Научная статья на тему '2013. 04. 046. Демография, активное старение и пенсии. Demography, active ageing and pensions / European Commission // Social Europe guide. – Luxembourg: publications Office of the European Union, 2012. – vol. 3. – 81 p'

2013. 04. 046. Демография, активное старение и пенсии. Demography, active ageing and pensions / European Commission // Social Europe guide. – Luxembourg: publications Office of the European Union, 2012. – vol. 3. – 81 p Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЕС СТРАНЫ / ПЕНСИИ ЕС СТРАНЫ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 046. Демография, активное старение и пенсии. Demography, active ageing and pensions / European Commission // Social Europe guide. – Luxembourg: publications Office of the European Union, 2012. – vol. 3. – 81 p»

ния рыночных реформ снова войти в группу стран ЦЕ. Отчасти их сближение со странами ЦЕ уже происходит.

В.И. Шабаева

2013.04.046. ДЕМОГРАФИЯ, АКТИВНОЕ СТАРЕНИЕ И ПЕНСИИ.

Demography, active ageing and pensions / European Commission // Social Europe guide. - Luxembourg: Publications office of the European Union, 2012. - Vol. 3. - 81 p.

Третий выпуск периодического издания Еврокомиссии «Социальный гид Европы» (Social Europe guide) посвящен главным демографическим тенденциям в ЕС, таким как старение населения, сокращение работающего населения и снижение рождаемости, а также обзору социальной политики ЕС, направленной на формирование адекватной и стабильной пенсионной системы в ближайшие десятилетия.

В первой главе анализируется демографическая революция в странах Европы. Возрастная структура населения Европы меняется стремительно и радикально. В частности, изменяется баланс между численностью молодежи и пожилых людей, что является результатом двух устойчивых демографических тенденций: роста продолжительности жизни и низкого коэффициента рождаемости.

Продолжительность жизни европейцев с 1960 по 2006 г. увеличилась на 8 лет, и к середине нынешнего века прогнозируется ее рост еще на 5 лет. Ожидаемая продолжительность жизни девочек, родившихся в ЕС в 2009 г., оценивается в 82,6 лет, а мальчиков - в 76,7 лет.

Коэффициент рождаемости снижается в странах ЕС-27 с 1965 г.: в начале нынешнего века он упал до минимального исторического значения, затем наблюдался его небольшой рост, который вновь сменился снижением в связи с экономическим кризисом и рецессией. Ожидается, что в ближайшие десятилетия коэффициент рождаемости в ЕС не превысит 1,6 ребенка на одну женщину, т.е. останется ниже уровня 2,1 ребенка, обеспечивающего воспроизводство населения (с. 7).

В результате сочетания данных тенденций в ЕС к середине XXI в. прогнозируется сокращение населения в возрасте 15-64 лет на 48 млн. человек и увеличение населения старше 64 лет на 58 млн.

человек (с. 8). Наиболее радикальные изменения произойдут в ближайшие десятилетия, когда представители поколения бэби-бумеров достигнут пенсионного возраста. Таким образом, в ближайшие 30 лет экономически активное население будет сокращаться на 1-1,5 млн. человек в год; при этом параллельно будет расти число людей старше 60 лет примерно на 2 млн. человек в год, что приведет к беспрецедентному изменению структуры населения Европы: население старших возрастных групп количественно превысит группу молодых людей (с. 9).

Удельный вес населения старших возрастных групп разнится по странам ЕС, а также по регионам внутри отдельных стран. Самая высокая доля людей старше 65 лет отмечается, например, в городских агломерациях на северо-востоке Германии, где развита тяжелая промышленность, а также в сельскохозяйственных регионах стран Южной Европы (Италии, Греции, Португалии и Испании), для которых характерен массовый отток молодежи, покидающей родной дом в поисках работы. Районами с самым низким удельным весом пожилого населения являются крупные города, в частности, Париж, Лондон, Манчестер и их пригороды.

Кроме того, на демографическую структуру рассматриваемого региона повлияло расширение ЕС. В 1990-х и 2000-х годах коэффициенты рождаемости в старых странах - членах ЕС (ЕС-12) были намного ниже, чем странах - новых членах этой организации (ЕС-15). По этой причине, начиная с 2020 года, в ЕС-12 тенденция к сокращению экономически активного населения и рост населения старших возрастных категорий проявится сильнее, чем в остальных странах.

Очевидно, что Европа не единственный регион, столкнувшийся с проблемами старения населения, но здесь негативный прирост населения наблюдается дольше, чем где бы то ни было, а именно, в течение последних 50 лет. В результате в ЕС самая высокая в мире медиана возраста населения, что, несомненно, стимулирует приток мигрантов в Европу из разных регионов мира. В период 1960-1980 гг. влияние притока иммигрантов на возрастную структуру населения Европы было несущественным. Однако в дальнейшем по мере роста масштабов иммиграции и увеличения миграционного сальдо это влияние значительно усилилось. Так, в 2003-2007 гг. за счет миграции население ЕС-27 увеличивалось в

среднем на 2 млн. человек ежегодно, затем наблюдалось снижение этого показателя до 875 тыс. человек в 2009 г. В ближайшие десятилетия прогнозируется рост миграции, а в 2020 г. годовой прирост населения за счет чистой миграции может составить 1,217 млн. человек, или примерно 0,2% населения ЕС. Затем ожидается спад притока мигрантов, и, по прогнозу, прирост населения Европы за счет чистой миграции в 2060 г. составит 878 тыс. человек (0,17% населения ЕС) (с. 14).

Вторая глава посвящена анализу влияния демографических изменений на экономику, занятость и социальную политику ЕС. Поскольку Европа уже пять лет находится в условиях кризиса, приоритетной задачей является обеспечение устойчивого экономического роста. В свою очередь экономический рост подразумевает рост занятости и производительности труда. Однако по прогнозам в следующие 30 лет население трудоспособного возраста (15-64 лет) будет сокращаться, что ставит под угрозу экономический рост. Ситуация обостряется в связи с тем, что уже сейчас в странах ЕС не используется в полный мере потенциал рабочей силы и часть трудоспособного населения не имеет возможности найти работу (в 2012 г. уровень безработицы в ЕС-27 превысил 10%) (с. 17). Кроме того, для сохранения текущего уровня благосостояния при сложившейся ситуации на рынке труда производительность труда должна расти более высокими темпами, чем в 2000-2008 гг., когда ее рост составлял в среднем 1% в год (с. 18).

Для определения путей выхода из кризиса лидеры стран ЕС в июне 2010 г. приняли новую стратегию экономического развития на ближайшие десять лет - «Европа 2020» (Europe 2020), которая устанавливает три основных фактора укрепления экономики: 1) разумный рост, основанный на повышении качества образования, развитии инновационных и цифровых технологий; 2) устойчивый рост, предполагающий создание экономики, основанной на сокращении потребления углеводородов, эффективном использовании природных ресурсов и улучшении качества бизнес-среды; 3) всеобъемлющий рост на основе создания новых рабочих мест, увеличения инвестиций в программы обучения и повышения квалификации рабочей силы. Для достижения этих целей и компенсации ожидаемого сокращения численности трудоспособного населения стратегия «Европа 2020» выдвигает следующие ключевые

ориентиры на 2020 г.: 75% населения в возрасте от 20 лет до 64 лет должны быть трудоустроены; доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%; не менее 40% молодежи должны иметь высшее образование; число людей, находящихся в опасности оказаться за чертой бедности, должно сократиться на 20 млн. человек (с. 19).

Очевидно, что высокий уровень занятости можно будет поддерживать, только если значительная часть населения старших возрастных групп продолжит работать после достижения пенсионного возраста. Причем это не будет способствовать росту безработицы среди молодых. Как показывает практика, в странах с высоким уровнем занятости среди пожилых людей наблюдается и высокий уровень занятости среди молодежи (например, в Нидерландах, Германии). Потенциал повышения занятости среди европейского населения старшего возраста достаточно велик, поскольку сейчас не работают 1/3 мужчин и более половины женщин в возрасте 5564 лет (с. 21).

Экономический рост в ЕС крайне важен также с точки зрения получения государством средств, необходимых для выплаты пенсий, финансирования здравоохранения и медицинских услуг, потребность в которых будет стремительно расти в связи с увеличением численности пожилого населения в будущем и изменением возрастной структуры, в результате чего к 2050 г. на каждого человека в возрасте 65 лет и старше будет приходиться всего лишь два человека в трудоспособном возрасте (с. 25).

Третья глава посвящена проблеме активного старения (active ageing). Преклонный возраст обычно ассоциируется с ухудшением состояния здоровья, однако нынешнее старшее поколение ЕС сохраняет хорошую физическую форму более продолжительный период времени, чем предыдущие поколения. По прогнозам экспертов среднестатистическая 65-летняя европейская женщина в течение следующих 8,4 лет своей жизни не столкнется с ухудшением здоровья, которое способно радикально ограничить ее трудовую активность. Аналогичный показатель для мужчин составляет 8,2 лет (с. 37). Вместе с тем способность пожилых людей обходиться без помощи со стороны зависит не только от их хорошего состояния здоровья, но и от того, насколько их среда обитания приспособлена к нуждам этой группы населения. Обустройство

жилища, наличие транспорта, доступность социальных услуг оказывают определяющее влияние на способность пожилых людей заботиться о себе и вести автономную жизнь.

В 2009 г. средний возраст выхода на пенсию в странах ЕС составил 61 год и пять месяцев. В шести странах (Словакия, Польша, Венгрия, Литва, Словения и Латвия) этот возраст был ниже 60 лет (с. 33). При этом в последние годы возраст выхода на пенсию в ЕС растет в связи с увеличением во многих странах возраста, при достижении которого гражданин вправе получать пенсионные выплаты. Кроме того, с начала XXI в. рост занятости среди 55-64-летних европейцев происходит темпами, опережающими аналогичный показатель для молодежи. Большинство людей в возрасте 50-64 лет работают в промышленности, строительстве, торговле, государственном управлении, образовании, здравоохранении и социальных службах.

Исследование, проведенное в 2011 г. Центром социологических исследований ЕС Евробарометр (Eurobarometer) среди людей старше 55 лет, выявило следующие основные причины прекращения трудовой деятельности: 1) отсутствие возможности постепенного выхода на пенсию; 2) исключение из программ обучения и повышения квалификации; 3) отсутствие позитивной оценки их перспектив со стороны работодателя; 4) отсутствие новых навыков и т.д. Таким образом, очевидно, что необходимо изменить многие аспекты занятости работников старших возрастов.

Для привлечения и удержания в сфере занятости населения старшего возраста, как, впрочем, и других возрастов, работодателям следует предпринять ряд мер. Так, необходимо обеспечить обучение работников на протяжении всей трудовой жизни, чтобы они могли осваивать новые навыки в соответствии с происходящими технологическими изменениями. Важно гарантировать работникам условия труда, максимально соответствующие требованиям поддержания здорового образа жизни. Все большую актуальность в ситуации, когда оба супруга работают, приобретает возможность предоставления работнику гибкого графика, чтобы обеспечивался определенный баланс между его трудовой деятельностью и семейной жизнью. Гибкость в организации труда наиболее актуальна для постепенного перехода пожилых работников от полного рабочего

дня к частичной занятости, как промежуточному этапу перед выходом на пенсию.

По данным статистической службы Евросоюза Евростат (Еи-Го81а1:) в 2006 г. почти 20% людей в возрасте 50-69 лет продолжили бы работать, если бы могли использовать гибкий график. Кроме того, около 20% работающих в этой возрастной группе являются частично занятыми уже сейчас. Среди работающих старше 65 лет частичной занятостью охвачены более 50%; при этом более 50% людей этой возрастной группы - самозанятые. Такая форма занятости дает им не только свободу самостоятельно решать, когда и сколько работать, но и возможность самим контролировать процесс выхода на пенсию (с. 45).

В четвертой главе рассматривается пенсионная система ЕС. Страны - члены ЕС имеют, пожалуй, самую всеобъемлющую, тщательно разработанную и гарантирующую достойный доход пенсионную систему в мире. В настоящий момент она обеспечивает гражданам ЕС старше 65 лет пенсионный доход в размере, эквивалентном 94% среднего дохода в расчете на граждан всех возрастов (с. 61). Расходы на государственные пенсии достаточно высоки: сейчас они составляют 11,3% ВВП Евросоюза, а к 2060 г. возрастут до 12,9%. В 2010 г. в ЕС насчитывалось 120 млн. пенсионеров, а к 2060 г. их численность увеличится до 162 млн. человек. В настоящее время в среднем отчисления в государственные пенсионные фонды составляют 22,5% заработной платы работающего европейца, причем 14% этой суммы платит работодатель, а 8% - сам работник (с. 63).

В последние годы большинство стран ЕС предприняли шаги к реформированию пенсионных систем с целью их оптимизации. В некоторых странах была увеличена продолжительность периода пенсионных отчислений, необходимого для получения пенсии в полном объеме (Чехия, Греция, Франция и Италия). В Португалии размер пенсионных выплат увязан с ожидаемой продолжительностью жизни получателей, а в Швеции и Германии он зависит от финансового баланса пенсионного плана конкретного пенсионера. В целом по прогнозам до 2020 г. возраст выхода на пенсию в Европе будет увеличиваться. Очевидно, что лишь за счет мер, стимулирующих более поздний выход на пенсию и удлинение трудовой жизни старших поколений, можно будет поддержать эффектив-

ность европейской пенсионной системы и сократить риск бедности среди пенсионеров в будущем. Одной из таких мер может стать возможность получения неполной пенсии при сохранении частичной занятости.

Дополнительные частные накопления должны также стать надежным источником дохода для пенсионеров. Для стимулирования развития дополнительных пенсионных сберегательных планов необходимо повысить качество финансовых продуктов для индивидуальных пенсионных накоплений, а также улучшить ситуацию в сфере информационного обеспечения потребителей финансовых услуг, как работников, так и работодателей.

О.Н. Пряжникова

2013.04.047. ШОЙБЛЕ В. О ЗНАЧЕНИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

SCHÄUBLE W. Vom Wert des Wohlstands // Polit. Meinung. - Bonn, 2012. - Jg. 57, N 516. - S. 10-15.

Благосостояние, утверждает В. Шойбле, является характерной чертой жизни: сохранить его труднее, чем достичь. Если, например, спросить китайского рабочего, занятого отхожим промыслом, должно ли улучшение благосостояния быть первоочередной целью политики, он, возможно, расценит этот вопрос как покушение на его право на улучшение жизни. Недостаточный уровень благосостояния имеет место не только в Китае, но и в Европе и в других регионах мира. При этом в первую очередь речь идет не столько о материальной бедности, сколько об отсутствии перспективы, особенно для молодых людей, например, в государствах Южной Европы, где безработица среди молодежи наиболее высока. Тем не менее дебаты о повышении благосостояния в западном мире как о политической цели считаются не очень актуальными.

Благосостояние - это, конечно, нечто большее, чем высокий «совокупный общественный продукт» (ВВП). Интенсивные дискуссии прошлых лет показали, что совсем непросто определить и измерить «благосостояние», «повышение благосостояния» и «экономический рост». Величина ВВП не отражает такие нематериальные факторы, как здоровье, средняя продолжительность жизни или свободное время. Кроме того, по размеру ВВП нельзя судить о темпах расходования ресурсов, нагрузке на окружающую среду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.