Научная статья на тему '2013.04.026. ВИЛОТТИ ДЖ. ЧЛЕНСТВО В ЕС ВНУТРЕННЕ РАЗДЕЛЕННОГО ГОСУДАРСТВА – СЛУЧАЙ КИПРА. VILOTTI J. EU MEMBERSHIP OF AN INTERNALLY DIVIDED STATE – THE CASE OF CYPRUS // ARCHIV DES VӧLKERRECHTS. – TÜBINGEN: MOHR SIEBECK, 2012. – VOL. 50, N 1. – S. 21–60'

2013.04.026. ВИЛОТТИ ДЖ. ЧЛЕНСТВО В ЕС ВНУТРЕННЕ РАЗДЕЛЕННОГО ГОСУДАРСТВА – СЛУЧАЙ КИПРА. VILOTTI J. EU MEMBERSHIP OF AN INTERNALLY DIVIDED STATE – THE CASE OF CYPRUS // ARCHIV DES VӧLKERRECHTS. – TÜBINGEN: MOHR SIEBECK, 2012. – VOL. 50, N 1. – S. 21–60 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / РАЗДЕЛЕННОЕ ГОСУДАРСТВО / КИПР / КИПРСКАЯ ПРОБЛЕМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.04.026. ВИЛОТТИ ДЖ. ЧЛЕНСТВО В ЕС ВНУТРЕННЕ РАЗДЕЛЕННОГО ГОСУДАРСТВА – СЛУЧАЙ КИПРА. VILOTTI J. EU MEMBERSHIP OF AN INTERNALLY DIVIDED STATE – THE CASE OF CYPRUS // ARCHIV DES VӧLKERRECHTS. – TÜBINGEN: MOHR SIEBECK, 2012. – VOL. 50, N 1. – S. 21–60»

Тэтчеризм, заключает автор, был последовательной идеологией, он руководствовался представлением о моральном обновлении, включавшем принятие монетаристской экономики, но отвергавшем отрицательное налогообложение в духе М. Фридмана. Развивая свой проект, тэтчеристы опирались на доморощенные традиции и дискурсы, порицая неолиберализм. Однако последний был слишком сложным и разнообразным явлением, как показала дискуссия о различных видах социальной политики, где стимулом служили идеи Хайека, Фридмана и др. Это в известной мере стало источником силы для гибкой политики тэтчеристов. В своей идеологии и риторике они легко сумели сплавить элементы страха перед «горячим социализмом» раннего Хайека 1944 г. с его более поздним акцентированием тирании бюрократа и социального администратора. Замена социалистического правления свободным рынком не решила бы проблемы этой «ползучей тирании». Однако оптимизм тэтчеристов сошел на нет в 1980-е годы, в ходе которых упразднение некоторых «социалистических структур» не привело к ожидаемому «моральному омоложению».

Т.М. Фадеева

2013.04.026. ВИЛОТТИ Дж. ЧЛЕНСТВО В ЕС ВНУТРЕННЕ РАЗДЕЛЕННОГО ГОСУДАРСТВА - СЛУЧАЙ КИПРА. VILOTTI J. EU membership of an internally divided state - the case of Cyprus // Archiv des Völkerrechts. - Tübingen: Mohr Siebeck, 2012. -Vol. 50, N 1. - S. 21-60.

Ключевые слова: Евросоюз; нестабильность; разделенное государство; Кипр; кипрская проблема.

Автор, профессор Тюбингенского ун-та, рассматривает проблему внутренне разделенного государства, вновь обострившуюся в связи с недавними дипломатическими усилиями Европы по решению кипрской проблемы. Попытки разрешить кризис на острове на сей раз связаны с тем, что в первом полугодии 2012 г. Кипр должен был возглавить Евросоюз, а ситуация нестабильности в регионе может помешать успешному выполнению этой задачи. Однако официальная реакция Турции на будущее председательство Кипра в ЕС оказалась крайне негативной. Свидетельство тому -агрессивные высказывания видных турецких политических деяте-

лей, в том числе президента страны Абдуллы Гюля, назвавшего Кипр «псевдогосударством». Ранее премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил заморозить отношения со всеми без исключения странами ЕС, если не признанное Анкарой государство станет его главой. Негативная позиция Анкары усиливается еще и тем, что прием Турции в Евросоюз пока откладывается на неопределенное время, что в свою очередь связано с позицией Кипра, блокирующего такое решение. Кроме того, президент Кипра Димитрис Христо-фиас выразил свою решимость осуществить ответственную миссию, возложенную на страну: «Я хочу сказать премьер-министру Турции Эрдогану и министру иностранных дел Давутоглу, что Кипр получит председательство в ЕС, хотят они этого или нет» (цит. по: с. 59).

Подводя итоги отношений «разделенного острова» с Европейским сообществом, Дж. Вилотти отмечает, что «сегодня Республика Кипр насчитывает 18 лет ассоциации с ЕЭС и 7 лет полного членства в ЕС. Однако, вопреки радужным надеждам на членство в ЕС с 2004 г., сегодня страна все еще разделена, миротворческие силы ООН по-прежнему остаются, а северная часть острова все еще экономически изолирована от остального внутреннего рынка ЕС. Фактически северная часть острова стала чем-то вроде второстепенного члена ЕС, чье население является гражданами Евросоюза, но применение законодательства ЕС фактически отложено» (с. 24).

В статье прослеживаются истоки внутреннего конфликта, начиная с принятия Конституции независимой Республики Кипр. После 82 лет колониального правления в результате четырехлетней освободительной войны Кипр получил независимость от Британии и стал независимой республикой. В ходе освобождения три международных договора были заключены между новооснованной Республикой Кипр и гарантом греческих государств - Турцией и Великобританией. Эти договоры - а именно Договор о гарантиях, Союзный договор и Договор основания - равно как и Конституция республики 1960 г. составили законодательную основу современного Кипра. Для обеспечения надлежащего участия греческого и турецкого сообществ киприотов в управлении страной, Конституция была основана на идее разделении властей, представлявшей собой «искренний, хотя и нереалистический компромисс». Соглас-

но Конституции 1960 г. Кипр представлял собой президентскую республику с разделением властей на исполнительную, законодательную и судебную и квотами для защиты интересов этнических турок. Президент и вице-президент избирались, соответственно, греческой и турецкой общинами на пятилетний срок, и имели право вето по определенным инициативам законодательной и исполнительной властей. Палата представителей избиралась на основе раздельного учета голосов по обеим общинам. Однако с 1964 г. места турецкой общины оставались незанятыми.

Вследствие последующих конфликтов межу двумя сообществами и их кульминации в 1974 г. остров раскололся надвое: южная часть - международно признанная Республика Кипр (ГРК) и северная - Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК). С тех пор Анкара категорически отказывается признавать суверенитет греческого Кипра. Северный Кипр, находящийся под турецким владычеством, напротив, признан только самой Турцией.

Попытка найти решение конфликта под эгидой ООН привела к принятию плана Кофи Аннана, который провалился из-за негативного голосования на референдуме греческого киприотского сообщества в апреле 2004 г. Однако через семь дней после референдума Кипр вступил в ЕС. Невзирая на критику со стороны турецкого сообщества касательно неправомерности переговоров о вступлении, проводимых греческим киприотским правительством от имени всего острова, возникли повышенные надежды как с греческой, так и с международной сторон на то, что членство в ЕС окажет положительное влияние на урегулирование конфликта.

Присоединение Кипра (фактически - только его греческой части) к Евросоюзу состоялось 1 мая 2004 г. Это событие было предопределено целым рядом соглашений между странами объединенной Европы и Кипром. Подписание договора о сотрудничестве имело место в декабре 1972 г. - 40 лет назад. В нем содержались важные положения, касающиеся экономических отношений между Кипром и ЕС.

Однако обращение с официальным заявлением о вступлении в Евросоюз (точнее, тогда еще в Европейское экономическое сообщество; ЕЭС) состоялось значительно позже - в июле 1990 г. Через пять лет Совет Европы подтвердил свою принципиальную готовность принять Кипр в ЕС. Предстояло еще провести перего-

воры с партнерами по подготовке законодательно-правовых норм страны, которые должны соответствовать европейским стандартам. Кроме того, в июне 2003 г. была принята программа стимулирования экономического развития острова.

Когда страна, наконец, стала полноправным членом ЕС, турецкая сторона незамедлительно выразила протест. Анкара рассматривала Кипр как спорную территорию, разделенную на две части. Греки-киприоты, со своей стороны, призывали к объединению острова, что только раздувало конфликт. И в последующие годы решение кипрской проблемы так и не сдвинулось с мертвой точки.

С 1964 г. на острове находится контингент миротворческих сил ООН по поддержанию мира на Кипре. Силы ООН по поддержанию мира прибыли после того, как в декабре 1963 г. произошли межобщинные вооруженные столкновения, и со стороны Турции возникла угроза интервенции. Учитывая, что на оккупированной северной части острова находится 35-тысячная турецкая армия, основная задача миротворцев - контролировать буферную зону и следить за тем, чтобы прекращение огня не нарушалось.

В 1987 г. Кипр и Европейский союз подписали Соглашение о Таможенном союзе. В 1990 г. правительство Кипра подало официальную заявку на вступление в Европейский союз. Через восемь лет, т.е. в 1998 г., состоялись переговоры с ЕС о практических шагах по полноправному вступлению в эту организацию. Кипр вступил в ЕС 1 мая 2004 г. После этого у Республики Кипр начался новый этап политического развития. Несмотря на то что Кипр является членом ЕС и подписал Шенгенское соглашение, реализация требований этого соглашения к общей таможенной зоне в Республике Кипр откладывалась по причине кипрских разногласий и до настоящего времени так и реализовалась. С 1 мая 2004 г. Кипр входит в Европейский союз, а с 2008 г. - в зону евро.

Власти ТРСК отвергают суверенитет Республики Кипр над всей территорией острова и называют ее «греческие власти Южного Кипра». Соответственно Республика Кипр и другие страны -члены ООН, за исключением Турции, не признают ТРСК и обозначают ее как «территории, оккупированные турецкими войсками».

Вступление Кипра в ЕС вполне согласуется, утверждает автор, как с кипрским, так и с международным законодательством.

2013.04.027-029

В этом плане решение признать правительство Кипра как лицо компетентное, легально действующее от имени острова в целом, сообразуется с практикой международного сообщества. Гораздо сложнее решить проблему доступа внутренне разделенного общества и тем самым согласиться на частичное исключение турецкого киприотского сообщества. По ходу процесса вступления ЕС мог бы занять более гибкую позицию, что могло бы способствовать более конструктивному подходу к преодолению трудностей «разделенного острова», даже несмотря на крах плана Аннана. Очевидно, что если бы правительство Кипра присоединилось к ЕС только от имени южной части острова, фактическое разделение страны стало бы юридическим. Излишне говорить, что это не входило в планы греческих киприотов. Тем не менее частичные компромиссы были бы возможны, тем более что турецкие киприоты были настроены в пользу плана. Поэтому, считает автор, некоторые уступки могли бы стать для них политическим сигналом, который мог бы «символически открыть двери народу северной части Кипра» (с. 57). Так, в ходе присоединения Кипра к зоне евро в январе 2008 г. были выпущены монеты с надписями на обоих языках острова - турецком и греческом. Подобно этому, считает автор, можно было бы ввести частичное употребление турецкого языка на уровне ЕС, начиная с перевода на турецкий Договоров Евросоюза, что способствовало бы смягчению конфликта и ускорило членство острова в целом.

Т.М. Фадеева

2013.04.027-029. СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ГЕРМАНИИ, 1944-1963 гг. ВЗГЛЯД С НЕМЕЦКОЙ СТОРОНЫ. (Сводный реферат).

2013.04.027. ВЕТТИГ Г. Н С. Хрущёв и берлинский кризис 19581963 годов. Политика угроз и возведение берлинской стены / Пер. с нем. - М.: РОССПЭН, 2007. - 407 с.

2013.04.028. Советская политика в отношении Германии, 19441954. Документы. - М.: РОССПЭН, 2011. - 751 с.

2013.04.029. ВЕТТИГ Г. Сталинская ГДР. Возникновение и развитие коммунистического господства.

WETTIG G. Stalins DDR. Enstehung und Entwicklung der kommunistischen Herrschaft 1945-1953. - Erfurt: Landeszentrale für politische Bildung Thüringen, 2012. - 104 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.