Научная статья на тему '2014.03.008. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: Межвузовский сборник науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – Вып. 2. – 195 с.'

2014.03.008. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: Межвузовский сборник науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – Вып. 2. – 195 с. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.03.008. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: Межвузовский сборник науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – Вып. 2. – 195 с.»

К. Руэйренк; «От альманаха Вермо к "высокому глаголу". Игровое словесное творчество в XX-XXI вв.» К. Монселе.

Н.Т. Пахсарьян

2014.03.008. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: Межвузовский сборник науч. тр. - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - Вып. 2. - 195 с.

В реферируемом сборнике представлены работы преподавателей и аспирантов кафедры истории зарубежных литератур МГОУ, МПГУ и др., о спорных вопросах литературоведения и проблемах развития литератур стран Западной Европы и США XVIII-XX вв.

А.А. Козин (МГОУ) в статье «От народной песни - к бен-кельзангу: К вопросу о формировании литературной баллады в Германии» пишет о немецкой поэтической традиции, обновление которой происходило в середине XVIII в. Основные теоретические положения литературной баллады, нового для немецкой поэзии XVIII в. жанра, были сформулированы в 1740-1750 гг. И.К. Готше-дом, И.Я. Бодмером, И.Я. Брейтингером. Баллада соответствовала реализации в системе гармоничного синтетического единства различных, часто взаимоисключающих идей (как, например, рационализм и чудо), учитывалась и фольклорная традиция. Из фольклорной сюжетной песни в литературную форму были перенесены мотивы, восходящие к древним обрядовым метафорам (убийства, страдания, разлука, месть, преждевременная смерть). Новый жанр соединил в себе лирический элемент, сюжетную дискретность фольклорной песни, архетипические структуры, спокойный тон повествования. В жанровых рамках баллады метафора конкретизируется множеством сюжетных воплощений (творчество Г.А. Бюргера, И.В. Гёте, Г. Гейне). Большинство названных элементов заимствует уже бенкельзанг (другие названия - шнитцели, моритет)1. Бенкельзанг значительно расширил тематику по сравнению с фольклорной балладой. Популярности ему добавляло художественное осмысление недавних исторических или же частных, быто-

1 Нем. Schnitzel - отрезок / обрывок песни, названный по ассоциации с фрагментарным характером их сюжета; нем. Moritat - песнь, в которой речь идет об уголовном преступлении, убийстве.

вых событий. Бенкельзанг наряду с народной сюжетной песней стал основой для формирования жанра литературной баллады.

В статье «Концепт "практический идеализм" в литературе и исследовательской мысли США и России» А.С. Азаровой (МГОУ) речь идет о противоречиях между «легендой о равных возможностях» и реальным положением дел в стране и обществе, нашедших выражение в национальной литературе. Критик сосредоточивает внимание на романах Г. Элджера, которому приписывается авторство одной из важнейших американских мифологем ХХ в. - «self-made man»; на «романе карьеры» и «делового романа» Т. Драйзера, Ф.С. Фицжеральда; исследует категории «успех» и «практический идеализм» у Ш. Андерсона и Б. Таркингтона. А.С. Азарова подчеркивает, что концепт «практического идеализма» присутствует в литературе любой страны, но в силу различных, исторических и индивидуальных, предпосылок его интерпретации могут различаться. Для выявления российской национальной специфики автор статьи предлагает обратиться к произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.Я. Шишкова, И. А. Гончарова.

Понимание концепта «практический идеализм» в американском литературоведении выросло во многом из исследований структуры и особенностей европейского «романа карьеры» и «делового романа» США. Отечественная критика, напротив, считает А. С. Азарова, уделяет недостаточно внимания не только американскому деловому роману, но и произведениям российских писателей, близким по жанру к деловой литературе.

О.Н. Редина (МГОУ) в статье «О мире и о себе: Дневники Олдоса Хаксли» анализирует его сборник эссе «В дороге» (Along the road, 1925) с точки зрения логико-философского и художественно-ассоциативного путей познания. Предметом изучения становится жанр «травелога» (модификация литературы путешествий), предполагающий не только путешествие географическое, но и интеллектуальное, духовное, в ходе которого раскрываются и «гений места», и сам автор текста.

Композиционно книга О. Хаксли разделена на четыре части: «О путешествиях вообще» (о причинах, побуждающих сняться с места), «Увиденное» (о перемене мест, помогающей понять себя), «Творения искусства» (о мире, его ценности и личностной позиции автора, о взгляде автора на спор «древних» и «новых»), «Между

прочим» (оценка упадка современного искусства). Развитие внутреннего сюжета формирует своего рода трактат с вариациями на вечные темы. Более всего Хаксли ценит интеллектуальную красоту, величие разума, чувства. Честность по отношению к самому себе - главная добродетель настоящего художника, она лежит в основе воскрешения классического идеала. В современном искусстве, несмотря на новые эстетические ценности, категории прекрасного и возвышенного находятся в забвении. Осмысляя действительность и художественную реальность, Хаксли воссоздает интеллектуальные и психологические портреты двух типов творческой личности (художник и ученый).

Статья «Новый тип героя в литературе "потерянного поколения": Английская версия» М.В. Бурсиной (МГОУ) раскрывает образы героев романов Ричарда Олдингтона (1892-1962) и Ивлина Во (1903-1966) как представителей нового английского «потерянного поколения». Персонажи Олдингтона совмещают в себе моральные качества, воспитанные викторианской эпохой, с «модными» европейскими взглядами и настроениями. Его герой - английский интеллигент, вынужденный жить в обществе, которое бережет свои «бумажные богатства», но пренебрегает богатством живым - человеческим существом. Он находится в состоянии постоянной борьбы с внешними обстоятельствами, но эта борьба чаще всего пассивна. Особое место в его сознании занимает противостояние викторианскому «уставу». Огромную часть жизненных сил молодые люди тратят на изживание предрассудков, связанных с устаревшими понятиями «о долге и чести». Противостояние поколений проникнуто одновременно и неприязнью, и любовью. Как бы ни были далеки друг от друга молодое и старшее поколения, они тесно взаимосвязаны. Власть культурных традиций в Англии слишком сильна, и любое искусство опирается на опыт и наследие предшественников.

Герои И. Во более беспечны и обеспеченны. Они не в силах бороться с судьбой, стараются плыть по течению, но «оно слишком бурное и долго оставаться невредимым не удается практически никому» (с. 92). «Потерянное поколение» не знает, куда приложить силы и талант. Одиночество, злоба на государство и на себя, надежда на светлое будущее или хотя бы на справедливость, сарказм в мыслях и высказываниях, протест против «устаревшего» и подлин-

ная любовь к искусству - эти и многие другие черты объединяют героев английской литературы «потерянного поколения».

В статье «Проблематика философско-эстетических исканий Достоевского как исходный текст для абсурдистских интерпретаций» М.Г. Анищенко (МГОУ) исследует влияние творчества Достоевского на драматургию абсурда, представленную через творчество Сэмюеля Беккета (1906-1989) и Эжена Ионеско (1909-1984).

Между Достоевским и абсурдистами прослеживаются многочисленные параллели в проблематике и художественных решениях. В абсурдистских текстах функция власти часто предоставлена обезличенной силе; распространены отказ от ложных рецептов человеческого счастья, особое смысловое наполнение категорий «свое» и «чужое», «обязательный» энтузиазм, с которым осуществляется катастрофический эксперимент. Человек в них нередко представлен в ролях надзирателя, палача и жертвы. Характерны тотальная несвобода героев; зло, выступающее как средство, а не цель; смена фигур насилия над человеком.

Ионеско, размышляя о месте Достоевского в мифотворчестве абсурдистов, выражал надежду на то, что «этот великий мыслитель поможет человеку, потерявшему стержень, вновь его обрести; собраться перед лицом трагических откровений, перед проблемой метафизического состояния человека» (с. 107). Мир героев Достоевского находится на пересечении христианской этики и казуистики философского комментария. Писатель экспериментирует с категорией случая, манипулирует судьбами героев, освобождая их от запрограммированности. В то время как мир драмы абсурда представлен в виде энтропии бытия, художественный мир Достоевского ставит под сомнение наличие каких-либо этических мифов, в нем царят асимметрия и случайность.

Достоевский становится камертоном для оценки европейской культуры. В 1920-е годы он самый обсуждаемый писатель в Париже. Ионеско скрупулезно изучает Достоевского, особенно его способность раскрывать природу власти и изображать различные типы социального лидерства: формальный лидер, «самозванец», неформальный лидер, «серый кардинал», харизматический лидер. Два последних типа стали художественными открытиями Достоевского, которыми и воспользовался Ионеско в своей пьесе «Носорог». Тема страдания, проходящая через все творчество Достоевского,

определяет настроение многих пьес С. Беккета. Представление о том, что страдание - признак человечности, становится отправной точкой философских размышлений драматурга, который видит страдание фактом сознания и часто - его «единственной причиной». Конфликты в пьесах Беккета тесно связаны с непостижимостью реального мира. Способность человека быть самодовлеющей единицей, свойственная героям Достоевского, в абсурде деактуали-зируется.

В драмах абсурда зритель сталкивается с острым ощущением смерти и безнадежности, порожденным депрессией: внешний мир бесчувствен к жертве, но в ее сознании происходит непрерывный спор между автономно существующими гранями личности. Абсурдисты, как и Достоевский, не верят в торжество утопии. Но они пытаются прибегнуть к объяснительной силе культуры, способной, по их мнению, несколько изменить реальность. Истоки образов Беккета и Ионеско, считает М.Г. Анищенко, следует искать в способах воссоздания Достоевским духовной жизни его персонажей.

И.В. Замаратская (МГОУ) в статье «Мифологические аллюзии в романе Джона Фаулза "Волхв"» исследует гуманизированный миф, противопоставляя его буржуазному мифотворчеству. В романе переплетаются два плана: реальный, социально-бытовой и философский, «универсальный», подобный «моделям человеческого поведения» (с. 118). Писатель использует приемы поэтики мифологического романа ХХ в., выстраивая параллели к классическим мифам.

Форма повествования в «Волхве» традиционная: рассказ главного героя о себе. Николас Эрфе - типичный представитель своей среды и своего времени. История становления молодого человека - одна из основных тем европейского романа. Урок, который должен усвоить Эрфе, - понимание того, какой разрушительной силой обладает полная внутренняя свобода. В книге ставятся важнейшие проблемы свободы выбора, поиска подлинности. Ключ к пониманию романа рают разъяснения самого Фаулза в предисловии ко второму изданию, а также первоначальная версия названия романа - «Игра в Бога». Роль «волхва», волшебника, учителя, всемогущего Бога, искусителя и судьи играет в произведении загадочный миллионер и мистификатор Морис Кончис, демонстрирующий «набор личин, воплощающих представление о Боге - от мистиче-

ского до научно-популярного» (с. 111). Разрушение самой мысли о возможности абсолютного знания или обладания абсолютным могуществом Фаулз считает задачей гуманиста.

В статье «Типология героев в романе Э. Поуэлла "Поле костей": Темпоральный аспект» Н.В. Ефремова (МГОУ) поднимает тему времени. «Жизнь каждого придет к своему завершению, но в общем танце времени она лишь отдельный элемент, позволяющий всему человечеству не останавливать бесконечное кружение» (с. 131). Главный герой романа Николас Дженкинс рассказывает о времени, проведенном им на войне. При этом его собственный образ выстраивается только через скупые замечания, которые он сам счел нужным озвучить. Повествование напоминает заметки, сочетающие мысли и наблюдения героя с множеством культурных и исторических реминисценций. Восприятие Дженкинса объединяет все романы 12-томного цикла «Танец под музыку времени» (19511975) Энтони Поуэлла (1905-2000).

Образная структура цикла позволяет связать основных героев с определенными типами времени: это время мифологическое, предопределившее структуру романа и задающее общий тон повествования; время социальное, сильно влияющее на персонажей в период войны; время историческое, представителями которого являются в основном военные, связанные с традицией, в том числе и литературной (Рональд Гуоткин как отзвук песни о Роланде и рыцарских подвигах; солдат Сейс как воплощение мечтаний об армейской жизни); время психологическое, передаваемое напрямую через рассказчика.

В статье «Проблематика романа Сола Беллоу "Декабрь декана"» Е.О. Васильева (МГОУ) рассматривает широкий спектр политико-идеологических и социально-философских проблем, исследует панорамный образ современности и восприятие геополитических явлений автором романа.

Роман «Декабрь декана» (1982) занимает центральное место в позднем творчестве Беллоу. Главный герой, 50-летний профессор Чикагского университета Альберт Корд, отправляясь с женой в Бухарест, чтобы увидеться с тещей, а впоследствии и проводить ее в последний путь, сталкивается с повседневной жизнью людей коммунистического города. Внутри «железного занавеса» он наблюдает тоталитарный режим не только в Румынии, но и Восточном бло-

ке в целом и отмечает для себя явление, названное им «двойственным мышлением», которое воспринимает как следствие тоталитарной системы, ведущее к потере способности различать «плохое» и «хорошее».

Герой сравнивает Бухарест и Чикаго, находящиеся в период «холодной войны» по разные стороны баррикад, и обнаруживает общие проблемы: коррупцию, страх, борьбу людей за свободу и справедливость. Демократические и коммунистические государства сталкиваются с одинаковыми проблемами. Такое сравнение заставляет героя задаться вопросом о компромиссах, на которые человек согласен пойти в разных обстоятельствах, и о ценностях, к которым он должен стремиться. Процессы и закономерности тоталитаризма приводят к последствиям еще более печальным, чем на Западе, - распад личности и исчезновение гуманистических идей.

В статье Т.С. Наумовой (МГПУ) «Семантика заглавия романа Дэвида Лоджа "Nice work"» рассматриваются варианты перевода названия и его семантическое наполнение, порождающее в другой культурной традиции дополнительные трактовки. Название переведено на русский язык как «Хорошая работа», однако возможности интерпретации английского названия гораздо шире. «Несмотря на попытки структурализма умертвить автора в литературе постмодернизма личность художника вновь занимает особое положение: автор умер - да здравствует автор!» (с. 157). Именно автор выбирает название для своей работы и косвенно признает, что доволен ею.

Статья «Концепт лжи в романе Стивена Фрая "Лжец"» И.К. Гладунова и О.Н. Рединой (МГОУ) рассматривает писательскую игру с понятием «ложь», которая мыслится автором романа как необходимое свойство человеческой натуры. Ложь, выдумки и заблуждения оттеняют подлинное благородство в человеке, помогая ему понять себя и раскрыть себя творчески. В случае с главным героем книги Адрианом Хили ложь может привести к истине, способствовать ее постижению.

Книга содержит рассуждения о природе лжи и ее проявлениях, в ней с чисто английским остроумием выдвигается «гипотеза», что вымысел - своеобразная основа всего, созданного человеком, в том числе языка и культуры. Двойственность героя определяется несовпадением внешнего впечатления и внутренней сущности.

Факты жизни преобразуются в факты искусства, подобно тому как выстаивается модус перехода жизненных реалий в художественную реальность. Пример грандиозного, невообразимого обмана -игра профессора Дональда Трефузиса, выступившего режиссером тщательно продуманной импровизации - детективной составляющей романа. Лжецы необязательно мелочны и коварны. Адриан -ученик Трефузиса, однако он чувствителен, умен, полон любви к ближнему, способен на самопожертвование. По складу Адриан близок к романтическим героям. Он раскрывается как талантливый сочинитель. По его произведению на университетской сцене ставят пьесу. Театральность - качество, присущее многим английским романам, используется автором для подтверждения старого тезиса: «Вся наша жизнь - игра».

М.В. Чевтаев (МГОУ) в статье «Лейтмотивы жестокости и смерти в романе Оскара Ихуэлоса "Короли мамбо поют песню о любви"» исследует проблему инаковости, культурной ассимиляции и национальной идентичности в мультикультурной литературе. Проблема невозможности самоидентификации накладывается на проблему инаковости. Решить их герои не могут, поскольку не способны забыть прошлое и принять новую для себя культуру. Преодолеть трагическое притяжение прошлого и стать частью американской действительности смогут только их дети, второе поколение иммигрантов. Связующим звеном между поколениями и культурами становится любовь, единственное, что может противостоять жестокости и смерти.

Статья П.В. Марахова (МГОУ) «Своеобразие воплощения конфликтов в романе Дж. Хайнса "Рассказ Лектора"» анализирует главные проблемы американского общества на примере высшего учебного заведения, в котором преподает главный герой произведения - Нельсон Гумбольдт. В романе изображается борьба различных течений в литературоведении, а также комплекс общественных и социально-политических проблем.

Профессор Мортон Вейсманн (чье имя в переводе с лат. «Mort» значит «смерть», а фамилия с нем. Weissmann - «белый человек», т.е. «мертвый белый человек») - приверженец традиции; Виктория Викторинис - успешный и востребованный литературовед, ученая дама, сумевшая приспособиться к изменениям исследовательских приоритетов. Их противостояние, как и борьба Нельсо-

на с факультетом, создают главные конфликты романа. На этом фоне разворачиваются общественно-социальные конфликты (классика против постмодернизма, внештатники против штатников, «белые мертвые мужчины» («мертвая» традиционная культура) против «черных женщин» (феминистки и новаторы) и конфликты, связанные с политкорректностью (гетеро против гей / лесби, мужчины против женщин-феминисток).

Герои персонифицируют литературоведческие идеи, которых придерживаются. Конфликты характеров уступают место конфликтам точек зрения. При этом Нельсон остается «на перекрестке литературоведческих дорог». Он не смог войти в русло новейших исследовательских приоритетов и возвращается к классическому забытому автору («мертвому белому мужчине»), о котором пишет диссертацию, прибегая к современным методам и опираясь на актуальные точки зрения, чтобы влиться в мейнстрим.

По мнению исследователя, современную американскую науку о литературе характеризует образ «борьбы с мертвецами». Конфликт Вейсманна и Викторинис отражает главную проблему -конфронтацию между приверженцами традиционных устоев и новых, постмодернистских взглядов на литературоведение. Университетское сообщество предстает в романе клубком конфликтов, где каждый ведет борьбу со всеми: за место в штате, за аспирантов, за взгляды и идеи.

В.М. Кулькина

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ

2014.03.009. СТИНСОН Т. ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ИЗОБРАЖЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ FAUS SEMBLANT В МАНУСКРИПТАХ «РОМАНА О РОЗЕ».

STINSON T. Illumination and interpretation: The depiction and reception of Faus Semblant in «Roman de la Rose» manuscripts // Speculum. -Cambridge (Mass.), 2012. - Vol. 87, N 2. - P. 469-498.

Тимоти Стинсон (Университет штата Северная Каролина) обращается к интерпретации самого загадочного персонажа «Романа о Розе» (собственно, второй его части, написанной Жаном де Меном, ок. 1275 г.), носящего «говорящее» имя Faus Semblant (Ложное Обличие). Несмотря на заложенную в его имени негатив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.