Научная статья на тему '2013. 04. 016. Браун И. Саморегулирование сети Интернет и фундаментальные права. Brown I. internet self-regulation and fundamental rights / Oxford internet Institute. – Oxford, 2010. – Mode of access: http://papers. Ssrn. Com/sol3/. Papers. Cfm?abstract_id=1539942'

2013. 04. 016. Браун И. Саморегулирование сети Интернет и фундаментальные права. Brown I. internet self-regulation and fundamental rights / Oxford internet Institute. – Oxford, 2010. – Mode of access: http://papers. Ssrn. Com/sol3/. Papers. Cfm?abstract_id=1539942 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 016. Браун И. Саморегулирование сети Интернет и фундаментальные права. Brown I. internet self-regulation and fundamental rights / Oxford internet Institute. – Oxford, 2010. – Mode of access: http://papers. Ssrn. Com/sol3/. Papers. Cfm?abstract_id=1539942»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

2013.04.016. БРАУН И. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА.

BROWN I. Internet self-regulation and fundamental rights / Oxford internet institute. - Oxford, 2010. - Mode of access: http://papers. ssrn.com/sol3/.papers.cfm?abstract_id=1539942

Одной из ключевых функций поставщиков интернет-услуг является обеспечение пользователям свободы слова и действий. В США, странах ЕС и многих других государствах поставщики не несут ответственности за предоставление доступа к материалам, размещенным на веб-страницах, не должны отвечать за факты клеветы или нарушения авторских прав. В отличие от владельцев вебсайтов, поставщики не несут ответственности и за действия пользователей, если незаконный материал удаляется после получения уведомления. Однако обсуждение вопроса о юридической ответственности поставщиков интернет-услуг на протяжении последнего десятилетия повлияло на содержание веб-сайтов. На законодательном уровне решается проблема ответственности поставщиков интернет-услуг за регулирование содержания киберпространства, в частности, поощряются их инициативы, связанные с предотвращением нарушений авторского права, изъятием материалов, содержащих факты жестокого обращения с детьми, данные об организации террористических действий. Демократические правительства обсуждают введение ограничений на распространение широкого объема материалов, включая дискуссии об эвтаназии и самоубийствах, порнографии и терроризме.

Правительства поощряют саморегулирование со стороны поставщиков в форме рассылки предупреждений, рассматривают возможность введения санкций относительно пользователей и вебсайтов в виде административной ответственности, а не в судебном порядке. Некоторые поставщики включают в договоры на предос-

тавление своих услуг пункты, позволяющие им в одностороннем порядке прекращать оказание услуги пользователю, если он определенное число раз нарушил авторские права. Европейский союз поощряет разработки в области экстренной связи сервисов, позволяющие пользователям сообщать о фактах размещения нежелательных материалов, а также введение метода автоматической блокировки доступа. Голландское правительство одобрило кодекс, поощряющий поставщиков интернет-услуг удалять «нежелательный» и «вредный» материал.

Сложившаяся ситуация вредит свободе общения. Опытные интернет-пользователи с помощью технических средств научились обходить ограничения, введенные поставщиками, но большинство людей не знакомы с «обходными путями», такими как шифрование данных.

Приведенные методы воздействия являются более гибкими и менее обременительными, чем установленное законом регулирование. Однако они посягают на фундаментальные права граждан, закрепленные законодательно, ставят вопрос о защите прав людей на свободу выражения и конфиденциальность, рискуют превратиться в угрозу существующему законодательству в случаях, когда происходит «работа за закрытыми дверями в тени закона».

Ряд европейских государств рассматривает Интернет как место для пропаганды терроризма, запрещая там обсуждение данной темы. Это препятствует ведению дел в судах, не говоря о правоприменительной деятельности и реализации административных мер в контексте защиты свободы выражения.

С 2007 г. Евроюст отслеживает исламистские экстремистские веб-сайты, составляет списки неблагонадежных адресов. Немецкое, нидерландское, чешское и британское правительства внедряют программы исследования сети Интернет с целью предотвращения появления материалов террористического содержания. В рамках программы снижения угрозы терроризма Европейская комиссия предлагает использовать технические ресурсы для сотрудничества между частными и общественными секторами.

Государства - участники данной программы обсуждают свои полномочия требовать от поставщиков интернет-услуг блокировки сайтов экстремистского, по их мнению, содержания. Французское Национальное собрание одобряет введение мер, которые обяжут

поставщиков автоматически блокировать доступ к страницам на основании списка потенциально опасных сайтов, составленного Министерством внутренних дел. Британское правительство поддержало данные методы.

Однако международное сообщество в целом не может дать четкого определения понятия «угроза терроризма», не говоря о критериях установления факта его обсуждения в Сети. Попытки блокировать доступ к «экстремистскому» материалу касаются, например, обсуждения пользователями Интернета политических ситуаций в Афганистане, Ираке, на палестинских территориях и др. Блокирование в данном контексте не всегда уместно, в том числе с точки зрения защиты фундаментальных прав.

Правительства, вероятно, могли бы принять меры, направленные на разумное техническое обеспечение информационной безопасности, уменьшая затраты на рассмотрение дел в судах и законодательных органах. Поставщики со своей стороны также могли бы брать на себя определенную социальную ответственность, отказываясь от более обременительного регулирования.

Законодательные инициативы не являются гарантией повышения качества информационной безопасности, в частности, когда правительство вводит в действие политическую программу посредством принятия закона, вместо того чтобы предпринимать реально эффективные действия. Судебная система также не спешит реагировать на быстро меняющуюся технологическую среду и изменения в политическом курсе. Межправительственные объединения, вроде Европейского союза и Совета Европы, действуют более оперативно в смысле предложения новых мер по обеспечению защиты фундаментальных прав в наступившем информационном веке.

«Меры, принятые государствами-членами относительно доступа конечных пользователей к услугам электронных систем коммуникаций должны учитывать базовые права и свободы физических лиц. Данные меры могут осуществляться при условии, что они являются правомерными и необходимыми в рамках демократического общества, и их соблюдение должно обеспечивать информационную свободу выражения граждан», - говорится в заявлении Совета ЕС (цит. по: с. 5).

И судьи и граждане - все втянуты в решение проблем обеспечения информационной безопасности в Интернете и наведения поряд-

ка в «хаосе и неблагозвучии» демократии. Свобода сетевого выражения может остаться лишь в памяти пользователей, заключает автор.

И.А. Лисицын-Светланов

2013.04.017. СОММЕР П., БРАУН И. СНИЖЕНИЕ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С СЕТЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ. SOMMER P., BROWN I. Reducing systemic cybersecurity risk / Organisation for economic cooperation and development working paper. - Р., 2011. - Mode of access: http://cs.brown.edu/courses/cscil800/courses/ ODCD_CyberReport.pdF

Публикация представляет собой часть более широкого исследования Организации экономического сотрудничества и развития, посвященного в том числе краху глобальной финансовой системы, распространению крупномасштабных пандемий, природным катаклизмам. Авторы в связи с этим утверждают, что есть очень немного явлений, на которые Интернет способен оказывать масштабное влияние. А надежность средств связи, в том числе компьютерных, является значимым фактором для восстановления, борьбы с последствиями крупномасштабных бедствий.

Возрастание роли информации, развитие электронной техники и технологий коммуникаций за прошедшие 50 лет являются сегодня вызовами национальному и международному праву. Законы, направленные на предотвращение сетевых манипуляций и воровства данных, часто не успевают реагировать на все случаи правонарушений. Когда технология опережает закон, совершаемое преступление не может быть квалифицировано как уголовное. Кроме того, действия в Сети совершаются в конкретном физическом пространстве, и национальные законы разных государств часто оказываются несовместимыми, когда речь идет о квалификации действий граждан.

Государства пытаются координировать подходы, развивая национальное и международное право, связанное с Сетью. Совет Европы в сотрудничестве с множеством неевропейских стран содействовал принятию Будапештской конвенции по борьбе с кибер-преступлениями 2004 г. Данная Конвенция является главным международным инструментом, предназначенным для снижения рисков, связанных с сетевой безопасностью. Она содержит определение «компьютерных» преступлений (вторжение в работу информационных систем и мошенничество), механизмы взаимопомощи и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.