несомненную перспективу дальнейших изысканий в данной области» (с. 205)
А.М. Кузнецов
2013.04.005. ОРЛОВА О.В. ДИСКУРСИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МЕДИАКОНЦЕПТА: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / Том. гос. пед. ун-т. -Томск, 2012. - 353 с. - Библиогр.: с. 274-303.
В монографии исследуется динамика вербально-ментальных единиц современной коллективной лингвоконцептосферы (нефть, кризис, гласность и др.) в ее дискурсивно-стилистическом представлении. Рассматривается эволюция медиаконцептов, реализованных в текстах массовой информации и «имеющих разный жизненный цикл и миромоделирующий потенциал». На этой основе реконструируется соответствующий медийный фрагмент современной русской картины мира в ее региональных и социокультурных вариантах.
Работа включает в себя введение, пять глав (1) «Концепт "медиа" в дискурсивно-стилистическом аспекте»; 2) «Медиакон-цепт как лингвоментальный феномен: подходы к анализу и сущностные характеристики»; 3) «Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцептов на разных стадиях жизненного цикла»; 4) «Миромоделирующий потенциал медиаконцепта "нефть" в региональном медиадискурсе»; 5) «Концепт "нефть" в русском поэтическом дискурсе»),
В начале автор предпринимает попытку разобраться с важной проблемой, имеющей прямое отношение к обозначенной выше теме дискурсивно-стилистической эволюции концепта, а именно -к определению собственной позиции по отношению к одной из дискуссионных проблем функциональной лингвистики - проблеме соотношения и дифференциации понятий «функциональный стиль» и «дискурс». По мнению автора, один из возможных путей решения данной проблемы находится на пересечении традиционной и новой теорий современной стилистики и лингвистической семантики: функциональной стилистики и лингвосинергетики с ее адаптацией концепции диссипативных систем к феномену языка / речи.
Считая функциональный стиль и дискурс явлениями разнопорядковыми, автор отстаивает их сущностную обусловленность различными системами манифестации языка / речи.
Функциональные стили в соответствии с определяющими их экстралингвистическими факторами регламентируют общие регулярные и типизированные правила отбора и организации языковых единиц в речевых произведениях и принципы их стилистического устройства. Вследствие этого классификация функциональных стилей обнаруживает единство своих оснований, имеет довольно устойчивую структуру и относительно закрытый характер.
Дискурсы объединяют речевые произведения на основе любых и разнообразных лингвистических и преимущественно экстралингвистических факторов. Вследствие этого единая упорядоченная классификация дискурсов вряд ли возможна, однако существует неограниченное множество дискурсивных таксономий, отталкивающихся от различных параметров и оснований.
Текст как универсальная форма коммуникации обладает и стилистической, и дискурсивной маркированностью. Однако в ряду текстовых дистрибуций (например, научный полемический диалог) лишь одна выполняет функцию и стилистической, и дискурсивной, остальные - дискурсивные. Наиболее эффективным в комплексном филологическом анализе текста и репрезентированных в нем ментальных конструктов считается исследование его стилистических и дискурсивных характристик в рамках единого дискурсивно-стилис-тического подхода.
Соответственно, можно говорить о стиле текстов СМИ, множестве дискурсов, объединяющих медиатексты по самым различным основаниям. По отношению к стилю текстов СМИ в настоящее время наряду с определением «публицистический» полноправно употребляются иные атрибуции - «медийный», «массмедийный» и др. Это обусловлено сменой конструктивно-стилевого вектора данного стиля с публицистического на медийный, предполагающий принципиальную диалогичность и полилогичность, расширение тематического и оценочного спектра, поливариативность реализации принципа чередования и экспрессии и развитие медиаконцептов как ключевых когнитивных доминант медиасферы.
В настоящее время концепт «медиа» претерпевает интенсивную дискурсивно-стилистическую эволюцию, перейдя из стадии
зарождения в стадию развития и роста, а также мигрируя в иные дискурсивные среды, преимущественно в научную, профессиональную и педагогическую. Это свидетельствует о сильном миро-моделирующем потенциале данного концепта, прогнозируется его достаточно долгий жизненный цикл и укоренение в современной культуре в качестве одной из ее ментальных констант.
Во второй главе помимо прочего говорится о том, что среди существующих в лингвоконцептологии направлений концептуального анализа (когнитивно-дискурсивный, лингвокультурологиче-ский, когнитивно-стилистический) для изучения дискурсивно-сти-листически маркированных концептов, функционирующих в определенном дискурсивном пространстве, особенно актуален динамический подход. К числу дискурсивно-стилистически маркированных концептов, отличных от концептов культуры с их относительно жесткой дискурсивной приуроченностью и эволюционной подвижностью, наряду с художественными, научными и другими разновидностями относятся медиаконцепты.
Являясь, в отличие от идеологем, основными когнитивно-дискурсивными универсалиями демократической прессы, данные вербально-ментальные феномены, эволюционируя в дискурсивном континууме, характеризуются определенным жизненным циклом (стадиальной траекторией развития от зарождения до затухания или закрепления в культуре в статусе ее константы) и миромодели-рующим потенциалом (способностью к обогащению семантической матрицы концепта новыми семантико-интерпретационными потенциями).
Универсальный закон дискурсивно-стилистической эволюции концепта - закон семантико-аксиологического маятника, амплитуда и мощность колебаний которого определяют длительность жизненного цикла и силу миромоделирующего потенциала концепта.
Кроме того, важными детерминантами семантического развертывания концепта в медиатексте становятся такие катализаторы маятникового эффекта, как мощность концептуального напряжения концепта, разветвленность древа векторов его ассоциативно-смыслового развертывания, способность к генерации и генерализации смыслов, аксиологическая поливалентность. Сила миромодели-рующего потенциала значительно увеличивается с появлением у
медиаконцепта субкультурных и региональных модификаций, с его участием в междискурсивном взаимодействии и миграцией в иные немедийные дискурсивные практики.
Кроме того, важным фактором формирования и развития ме-диаконцепта является фактор прототипический. Вербальный и культурный прототипы концепта, актуализируя информационные рефлексы «памяти слова» и «памяти понятия» в коллективном языковом сознании, обеспечивают комфортное вхождение медиакон-цепта в ментальный лексикон современника и служат основой его ассоциативно-смыслового развертывания в медиадискурсе.
По типу лингвокультурной укорененности прототипической семантики выделяются медиаконцепты со стабильным культурным прототипом (их ядерный контент актуален в относительно продолжительный период) и медиаконцепты с «плавающим» прототипом (они то актуализируются, то затухают в зависимости от социокультурной востребованности). Однако оба типа медиаконцептов обладают потенциальными возможностями долгого и интенсивного дискурсивного развития вплоть до закрепления в культуре.
Анализ медиаконцептов, находящихся на разных стадиях жизненного цикла («нано» - на стадии зарождения и роста, «гласность» - на стадии затухания, «нефть» - на стадии культурной стабилизации), подтвердил действие закона семантико-аксиологичес-кого маятника в процессе дискурсивно-стилистической эволюции концепта.
В фазе зарождения медиаконцепт обнаруживает характеристики актуальных слов текущего момента: чрезвычайную частотность, высокую семантическую и деривационную активность, повышенную текстогенность и рефлексивность. Именно концентрированная и многообразная рефлексия медиарайтеров служит мощным стимулом эволюционной динамики медиаконцепта.
В процессе интенсивного семантического развития в медиа-сфере концепт активно наращивает корпус метязыковых комментариев, постепенно совершенствуя и усложняя типы метаязыковой рефлексии (от метаязыковой дефиниции и метаязыкового комментария до метаязыковой интерпретации и парапрофессиональной рефлексии), а также расширяя аксиологический спектр от одновалентной (в случае «нано» - положительной) оценки до возникновения по причине столкновения вокруг концепта разнополярных
оценок «сгустков проблемности». В данном случае наблюдается социально обусловленная рефлексивность.
Когда же к социально обусловленной рефлексивности присоединяется рефлексивность культурно обусловленная, наблюдается процесс постепенного перехода медийного концепта в статус концепта культуры. Яркий признак этого процесса - включение концепта в прецедентные тексты, особенно - прецедентные тексты эстетической природы. Эти тексты, функционируя в медийной (в частности - сетевой) дискурсивной среде, способствуют насыщению интерпретационного поля концепта новыми социальными, философскими и эстетическими семантическими обертонами.
Анализ ассоциативно-смыслового развертывания прецедентного высказывания «Вечность пахнет нефтью» (строка культовой песни, рок-поэта Е. Летова) в интернет-дискурсе показал, что качественному прогрессу повторямости прецедента - от пассивной к активной - сопутствует рост рефлексивности и культурной маркированности концепта. Таким образом, инкорпорированный в прецедентный текст медиаконцепт развивается в дискурсивном пространстве посредством интерпретационно-рефлексивных комментариев и толкований вплоть до философских, художественных и паралитературных, свидетельствующих о стабилизации концепта в культурном тезаурусе современника.
Потухшие и затухающие концепты, напротив, демонстрируют количественную и качественную редукцию рефлексивных возможностей и аксиологического спектра. Затухание концепта «гласность» объясняется его неспособностью эволюционировать из состояния идеологемы в формат медиаконцепта. Этому понятию не удалось аккумулировать вокруг себя концептуальное напряжение, увеличить градус конфликтности и проблемности, создать альтернативные полюса интерпретативной активности, что повлекло за собой минимизацию маятникового эффекта и постепенное затухание как результат дискурсивно-стилистической эволюции концепта.
В четвертой главе исследуется специфика миромоделирую-щего потенциала медиаконцепта «нефть» как регионально маркированного концепта в его трех вариантах: в региональных городских томских СМИ, в дискурсе районной газеты сельской территории, ставшей нефтедобывающей, и в языковом коллективном сознании жителей города нефтяников.
В частности, при анализе ассоциативно-смыслового развертывания концепта «нефть» в томском медиапотоке 2000-х годов отмечается «значительная трансформация идентификационных структур концепта, обеспечивающих целостность и диалектическую амбивалентность регионального самосознания, поиск оптимальных для томской семиосферы способов ментальной самоидентификации. И если на одном полюсе региональной саморефлексии лежит по-советски гипертрофированный оптимистический пафос, то на другом - близкий к пессимистическому скепсис по поводу будущности "сырьевого придатка", а между этими полюсами находится целый спектр аксиологически и мотивационно разновалент-ных позиций» (с. 207).
В заключительной главе прослеживается формирование концепта «нефть» как художественной универсалии. Рассматривается его воплощение в русском поэтическом дискурсе от первых эпизодических включений анализируемого образа в лексическую структуру лирического текста до произведений 2010-х годов.
В результате автор приходит к заключению: «Развиваясь от косвенного и периферийного поэтического образа, нефть в художественном дискурсе эволюционировала в результате медийной актуализации в семантически и эстетически полноценный художественный концепт. Будучи глобальным символом современной эпохи, нефть в настоящее время приобрела все основные характеристики ключевой константы современной культуры» (с. 263)
А.М. Кузнецов
2013.04.006. ШЕИНА ИМ. ЕДИНИЦЫ И СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В ДЕЛОВОМ ПИСЬМЕ / Рязан. гос. ун-т им С.А. Есенина. - Рязань, 2012. - 339 с. - Библиогр.: с. 312-339.
Предметом исследования в данной работе избраны проблемы упорядочения языкового и внеязыкового опыта (как результат взаимодействия механизмов, участвующих в формировании языковой и концептуальной картин мира), определения критериев зависимости структуры текста, созданного в условиях официально-деловой коммуникативной ситуации, от дискурсивных характеристик жанра, а также проблемы выявления особенностей функционирования единиц и способов концептуализации, обеспечивающих