МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2013.02.005-006. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: НАРАСТАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. (Сводный реферат).
2013.02.005. Perspectives de l'économie mondiale: Avant-propos et résumé analytique, Chapitres 1 et 2. - Wash.: FMI, 2012. - Vi, 112 p. -Mode of access: http://www.imf.org/external/french/pubs/ft/weo/2012/ 02/pdf/textf.pdf
2013.02.006. CARNEY M. L'incertitude et la reprise à l'échelle mondiale. - 9 p. - Mode of access: http://www.bankofcanada.ca/wp-content/uploads/2012/10/discours-151012.pdf
В опубликованном в октябре 2012 г. докладе МВФ (005) перспективы развития мировой экономики оцениваются достаточно пессимистично. Все ведущие экономики мира, отмечается в докладе, демонстрируют замедление темпов роста ВВП. В 2010 г. в про-мышленно развитых странах (ПРС) этот показатель составил 3%, в 2011 г. - 1,6%; в 2012 г., по предварительным оценкам, ожидается рост в 1,3%, а в 2013 г. - некоторое его ускорение до 1,5%. В странах с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) и развивающихся странах (РС) темпы роста ВВП равнялись в 2010 и 2011 гг., соответственно, 7,4 и 6,2%; в 2012 г. они оцениваются в 5,3%, а в 2013 г. - в 5,6%. Ожидаемые темпы роста мирового ВВП в 2012 и 2013 гг. составляют 3,3 и 3,6%, соответственно, что ниже, чем ожидалось в июле и апреле 2012 г. (005, с. 2).
Рост производства в ПРС, согласно прогнозу, останется слабым, тогда как во многих СФРЭ и РС будет все еще относительно
уверенным. Слабый рост и неопределенность в ПРС оказывают негативное влияние на СФРЭ и РС через международную торговлю и финансовую сферу. Во многих регионах мира, вероятно, сохранится повышенный уровень безработицы, финансовые условия останутся сложными.
Факторами, снижающими темпы роста в ПРС, являются бюджетная консолидация и неэффективность финансовой системы. Хотя бюджетная консолидация необходима, она, несомненно, сдерживает спрос. Во многих странах банки по-прежнему слабы, а их финансовое состояние усугубляется низкими темпами экономического роста. В результате условия заимствования для многих заемщиков остаются жесткими.
Основной стимул роста - адекватная денежно-кредитная политика. Центральные банки (ЦБ) не только сохраняют очень низкие ставки, но и продолжают экспериментировать с программами, направленными на их снижение на определенных рынках, поддержку определенных категорий заемщиков или содействие развитию финансового посредничества в целом.
Отмечая ухудшение экономической ситуации по сравнению с началом 2012 г., эксперты МВФ пока не могут ответить на вопрос, связано ли это ухудшение с вступлением мировой экономики в очередной период турбулентности фазы подъема, который в любом случае будет медленным и неравномерным, или оно носит более долгосрочный характер (005, с. 1). Однако главной проблемой эксперты МВФ считают общее чувство неопределенности. Как отмечает экономический советник МВФ О. Бланшар (O. Blanchard), если бы удалось снизить неопределенность, подъем вполне мог бы оказаться значительнее прогнозируемого (005, с. II).
Развивая эту тему, управляющий Банка Канады М. Карней (006) указывает, что неопределенность усиливается, поскольку ни предприятия, ни потребители не имеют четкой информации о действиях властей в сложившейся ситуации. В таких условиях потребители отказываются от крупных покупок, а предприятия сокращают текущие вложения, поскольку неопределенность увеличивает стоимость ожидания новой информации, особенно если они планируют крупные проекты.
Точно определить уровень неопределенности и ее влияние на экономическую активность невозможно. Сегодня уровни индексов
неопределенности, таких как индексы VIX в США или VStoxx в Европе, остаются довольно низкими. С одной стороны, на них может оказывать сильное влияние вливание ликвидности ЦБ с целью поддержки финансовых рынков и предотвращения их падения. Но эффект смягчения от интервенций ЦБ, возможно, прекратится, если фундаментальные экономические показатели не улучшатся. Более того, объем сделок на рынках в последние месяцы был небольшим, поскольку многие участники заняли выжидательную позицию. По мнению М. Карнея, снижение волатильности обусловлено не столько отсутствием доверия, сколько застоем на рынках, который сам по себе свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне неопределенности. О. Бланшар, в свою очередь, считает, что неопределенность представляется более рассеянной, ее характер больше соответствует теории Ф.Х. Найта (005, с. II).
Другие индикаторы, полученные на основе анкетирования домашних хозяйств и предприятий (например, данные «National federation of independent business» в США), показывают, что «неопределенность экономических условий» занимает второе место в списке наиболее серьезных проблем, а «связанная с действиями правительства неопределенность» - четвертое. В последние годы четкую тенденцию к росту демонстрирует и показатель неопределенности экономической политики США, разработанный сотрудниками Стэндфордского университета. По их мнению, рост неопределенности, связанной с политикой, проводившейся в США в 2006-2011 гг., привел к сокращению реального ВВП примерно на 3% и сопровождался потерей 2,3 млн. рабочих мест. По оценке Банка Канады, использовавшего сходную методику, повышение неопределенности, обусловленное нарастанием кризиса в зоне евро в конце 2011 г., может привести к сокращению ВВП в зоне евро в 2012 г. на 1%. При этом М. Карней подчеркивает, что сочетание слабой экономической активности с возросшей неопределенностью создает в мировой экономике порочный круг (006, с. 3).
Анализируя возможные в такой ситуации действия национальных властей, М. Карней останавливается на проблемах зоны евро, экономика которой находится в стагнации: ВВП зоны евро все еще на 2% ниже докризисного уровня, а частный внутренний спрос - на 6%. Такие результаты объясняются неблагоприятным взаимодействием спада экономической активности и уязвимости
важнейших секторов экономики и банковского сектора, усложнившими процесс бюджетного оздоровления (006, с. 3). Однако потери банков и бюджетные дефициты в Европе являются лишь симптомами более тяжелой болезни - кризиса платежных балансов. Чтобы расплатиться с кредиторами из крупных стран зоны евро, заемщики из периферийных стран должны стать конкурентоспособными. Хотя некоторый прогресс в этой области достигнут, этот процесс не будет ни легким, ни быстрым.
По мнению М. Карнея, существует два способа снижения неопределенности в Европе. Во-первых, устранение риска распада зоны евро. В этом направлении действуют предпринятые в последнее время Европейским центральным банком (ЕЦБ) меры, в том числе принятие программы покупки облигаций проблемных стран. Во-вторых, определение сроков проведения реформы валютного союза. По мнению М. Карнея, для обеспечения жизнеспособности валютного союза реформы (создание банковского и бюджетного союзов, повышение гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы, стимулирование конкуренции и производительности продуктовых рынков, снижение бюджетных дефицитов) необходимо провести в течение 3-5 лет (006, с. 4). В этом случае европейские власти смогут покончить с бесконечными встречами на высшем уровне в связи с кризисом и снизить, таким образом, неопределенность, связанную с экономической политикой.
Что касается США, то в стране наблюдается небольшой экономический подъем. Американские домашние хозяйства возместили более двух третей из 16 трлн. долл., потерянных во время кризиса. Хотя для полного восстановления потребуется несколько лет, процесс идет интенсивно, особенно сейчас, когда рынок недвижимости в США показывает признаки подъема. Кроме того, крупные американские банки значительно увеличили собственный капитал, а балансы американских предприятий очень надежны (006, с. 6).
Вместе с тем общий долг всех секторов экономики США остается на уровне 250% ВВП. Бремя сокращения задолженности в некоторой степени перешло с частного на государственный сектор. Очевидно, что государственную задолженность необходимо снизить в среднесрочной перспективе, но не вполне понятно, как это следует делать. С 1 января 2013 г. в результате прекращения действия двух федеральных законов (о налоговых льготах и о бюджет-
ном контроле) должен произойти так называемый «фискальный обрыв» (fiscal cliff) - автоматическое уменьшение бюджетных расходов и повышение налогов. В итоге в экономике страны в 2013 г. возобновится рецессия с негативными последствиями для остального мира (006, с. 6). Чтобы избежать такого сценария, Конгресс должен принять до конца 2012 г. соответствующие решения, в частности, повысить лимит уровня федерального долга США. Кроме того, властям США необходимо срочно определить действенные бюджетные планы на среднесрочную перспективу, что в значительной мере поможет снижению неопределенности.
В вопросах, относящихся к решению проблем зоны евро и США, М. Карней полностью солидарен с экспертами МВФ, которые строят прогнозы на предположении о преодолении кризисных процессов. В противном случае прогноз МВФ может и не сбыться, особенно учитывая растущие риски замедления темпов экономического роста. По оценкам МВФ, вероятность снижения темпов роста мировой экономики до уровня менее 2%, что соответствует рецессии в ПРС и низким темпам роста в СФРЭ и РС, составляет 1:6 (005, с. IV).
По мнению экспертов МВФ, решающее значение для улучшения перспектив и укрепления доверия в будущем имеет принятие ПРС действенных мер, направленных в краткосрочной перспективе на исключение возможности сценариев с высокими рисками, а также конкретных планов по сокращению государственного долга в среднесрочной перспективе.
В целом правительствам всех стран необходимо ставить реалистичные бюджетные цели и разработать планы на случай непредвиденных обстоятельств. Это означает принятие структурных или скорректированных с учетом циклических колебаний целевых показателей или построение планов на основе оценки ожидаемой отдачи от конкретных мер. Следует использовать автоматические стабилизаторы. Кроме того, если темпы роста окажутся значительно ниже прогнозов, странам, обладающим пространством для маневра, следует проводить планируемую корректировку экономической политики не только в 2013 г., но и в последующий период.
В то же время при снижении инфляции, увеличении доли неиспользуемых мощностей и значительных бюджетных корректи-
ровках в странах с развитой экономикой имеет смысл проводить щадящую денежную политику, включая нетрадиционные меры.
Экономическому росту в СФРЭ и РС препятствует ужесточение экономической политики при недостатке производственных мощностей, снижении спроса со стороны ПРС, а также страновые факторы. Экономика СФРЭ и РС стала более устойчивой к шокам благодаря совершенствованию экономической политики. Благодаря проведению экспансионистской политики отрицательные последствия для СФРУ и РС низкой деловой активности на рынках ПРС с начала кризиса 2008 г. несколько смягчились. В среднесрочном плане руководству этих стран необходимо гибко реагировать на шоки, поддерживая устойчивость государственных финансов и умеренные темпы инфляции и роста кредита. В этом отношении ужесточение политики в 2011 г. было оправданным. Но из-за усиления рисков снижения внешнего спроса ЦБ обоснованно приостановили действие или несколько смягчили денежно-кредитную политику. Многие СФРЭ и РС обладают потенциалом для принятия дополнительных мер поддержки спроса.
Хотя мировые дисбалансы и связанные с ними факторы уязвимости уменьшились, для их преодоления все еще требуются более решительные меры. Сейчас счета текущих операций США, зоны евро и Японии находятся в плохом состоянии, а реальные эффективные обменные курсы доллара, евро и иены сравнительно высокие, что обусловливает необходимость проведения последовательной налогово-бюджетной политики. И напротив, позиции многих стран Азии по сальдо счетов текущих операций в настоящее время очень прочны (что некстати), в то время как их обменные курсы слишком низки. Отчасти это обусловлено существующими искажениями, которые сдерживают потребление, но основной причиной является крупномасштабное накопление официальных валютных резервов.
В целом меры, направленные на уменьшение дисбалансов по счетам текущих операций, отвечают интересам соответствующих стран. Более значительная корректировка политики в странах с дефицитом баланса текущих операций и меры по повышению внутреннего спроса в странах с профицитом этого баланса будут способствовать не только усилению безопасности мировой экономики, но и более уверенному экономическому росту во всем мире. Эти
усилия необходимо дополнить структурными мерами, такими как реформы рынков труда и товаров, совершенствование управления и улучшение делового климата и меры по стимулированию частных пенсионных сбережений. Конкретный набор структурных мер различается между странами с дефицитом и профицитом баланса текущих операций, а также между странами с завышенным и заниженным обменными курсами национальной валюты.
И.Ю. Жилина
2012.02.007. ЕВРОПЕЙСКИЙ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.
Deutsche Konjunktur im Aufwind - Europäische Schuldenkrise schwellt weiter (Gemeinschaftsdiagnose Fruhjahr 2012) // IFO-Schnell-dienst. - München, 2012. - Jg. 65, N 8. - S. 3-13.
В обзоре, подготовленном в Институте экономических исследований в Мюнхене (Institut für Wirtschaftsforschung) (ФРГ), анализируется влияние кризиса задолженности на состояние и развитие мировой экономики.
В четвертом квартале 2011 г. мировая экономика значительно ослабла, хотя в США ВВП увеличивался быстрее, чем в предыдущем квартале. Но в Японии, Великобритании и в европейском экономическом пространстве (ЕЭП) производство снизилось. В то же время рост в большинстве стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) сохранялся. В начале 2012 г. общая экономическая активность, а также мировая торговля снова оживились.
Важной причиной замедления роста мировой экономики во второй половине 2011 г. были опасения эскалации кризиса государственной задолженности в ЕЭП и проблемы в европейском банковском секторе, которые могли повлечь за собой ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках. Однако в последние месяцы 2011 г. вероятность глобального ослабления мировой экономики значительно снизилась.
Факторами, способствовавшими снижению напряженности на финансовых рынках, являются: во-первых, очередное смягчение политики Европейского центрального банка (ЕЦБ), предложившего банкам долларовые кредиты на срок в три года и снизившего требования к внесению залога, что уменьшило риски банкротства банков; во-вторых, политика кризисных стран. Так, с конца 2011 г.