2014.01.011. БАКЛИ Л. РОСТ КИТАЙСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В СЕНЕГАЛЕ.
BUCKLEY L. Chinese land-based interventions in Senegal // Development a. change. - Hague, 2013. - Vol. 44, N 2. - P. 429-450.
Автор (Международный институт окружающей среды и развития, Лондон, Великобритания) рассматривает работу сенегальско-китайского консультационного сельскохозяйственного центра и рост китайских землевладений в Сенегале. За время исследования автор сопровождал китайских сельскохозяйственных консультантов в их поездках на фермы площадью от 5 до 200 000 га (см. табл.), были опрошены представители НКО, СМИ и различных центров помощи сельхозпроизводителям. В центре прошли обучение 2300 фермеров. С точки зрения ряда сенегальских общественных деятелей и исследователей, на деле китайские корпорации обманным путем захватывают участки (с. 430). Отмечается, что китайцы используют различные гибкие подходы при покупке или аренде земельных участков у государства, корпораций или отдельных фермеров, что вызывает со стороны попадающих в зависимость сенегальских сельхозпроизводителей обвинения в неоколониализме.
60% населения Сенегала живут менее чем на 2 долл. в день, страна находится на 166-м из 180-ти мест в международном Индексе человеческого развития ООН. Население Сенегала 12,8 млн человек, около 75% заняты в сельском хозяйстве, при этом на него приходится только 17% ВВП (с. 433). Большая часть страны расположена в Сахеле, основной формой ведения хозяйства является поливное земледелие на небольших участках. Фермеры выращивают просо, сорго, рис, садоводческую продукцию; среди товарных продуктов преобладают хлопок и арахис. Сенегал ввозит рис, пшеницу, молочные продукты и бакалейные товары.
Регламент работы центра определяется Меморандумом о взаимопонимании, подписанным китайским министерством торговли и сенегальским министерством сельского хозяйства. Китай предоставляет персонал, сельскохозяйственное оборудование и иную материальную базу для центра на сумму около 700 000 долл. США в год. Некоторые из сенегальских сотрудников центра рассматривают договор о его создании как изначально несправедливый: «Он был подписан на министерском уровне... без консультаций с теми, кого он напрямую затрагивает и без бюджетных
вложений сенегальской стороной» (с. 438). У сенегальцев складывается ощущение полной зависимости от новых хозяев - китайцев, поскольку «сам центр, поля, здания - все было бесплатно отдано китайцам. Китайцы должны выплачивать сенегальским сотрудникам только 60 000 долл. США в год» (с. 438). «Каждые два года прибывает новая китайская команда сотрудников. Они привозят все, что им нужно - удобрения, тракторы, семена, пестициды, все -на большом корабле. Когда прибыла первая китайская миссия, она заявила, что не сможет платить сенегальцам, потому что это не предусматривалось... Китайцы - пользуются водой и электричеством, а правительство платит за это» (с. 438).
Таблица
Характеристика посещенных земельных участков (с. 435)
Расположение фермы Размер (га) Тип землевладения Влияние Выращиваемые агрокультуры Целевой рынок
Большой Дакар 15 Центральное правительство Китайское Смешанные китайские культуры, манго Внутренний
Большой Дакар 10 Унаследованное Китайское Китайская репа, африканский баклажан Внутренний
Большой Дакар 5 Унаследованное Китайское Морковь, капуста, помидоры Внутренний
Большой Дакар 5 Унаследованное Китайское Паприка, капуста Внутренний
Большой Дакар 100 Унаследованное ФАО/местные НКО Капуста, паприка, мята Внутренний
Большой Руфиск 6 Унаследованное Тайваньское (в прошлом) Огурцы, арахис, морковь, перец, капуста Внутренний
Лак де Гуйе 200 000 Частное владение Китайское (предпринимаются попытки) Помидоры, картофель, баклажаны Экспорт
Сен-Луи 230 «Еуропиэн Корпорэйт» Французское Кукуруза Экспорт
Сен-Луи 20 Корпоративное Отсутствует Помидоры Экспорт
Сен-Луи 1000 Частное владение Китайское (предпринимаются попытки) Рис Внутренний
Растущее экономическое влияние Китая в Африке, по мнению автора, будет все более зависеть от малых и средних сельскохозяйственных совместных проектов. Значимые суммы и матери-
альные вложения подтверждают заинтересованность Китая в расширении влияния на местных рынках сельскохозяйственного производства. Работа таких центров может привести и к разорению многих малых хозяйств и одновременно создать многочисленные лояльные местные кадры для работы подобных центров в будущем.
В.С. Олишевко
2014.01.012. БЁРД Т., МАРШАЛЛ А. АФГАНИСТАН. КАК ЗАПАД ЗАБЛУДИЛСЯ.
BIRD T., MARSHALL A. Afghanistan: How the West lost its way. -New Haven; L.: Yale univ. press, 2011. - [5], 303 p.
Британские исследователи Т. Бёрд (Кингс-колледж, Лондон) и А. Маршалл (Университет Глазго) подвергают критическому анализу военно-политические аспекты и стратегические последствия контртеррористической операции в Афганистане, осуществлявшейся с октября 2001 г. силами НАТО под руководством американского командования1. Первое крупномасштабное предприятие альянса за пределами Европы, самая затяжная военная кампания ВС США и наиболее дорогостоящий для Великобритании зарубежный конфликт со времен Второй мировой войны, эта акция ознаменовала собой «опустошительные десять лет» (2001-2011), стоившие жизни тысячам граждан Афганистана - страны, оказавшейся в центре нисходящей спирали, раскрученной жесточайшим кризисом, очаг которого находится в районах, приграничных с Пакистаном. Авторы считают возможным говорить о том, что вследствие недоучета целого ряда важнейших особенностей афганского общества и грубых просчетов в планировании своих действий «международное сообщество», в полном смысле этого слова, «сбилось с пути».
Первоначальной цели интервенции - замены режима Талибан на более демократическое правительство, готовое поддержать интересы западных держав, - оказалось, на первый взгляд, легко достичь. Однако куда труднее было стабилизировать обстановку в стране. Несмотря на миллиарды долларов, затраченные на гуманитарную помощь и военные расходы, Афганистан остается круп-
1 Авторы допустили неточность. В октябре 2001 г. в Афганистан вторглись силы так называемой международной коалиции, служившей фиговым листком для США; собственно натовская фаза агрессии началась в 2003 г. - Прим. гл. ред.