только сказать, когда это произойдет» (N. Davies, 2012). Причины «завтрашнего» падения традиционных университетов уже очевидны для передовых западных теоретиков. Важнейшая из них - это сочетание глобализации и новых технологий в мировой экономике. Другая очевидная причина - тотальная доступность знаний и почти нулевая стоимость их получения через Интернет. Наконец, третья причина заключается в том, что следует учитывать неснижаемые темпы инновационного развития мира.

В эпоху Интернета, безусловно, традиционный университет потерял монополию на информацию. Как сказал представитель компании «Google» Э. Шмидт, «каждые пару дней мы создаем столько информации, сколько было произведено, начиная с зарождения цивилизации и вплоть до 2003 г.» (цит. по: с. 169).

В связи с этим перед университетами встают новые задачи: 1) необходимость пересмотра своих «бизнес-моделей»; 2) необхо-

димость формирования хорошо образованных, уверенных в себе творческих людей, умеющих работать в команде, готовых нести личную ответственность и «выкладывающихся» на 100%. Благодаря идее интернациональной мобильности все больше студентов «занимаются шопингом» по всему миру, выбирая лучшие для себя предложения услуг высшего образования. Точно так же, как марке-тизация преобразовала за последние 30 лет целые секторы экономики, она сейчас трансформирует высшее образование, причем не только в отдельных странах, но и в мировом масштабе. Эта тенденция будет усиливаться, поскольку государственное финансирование высшего образования во всем мире сокращается и на смену ему приходит частное - в виде займов или прямых платежей.

Таблица 1(с. 169) Прирост количества информации за 300 лет

Год Количество опубликованных научных статей в год

1726 344

1750 699

1800 3066

1850 13 439

1900 58 916

1950 258 284

2000 1 132 291

2009 1 477 383

Источник: Jinha A. Article 50 million: An estimate of the number of scholarly articles in existence // Learned publishing. - 2010. - Vol. 23, N 3. - P. 258-263.

Столь очевидная демократизация и распространенность образования имеют неоднозначные последствия. Нельзя забывать и о мировом кризисе 2008 г. Уже сейчас уровень безработицы среди молодежи пугающе высок: например, в Испании и среди молодых людей афро-карибского происхождения в Великобритании он достиг 50% (при этом речь идет о безработице среди выпускников вузов). Это ведет к явной девальвации высшего образования. Немалую тревогу вызывает и рост цен за обучение, резкое падение платежеспособности учащихся и стереотипы, заставляющие многие вузы постоянно поднимать и держать высокую планку цен, чтобы не потерять свой имидж престижного вуза. Возникла ложная ситуация, когда качество предоставляемого знания в университете

считается пропорциональным сумме затрат на обучение, выкладываемой учащимися. Так что в том, что цены на высшее образование неумолимо ползут вверх, проявляется как действительный рост затрат на обучение, так и логика рынка и стереотипы общественного сознания (чем дороже, тем лучше).

Число специалистов с высшим образованием в мире стремительно увеличивается в первую очередь за счет экспоненциального прироста числа поступающих в университеты на развивающихся образовательных рынках. К 2020 г. один только Китай даст 29% всех выпускников вузов в мире в возрасте от 25 до 34 лет. В абсолютном выражении это означает, что китайских выпускников будет столько же, сколько в США трудоспособного населения (ОЭСР, 2012) (с. 167).

Вызывает тревогу и снижение ценности дипломов на самом рынке по трудоустройству. В мире за последние десять лет количество выпускников, имеющих диплом с отличием, удвоилось, а качество получаемых знаний снизилось. «Карл Кэмден назвал диплом не более чем фильтром для соискателей и материалом, из которого образуются груды резюме. Он добавил, что его клиенты-работодатели неохотно оплачивают обучение сотрудников, поскольку те впоследствии могут уйти на более высокооплачиваемую должность в другую фирму. Поэтому они предпочитают соискателей, уже обладающих необходимыми навыками. И наличие у кандидата опыта работы в первоклассной консалтинговой компании, занимающейся проблемами управления, для них более ценно, чем степень MBA, полученная в элитном учебном заведении» (с. 168— 169). Девальвация дипломов связана и со специализацией: гуманитарии менее всего востребованы на рынке труда, специалисты STEM более всего.

Современные вузы многое делают для инновационного развития. Но не все проходит гладко, и есть множество проблем. Например, увлечение рейтингами как главным критерием истины: небольшая группа людей, составляющих эти рейтинги, оказывает феноменальное влияние на политику университетов во всем мире. Еще один барьер для инноваций - идеализация традиционных университетов-лидеров. Иначе говоря, все мечтают стать Гарвардом.

Чтобы соответствовать условиям, которые диктует чрезвычайно динамичный рынок, современному человеку приходится постоянно приобретать новые навыки. Как заметил Марк Пегрум,

адъюнкт-профессор Университета Западной Австралии, «время, когда молодые люди сначала четыре года учились и только потом работали, уходит в прошлое. Теперь они работают до поступления в колледж или параллельно с учебой. Как следствие у них иной взгляд на образование, чем у традиционной когорты 20-летней давности» (М Pegrum, 2012). Табл. 2 наглядно демонстрирует все проблемные точки традиционного университета и его составляющие.

Таблица 2 (с. 185) Составляющие традиционного университета

Отдача

1. Исследовательская работа Публикации в научных журналах, доклады, цитирование и патенты

2. Дипломы Подтверждение обучения в учебном заведении в течение положенного срока и факта сдачи экзаменов Ценность бренда

3. Процветание города Экономическое и социальное развитие города и/или региона

Люди

4. Профессорско-преподавательский состав Профессора и другие сотрудники

5. Студенты Студенты очного и заочного или вечернего отделений, по большей части в возрасте от 18 до 22 лет

6. Управление и администрация Руководство и управление университета Прием студентов, привлечение средств, работа с выпускниками, техническое обслуживание зданий и оборудования

Программа

7. Учебный план Отдельные курсы по различным дисциплинам, составляющие программу на три или четыре года Содержание и программы курсов разрабатываются преподавателями Учебники и специальная литература

8. Преподавание и обучение Лекции, консультации, семинары

9. Оценивание Экзамены по ходу изучения курса и по его окончании Диссертации по окончании изучения программы

10. Опыт Студенческие организации Занятия, предусмотренные учебным планом (например, дискуссии, конкурсы исследовательских проектов) Внеаудиторные занятия (театр, спорт) Опыт работы (стажировки, волонтерская деятельность)

Важнейшим козырем традиционных вузов является тот факт, что во многих городах университет - единственный крупный работодатель, и этим обусловлено его влияние на регион. «Растущий вклад вузов в благополучие города и региона может стать ключевым фактором спасения многих традиционных университетов» (с. 180).

«Сход лавины» угрожает (почти, хотя и не на 100%) всем элементам традиционного университета. По выражению К. Кри-стенсена (C.M. Christensen, 2011), университеты полностью созрели, для того чтобы упасть и погибнуть. Больше всего авторы предостерегают против беспечного стояния на пути лавины: опасаются самоуспокоенности, осторожности или неуверенности в период глобальной трансформации образования в мире. Это относится ко всем стратам общества. «Руководители университетов должны взять свою судьбу в собственные руки и использовать возможности, которые открывают технологии, например онлайн-курсы «Massive Open Online Courses»1, чтобы расширять и углублять обучение, делать его более увлекательным. Руководители должны неустанно работать над повышением качества услуг, предоставляемых учащимся. Каждый университет должен ясно сознавать, какие ниши или сегменты рынка он хочет обслуживать и как он будет это делать» (с. 158).

Прогноз однозначный: вместо традиционных университетов, к которым человечество так неосмотрительно привыкло за 700-800 лет, должны появиться новые вузы с новыми функциями и позициями. Дана примерная типология инновационных вузов: элитный университет; массовый университет; университет, занимающий определенную нишу; местный университет; университет, обеспечивающий обучение в течение всей жизни. В качестве примера приведен опыт MOOC - бесплатные, доступные во всем мире и разработанные для обучения большого числа людей онлайн-курсы, отличающиеся высоким качеством обучения и беспрецедентным охватом аудитории. Есть данные (пока еще только предварительные), которые свидетельствуют о том, что качество преподавания и обучения онлайн может быть даже выше, чем при личном взаимодействии преподавателя и учащихся. Не в последнюю очередь пре-

1 MOOC - Massive open online courses.

имущество онлайн-обучения объясняется тем, что все взаимодействия в нем представлены эксплицитно, они могут быть проанализированы и на основании этого анализа изменены к лучшему. Такого отслеживания эффективности процесса обычно не происходит за дверями учебной аудитории.

Другая альтернатива традиционному университету - практическое обучение прямо на производстве, где главным является общение с наставниками и знание черпается исключительно из опыта.

Авторы «Лавины» не предлагают однозначных ответов на все поставленные вопросы, но их безусловная заслуга состоит в том, что они выносят их на обсуждение. Ими руководило стремление сделать разные системы образования и учебные заведения способными подготовить нынешнее и будущие поколения к тому, чтобы максимально использовать возможности, которые предоставляет им XXI в., и достойно ответить на его вызовы.

С.М. Климова

2014.03.024. НАЙТ Дж. ИЗМЕНЕНИЕ ЛАНДШАФТА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - К ХУДШЕМУ ИЛИ К ЛУЧШЕМУ?

KNIGHT J. The changing landscape of higher éducation internationalisation - for better or worse? // Perspectives: Policy and practice in higher education. - 2013. - Vol. 17, N 3. - P. 84-90. - D0I:10.1080/ 13603108.2012.753957.

Ключевые слова: интернационализация; ценности; непредусмотренные последствия; истины; мифы; высшее образование.

Автор из Университета Торонто (Торонто, Канада) анализирует современные тенденции интернационализации высшего образования и противоречивые последствия данного процесса.

В последние четыре десятилетия процессы интернационализации в высшем образовании развивались стремительно и привели к созданию глобальной системы, обеспечивающей студенческую мобильность, конкуренцию за человеческий капитал в лице ученых и высококвалифицированных работников, распространение стандартов качества ИР и т.д. Это ведет к трансформации самого явления интернационализации и сопровождается как негативными, так и позитивными последствиями. Так, некоторые организации под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.