Научная статья на тему '2014. 02. 020. Ван Ланге П. Чего нам следует ожидать от социально-психологической теории: истина, абстракция, прогресс и возможность прикладного использования как стандарты дисциплины. Van Lange P. What we should expect from theories in social psychology: truth, abstraction, progress and applicability as standards (tapas) // personality A. social psychology rev. - L. , 2013. - Vol. 17, n 1. - p. 40-55'

2014. 02. 020. Ван Ланге П. Чего нам следует ожидать от социально-психологической теории: истина, абстракция, прогресс и возможность прикладного использования как стандарты дисциплины. Van Lange P. What we should expect from theories in social psychology: truth, abstraction, progress and applicability as standards (tapas) // personality A. social psychology rev. - L. , 2013. - Vol. 17, n 1. - p. 40-55 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСТРАКЦИЯ / ИСТИНА НАУЧНАЯ / НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕТОДОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Якимова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 020. Ван Ланге П. Чего нам следует ожидать от социально-психологической теории: истина, абстракция, прогресс и возможность прикладного использования как стандарты дисциплины. Van Lange P. What we should expect from theories in social psychology: truth, abstraction, progress and applicability as standards (tapas) // personality A. social psychology rev. - L. , 2013. - Vol. 17, n 1. - p. 40-55»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2014.02.020. ВАН ЛАНГЕ П. ЧЕГО НАМ СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ИСТИНА, АБСТРАКЦИЯ, ПРОГРЕСС И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИКЛАДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАК СТАНДАРТЫ ДИСЦИПЛИНЫ. VAN LANGE P. What we should expect from theories in social psychology: Truth, abstraction, progress and applicability as standards (TAPAS) // Personality a. social psychology rev. - L., 2013. - Vol. 17, N 1. - P. 40-55.

В статье Пауля ван Ланге (факультет социальной и организационной психологии Свободного университета Амстердама, Нидерланды) обсуждаются стандарты «хорошей теории» в социальной психологии. Как один из редакторов вышедшего недавно сборника по теоретической истории дисциплины1, ван Ланге убежден, что социальные психологи, включая нынешнее их поколение, практически не интересуются правилами конституирования адекватных теоретических моделей, т.е. концепций, которые будут способствовать долгосрочному развитию социального знания. При этом теоретическое осмысление социопсихологических феноменов всегда оставалось фокусом дисциплины, даже в период ее увлечения лабораторным экспериментом. Тем не менее вопросы метатеории и методология разработки социально-психологических моделей крайне редко обсуждаются на страницах специализированной периодики и весьма скупо представлены в университетских лекционных курсах2. Более того, вчерашние выпускники, озабоченные академической карьерой и личным профессиональным престижем,

1 Handbook of theories of social psychology / Ed. by P.A.M. van Lange, A.W. Kruglanski, E.T. Higgins. - Thousand Oakes (CA): SAGE, 2012.

2 В качестве исключении автор ссылается на следующие работы обзорного характера: Deutsch M., Krauss R.M. Theories in social psychology. - N.Y.: Basic books, 1965; Shaw M.E., Costanzo P.R. Theories of social psychology. - N.Y.: McGraw Hill, 1970; West S.G., Wicklund R.A. A primer of social psychological theories. - Monterey (CA): Brooks / Cole, 1980.

предпочитают эмпирические и полевые исследования, результаты которых охотно печатают рейтинговые международные журналы. Таким образом, стандарты конституирования эффективной социально-психологической теории остаются вне поля зрения исследователей, занимающихся анализом социальных процессов, констатирует автор.

В данной статье он предлагает набор правил, или, в его терминологии, идеалов, на которые должна ориентироваться любая социопсихологическая концептуальная схема, если она претендует на значимую роль в осмыслении социальной практики. Это истина, абстракция, прогресс и прикладной характер знания, объединенные аббревиатурой TAPAS (truth, abstraction, progress, applicability as standards) [с. 41]. Ван Ланге предпочитает говорить об идеалах, а не о критериях оценки теоретических построений в социальной психологии, поскольку понятие критерия подразумевает оптимальное и даже абсолютное соответствие концепции выдвинутому набору требований. Что же касается идеала, то здесь речь может идти только о бесконечном стремлении к образцу, во-первых, и о разной степени успешности разных теоретических моделей применительно к выполнению одного или нескольких требований TAPAS - во-вторых. Автор намерен продемонстрировать эвристическую ценность и обоснованность этих идеальных требований на примере классических теорий социальной психологии, показав, как следование принципам TAPAS способствует развитию социального знания.

Под теорией обычно имеют в виду совокупность взаимосвязанных утверждений, касающихся того или иного явления, которые могут подлежать эмпирической проверке. Социально-психологические теории в массе своей принадлежат к разряду концептуальных моделей среднего уровня (по Р. Мертону), не достигая статуса всесторонних и широкомасштабных теоретических доктрин. Однако чтобы соответствовать своему назначению концептуального освоения действительности, теория любого уровня должна содействовать пониманию избранного круга явлений, предоставлять возможности для эмпирической проверки предложенного способа понимания, обладать внутренней непротиворечивостью и «экономичностью» (т.е. объяснять большее число явлений посредством меньшего числа гипотез), а также стимулировать дальнейший научный поиск. Все эти требования включены в систему TAPAS, считает ван Ланге.

Первое, важнейшее, назначение теории - это дифференциация реального (факты) и кажущегося (фикция), т.е. поиск (и в идеале отображение) истины. Теория должна ориентироваться на «описание истины» и продуцировать гипотезы, подлежащие эмпирической проверке. Следовательно, истинность теории (ее адекватность) теснейшим образом связана с ее принципиальной проверяемостью - верификацией (подтверждением основных гипотез в ходе тщательно разработанных эмпирических и экспериментальных исследований) и фальсификацией (возможностью доказать несоответствие гипотезы наличным или вновь обнаружившимся данным). Разумеется, замечает ван Ланге, истинность научной теории не следует «романтизировать»; научная истина - это миссия, которая невыполнима, но в которой тем не менее заключены смысл и назначение теории. Очевидно, что теоретическую схему всегда можно опровергнуть (с помощью новых данных и / или альтернативного их объяснения), но никогда нельзя полностью подтвердить.

Тем не менее в арсенале социальной психологии достаточно концептуальных моделей, которые так никогда и не были фальсифицированы и удерживаются на плаву на протяжении многих десятилетий. Например, теория когнитивного диссонанса выдержала проверку временем - и множеством критических экспериментальных исследований, не сумевших доказать ее недостоверность. К этому же разряду непотопляемых теоретических схем автор относит социопсихологические концепции аффилиации (группового членства, принадлежности и т.п.). Другие теории (например, интерпретация альтруизма как мотива просоциальных действий) имеют убедительные альтернативы (объяснение видимого бескорыстия индивида с позиций его конечной или отложенной во времени личной выгоды), которые, однако, не опровергают исходного толкования того или иного феномена, а лишь демонстрируют его принципиальную неполноту (в частности, соперничающие концепции просоциального поведения располагают убедительной эмпирической базой). Так или иначе, истина (и связанная с ней возможность верификации / фальсификации гипотез) олицетворяет собой важнейший из идеалов конструирования социопсихологической теории, заключает ван Ланге [с. 42].

Следующее идеальное требование к теории в социальной психологии - это генерализация наблюдаемых (случайных и хао-

тичных) явлений путем создания абстракций, или объяснение конкретного посредством обобщающих понятий. Под абстракцией автор имеет в виду идентификацию общего правила, которому подчиняется группа или класс эмпирически наблюдаемых феноменов. Только на этом пути приведения совокупности конкретных явлений к общему абстрактному знаменателю возможно конструирование теоретического (объясняющего) знания, т.е. причинно-следственное упорядочивание случайных фактов. Социально-психологические абстракции позволяют анализировать категории людей (возрастные когорты, гендерные сообщества, субкультурные группы) в специфических социальных контекстах (дома, на работе, в рамках тех или иных интеракций); они делают возможными дифференциацию и сопоставление когнитивных и аффективных процессов, а также мотиваций, аттитюдов, диспозиций и т.п. Разумеется, степень абстракций, которые генерируют и с которыми работают социопсихологические теории, различна, как различен и конечный объяснительный эффект. Формула «чем больше абстракции, тем лучше объяснение», однако, никак не подходит для социально-психологических моделей, поскольку в этом случае теория теряет свое содержание и объяснительную силу. Так, гипотеза, согласно которой люди всегда выбирают психологическую (и материальную) выгоду и стремятся избежать эмоциональных (и материальных) затрат, не может объяснить тех случаев социокультурного взаимодействия, когда дело обстоит как раз наоборот либо когда затраты и выгоды уравновешивают друг друга. Не менее опасна и другая крайность - анализ только конкретных социопсихологических фактов на том основании, что они релевантны определенной ситуации. Таковой является, например, бесперспективная попытка объяснить природу альтруизма исключительно в терминах эмпа-тии1, заключает ван Ланге.

Третий идеальный принцип конструирования перспективной социопсихологической модели - нацеленность на прогресс научного знания, что предполагает: а) расширение горизонта дисциплины и идентификацию новых данных; б) альтернативное объяснение явлений, уже известных науке и получивших теоретическую интерпретацию; в) формирование новых исследовательских задач и

1 Batson C.D. Altruism in humans. - N.Y.: Oxford univ. press, 2011.

принципиально иных методов и парадигм для осмысления социальной практики. Другими словами, научная теория в идеале должна сохранять преемственность с накопленным знанием и способствовать продуцированию нового, открывая неожиданные теоретические и практические перспективы, пишет автор.

Очевидно, что прогресс науки сопряжен с поиском истины, который, собственно, и является движущей силой ее развития и приращения знания в целом. Кроме того, данный принцип связан с прогностическими функциями и задачами теории, в которой заключен импульс для более глубокого или масштабного эмпирического изучения реальности. Применительно к теориям социальной психологии корректнее говорить не просто о прогрессе дисциплины, а о разной степени ее продвижения вперед посредством разных концептуальных построений. Здесь главными критериями служат объем и масштабы эмпирической (лабораторной и полевой) работы, которая сопутствует той или иной теории или генерирует ее. Так, теория структурного баланса Хайдера1, сохраняя статус классической теории, получившей экспериментальное подтверждение, в последние три десятилетия не имела никакого эмпирического приложения или развития. Это обстоятельство, по мнению ван Ланге, свидетельствует не о том, что данная теория себя исчерпала, но о том, что «истина не зависит от прогресса» [с. 44], и вполне вероятно, что новейшие разработки в области социальной нейропсихологии заставят исследователей вновь вернуться к анализу принципа сбалансированности межличностных отношений.

Примером позитивной корреляции классического знания и прогресса может служить концепция социального сравнения2. Изначально ее фокусом выступала самооценка (как главный мотив для сопоставления себя и других). В дальнейшем были идентифицированы и описаны другие факторы, участвующие в актах социального сравнения (самозащита, самосовершенствование, самоусиление). Другими словами, имели место конкретизация и детализация исходного (истинного) теоретического осмысления практики

1 Heider F. The psychology of interpersonal relations. - N.Y.: Wiley, 1958.

2

Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. - L., 1954. - Vol. 7, N 2. - P. 117-140.

социального сравнения и ее психологических последствий для индивида и общества.

Завершающим звеном системы TAPAS выступает релевантность теории социальным практикам, т.е. возможность использовать выводы и прогнозы теории как ответ на вызовы времени. Социально-психологическая модель должна быть «утилитарно полезной», ориентированной на решение проблем повседневной жизни, подчеркивает ван Ланге. Конструирование «деятельной» социально-релевантной теории он связывает с требованием генерирования абстракций: чем выше уровень обобщения, тем шире круг явлений, подпадающих под его юрисдикцию. Для этого, разумеется, требуется перевод теории на язык практических действий и лабораторных манипуляций. Ван Ланге не согласен с теми исследователями, которые четко разграничивают теоретическое и прикладное соци-опсихологичское знание. Ему ближе позиция К. Левина, утверждавшего, что нет ничего практичнее хорошей теории. Теория не только «объясняет» практику, замечает автор, но и получает от нее посылы и стимулы для размышлений в том или ином направлении.

Социальная психология может считаться образцовой дисциплиной в плане ее практической направленности; ее теоретические конструкции (за редким исключением) в полной мере отвечают идеалу действенной релевантности в решении социальных проблем повседневности. В подтверждение своих слов ван Ланге ссылается на целые классы теорий, которые, базируясь на постулатах той или иной классической модели, трансформировались в ответ на требования времени и меняющихся социальных практик. Так, классическая теория формирования аттитюдов получила дальнейшее (в том числе и прикладное) развитие в исследованиях, посвященных мотивации рациональных поведенческих актов, социальным нормам и девиантности. Модели социальной идентичности и Я-категори-зации способствовали осмыслению таких разных по своим проявлениям, но общих с точки зрения социопсихологического генезиса феноменов, как партийная принадлежность, политическая лояльность и членство в спортивных фан-клубах; в рамках этой группы теорий изучаются внутригрупповая сплоченность, формирование предрассудков, психосоциальное благополучие индивида; модели группового членства позволили перейти к практическому анализу таких явлений, как социальный остракизм, агрессия, сплочение,

просоциальное поведение. Недостатком многих социопсихологических теорий, однако, является их временная ограниченность (нацеленность на проблемы, возникающие здесь и сейчас), т.е. отсутствие пролонгированного изучения социальных практик с учетом их исторической и культурной динамики.

В заключение автор обращается к эвристическим характеристикам предложенной им идеальной модели конструирования со-циопсихологичекой теории. Он предупреждает, что система TAPAS не может считаться внутренне непротиворечивой. Так, стремление к истине способно тормозить прогресс, если исследователь увлекается деталями в ущерб главному объяснительному принципу концептуальной схемы; конструирование абстракций может нанести ущерб практической релевантности теории; акцент на прикладном использовании теоретических выводов может снизить их прогностический потенциал. Главное назначение своей ме-татеоретической модели ван Ланге видит в том, чтобы социопсихологическая теория нашла применение в качестве опосредующего звена, или «моста», соединяющего прошлое и будущее дисциплины, ее теорию и практику, а также характерный для нее тип осмысления реальности с прочими дисциплинарными подходами (социология, биология, психология, нейрофизиология, экономика, культурология).

Е.В. Якимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.