средник, а не пропагандист на службе у властей... Его стремительная карьера отражает растущее влияние шейхов, выступающих в средствах массовой информации.» (с. 99). Одним из таких «медиа-шейхов» является звезда радиоэфира Ратиб ан-Набулси.
«С конца 90-х годов улама стали во главе процесса возрождения сектора благотворительности. Главными стимулами в этом процессе явились взаимосвязанные последствия пауперизации и экономической либерализации. "Джамаат Зайд" приобрела здесь ключевое влияние, поскольку. поддерживаемые государством религиозные структуры оказались неспособными завоевать ту торговую по своей природе базу поддержки, которой располагала благотворительная империя "Джамаат Зайд". наладившая взаимоотношения с беспрецедентным числом мелких и средних дамасских предпринимателей» (с. 161).
Стремление улемов каким-либо образом увеличить свое общественное значение и особенно укрепить авторитет в исламистском секторе плохо подкрепляется реальными шагами. Так, никаких результатов не дали попытки наладить контакты с «Братьями-мусульманами», опираясь на посредничество египетской ветви движения. «К 2005 г. стало совершенно ясно, что наилучшим образом обеспечить выживание способна вовсе не либерализация, но, напротив, стремление переформулировать стародавние "границы допустимого", начиная с запрета на какие бы то ни было отношения с этим движением» (с. 193).
К.Б. Демидов
2014.03.013. ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОЙ КРИЗИСНОЙ ГРУППЫ. РАСПРОСТРАНЯЮЩИЙСЯ КОНФЛИКТ В СУДАНЕ: ВОЙНА В ЮЖНОМ КОРДОФАНЕ.
International crisis group. Sudan's spreading conflict: war in Sourth Kordofan // Africa report. - Brussels., 2013. - N 198. - P. 1-57. Mode of access: http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain?docid=511 e3c282
Военные действия между суданскими правительственными войсками и повстанцами после образования Южного Судана не прекратились. Ряд исследователей считают их продолжением гражданского конфликта в Судане в 1984-2002 гг. Жители приграничных провинций Судана жалуются на безразличие центрального
правительства к их нуждам: почти не развивается водоснабжение, не вкладываются средства в мелиорацию, развитие сельских школ и медпунктов. Местные активисты заявляют о несправедливом распределении центральным правительством средств, полученных от экспорта добытых на территории провинции ресурсов, в основном - нефти. Государственная элита остается закрытой: большинство высокопоставленных чиновников происходят из арабских этнических групп, проживающих к северу от Хартума.
После обретения независимости Южным Суданом в июле 2011 г. Южный Кордофан стал важным участком государственной границы Судана. На новой государственной границе Судана находятся горы Нуба, нефтяные месторождения и район Харасана, ранее являвшийся отдельным штатом Западный Кордофан - на все эти районы претендует Южный Судан. Земли Южного Кордофана -в основном пастбища на песчаной почве. После сезона дождей они становятся пригодными для массового кочевого скотоводства.
Часть провинции занимают глинистые почвы, вместе с песчаника-
2 2 ми составляющие 120 тыс. км , еще 48 тыс. км . приходится на горы Нуба - четыре гранитных массива и множество скалистых холмов. Местная этническая группа нуба состоит из 80 общин, говорящих примерно на 100 языках, разделенных на 10 групп. Лингва франка для нуба - суданский диалект арабского. Верующие исповедуют ислам, христианство и традиционные верования. В одной общине и даже семье могут быть верующие трех различных религий. Не все члены местных общин поддержали повстанцев во время конфликта, часть призывались и призываются в правительственные войска. Результатом первого гражданского конфликта стал исход нуба с земель, заселенных преимущественно арабами, и исход арабов с земель нуба, что в дальнейшем превратило Южный Кордофан в почти моноэтнический регион.
Хартуму приходится держать в регионе от 40 тыс. до 70 тыс. солдат. Инсургенты - Суданское народное освободительное движение - базируются в горах, боевики отлично вооружены. Повстанцы входят в альянс с дарфурскими мятежниками - Суданским революционным фронтом (СРФ). Значительная часть арабских племен выступает на стороне инсургентов. Арабские племена мис-серийя, ранее выступавшие на стороне правительства, после решения Хартума о ликвидации штата Западный Кордофан (почти мо-
ноэтнического региона) в 2005 г. перешли на сторону боевиков (с. I). В рядах повстанцев около 30 000 бойцов, они лучше вооружены и более многочисленны, чем в 1990-х годах. Конфликт зашел в тупик, так как правительство не в состоянии окончательно подавить движение в горах Нуба, а повстанцы не могут расширить контролируемую равнинную территорию. Многие гражданские были вынуждены покинуть территорию конфликта: вести сельское хозяйство в этих землях стало почти невозможно. Их общее число превысило 700 тыс. человек, из них 436 тыс. ушли за пределы провинции, а 66 тыс. беженцев переселились в Южный Судан, многие беженцы поддерживают центральное правительство (с. II). Поводом для продолжения военных действий в 2005 г., по заявлению мятежников, послужило невыполнение Основного мирного соглашения, в которое входили обязательства широких консультаций центрального правительства с местными представительскими органами. Рамочное соглашение от 28 июня 2011 г. также не стало правовой основой прекращения боевых действий.
В 1968 г. при поддержке Мирового банка центральное правительство начало создавать крупные механизированные фермерские хозяйства, участки часто продавалась крупным инвесторам из северных провинций. Также в соответствии с новым постановлением все земельные участки без документально заверенных прав владения объявлялись собственностью государства. Это поставило в катастрофическое положение многие общины гор Нуба, так как в этом районе многие земли находились в индивидуальной или коллективной собственности в силу традиции (с. 4). Новый закон о земельной собственности имел негативные последствия и для жителей Дарфура, где земельная собственность определялась традицией и местными актами, принятыми еще дарфурским султанатом и не переоформленными надлежащим образом законодательно. Началось массовое использование местных земель новыми владельцами. Интенсивная эксплуатация почвы фермерами, длительные засухи 1970-1980-х годов и переселение кочевых скотоводов из Северного Кордофана на юг района Нуба вызвали многочисленные социальные конфликты (с. 5).
Если в 1968 г. фермерские угодья в провинции составляли менее 500 тыс. га, то к 1986 г. они увеличились до 5 млн га. К этому времени нуба стали активно присоединяться к Суданской на-
родной освободительной армии. Война не остановила процесс расширения обрабатываемых фермерами участков в 1980-1990-х годах. Лидеры ополчений, поддержавших правительство, были вознаграждены землей. Насильственно выселявшиеся и беднеющие нуба становились низкооплачиваемыми рабочими в новых крупных хозяйствах (с. 5). В начале 1980-х годов образованные нуба, не желавшие мириться с маргинализацией своей этнической группы, начали создавать политические партии и участвовать в невооруженных движениях протеста. Лидер СНОА д-р Джон Гаранг видел движение «Новый Судан» демократическим объединением, призванным объединить молодых интеллектуалов из северных провинций, в первую очередь - нуба.
В 1984 г. произошло первое нападение на нуба со стороны скотоводов миссерийя (с. 5). В ответ СНОА начала активно набирать новых бойцов в горах Нуба. Правительство Садика аль-Махди со своей стороны увечило численность ополчений миссерийя, нападавших на деревни нуба. Некоторые общины нуба оказались разделенными, так как в них одновременно существовали и лидеры -сторонники центрального правительства и лидеры - сторонники СНОА. Такое положение сохранялось и после заключения в 2002 г. соглашения о прекращении огни. Таким образом, у некоторых общин нуба один лидер может находиться на территории подконтрольной правительственным войскам или даже в Хартуме, а другой - в горах Нуба или в Дарфуре.
Эскалация насилия произошла в 1989 г. после переворота Национального исламского фронта, достигнув пика в 1992 г. после призыва правительства убивать не только христиан и анимистов нуба, но и мусульман - сторонников СНОА, объявленных вероотступниками. Многие нуба были насильственно переселены в «лагеря мира» на территориях, контролируемых правительством. Захваченные земли немедленно передавались в собственность владельцам крупных фермерских хозяйств. К 2002 г., когда в Швейцарии было подписано соглашение о мире, в горы Нуба вернулись около 1,5 тыс. беженцев (с. 6). В том же году СНОА призвала к самоопределению гор Нуба и провинции Голубой Нил.
Миссерийя, активно поддержавшие правительство во время первого конфликта, были разочарованы решением Хартума в 2005 г. о ликвидации региона Западный Кордофан, который они рассмат-
ривали как свой. Правительство многократно обещало восстановить Западный Кордофан, последний раз в декабре 2012 г., когда вице-президент Али Осман Таха пообещал, что это произойдет в январе 2013 г., но решение было вновь отложено президентом Омаром аль-Баширом. Против восстановления региона выступали арабы из группы хамар, жившие на северо-западе Кордофана и считавшие, что провинцию можно восстановить только, если их главный город ан-Нахуд станет ее административным центром. Центральное правительство планировало назначить губернатора из миссерийя в Западном Кордофане, нуба в Южном Кордофане. Также планировалось создать штат Восточный Кордофан.
В Южном Судане также активно перекраиваются административные границы: три штата были преобразованы в пять штатов в январе 2012 г., три новых региона при этом имеют моноэтническую основу.
В 2006-2007 гг. СНОА набрала в землях миссерийя на юго-западе Кордофана бригаду численность до 2500 человек. Разногласия относительно оплаты службы привели к тому, что к началу 2011 г. их осталось только несколько сотен (с. 9). После эскалации конфликта в Западном Кордофане, по заявлению лидеров СНОА, численность миссерийя в составе движения к маю 2012 г. выросла до 1000 человек. Попытки правительства в июле 2011 г. обратиться с призывом к традиционным лидерам этнической группы о создании ополчений провалилась. Вожди заявили, что они не желают внутриплеменной борьбы. На пике численность представителей этой этнической группы в рядах СНОА достигала 14 тыс. человек, впоследствии сократившись до 2,5 тыс. человек (с. 9). Часть традиционных лидеров нуба заявили о поддержке повстанцев в силу того, что «их люди не получают работу на нефтедобывающих предприятиях» (с. 10).
Согласно переписи 2008 г. в Южном Кордофане проживали 1 406 404 человека. СНОА оспаривала эти данные, ссылаясь на то, что многие беженцы нуба не вернулись на свои земли. Согласно переписи июня 2010 г. население увеличилось до 2 508 268 человек, но даже эти цифры СНОА посчитала заниженными. В связи с трудностями проведения переписи и обработки полученных данных выборы губернатора были перенесены на май 2011 г., т.е. после проведения референдума о самоопределении Южного Судана.
Предвыборная кампания была короткой и агрессивной. Представители СНОА заявили, что готовы к возможному возвращению к открытым боевым действиям после заявления президента Омара аль-Башира в апреле 2011 г. о возвращении штата «либо при помощи ящиков с бюллетенями, либо при помощи ящиков с патронами»
(с. 12).
В 2010 г. ВС Судана потребовали разоружения 4-й дивизии, в которой насчитывалось множество сторонников СНОА (с. 15). В середине мая 2011 г. войска правительства блокировали Джа и разоружили более 100 солдат СНОА. В то же время была сделана попытка разоружить гражданских нуба с предложением денег за стрелковое оружие. Хартум усилил войска в Южном Кордофане силами Центрального резерва полиции (ЦРП). Неоднократно предпринимались попытки разоружения сторонников СНОА. 1-2 июня в Кадугли силы ЦРП открывали огонь на рынке, вызывая панику. 4-5 июня войска правительства выдвинули в Кадугли девять-десять танков и три танка в Дилинг. Множество беженцев нуба устремились к лагерю миротворцев ЮНМИС в Кадугли, где некоторые из них были арестованы или расстреляны. Общее число беженцев возле лагеря миротворцев составило более 2 тыс. человек.
Попытки начать мирные переговоры осуществлялись при посредничестве ООН, Африканского союза (АС) и Катара. В январе 2013 г. в Кампале, Уганда, было подписано новое соглашение о стабилизации обстановки в Южном Судане, создании совместных консультативных органов. К тому времени силы СНОА в провинции Голубой Нил, вынужденные сражаться на открытой равнинной местности, быстро утратили главный город провинции Курмук на границе с Эфиопией и перешли к партизанским действиям (с. 23). Вооружённые силы безуспешно пытались выбить повстанцев из Кадугли, а СНОА не удалось выбить правительственные войска из стратегически важного города Толоди. 12 февраля 2013 г. штурмовики Су-25 нанесли удар, выпустив более 20 ракет по позициям СНОА на территории Южного Судана, нарушив «Меморандум о понимании по ненападению и предотвращению агрессии», подписанный Суданом и Южным Суданом в Эфиопии за два дня до этого.
СНОА удалось взять Джа только при помощи других повстанческих группировок 26 февраля. В марте 2012 г. ВВС Судана начали активно наносить удары по позициям повстанцев. В ноябре
2012 г. после прекращения сезона дождей правительственные войска вновь атаковали гражданских нуба в Южном Кордофане (с. 26). 11 декабря в ответ на минометный обстрел Кадугли они безуспешно пытались выбить повстанцев из районов к северо-востоку от столицы штата. Повстанцы заявили о захвате пяти исправных танков, тяжелой артиллерии и ракетных установок и уничтожении транспортного самолета «Ан» (с. 26).
Успешность боевых действий правительства определяется использованием транспортных самолетов «Ан» в качестве бомбардировщиков в горах Нуба, а также во всем Южном Кордофане, а также использованием истребителей «Су» и «МиГ» и транспортных вертолетов Ми-26. По заявлению инсургентов, в июне 2011 -ноябре 2012 г. на Южный Кордофан было сброшено более 1700 бомб, в ноябре 2012 г. - 405 бомб. Также правительственными войсками применялась реактивная артиллерия, в результате были ранены от 10 до 20 гражданских, но применение тяжелого вооружения имело сильнейший психологический эффект (с. 27). Число жертв бомбардировок относительно невелико - не превышает 1 тыс. человек, но местные гражданские часто целыми поселениями уходили в горы и прятались там в пещерах, опасаясь бомб. В результате посевы значительно сократились, и сотни тысяч людей, имевшие крайне скудные запасы, очень ограниченный доступ на рынки продовольствия, зависели от сбора ягод и листьев. Проведенные в августе 2012 г. обследования детей выявили у многих из них угрожающее здоровью недоедание (с. 27).
В апреле 2013 г. многие гражданские умирали от голода, часть направились в другие государства или на территории, контролируемые правительством, большинство умерших от голода были стариками, оставшимися в деревнях: их запасы почти всегда умышленно уничтожались правительственными войсками (с. 28). На декабрь 2012 г. в зоне конфликта находились 736 тыс. гражданских, нуждавшихся в помощи, включая 436 тыс. беженцев. Численность населения лагеря Йидда возле Джа, где проживали почти все беженцы из Южного Кордофана, выросла с 31 тыс. в мае до более 65 тыс. в октябре 2012 г. Наибольший рост пришелся на май: с 40 тыс. человек до 65 тыс. человек (с. 30). Правительство предоставляет совершенно другие данные: 42 150 пострадавших гражданских. Одновременно был официально признан рост на 50-100% цен
на товары первой необходимости: сорго, сахар, растительное масло. Некоторые товары, такие как мука или топливо, стали очень редкими или вообще исчезли с рынков (с. 30).
В декабре 2011 г. правительству и повстанцам удалось подписать договоренность «О мирном существовании: прекращении массового угона скота и совместном розыске уже угнанного» (с. 31). 24 апреля 2012 г. Совет мира и безопасности АС принял «Решение по ситуации между Республикой Судан и Республикой Южный Судан», включавшее дорожную карту «с немедленным прекращением взаимной вражды» (с. 33), а также немедленный безусловный отзыв всех войск от границы.
Ранее основным гарантом соблюдения договоренностей между Суданом и Южным Суданом выступала Эфиопия - в частности, эфиопский премьер-министр Мелес Зенави (с. 38). У нового эфиопского премьера Хайлемариама «нет такого эмоционального воздействия на Хартум, он не является ему ничем обязанным как Мелес». Хайлемариам не был членом Народного фронта освобождения тиграи, пришедшего к власти в 1991 г. при поддержке Хартума (с. 39).
Противник Эфиопии - Эритрея пытается возглавить процесс примирения. Так, в начале августа 2012 г. президент Исайяс Афе-ворк пригласил представителей враждующих сторон на встречу в Асмару. Попытки встреч представителей заканчивались обвинениями в скрытных переговорах с другими заинтересованными сторонами и затягивании процесса для выигрыша времени в военных действиях (с. 39). Правительство Судана выдвинуло требования о посредничестве США, Великобритании и Норвегии.
По мнению исследователей, «при массовом исходе беженцев с территорий, контролируемых повстанцами, Хартум может столкнуться с массовым ростом поддержки инсургентов» (с. 27), обе стороны конфликта продолжают получать значительные партии оружия и боеприпасов, что непрерывно качественно усиливает их. Судан и два члена Совета Безопасности ООН - Россия и Китай -заявляют, что почти отсутствуют гарантии АС невозобновления конфликта со стороны повстанцев. Согласно заявлению президента Южного Судана Салва Кира в ноябре 2012 г., добыча нефти до прежнего уровня не восстановилась именно из-за продолжающегося внутреннего конфликта в приграничных районах (с 34). Южный
Кордофан в будущем останется одним из самых нестабильных регионов в мире, выход Южного Судана из состава Судана не привел к нормализации обстановки.
В. С. Олишевко
2014.03.014. ОВОЙЕ О., БИССЕССАР Н. ПЛОХОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРРУПЦИЯ В АФРИКЕ: ПРИЗНАКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ. OWOYE O., BISSESSAR N. Bad governance and corruption in Africa: Symptoms of leadership and institutional failure. Africa report. - Brussels., 2013. - N 198. - P. 1-57. Mode of access: http://www.ameppa. org/upload/Bad%20Governance.pdf
О. Овойе (Государственный университет Западного Коннектикута, Данбери, США) и Н. Биссессар (Государственный университет Кента, Кент, США) рассматривают проблемы неэффективного управления и коррупции в странах Тропической Африки. Международное агентство «Транспэрэнси интернэшэнэл» определяет уровень коррупции в Африке в 20-30% государственных расходов (с. 2). Согласно данным ООН на 1991 г., африканские элиты вывезли из стран Тропической Африки более 200 млрд долл. США, т.е. сумму, превышающую половину внешнего долга стран Африки. Исследование, проведенное в 27 государствах южнее Сахары в 1984-2006 гг., показало, что произошло резкое увеличение группы высококоррумпированных государств. Наименьший рост коррупции произошел в ЮАР: это государство перешло из категории стран с отсутствием коррупции в категорию «низкий / умеренный уровень» в 1990-2000-х годах (с. 19). В соответствии с данными «Транспэрэнси интернешэнэл» было установлено, что государства, в которых происходили удачные военные перевороты, оказывались более коррумпированными, чем те, в которых их не было или они были неудачными. Авторы отмечают, что в африканских условиях устоявшиеся коррупционные схемы являются хотя бы относительной гарантией равновесия системы госуправления и немногочисленных гражданских институтов, а также относительной политической и экономической стабильности. При этом наибольший рост коррупции приходится на периоды политической нестабильности.
Анализировалось состояние госаппарата шести североафриканских государств и 47 государств южнее Сахары, за исключени-