Научная статья на тему '2013. 04. 007. Антюшина Н. М. Германская социальная модель как теория и практика // социальная Европа в XXI веке / под ред. М. В. Каргаловой. – М. : весь мир, 2011. – 528 с. – С. 239–260'

2013. 04. 007. Антюшина Н. М. Германская социальная модель как теория и практика // социальная Европа в XXI веке / под ред. М. В. Каргаловой. – М. : весь мир, 2011. – 528 с. – С. 239–260 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / ОРДОЛИБЕРАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 007. Антюшина Н. М. Германская социальная модель как теория и практика // социальная Европа в XXI веке / под ред. М. В. Каргаловой. – М. : весь мир, 2011. – 528 с. – С. 239–260»

2013.04.007. АНТЮШИНА Н.М. ГЕРМАНСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Социальная Европа в XXI веке / Под ред. М.В. Каргаловой. - М.: Весь мир, 2011. - 528 с. -С.239-260.

Ключевые слова: германская социально-экономическая модель; теория социального государства; ордолиберализм.

Российский автор, ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН, описывает социальное государство в Германии как разновидность европейской социальной модели, имеющей мощную теоретическую базу.

В Германии, пишет автор, теории социального государства традиционно уделяется большое внимание. В основном это понятие рассматривается в рамках теорий социальной демократии, в которых от социального государства ожидаются два основных результата. Во-первых, это социальная справедливость, положение о которой закреплено в Конституции страны и которая предполагает справедливое распределение шансов и реальное обеспечение основных прав. Во-вторых, это экономическая эффективность его деятельности, предполагающая положительное мотивирующее воздействие справедливо организованного общества для своих граждан.

Нынешняя модель социального государства начала формироваться в Германии с последней трети XIX в., и процесс ее формирования пока не закончен. В сущности, она находится в состоянии приспособления к внутренним и внешним вызовам современного глобального мира. Именно в Германии возникло понимание того, что государство не должно выступать защитником слабых, а социальная благотворительность не принадлежит к его классическим задачам. В середине XIX в. немецкий правовед и экономист Лоренц фон Штейн ввел понятие «социальное государство», на теорию которого оказали существенное влияние философия Гегеля, французские социалистические доктрины, а также анализ развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Л. фон Штейн считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов. Его взгляды

разделял либеральный ученый Фридрих Науманн, представления которого об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным важным элементом раннего немецкого либерализма. Немецкий экономист Адольф Вагнер, будучи сторонником государственного и христианского социализма, предложил теорию радикального видения социального государства. Он считал, что буржуазное государство должно превратиться в государство культуры и всеобщего благоденствия с огосударствлением железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, а рабочий класс должен интегрироваться в государство и общество при отрицании политических и социальных революций.

Социальное государство в Германии и осуществляющаяся в нем социально-экономическая модель неразрывно связаны с рыночным хозяйством. Один из основоположников ордолиберальной Фрайбургской школы, представители которой разработали и обосновали концепцию свободного конкурентного рыночного хозяйства, Вальтер Ойкен считал, что эффективный социальный порядок заключается не в особой социальной помощи и не в социальном страховании, а в обеспечении государством таких условий, в которых каждый способен самостоятельно позаботиться о себе и своей семье. Он был убежден в том, что следует не корректировать результаты рынка сильной социальной политикой, а помогать тем, кто по определенным причинам «выпал» из сферы рыночных отношений или еще в нее не вошел. В. Ойкен справедливо указывал на то, что подлинно социальным и рыночным будет не тот хозяйственный порядок, в котором значительная часть ресурсов и доходов перераспределяется для социальных нужд в интересах большинства граждан, а тот, в котором минимально число людей, нуждающихся в социальной поддержке. Хотя послевоенное социальное рыночное хозяйство (СРХ) было построено не по ордолиберально-му эскизу Ойкена, оно впитало в себя многие его идеи, а его конституирующие принципы служили и служат критерием «правильности» для мер экономической политики.

Концепция СРХ, реализованная на практике Людвигом Эр-хардом, в значительной мере связана с именем Альфреда Мюллера-Армака, его соратника, который соединил свои социально-либеральные разработки и практическую деятельность по их воплоще-

нию. Именно он прибавил к рыночному хозяйству атрибут «социальное», внеся немалый вклад в осуществление известного немецкого «экономического чуда» 1950-х годов. Но А. Мюллер-Армак ответствен и за отступления от концепции конкурентного порядка, которые содействовали усилению тенденций государства благосостояния и последующему кризису СРХ.

В 1970-е годы он приблизился к позиции Фрайбургской школы, убедившись на практике в отрицательных последствиях для СРХ расширения вмешательства государства в его рыночные механизмы. Но наиболее существенный вклад в практическое становление социального рыночного порядка в Германии в первые два послевоенных десятилетия внес Людвиг Эрхард, который во многом учел положения нео- и ордолибералов (особенно социальные), хотя и не реализовал их теорию на практике. Ему удалось объединить сильную государственную политику хозяйственного порядка и сильную социальную политику, конкуренцию и социальную справедливость.

Самое главное преимущество «эрхардовской» модели социального рыночного хозяйства состоит в ее прагматизме и открытости, в ее способности реагировать на конкретные условия и видоизменяться во времени. За несколько десятилетий своего существования, несмотря на все внесенные в нее изменения (зачастую неэффективные и даже вредные), она сохранила свою институциональную структуру и способность к восприятию новаций, в том числе элементов других хозяйственных моделей.

Германская социально-экономическая модель характеризуется системным характером и взаимосвязью элементов, т.е. институциональной целостностью. Наряду со свойственной ей устойчивостью это позволяет модели на протяжении нескольких десятилетий отвечать на внутренние и внешние вызовы. Одновременно система социального рыночного хозяйства отличается достаточно высокой степенью жесткости, которая в силу упомянутой взаимозависимости элементов с существенными сложностями поддается совершенствованию и / или радикальному обновлению, что среди прочего сказывается на темпе и характере реформ, в первую очередь в социальной сфере.

К концу XX в. стало очевидно, что механизмы германской социально-экономической модели, которая во многом построена на

теории и принципах социального государства, сформировавшихся в конце XIX - начале XX в., в условиях постиндустриального общества и глобальной экономики теряют свою эффективность, а в определенных сферах даже перестают быть дееспособными. Современные социальные проблемы Германии усугубляются неспособностью существующего социально-экономического механизма адаптироваться к новым вызовам и давать на них адекватный ответ. Социальное государство в Германии в нынешних условиях превратилось в перераспределительную машину, которая негативно воздействует и на экономику (предпринимательскую среду), и на социальное благополучие своих граждан.

А.А. Али-заде

2013.04.008. АШУРИ М., БЕРНС К. КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ КОМАНДЫ: СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ. ASHOORI M., BURNS C. Team cognitive work analysis: Structure and control tasks // Journal of cognitive engineering and decision making. -2013. - Vol. 7, N 2. - P. 123-140. - D0I:10.1177/1555343412445577. -Mode of access: http://edm.sagepub.com/content/7Z2/123

Ключевые слова: когнитивный анализ деятельности; работа команды; анализ области работы; анализ задач управления; социально-технические системы; когнитивные модели; конструирование.

Авторы из Канады определяют современные сложные социально-технические системы как именно команды (бригады) операторов, формирующие среду многосторонних внутренних и внешних взаимодействий. По мнению авторов, эта рабочая среда современной системы-команды требует соответствующего анализа, в качестве методологии которого они привлекают известную методологию - когнитивный анализ деятельности (cognitive work analysis) и применяют ее к исследованию работы команды (teamwork). Используя эту свою версию когнитивного анализа деятельности (КАД) в виде когнитивного анализа работы команды (КАРК), авторы намерены выявить требования к специальным технологиям обеспечения успешного командного сотрудничества (team collaboration) (с. 123).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.