Научная статья на тему '2013.04.007. КРИЗИС В ЕВРОПЕ УГРОЖАЕТ УСТОЙЧИВОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. GEMEINSCHAFTSDIAGNOSE HERBST 2012: EUROKRISE DäMPFT KONJUNKTUR – STABILITäTSRISIKEN BLEIBEN HOCH // IFO-SCHNELLDIENST. – MüNCHEN, 2012. – JG. 65, N 20. – S. 3–48'

2013.04.007. КРИЗИС В ЕВРОПЕ УГРОЖАЕТ УСТОЙЧИВОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. GEMEINSCHAFTSDIAGNOSE HERBST 2012: EUROKRISE DäMPFT KONJUNKTUR – STABILITäTSRISIKEN BLEIBEN HOCH // IFO-SCHNELLDIENST. – MüNCHEN, 2012. – JG. 65, N 20. – S. 3–48 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.04.007. КРИЗИС В ЕВРОПЕ УГРОЖАЕТ УСТОЙЧИВОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. GEMEINSCHAFTSDIAGNOSE HERBST 2012: EUROKRISE DäMPFT KONJUNKTUR – STABILITäTSRISIKEN BLEIBEN HOCH // IFO-SCHNELLDIENST. – MüNCHEN, 2012. – JG. 65, N 20. – S. 3–48»

вать проведению в этих странах реформ на рынке труда и в целом в экономике, но их заметные положительные результаты проявятся только по прошествии времени. В оставшихся в зоне евро странах ВВП в течение нескольких лет также сократится примерно на 10%. В Великобритании сокращение ВВП может составить 1% в 2014 г. и 2,2% в 2015 г. Согласно данному сценарию мировую экономику в 2014 г. ожидает спад с замедлением темпов роста мирового ВВП до 2,3% в 2014 г. и до 1,3% в 2015 г. (004, с. 28-29).

О.Н. Пряжникова

2013.04.007. КРИЗИС В ЕВРОПЕ УГРОЖАЕТ УСТОЙЧИВОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

Gemeinschaftsdiagnose Herbst 2012: Eurokrise dämpft Konjunktur -Stabilitätsrisiken bleiben hoch // IFO-Schnelldienst. - München, 2012. -Jg. 65, N 20. - S. 3-48.

В работе группы экспертов по оценке состояния конъюнктуры (Projektgruppe Gemeinschaftsdiagnose) из научно-исследовательских институтов Германии, Швейцарии и Австрии анализируется состояние мировой экономики в 2012 г. и предлагаются прогнозы ее развития на ближайшие годы.

Осенью 2012 г. мировая экономика демонстрировала низкие темпы роста. Под воздействием кризиса задолженности в зоне евро, незавершенности процессов адаптации, начавшихся в 2007 г. в США и других промышленно развитых странах (ПРС), снизилась экономическая активность, продолжало ухудшаться положение предприятий и домашних хозяйств. На экономику по-прежнему оказывают давление последствия структурных дисбалансов докризисного периода. В результате перспективы долгосрочного роста и увеличения доходов оказались хуже ожидаемых, что привело к сокращению спроса в ПРС, особенно в Европе. В результате понизились темпы роста мировой торговли, которые немного выросли лишь осенью 2012 г.

Показатели реальной экономики в целом пока не подтверждают рост экономической активности. С начала 2012 г. замедлилось оживление в экономике США. Сомнения по поводу правильности экономической политики после президентских выборов, сильный рост государственной задолженности и стратегия, положенная в основу принятого весной 2013 г. федерального бюджета,

послужили для предприятий и домашних хозяйств поводом для отказа от инвестиций. Кроме того, наметившееся ослабление конъюнктуры в странах, являющихся торговыми партнерами США, прежде всего, входящих в зону евро, а также в Китае, препятствуют увеличению американского экспорта. Низкая экономическая активность в ближайшие месяцы будет определяться пессимистическими настроениями предприятий и невысоким доверием потребителей. Безработица в США, составившая в 2012 г. 8,1%, в 2013 г. снизится до 7,9% (с. 8).

В 2012 г. продолжался экономический спад в зоне евро и в Великобритании. Общий объем производства, сокращавшийся с осени 2011 г., во втором квартале 2012 г. уменьшился на 0,2%, и ВВП не превысил уровень конца 2006 г. (с. 12). При этом спад по-разному отразился на странах зоны евро: сравнительно благополучным остается положение Германии и Австрии, Бельгии и Словакии. В то же время в странах, в наибольшей степени затронутых кризисом суверенной задолженности (Ирландия, Испания, Италия, Греция, Португалия), произошел резкий спад производства. Из них только в Ирландии наблюдается определенная стабилизация. Как отмечают эксперты, в докризисные годы во многих этих странах производство значительно выросло. В ходе этого бума выявились недостатки структуры производства и спроса, которые необходимо исправить. Поэтому в настоящее время трудно оценить размер ВВП этих стран, который в долгосрочном плане должен соответствовать их производственным возможностям. После значительного ускорения роста весной 2011 г. затормозилось и развитие японской экономики.

Сокращение спроса в ПРС, а также внутренние проблемы крупных стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) (слишком быстрый рост после серьезного экономического спада) значительно повлияли на уровень их экономической активности. 2012 г. показал, что многие СФРЭ не смогли выдержать высокие темпы роста из-за структурных проблем. Так, Китай потерял свою привлекательность для иностранных компаний в качестве места размещения производства, прежде всего из-за значительного роста расходов на зарплату, обусловленного развитием индустриализации и влиянием демографических факторов. Экономика Индии страдает от излишнего регулирования и неразвитой инфраструкту-

ры; перерабатывающая промышленность Бразилии потеряла конкурентоспособность в результате ревальвации национальной валюты. По этим причинам, считают эксперты, темпы роста СФРЭ, оставаясь значительно более высокими, чем в ПРС, в ближайшие несколько лет будут ниже, чем в прошлые годы.

В то же время почти во всех ПРС смягчается финансовая политика; это может способствовать увеличению производства в США и стабилизации экономики в зоне евро. Эксперты предполагают, что финансовые инвесторы, предприятия и домашние хозяйства постепенно поверят в реформы и консолидацию в зоне евро и в стабильность стоимости евро на мировом рынке.

Источником серьезнейших рисков, которые несут угрозу ухудшения мировой конъюнктуры, продолжает оставаться зона евро. Вполне вероятно, что болезненные структурные реформы и попытки бюджетной консолидации в кризисных странах не будут реализованы. Кроме того, вызывает сомнения стабильность банков стран Южной Европы. В условиях скрытого кризиса финансового сектора оживление реального сектора экономики в этих странах маловероятно. Крах реформ в Греции также таит в себе значительные риски для европейской и мировой экономики.

Опасение возможного краха Европейского валютного союза (ЕВС) отразилось на состоянии финансовых рынков и за пределами зоны евро, хотя настроение на них значительно улучшилось после заявления Европейского центрального банка (ЕЦБ) о готовности к значительным интервенциям.

По оценке экспертов, в 2013 г. ожидается весьма умеренный рост мировой экономики, поскольку реальные экономические показатели находятся либо на довольно низком уровне, либо имеют тенденцию к снижению. Мировое производство может увеличиться в 2013 г. на 2,6%, а мировая торговля - на 3,8% (с. 6). В 2013 г. производство в СФРЭ может незначительно вырасти.

В ближайшее время оживление мировой экономики будет тормозиться снижением цен на промышленное сырье, а также обострением политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, особенно конфликтами на рынке нефти из-за эмбарго на иранскую нефть. В 2013 г. цена на нефть марки «Brent» может составить 111 долл. за баррель, что почти соответствует уровню 2012 г. Кроме того, в результате резкого повышения цен на важнейшие про-

дукты питания (пшеницу, маис и сою) летом 2012 г. обострилась продовольственная ситуация в развивающихся странах (РС). Из-за высокой доли расходов на продовольствие в бюджетах домашних хозяйств снижаются их реальные доходы и, соответственно, спрос в РС и некоторых СФРЭ.

Поскольку центральные банки ПРС отказались от количественных ограничений программ закупок, повысился риск дестабилизации цен и усиления инфляционных ожиданий. Дестабилизирующие эффекты от потери доверия могут сказаться в среднесрочном плане.

Оценивая по методике Европейской комиссии производственный потенциал ЕС до 2017 г., эксперты приходят к выводу, что он будет расти на 1,2% в год. Как следует из оценки потенциала и имеющихся прогнозов экономического развития, в 2012 г. возможно небольшое снижение производства, а в 2013 г. эта брешь может быть закрыта. С 2014 г. производственные мощности могут оказаться перегруженными. При этом, предупреждают эксперты, к оценкам производственного потенциала следует относиться с осторожностью, поскольку методики его расчета время от времени меняются, а данные регулярно пересматриваются. Это ведет к неизбежному изменению оценок производственного потенциала и затрудняет сравнение с ранее опубликованными данными.

Предполагается, что в 2011-2016 гг. производственный потенциал будет расти темпом в среднем на 0,3 процентных пункта в год меньшим, чем раньше. Это объясняется изменением в определении трудоспособного возраста населения (теперь трудоспособными считаются лица 15-74 лет, а не 15-64 лет), пересмотром прежних данных официальной статистики, а также пессимистическими краткосрочными прогнозами экономического развития. Пересмотр данных и изменение прогноза развития на 2012-2013 гг., особенно в отношении инвестиций, снижают уровень и темпы роста производственного потенциала (с. 42).

Согласно среднесрочным прогнозам, к 2017 г. будут найдены решения структурных проблем некоторых ПРС, что обеспечит постепенную нормализацию мирового экономического роста. До 2017 г. темпы роста ВВП США составят 2,5% в год. Особая ситуация, связанная с природной катастрофой и последующим восстановлением экономики, неблагоприятные среднесрочные струк-

турные факторы и особенно демографическое развитие, снова могут сказаться на развитии японской экономики. По прогнозам в рассматриваемый период производство в Японии будет в среднем увеличиваться на 1,25% в год. В то же время нынешний кризис вряд ли изменит среднесрочные перспективы СФРЭ, хотя темпы роста экономики Китая уменьшатся до 8% в год.

Ожидается, что в среднесрочной перспективе определенное влияние на развитие зоны евро будут оказывать меры в области экономической политики и институциональные реформы. Темпы роста ВВП в зоне евро в конце периода вырастут до 2% в год. Но из-за низких показателей в начале периода средние темпы роста до 2017 г. приблизятся к 1%. Среднегодовые темпы роста ВВП ЕС в целом достигнут 1,5% (с. 42).

Среднегодовые темпы роста объема мировой торговли до 2017 г. составят 5% в год. В 2014-2017 гг. курс общеевропейской валюты прогнозируется как 1,30 долл. за 1 евро. Предполагается, что цена на нефть будет оставаться неизменной (с. 42).

Ожидается, что ЕЦБ, учитывая сохраняющиеся проблемы в финансовом секторе и низкую загрузку производственных мощностей в зоне евро, в течение некоторого времени будет проводить экспансионистскую денежно-кредитную политику. В течение прогнозируемого периода эта политика в целом может быть упорядочена, а финансовые и экономические проблемы в европейских кризисных странах будут преодолены.

Что касается экономического развития Германии в рассматриваемый период, то денежно-кредитная политика будет жесткой, и ее основным позитивным итогом станет активизация инвестиционной деятельности. За счет благоприятной ситуации на рынке рабочей силы и роста доходов произойдет значительное, по сравнению с предыдущим шестилетним периодом, увеличение частного потребления. Благоприятное среднесрочное экономическое развитие, особенно в СФРЭ, будет стимулировать германский экспорт. Однако снижение конкурентоспособности немецких предприятий в результате роста цен внутри страны станет тормозом для экономического роста. До 2017 г. номинальная разница между экспортом и импортом по отношению к ВВП немного снизится, а инфляция ощутимо усилится. Условия торговли немного улучшатся. Темпы роста ВВП за счет увеличения потребительских расходов и капита-

ловложений могут до 2017 г. увеличиваться в среднем на 3% в год (с. 44).

В.И. Шабаева

2013.04.008. ИНДЕКС ДОВЕРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Confidence indicators and economic developments // European central bank monthly bulletin. - Frankfurt a. Main, 2013. - N 1. - P. 45-58.

Экономическая теория, указывают эксперты Европейского центрального банка (ЕЦБ), давно установила, что волны пессимизма и оптимизма в общественном настроении могут быть важным индикатором конъюнктурных циклов. Недавний мировой финансовый кризис, переросший в кризис суверенной задолженности стран зоны евро, в очередной раз подтвердил этот тезис. Спад, последовавший после финансового кризиса 2007-2008 гг., который сильно понизил уровень доверия экономических агентов, в определенной мере был следствием возросшей неопределенности или боязни неизвестного. В ожидании снижения неопределенности потребители, предприятия и инвесторы по всем мире заняли выжидательную позицию, откладывая расходы на более поздние сроки. Такая чрезвычайная осторожность подпитывает экономический спад. Точно также кризис суверенной задолженности в зоне евро еще больше подорвал доверие, что воспрепятствовало возобновлению экономического роста.

Измерить уровень доверия экономических агентов (домашних хозяйств и предприятий) весьма сложно. Полезным инструментом являются опросы, с помощью которых можно достаточно быстро получить необходимую информацию, отражающую настроения и ожидания в обществе. Скорость получения информации является важным преимуществом опросов по сравнению с другими методами. Данные опросов позволяют оценить экономическую конъюнктуру задолго до того, как будут получены «более солидные» данные национальных счетов за соответствующий период (о потребительских расходах, занятости, ВВП и т.д.), в которые включаются настроения и ожидания экономических агентов.

Проведенный анализ опирается на данные опросов, которые Еврокомиссия проводит ежемесячно с 1961 г. Они охватывают более 125 тыс. предприятий и 40 тыс. потребителей разных стран ЕС и проводятся среди руководителей предприятий пяти отраслей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.