В Приложении помещена статья А.А. Холикова «Теоретические принципы разработки словаря русских литературоведов XX в.»
Т.Г. Петрова, А.А. Ревякина
2014.01.002. ЗИНЧЕНКО В.Г., ЗУСМАН В.Г., КИРНОЗЕ З.И. ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ: СИСТЕМНО-СИНЕР-ГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 280 с.
В книге В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман и З.И. Кирнозе соотносят классические методы изучения литературы с системно-синергети-ческой парадигмой, получившей развитие в теории науки XX в., в частности в работах нобелевского лауреата И.П. Пригожина (19172003) и основоположника синергетики Г. Хакена (1927). Авторы книги вводят представление о системно-синергетической парадигме как модели постановки проблем и их решений в сфере точных и гуманитарных наук. Давая новое представление о системе «литература», ученые исходят из способности литературы и к саморегуляции, которая изучается в рамках системного подхода, и к саморазвитию, которое изучается синергетикой1. Они определяют литературу «как большую саморегулирующуюся систему, которая состоит из соединенных прямыми и обратными связями элементов -автор, произведение и читатель - и обладает способностью к саморазвитию» (с. 17). В системе «литература» наряду с основной триадой (автор <> произведение <> читатель) присутствуют культурная традиция и экстралитературная реальность. Автор создает произведение, опираясь на традицию, учитывая знание этой традиции читателем.
Сложность системы «литература» не только в соединении пяти необходимых элементов (центральный из них - художественное произведение), но прежде всего в том, что эта система имеет материальный и идеальный аспекты. В ее материальном аспекте
1 См.: Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Структуры будущего: Синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002. - С. 109-125; Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М., 1991.
каждый компонент может быть объективирован. Автор - реальное лицо с собственной биографией, произведение - его рукопись или отпечатанная книга. Читатель - покупатель этой книги. Традиция -круг предшественников, на которые автор ориентируется. Реальность - те события, в русле которых он живет и «зеркалом» которых одухотворяется либо костенеет. Конкретная реальность влияет на судьбу автора и его произведения, определяя его тематику и проблематику. Одновременно она и та реальность, которая воссоздана в произведении и с которой читатель соотносит произведение, читательское представление о реальности, не остающееся неизменным в разные времена. Так и читатель - конкретный читатель текста, имеющий, подобно биографическому автору, свое лицо, и одновременно «концепированная личность», «конгениальная» автору, «способная понять текст и сделать его в своем восприятии художественным произведением» (с. 25). В идеальном аспекте системы «литература» автор берется как автор концепированный, носитель художественного сознания, обнимающего произведение целиком. М.М. Бахтин писал о «вненаходимости» автора по отношению к произведению.
Осциляции, колебания системы «литература» между материальным и идеальным аспектами, по мнению авторов книги, задают «программу» этой системы, содержащую биографические и эстетические моменты, но не смешивающую их1.
В современной культуре «возникает новое состояние всемирной глобализованной литературы, характеризующееся бесконечным увеличением числа взаимосвязанных систем национальных и региональных литератур. В результате возникают многоэлементные сверхсложные метасистемы» (с. 203). Синергетический подход, как отмечают В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман и З.И. Кирнозе, позволяет исследовать смысловой аспект взаимоотношений системы «литература» с многочисленными контекстами, с окружающей средой. Синергетика изучает взаимодействие сложных систем. Согласно Г. Хакену, среди самых сложных и интересных проблем синергетики рассматривается вопрос о самопорождении смысла в
1 Корман Б.О. Некоторые предпосылки изучения образа автора в лирической поэзии: (Понимание лирики как системы) // Избранные труды по теории и истории литературы. - Ижевск, 1992. - С. 36.
сложных системах. Такими сложными системами предстают «литература», художественное произведение и концепт. Синергетика дает описание динамического поведения сложных систем. Акцент в этом случае ставится на эмерджентных свойствах системы. В.Г. Зинченко охарактеризовал понятие «эмерджентное свойство» как «новое свойство элементов системы, которым они ранее (вне системы) не обладали и которое появляется у них в больших (сложных) системах» (с. 205). В связи с этим эмерджентное свойство рассматривают и как системное качество, состоящее в приращении свойств элементов, когда они находятся внутри целого системы. Это свойство присуще не только элементам систем, но и самим системам.
Смысл - основа культуры, «одна из самых трудных для философии категорий» (А.Ф. Лосев)» (с. 208). Категорию «смысл» можно рассматривать по вертикали и по горизонтали. По вертикали смысл открывается как суть, полнота, целостность, вечность, сфера, круг, Бог. «По горизонтали смысл проявляет себя в духовных и материальных формах культуры, цивилизации и литературы. Смысл в литературе связан с общей проблемой смыслопорождения в культуре, зависящего от контекста и точки зрения участников общения» (с. 209). Специфика категории «смысл» в литературе заключается в особенностях художественного произведения и контекста. При этом контекст в литературе - «растущий контекст», принципиально открытый и «незавершенный»1. Связь с теорией художественных систем осуществляется здесь по признакам «открытости», «неустойчивости» и «динамичности». В системе «литература» смысл формируется в высказывании. Он - процесс и результат художественной коммуникации, он диалогичен и символичен. Смысл возникает в системе «литература» в результате восприятия произведения читателем, и «не сводится к сумме элементов системы, возникая в результате синергетического скачка» (с. 212).
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - С. 382.
Опираясь на идеи С. А. Аскольдова1 (1870-1945), авторы реферируемой книги утверждают, что создание и восприятие концептов - двусторонний коммуникативный процесс. В ходе коммуникации создатели и потребители концептов постоянно меняются местами. «Цепочки художественных концептов порождают образные коммуникативные системы, характеризующиеся открытостью, потенциальностью, динамичностью. Существуя в пространстве языка, такая система определяет характер национальной картины мира» (с. 221). В рамках системно-синергетического подхода художественный концепт можно рассматривать как основную единицу коммуникации в системе «литература». В структуре концепта различимы статичность и динамичность, тезаурусность и субъективность. Концепт - одновременно и индивидуальное представление, и общность. Такое понимание концепта «сближает его с художественным образом (символом), заключающим в себе обобщающие и конкретно-чувственные моменты. Смысловое колебание между понятийным и чувственным, образным полюсами делает концепт гибкой, универсальной структурой, способной реали-зовываться в дискурсах разного типа» (с. 226).
Литература может быть представлена в виде системы ценностей, состоящей из произведений литературы, художественных текстов «и возвышающейся над нею системы ценностных кодов, единых для культурной традиции» (с. 227). В культурной коммуникации традиция, будучи общей для автора и читателя, создает возможность понимания смысла произведения литературы читателем, и она же обеспечивает последнего набором кодов-критериев, которыми он может воспользоваться, чтобы из множества текстов выделить корпус произведений художественной литературы. В качестве такого кода В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман и З.И. Кирнозе и называют концепт. «Структура вербально выраженного концепта аналогична, подобна самой системе "литература". Ее можно представить следующим образом: внутренняя форма <> ядро <> актуальный слой» (с. 228). Здесь принципиальным является указание на концепт как микросистему, элементы которой соединены прямыми
1 См.: Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М., 1997. - С. 267-279.
и обратными связями. Подобно системе «литература» в целом, концепты открыты, неустойчивы, нестабильны, неравновесны. Выражая не значение, а концептуальный смысл, концепт и предстает как микромодель системы «литература».
Понятая как дискурс, литература представляет собой открытую, неустойчивую, нелинейную, динамическую саморегулирующуюся систему. В рамках системно-синергетического подхода исследователи утверждают, что дискурс состоит из высказываний, содержащих концепт. Дискурс в литературе - «художественный текст, погруженный в жизнь и способный трансформироваться в "произведение"» (с. 241). Именно традиция и реальность, окружающая среда художественного текста, постоянно перестраивают его смысловую структуру. Текст становится открытым, нелинейным, дискурсивным. Особенно явно такое превращение текста в дискурс и переход его в статус произведения заметны в переводе.
Литературный дискурс устанавливает связи между художественным произведением и автором, художественным текстом и читателем, автором и традицией, читателем и реальностью. Дискурс - «это текст произведения, открытого для непрерывной "переакцентуации", становящийся в точках встречи текста и контекста, "я" и "другого"» (с. 246). Дополнительная экспрессия в произведении возникает за счет включения прямых и обратных связей между автором - читателем и внетекстовыми традицией и реальностью. Их особая сложность состоит в том, что литературный дискурс «перебрасывает мостик» между миром воображения и конкретной реальностью, между вымышленным миром литературы и действительностью. Анализ литературы как дискурса смещает акценты. В центр внимания попадает не Обломов, а «обломовщина», не Передонов, Карамазов или Фауст, а «передоновщина», «карамазовщина», фаустовское начало.
Структуралистская поэтика включала категории «литературное произведение» и «дискурс» в оппозицию «статическое - динамическое». В структурализме был осуществлен «обратный перевод» «литературного произведения» в «дискурс». Образцом для этой бинарной структуры служила оппозиция Ф. де Соссюра «язык -речь». При этом произведение воспринималось как аналог языка, а дискурс - речи. В рамках системно-синергетического подхода категории «текст» и «дискурс» интерпретируются как различные со-
стояния системы «литература». Текст и произведение - два разных типа «связанного многообразия». Художественная коммуникация приводит к рецепции текста читателем или читателями. В ходе рецепции порождается «смысл». Дискурс - «динамический модус существования системы "литература". В дискурсе запускаются системные механизмы "литературы". Происходит фазовый переход текста в художественное произведение» (с. 247).
Новые методы в литературоведении не исключают старых. Ни один из них не является универсальным и окончательным. Сис-темно-синергетический подход не отменяет биографического, культурно-исторического, компаративного, социологического, формального, герменевтического, психологического или иного типа истолкования. Ученые дают в книге общее представление о различных методах и возможности сочетания разных подходов к системе «литература».
Т.Г. Петрова
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ
2014.01.003. СПЕЦИАЛЬНЫЙ НОМЕР «ЖУРНАЛА ЛИТЕРАТУРНОЙ ТЕОРИИ» ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕ ГРОЙТЕР: НЕДОСТОВЕРНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Journal of literary theory. - Gottingen: De Gruyter, 2011. - Vol. 5, N 1: Unreliable narration. - 145 p.
Концепция недостоверного повествователя была впервые предложена У. Бутом в «Риторике вымысла» (1961): «За неимением лучшего термина, я называю нарратора достоверным, когда он высказывается или действует в соответствии с нормами произведения (которые, следует отметить, являются нормами имплицитного автора), и недостоверным - в противоположном случае»1. С конца 1990-х годов, как утверждают редакторы специального номера «Журнала литературной теории» Тилманн Кёппе (Университет Ге-
1 Booth W.C. The rhetoric of fiction. - Chicago; L.: Univ. of Chicago press, 1961. - P. 158.