случае, когда различные заинтересованные стороны осознают границы своей компетенции, институты государственной власти консолидированы, конкуренция снижена, общие цели определены и их достижению оказывается содействие. Несмотря на централизованную государственную экологическую политику, проводимую в Восточной Африке, проект ПАДЕЛИА, где процесс принятия решения предполагает наличие нескольких заинтересованных сторон, символизирует новый региональный подход экологического со-управления.
В заключение автор подчеркивает, что региональные подходы к совместному экологическому управлению могут работать, но, возможно, они не будут столь эффективны, как того от них ожидают. Очевидно, что международные организации сыграли существенную роль, оказывая поддержку региональному экологическому управлению. Без финансов, выделенных в рамках проекта ПАДЕ-ЛИА, такая совместная экологическая инициатива была бы невозможна. Однако возникает много вопросов в связи с природоохранными законодательствами стран Восточной Африки, которые неодинаково и недостаточно развиты и преследуют узкие национальные интересы. Предстоит разобраться в том, какое влияние оказывает общая политическая обстановка в регионе на перспективы сотрудничества государственных и негосударственных заинтересованных сторон в структурировании регионального развития. Очевидно, что существуют плюсы и минусы влияния государства на совместный подход к экологическому управлению.
С.Б. Полунин
2013.03.029. ТРЕННЕПОЛ Н. БРАЗИЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ. TRENNEPOHL N. Brazil's policy on climate change: Recent legislation and challenges to implementation // Carbon and climate law rev. - B., 2010. - Vol. 4, N 3. - P. 271-277.
Наташа Треннепол - адвокат и консультант по экологическим вопросам в Бразилии, соискатель факультета права Университета Гумбольдта в Берлине (ФРГ) - указывает на то, что Бразилия существенно изменила свою политику в отношении сокращения
эмиссии парниковых газов и достигла значительного прогресса в области охраны климата.
В статье рассматривается правовая база бразильской политики в области производства и потребления энергии и сокращения эмиссии парниковых газов, включая последние изменения законодательства, а также механизмы ее проведения. Закон о климате 2009 г. привлек большое внимание прессы и специалистов в области охраны окружающей среды. Он установил новый подход к смягчению климатических изменений, стал правовой основой для выполнения международных обязательств по сокращению эмиссии парниковых газов, принятых на 15-й конференции государств -участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата (иОТССС) в Копенгагене (СОР-15).
Ранее Бразилия настаивала на том, что она, как и иные развивающиеся страны, должна получать финансовую помощь для смягчения климатических изменений. Однако во время конференции в Копенгагене президент Бразилии не только заявил о намерении сократить эмиссию парниковых газов, но и выразил готовность в случае необходимости финансово поддержать развивающиеся страны. Бразилия также играла активную роль при принятия итогового соглашения конференции в Копенгагене (Сopenhagen Ассогф.
В 2009 г. внутригосударственное энергоснабжение в Бразилии достигло 243 млн ТОЕ1, что представляет собой 2% мировой энергии. 47,2% этой энергии производятся из возобновляемых источников: 32% - из биомассы и 15,2% - энергия воды.
Такое положение дел является результатом действия ряда программ, направленных на сокращение эмиссии парниковых газов, важнейшими из которых являются Программа стимулирования использования альтернативных источников электроэнергии (РЯОЮТА) и Биодизельная программа, принятые в 2004 г. Первая предполагала предоставление субсидий и иной помощи для сооружения 144 электростанций, 63 из которых являются небольшими гидроэлектростанциями, 54 - ветровыми и 27 - электростанциями, использующими биомассу.
1 Единица ТОЕ соответствует количеству энергии, полученному от сжигания одной тонны нефти, и используется для подсчета объема энергетического производства и потребления.
Биодизельная программа была направлена на стимулирование использования биодизельного топлива. Бразилия проводила исследования в данной сфере с 1980 г. и разрабатывала пути использования биодизеля в качестве альтернативного источника энергии. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что Бразилия импортирует 10% потребляемого дизеля, увеличение производства биодизеля имеет важное экономическое значение.
Бразилия представила Национальный план по климатическим изменениям на 14-й конференции государств - участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата 2008 г. (СОР-14). Указанный план разделен на четыре части: возможности для смягчения климатических изменений; уязвимые сферы, негативное влияние и адаптация; исследования и развитие; наращивание энергетического потенциала. Несмотря на то что план был подвергнут общественной критике из-за отсутствия мер по сокращению эмиссии парниковых газов, он содержит специальные экономические и правовые инструменты, гарантирующие реализацию запланированных действий. Наиболее важным инструментом является Механизм чистого развития (Clean Development Mechanism), который способен поддержать устойчивое развитие государства.
Сразу же после Конференции в Копенгагене президент Бразилии подписал Закон № 12.187 от 12 декабря 2009 г., который установил принципы, задачи и инструменты национальной политики в области климатических изменений, в том числе сокращение эмиссии парниковых газов. В Закон были включены обязательства, перечисленные в итоговом соглашении Конференции в Копенгагене, в частности по международному сотрудничеству и финансированию; повышению квалификации и обмену технологиями. Следуя итоговому соглашению, Закон определил, что национальная политика в области климатических изменений должна также быть нацелена на поддержку экономического развития, искоренение бедности и сглаживание социального неравенства.
В Законе перечислены 18 инструментов для достижения заявленных целей, в частности:
- планы действий по предотвращению и контролю обезлесения;
- налоговые меры, такие как дифференцированные налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов, а также предостав-
ление кредитов как публичными, так и частными учреждениями в целях поощрения сокращения эмиссии парниковых газов;
- установление преференций на публичных тендерах для проектов, которые предполагают наиболее эффективные меры по сохранению природных ресурсов, сокращению эмиссии парниковых газов и т. п.;
- установление механизмов контроля эмиссии парниковых газов, а также разработка стандартов охраны окружающей среды и др.
Существует ряд трудностей, которые необходимо преодолеть для достижения заявленных целей. В частности, требуется разработка комплексного прогноза до 2020 г., который позволил бы установить сценарии ведения бизнеса с учетом сокращения эмиссии парниковых газов. Для этого необходим детализированный подзаконный акт, касающийся отдельных секторов экономики, в котором должны быть закреплены конкретные меры в области энергетики, сельского хозяйства, транспорта, добычи полезных ископаемых, здравоохранения, химической индустрии, строительства, бумажной индустрии и т. д.
Что касается финансирования запланированных мероприятий, то первым шагом стало создание Национального фонда по климатическим изменениям для поддержки исследовательской и практической деятельности. Однако Закон устанавливает перечень источников доходов Фонда слишком расплывчато, называя в их числе взносы от национальных и международных организаций, займы, поступления из федерального бюджета. Тем не менее предусмотрено, что Фонду должны перечисляться 60% от суммы, получаемой Министерством экологии от эксплуатации месторождений нефти.
Важнейшую роль в смягчении климатических изменений играют меры, направленные против вырубки бразильских лесов, в особенности в районе реки Амазонки. Для финансирования указанных мер создан специальный фонд Амазонки, которому перечислено 110 млн. долл. от норвежского правительства. Предполагается, что ежегодные пожертвования от Норвегии будут продолжаться до 2015 г.
Для успешного осуществления национальной политики в области климатических изменений требуется установление четких правовых норм, регулирующих деятельность указанного рынка.
Правовая неопределенность в данной сфере ограничивает внутригосударственные и иностранные инвестиции в новые проекты и технологии.
Н. Треннепол убеждена в том, что, хотя бразильскому правительству еще предстоит проделать существенный объем работы для достижения поставленных целей, страна достигла существенных успехов в области охраны климата.
И.И. Нагорная