Научная статья на тему '2013. 04. 011. Шиллинг В. Превращение Китая в мировую державу. Schilling w Chinas Aufstieg zur Weltmacht // Europ. Sicherheit & Technik. – Bonn, 2012. – n 4. – S. 13–14'

2013. 04. 011. Шиллинг В. Превращение Китая в мировую державу. Schilling w Chinas Aufstieg zur Weltmacht // Europ. Sicherheit & Technik. – Bonn, 2012. – n 4. – S. 13–14 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 011. Шиллинг В. Превращение Китая в мировую державу. Schilling w Chinas Aufstieg zur Weltmacht // Europ. Sicherheit & Technik. – Bonn, 2012. – n 4. – S. 13–14»

повышения ценовой конкурентоспособности были крайне ограниченными.

Несмотря на достигнутый прогресс в ликвидации внешнеторговых дефицитов, странам зоны евро еще предстоит многое сделать для того, чтобы довести процесс корректировки до конца, в частности в области ценовой и неценовой конкурентоспособности их продукции. Кроме того, необходимы структурные реформы, направленные на повышение гибкости рынков труда, товаров и услуг. Такие реформы позволят избежать внешнеторговых диспропорций в зоне евро в будущем.

Г. В. Семеко

ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ

2013.04.011. ШИЛЛИНГ В. ПРЕВРАЩЕНИЕ КИТАЯ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ.

SCHILLING W Chinas Aufstieg zur Weltmacht // Europ. Sicherheit & Technik. - Bonn, 2012. - N 4. - S. 13-14.

В последнее время одной из важнейших тем международных дискуссий является вопрос об изменении соотношения сил на мировой политической и экономической аренах. Прежде всего речь идет о стремительном развитии Китая. Хотя ведущей державой в мире все еще остаются США, нет сомнения в том, что выдвижение Китая в ранг мировой державы является важнейшим явлением столетия.

Автор отмечает возрастающую экономическую мощь страны. С начала проведения в 1978 г. реформ Китай стал расти быстрыми темпами. Резкому подъему китайской экономики способствовало создание эффективных механизмов по принятию решений и, в первую очередь, своеобразная стратегия развития экономики - сочетание инноваций с государственными интервенциями. Быстрое развитие экономики служит базой для растущего влияния страны.

При сохранении нынешних темпов развития Китай мог бы, по мнению автора, к концу текущего десятилетия обогнать США. Уже сейчас он является крупнейшим кредитором США и обладает самыми большими валютными резервами, оцениваемыми приблизительно в 3300 млрд. долл. Возможно, довольно скоро китайский юань будет доминировать во внешней торговле. Быстрый рост эко-

номической мощи и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) обеспечивают Китаю не только экономическое влияние, но и большой политический вес далеко за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай уже занимает первое место в мире по такому важному для производства высокотехнологичных продуктов сырью, как редкоземельные элементы: его доля на этом рынке составляет 97% (с. 13).

Хотя за три прошедших десятилетия устойчивое развитие экономики Китая с населением в 1,3 млрд. жителей открыло перед страной блестящие экономические перспективы, нельзя не учитывать и связанные с таким развитием риски и проблемы. Высокая безработица, растущий разрыв между бедными и богатыми, сильная разница в развитии городских и сельскохозяйственных регионов и усиливающаяся социальная напряженность таят в себе огромную опасность. Предпочтительным был бы, конечно, постепенный и равномерный высокий экономический рост, что дало бы политическому руководству Пекина необходимое время, чтобы справиться с проблемами.

Китайское правительство осознает эти проблемы и старается проводить курс, направленный на устойчивое развитие и социальное выравнивание, пытаясь сократить существующие пробелы в экономическом развитии страны и постепенно устранить противоречия между экономическими реформами и необходимой политической модернизацией, сохраняя при этом контроль над обществом.

В отличие от Европы, где появились новые антикапиталистические настроения, а социализм, вопреки отрицательному историческому опыту, все еще очень привлекателен, в Китае рыночная экономика в настоящее время пользуется общественным признанием, что создает солидную основу для продолжения поступательного экономического развития.

В условиях многолетнего экономического роста серьезной проблемой для дальнейшего развития является обеспечение Китая энергией. Страна уже сегодня почти не уступает США по потреблению нефти, а в соответствии с планами экономического развития Китай рассчитывает на удвоение ее поставок до 2020 г. (с. 14). В связи с этим представляется логичным стремление китайского правительства наладить тесную кооперацию со странами, обла-

дающими большими запасами нефти. Китай поддерживает также глобальную конкурентную политику национальных государственных концернов и стремится к удовлетворению быстро растущей потребности в энергии с помощью иностранных предприятий.

Во внутренней энергетической политике китайское правительство делает ставку на развитие возобновляемых источников энергии, прежде всего ветряной и солнечной. Тем не менее до 2020 г. намечено построить 15 новых электростанций на угле и как минимум 27 атомных электростанций (с. 14). Хотя катастрофа на японской атомной станции «Фукусима» в марте 2011 г. неблагоприятно сказалась на отношении к атомной энергетике, китайское правительство все-таки придерживается планов расширения использования ядерной энергии. Но, несмотря на все это, дефицит энергии предполагается покрывать за счет гидроэнергетики.

Параллельно с развитием экономики Китай активно развивает науку, НИОКР и образование. По числу научных публикаций Китай занимает второе место после США и мог бы, по оценке Британской академии наук, уже в 2013 г. занять ведущее место в мире. Уже в течение многих лет почти половина студентов стремятся изучать инженерные дисциплины, а в будущем, если Китай расширит свое участие в развитии мировой космонавтики, их число может даже увеличиться.

Хотя Китай уже продемонстрировал впечатляющие успехи в указанных областях, в дальнейшем китайцы готовы упорно и терпеливо обучаться. У них нет страха перед будущим; они больше, чем американцы увлечены наукой и техникой и последовательно используют научно-технические достижения. Быстро растущее число образованных молодых людей, ориентированных на естественные и технические науки, свидетельствует о росте научно-технического потенциала страны. Но готовность молодых китайцев к обучению проявляется не только в области естественных и технических наук, развитие которых правительство поддерживает с помощью инвестиций. Щедро стимулируются и гуманитарные науки.

Китай уже достиг существенных результатов в области космонавтики. С октября 2003 г. он является третьей державой после США и России, которая самостоятельно отправляет в космос астронавтов. При этом, в отличие от США и России, которые сворачивают свои космические программы, Китай намерен в ближайшие

годы стать единственной страной, имеющей собственную космическую станцию. До 2020 г. планируется создание постоянных космических станций, которые будут использоваться и для полетов на Луну. На 2017 г. намечена отправка зонда на Луну для забора грунта и доставки его на Землю, а на 2030 г. запланирован полет астронавтов на Луну (с. 15).

Постоянно и целеустремленно Китай развивает и усиливает свою военную мощь. Китайские вооруженные силы, численность которых составляет 2,3 млн. человек (с. 15), находятся в процессе реформирования, в ходе которого будут значительно усилены морской флот, авиация и ракетные войска. Одновременно правительство старается перевести вооруженные силы на уровень новейших информационных технологий, вывести их в число передовых армий мира. Благодаря решительным действиям и вложению огромных средств в развитие и приобретение современных вооружений, отставание Китая в военной области может быть преодолено уже в текущем десятилетии. Однако невозможно понять, будет ли Китай в текущем десятилетии использовать свою военную мощь в политических целях.

Быстрое и целенаправленное использование значительных ресурсов власти позволило Китаю занять достойное место на мировой арене. Хотя в настоящее время ведущую роль почти во всех областях играют США, и они же господствуют в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Китай, благодаря успешной многолетней внешней политике, без иностранной помощи завоевал статус ядерной державы и достиг огромных успехов в экономическом росте. При этом политическое руководство осуществляет осторожную демократизацию страны. Оно может сделать ставку на интересы большинства и тех слоев общества, которые требуют повышения благосостояния и стабильности, отдавая при этом предпочтение традиционным китайским ценностям и в меньшей степени ориентируясь на ценности западных демократий.

Китай, стремящийся к снижению влияния США, склоняющий к этому другие государства и считающий этот курс «естественным», одновременно прилагает усилия, направленные на то, чтобы сделать более приемлемой для других стран свою возрастающую роль и не испортить с ними отношений. И ему это удается. За последние 10 лет Китай сумел, часто за счет США, усилить свое

2013.04.012-013

влияние и успокоить соседей по региону, избежать ущемления своих интересов в рамках ООН и других международных организаций, в частности в области защиты окружающей среды. По мнению автора, трезвая оценка реальной ситуации и ярко выраженная осторожность будут и впредь определять китайскую политику.

В.И. Шабаева

2013.04.012-013. 20 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕДИНОГО ВНУТРЕННЕГО РЫНКА. (Сводный реферат).

2013.04.012. OHR R., KÖNIG J. EU-Binnenmarktintegration im Lichte des EU-Integrationsindex // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2012. - Jg. 92, N 12. - S. 795-800.

2013.04.013. Nitsch V. 20 Jahre Europäischer Binnenmarkt: Auswirkungen auf den Handel // Ibid. - S. 800-803.

В статьях немецких специалистов подводятся некоторые итоги двадцатилетнего функционирования единого внутреннего рынка (ЕВР) ЕС.

Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), подписанный в 1957 г., в качестве первоочередной задачи предусматривал создание «общего рынка». Однако программа формирования ЕВР, главной целью которого является повышение конкурентоспособности европейской продукции в рамках более крупного потребительского рынка со свободным перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капитала, была утверждена лишь в 1986 г. Единым европейским актом. ЕВР начал действовать с 1 января 1993 г., тем не менее и сегодня существуют разные мнения по поводу эффективности этого проекта.

ЕВР является единственным в мире проектом региональной интеграционной политики, отмечают Р. Охр и Й. Кёниг (012). Полное открытие всех национальных рынков для партнеров из стран -членов ЕС стимулировало развитие интеграционного процесса « снизу».

При создании ЕВР специалисты предполагали, что за счет снижения трансакционных и информационных издержек усилится взаимное переплетение экономик; в результате роста специализации увеличится экономия на масштабах; укрепление конкуренции на рынках обеспечит повышение прибыли; появятся стимулы для технического прогресса, инноваций в области продуктов и процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.