Научная статья на тему '2013. 04. 026. Бирн П. Подлинная Джейн Остен: жизнь в повседневных деталях. Byrne P. The real Jane Austen. A life in small things. – L. : Harper Press, 2013. – 380 p'

2013. 04. 026. Бирн П. Подлинная Джейн Остен: жизнь в повседневных деталях. Byrne P. The real Jane Austen. A life in small things. – L. : Harper Press, 2013. – 380 p Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТЕН ДЖ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 026. Бирн П. Подлинная Джейн Остен: жизнь в повседневных деталях. Byrne P. The real Jane Austen. A life in small things. – L. : Harper Press, 2013. – 380 p»

Зарубежная литература

2013.04.026. БИРН П. ПОДЛИННАЯ ДЖЕЙН ОСТЕН: ЖИЗНЬ В ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕТАЛЯХ.

BYRNE P. The real Jane Austen. A life in small things. - L.: Harper press, 2013. - 380 p.

Основа творчества Джейн Остен (1775-1817), как замечает английская исследовательница Паула Бирн, - ее частная жизнь. Члены семьи Остен, ее викторианские наследники, стремились сохранить «чистоту» ее облика и представляли ее жизнь неизменно спокойной и тихой. Известны мнения Шарлотты Бронте, считавшей, что Остен чужды страсти «бурной жизни» сестер Бронте, и Элизабет Баррет Браунинг, называвшей ее ограниченной, а также снисходительное суждение Генри Джеймса о писательнице как старой деве или «сереньком дрозде», который, сидя на дереве в саду, рассказывает свои истории.

Большинство исследователей творчества Остен исходили и исходят из того, что она предпочитала сельскую жизнь и с подозрением относилась к городским удовольствиям, а горизонты ее жизни были гораздо уже горизонтов ее творчества.

П. Бирн отказывается от этого стереотипного взгляда на писательницу. Как показывают 160 сохранившихся писем Остен, ее жизнь по внешним и внутренним параметрам была гораздо масштабнее, чем предполагает «ее стереотипный образ». Она немало путешествовала по Англии. Родилась в Стивентоне (графство Хэмпшир), в 1801 г. с семьей переехала в Бат, а после смерти мистера Остена - в Саутгемптон, в 1809 г. - в Чотон (Хэмпшир), последние недели перед смертью провела в Винчестере (она умерла от болезни Аддисона).

П. Бирн написала «полемическую биографию». Ее цель - избежать, как она считает, опасностей традиционной биографии, основанной на «имитации жизни» путем создания видимости художественной прозы, изображения триумфа героя или героини над обстоятельствами и упрощения сложных связей между искусством и жизнью. Остен писала на основе как наблюдений, так и воображения. П. Бирн стремится не смешивать одно с другим. Она избегает диахронического метода, считая, что традиционная биографическая форма - «от люльки до могилы» - выжата до предела.

И вместо этого начинает каждую главу с рассмотрения какого-нибудь объекта, принадлежавшего Остен или ассоциируемого с нею: восточно-индийская шаль, подаренная ей тетей, акварель, веленевые записные книжки, кружевная картина, миниатюра из слоновой кости, чек на гонорар, устройство для купания.

Ныне модны исследования тайн и историй вещей. Британский историк Нейл МакГрегор в четырехсерийной передаче на БиБиСи «История мира в 100 объектах и беспокойный мир Шекспира» показал, какие удивительные истории порождает материальный мир.

Метод П. Бирн калейдоскопичен, полон неожиданностей, она создает своеобразную социальную и культурную историю времени, пытаясь реконструировать прошлое. И в результате возникает более живой, чем в традиционной биографии, образ Джейн Остен.

Восточно-индийская шаль ведет П. Бирн к исследованию колониальной торговли (в частности, опиумом) и судьбы молодых, порой находящихся в отчаянной бедности, женщин, которые регулярно отправлялись в Бенгал, чтобы найти себе мужа. Среди одиннадцати женщин, плывших в Бомбей в январе 1752 г., была будущая жена Уоррена Хейстингса, первого генерал-губернатора Бенгала. П. Бирн пишет о нем, так как он имел отношение к семье Остен. На том же пароходе, что и его будущая жена, в Бомбей прибыла и тетя Фила, сестра отца Джейн Остен - Джорджа. Она вышла замуж за бизнес-партнера Хейстингса Т. Хэнкока. В Калькутте ходили слухи о том, что Хейстингс удочерил дочь тети Филы - Элизу Хэнкок и дал ей приданое 10 тыс. фунтов. Эта, возможно, незаконная дочь Хейстингса была кузиной Джейн Остен, и они были очень близки друг другу.

Элиза, вышедшая замуж за французского дворянина, часто гостила в семье Остен, что, в частности, уберегло ее от ужасов Французской революции. В 1794 г. на гильотине погиб ее муж, с тех пор Джейн Остен не любила французов. Элизе нравились флирт и театр; ее участие в домашних спектаклях семьи Остен, возможно, послужило источником сцены флирта между Генри Кроуфордом и Марией Бертрам в романе «Мэнсфилд парк» (1814), который, как и романы «Эмма» (1816) и «Доводы рассудка» (опубл. посмертно в 1818), писался Джейн Остен в шумной гостиной в Чотоне.

Очень многое из предметов повседневного обихода семьи в уютном доме Остенов, по наблюдению П. Бирн, было собрано по всему миру.

Отец Джейн был в Стивентоне (Хэмпшир) приходским священником, принадлежавшим к «срединной англиканской церкви», т.е., как и его дочь Джейн, верующим последовательным, но не истовым. Джейн очень ценила людей, которые, как и ее отец, были приверженцами «патерналистского христианского торизма». Их дом не был типичным для приходского священника. В семье Остен, отличавшейся широкими взглядами на жизнь, любили остроумие, шутки, черный юмор. Обычно ее семейный круг описывают как место, где много острили, смеялись, читали романы, сестры занимались рукоделием.

В жизни Джейн не было внешних значительных событий. За ней ухаживали, но она так и не вышла замуж, возможно, потому, что искренне верила: замужество действует на женщину удушающе и может лишить ее «голоса». Ее жалобы и откровения личного характера сосредоточены в основном в письмах сестре Кассандре. В них очевидны остроумие Джейн и даже язвительность, озадачивавшая поклонников. Переписывалась она и с подругой - Мартой Ллойд, с племянниками и племянницами. Ее подлинная внутренняя жизнь особенно явна в юношеских произведениях, полных категоричных мнений, сильных страстей, уверенности в себе. Очевидна ее склонность к сатире, и очень живое, можно сказать, необузданное воображение. О своих романах она говорила, как о детях. И надеялась, что пишет книги, которые дают повод смеяться над собой и другими людьми.

В отличие от распространенного представления о ней как о старой деве, П. Бирн создает образ женщины «веселой, терпеливой, забавной, застенчивой, сдержанной, любящей детей». Она обожала свою капризную младшую сестру Кассандру, которая выросла очень романтичной и, в отличие от Джейн, ценившей деньги и одобрение.

Не очень убедительно П. Бирн объясняет, почему Джейн Ос-тен прямо не писала об актуальных для ее времени политических событиях, например о Французской революции, войне с Наполеоном. Исследовательница считает, что они слишком многое значили для нее. Возникает и другое объяснение: она отторгала бурные со-

бытия времени и тяготела к покою и одиночеству, необходимым для творчества. По мнению П. Бирн, более, чем любой другой великий английский писатель, Джейн Остен служит подтверждением гётевского наблюдения: гений прежде всего проявляется в ограничении.

В письме Анне Остен от 9 сентября 1814 г., она заметила, что трех-четырех семейств в провинциальном городке вполне достаточно для романиста, но, по мнению П. Бирн, это был скорее совет для ее племянницы, начинающей писательницы. Самой ей нужно было большее. Она любила путешествия и побывала в Лондоне, Бате, Кенте, на разных британских курортах. Бирн создает мини-историю путешествий Остен ее времени - с заставами, разбойниками, «туристическими бумами». Ко времени рождения Дж. Остен в Британии было зарегистрировано 400 дилижансов, каждый из них перевозил по 18 пассажиров со скоростью восемь миль в час. Двое близких ей людей погибли в дорожных инцидентах.

Среди тем книги - история чтения романов и обмена библиотеками, отношение к работорговле (Остен была аболиционисткой), к играм и флоту.

Остен трудно было найти издателей, она смогла начать печататься только благодаря военным связям брата. «Чувство и чувствительность» (1811) и «Гордость и предубеждение» (1813) были впервые опубликованы малоизвестным издательством «Эгертонов-ская военная библиотека» (Egerton's Military Library).

Свою роль в ее жизни сыграли домашние спектакли. Бирн утверждает, что Остен сама участвовала в них, когда ей было тридцать с небольшим, и была к тому же страстной театралкой. Она видела спектакли с Сарой Сиддонс, с трагиком Эдмундом Кином. И использовала в своих романах театр как место, где происходили ключевые встречи и разговоры. Поэтому, как полагает П. Бирн, романы Остен легко перелагаются на язык сцены и кино.

За свою относительно короткую жизнь - 42 года - Джейн Остен успела немало - она написала 9 романов, два из них - незавершенных: «Уотсоны» (1804-1806), не законченный, видимо, из-за смерти отца; и «Сэндитон», создававшийся в 1817 г. Известны и юношеские произведения Остен - «Любовь и дружба», «История Англии», «Замок Лесли», сочиненные, когда автору не было еще 15 лет, но в них уже очевидны наблюдательность и стилистическая

изысканность. «Леди Сьюзен» (написан, возможно, в 1793-1794, опубл. 1871) также принадлежит к ранним произведениям.

П. Бирн в «своей» биографии Джейн Остен стремится показать, что та была «профессионалом», готовым пожертвовать личной жизнью ради искусства романиста. Еще при жизни писательницы В. Скотт в 1815 г. высоко оценил ее творчество в журнале «Куотерли ревью», а позднее писал о том, что она «изящным касанием» делает значительными самые обыкновенные предметы и характеры. Философ, литературный и театральный критик Джордж Генри Льюис (1817-1878) и историк Томас Маколи (1800-1859) первыми сравнили ее с Шекспиром, задолго до того, как ее принадлежность к высшей лиге английских писателей стала общепризнанной. Возможно, подлинный культ писательницы начался после выхода в свет «Мемуаров» (1870) Дж. Остен-Ли.

Т.Н. Красавченко

2013.04.027. МЭТТАР С.Г. ЙЕЙТС, ФЕЙРИ1 И НОВЫЙ АНИМИЗМ.

MATTAR S.G. Yeats, fairies and the new animism // New literary history. - Charlottesville: Univ. of Virginia, 2012. - V. 43, N. 1. - P. 137157.

С.Г. Мэттар (Кембриджский университет), профессор английской литературы XIX и XX вв., автор книги о примитивизме в английской поэзии2, рассматривает творчество У.Б. Йейтса, главным образом раннее (1880-1890-х годов), в контексте традиции английского анимизма. Внимание автора статьи сосредоточено прежде всего на сборнике «Кельтские сумерки» («The Celtic twilights», 1893; 2-е изд.: 1902), основанном на преданиях ирландского фольклора. В этих текстах У.Б. Йейтса, как считает исследо-

1 Фейри в фольклоре германских и кельтских народов (прежде всего шотландцев, ирландцев и валлийцев) - общее наименование сверхъестественных существ. Другое наименование - «Волшебный народ». К ним относятся эльфы, ди-ни, ши, сиды, феи, брауни, пикси и др. Бывают добрые и злые; отличаются «нечеловеческой» красотой; обитают в «Волшебной стране», расположенной «внутри» холма; иногда похищают людей. - Прим. реф.

2 Mattar S.G. Primitivism, science, and the Irish revival. - Cambridge, 2004. -

278 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.