Научная статья на тему '2013.03.018. МОТЫКА Г. ОТ «ВОЛЫНСКОЙ РЕЗНИ» ДО АКЦИИ «ВИСЛА»: ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ 1943–1947 ГГ. MOTYKA G. OD RZEZI WOłYńSKIEJ DO AKCJI WISłA: KONFLIKT POLSKO-UKRAIńSKI 1943–1947. – KRAKóW: WYDAW. LITERACKIE, 2011. – 521 S'

2013.03.018. МОТЫКА Г. ОТ «ВОЛЫНСКОЙ РЕЗНИ» ДО АКЦИИ «ВИСЛА»: ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ 1943–1947 ГГ. MOTYKA G. OD RZEZI WOłYńSKIEJ DO AKCJI WISłA: KONFLIKT POLSKO-UKRAIńSKI 1943–1947. – KRAKóW: WYDAW. LITERACKIE, 2011. – 521 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1352
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОУН / С. БАНДЕРА / УПА / «ВОЛЫНСКАЯ РЕЗНЯ» / ОПЕРАЦИЯ «ВИСЛА»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.03.018. МОТЫКА Г. ОТ «ВОЛЫНСКОЙ РЕЗНИ» ДО АКЦИИ «ВИСЛА»: ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ 1943–1947 ГГ. MOTYKA G. OD RZEZI WOłYńSKIEJ DO AKCJI WISłA: KONFLIKT POLSKO-UKRAIńSKI 1943–1947. – KRAKóW: WYDAW. LITERACKIE, 2011. – 521 S»

4. Матерский В. 1920-1930-е годы в истории советско-польских отношений // Белые пятна - черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 103-126.

5. Мацкевич С. Политика Бека. - М.: Издатель Степаненко, 2010. - 218 с.

6. Мельтюхов М.И. 17 сентября 1939. Советско-польские конфликты 1918-1939. -М.: Вече, 2009. - 624 с.

7. Ревякин А.В. 1920-1930-е годы в истории советско-польских отношений // Белые пятна - черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 74-102.

8. Случ С.З. Политика Германии и СССР в отношении Польши, (октябрь 1938 г. -август 1939 г.) // Международный кризис 1939 года в трактовках российских и польских историков. - М.: Аспект Пресс, 2009. - С. 309-348.

9. Gmurczyk-Wronska M. Negocjacje polsko-sowieckie o pakt o nieagresji w roku 1927 i w latach 1931-1932 // Dzieje najnowsze. - Wroclaw etc., 2012. - R. 44, N 3. - S. 21-51.

10. Kaminski M.K. Czechoslowackie i sowieckie reakcje na polsko-niemieckq deklara-cje o niestosowaniu przemocy z 26. I. 1934 r. // Ibid. - S. 53-59.

11. Kornat M. Zrozumiec system wersalski, czyli o genezie II wojny swiatowej // Dzieje najnowsze. - W-wa, 2009. - R. 41, N 3. - S. 7-11.

2013.03.018. МОТЫКА Г. ОТ «ВОЛЫНСКОЙ РЕЗНИ» ДО АКЦИИ «ВИСЛА»: ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ 19431947 гг.

MOTYKA G. Od rzezi Wolynskiej do akcji Wisla: Konflikt polsko-ukrainski 1943-1947. - Krakow: Wydaw. Literackie, 2011. - 521 s.

Ключевые слова: польско-украинские отношения; ОУН; С. Бандера; УПА; «волынскаярезня»; операция «Висла».

Монография известного польского историка, профессора Института политических исследований ПАН и Ягеллонского университета, д-ра Г. Мотыки посвящена польско-украинскому конфликту 1943-1947 гг. Ее источниковую базу составили неопубликованные материалы польских, белорусских и украинских архивов (Архив новых актов в Варшаве, Государственный архив Службы безопасности Украины, Национальный архив Республики Беларусь, Центральный государственный архив высших органов власти Украины, Центральный государственный архив общественных организаций Украины и др.), опубликованные официальные документы и мемуарная литература. Автор пишет, что в историческом сознании польского народа еще свежа память «о массовых убийствах поляков на Волыни и в Восточной Галиции, совершенных банде-

ровской фракцией Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армией» (с. 5). Для украинской стороны трагическим опытом стала операция «Висла», т.е. насильственное выселение украинцев из юго-восточных районов Польши в 1947 г. и расселение их на западных польских землях с целью быстрой ассимиляции. Эти проблемы особенно тщательно исследовались украинскими и польскими историками последние 20 лет, издавались сборники документов и монографии.

Книга Г. Мотыки состоит из предисловия, 28 глав и избранной библиографии. Автор начинает свое исследование с предыстории конфликта. 1 ноября 1918 г. была создана Западно-Украинская народная республика (ЗУНР), столицей которой стал Львов, населенный преимущественно поляками. Последние не пожелали стать гражданами нового государства и мечтали о свободной Польше, включающей в себя Западную Украину. С самого начала существования ЗУНР на ее территории создавались польские военизированные группы, которые принимали участие в уличных боях с украинцами. Уже 22 ноября из-за сопротивления поляков и нехватки провианта украинские войска вынуждены были покинуть Львов. Автор отмечает, что это стало началом «польско-западноукраинской» войны (с. 11). До марта 1919 г. Украинская галицийская армия трижды предпринимала попытки захватить Львов, но терпела поражения. Полякам же не удавалось включить Восточную Галицию в Польское государство, поскольку западные державы, прежде всего Англия и Франция, не давали на это согласие. В то время Львов в этническом отношении был польским городом, но в целом в Восточной Галиции преобладали украинцы. В связи с этим поляки начали полонизировать «кресы», опасаясь проведения плебисцита в Восточной Галиции, выиграть который у них не было шансов. Им удалось добиться разделения данного региона на четыре воеводства (Краковское, Львовское, Тернопольское и Станиславов-ское) и отодвинуть их границы на запад таким образом, чтобы в этническом составе населения увеличилась доля поляков. Так в составе Львовского воеводства оказались Жешовский, Кольбушов-ский, Кросненьский и Тарнобжеский поветы, населенные главным образом поляками.

Подобные действия вызывали сопротивление большинства украинцев. Они не признавали польское независимое государство и

совершали террористические акты в Галиции. Так, например, 25 ноября 1921 г. во Львове было совершено неудачное покушение на маршала Ю. Пилсудского. Украинцы действовали и в эмиграции. В 1929 г. в Вене была создана Организация украинских националистов (ОУН), целью которой было создание Украинской самостийной соборной державы (УССД) из всех этнически украинских земель. Поэтому ОУН боролась со всеми государствами-«захватчи-ками». В основе курса этой организации лежала идея «перманентной революции», в результате которой захватчики должны были уйти с украинских земель. Украинцев готовили к революции путем пропаганды, а также организации саботажа и террористических актов. Деятели ОУН были против компромисса с поляками по национальной проблеме, так как опасались ассимиляции. В 1933 г. главой подразделений ОУН в Польше стал С. Бандера, бескомпромиссный деятель, уделявший особое внимание военной подготовке. Руководимые им националисты в 1934 г. убили директора украинского лицея И. Бабия и министра внутренних дел Польши Б. Пе-рацкого. В результате слежки за ОУН были произведены массовые аресты, коснувшиеся и руководителей организации. С. Бандера «был приговорен к смертной казни, замененной впоследствии на пожизненное заключение» (с. 33).

В последующие годы поляки постоянно испытывали «ощущение угрозы» со стороны украинцев, несмотря на многочисленные смешанные браки и хорошие отношения поляков с соседями украинской национальности. В сознании поляков «хорошие соседи» были русинами, а украинцами считались те, кто выступал против польской государственности. К началу Второй мировой войны польско-украинские отношения достигли пика напряженности. Теперь из-за антипольских позиций «большинства украинских партий, террористической деятельности ОУН и связей этой организации с Германией поляки довольно часто даже в знакомых украинцах видели врагов Польши» (с. 39).

Напряженность в международных отношениях лета 1939 г. свидетельствовала о возможном начале войны. Советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. вызвал настороженность украинцев, так как они понимали, что СССР никогда не даст согласие на восстановление западноукраинской государственности. 1 сентября Германия напала на Польшу. А в ночь с 1 на 2 сентября

в рамках кампании по борьбе с антигосударственными элементами польские власти арестовали несколько тысяч украинцев. Однако через несколько дней из-за неблагоприятной ситуации на фронте их начали выпускать на свободу. Из тюрем вышли также люди, заключенные в них еще до начала войны по политическим мотивам, в том числе и С. Бандера. После падения Польши осенью 1939 г. с украинцами боролось «польское подземелье». В 1942 г. на Волыни уже действовали подразделения Армии Крайовой, а в Восточной Галиции была сформирована особая территория под контролем львовского отделения Армии Крайовой, которая состояла из трех округов - Львовского, Станиславовского и Тернопольского. Численность польских солдат на украинских землях была велика. По данным на 1944 г., только в 27-й волынской пехотной дивизии было около 7 тыс. солдат, а в целом в Восточной Галиции насчитывалось 26 780 польских военных (с. 77). В польских планах украинцы рассматривались, и небезосновательно, как потенциальный, серьезный противник. Автор пишет, что в 1942 г. украинские силы значительно превосходили польские и, возможно, выиграли бы борьбу за Львов (с. 78). Поляки же готовили масштабное восстание в Восточной Галиции с целью удержать земли, которые считали своими. В январе 1943 г. польское командование ограничило территорию восстания до Львова и его окрестностей, поскольку считало, что только там у поляков есть шанс победить. Но украинцы опередили поляков, разработав план по их «удалению» из Галиции.

Начальный этап антипольской акции на Волыни автор относит к марту - июню 1943 г. (с. 109). «Антипольская акция» - название операции бандеровцев против поляков, придуманное украинцами. Зимой 1943 г. значительно выросло количество убийств поляков и их семей. К весне 1943 г. была образована Украинская повстанческая армия (УПА). В марте в Дедеркалах, Потуторове, Садках, Боложувце, Сураже и Антоновцах украинцы убили 64 поляка. 3 марта члены УПА сожгли село Лопатек с 30 жителями. 7 марта из деревни Тараз было похищено и убито несколько польских детей. Украинские полицейские уничтожили также ряд польских семей, имевших связи с гестапо. Поляки, опасаясь за свои жизни, начали выезжать в города под охраной немцев или в сопровождении советских партизан. Позднее они стали организовывать отряды самообороны. В ночь с 18 на 19 марта одному из таких отрядов удалось

отразить нападение украинцев на деревню Липники (с. 111). Столкновения украинцев и поляков продолжались на протяжении нескольких месяцев. Самая кровавая атака УПА была совершена в Костопольском повете на Яновую Долину (апрель 1943 г.).

Автор полагает, что апогей «волынской резни» наступил в июле 1943 г. 11 июля отряды УПА по разработанному заранее плану атаковали 96 сел и деревень в Гороховском и Владимирском поветах, и три села - в Ковельском. На следующий день были атакованы еще 50 населенных пунктов (с. 138). Нападения продолжались и в последующие дни, в том числе и в августе. Так, в ночь с 29 на 30 августа в селе Конты члены УПА убили от 180 до 213 жителей. Следующей была деревня Янковцы, в которой погибли порядка 87 поляков (с. 146). Г. Мотыка приводит данные исследователей В. и Э. Семашко, которые полагают, что в июле - августе 1943 г. украинцы атаковали около 800 польских сел и деревень, убив почти 200 000 поляков (с. 149).

На 1943-1944 гг. пришлась так называемая «галицийская резня». Данная антипольская акция началась с серии единичных убийств поляков в Восточной Галиции в середине 1943 г. Среди убитых были инструктор фабрики, начальник почты, почтальон, учитель. Позднее убийства приобрели массовый характер. Так, например, в конце 1943 г. отряд УПА напал на деревню Нетреба, погибло 70 поляков. В мае 1944 г. львовская греко-католическая ар-хидецезия потеряла 32 священника, а лесная служба лишилась большого количества лесников (с. 231).

В 1943-1944 гг. случился также польско-украинский конфликт в Люблинском регионе. Данный регион благодаря своему периферийному положению, а также расположению на пересечении различных путей, был идеальным местом для реализации плана окончательного урегулирования конфликта между поляками и украинцами. 17 марта 1942 г. в Люблине началась акция «Рай-нхардт» - массовые убийства евреев в созданном немцами генерал-губернаторстве с центром в Кракове. Однако большую часть населения региона составляли поляки. По данным на 1931 г., в Люблинском регионе проживало также 208 400 православных, главным образом украинцев. В 1942 г. украинцы пострадали от немецких репрессий, которые считали результатом польских провокаций. Опасения украинцев по поводу неправомерных действий поляков

были оправданными: с января 1943 г. польские партизанские отряды приступили к уничтожению украинских солтысов, агрономов, профоргов Украинского комитета помощи. В глазах поляков украинцы были грабителями и коллаборационистами. Самым трудным было положение украинцев в Билгорайском повете, где поляки постоянно нападали на их дворы, забирая имущество, уводя коней, иногда калеча или убивая хозяев. Украинцы же в ответ захватывали польские хозяйства. Кроме того, поляков убивали украинские полицейские. Так, в июле 1943 г. в Скоморохах было убито более десятка поляков (с. 280).

К 1947 г. поляки подготовили масштабный ответ на украинские антипольские акции. Решение о начале операции «Висла» было принято 29 марта 1947 г. на особом заседании Политбюро ППР (Польской рабочей партии). Более конкретный план действий был представлен 16 апреля. Изначально акция носила название «Восток». Но уже 17 апреля она была переименована в «Вислу» в пропагандистских целях - поляки считали, что такое название дает шансы на успех в борьбе с УПА (с. 422). К выполнению задания была привлечена оперативная группа «Висла» во главе с генералом С. Моссором. В состав группы вошло пять дивизий пехоты и одна дивизия Корпуса внутренней безопасности общей численностью 21 тыс. человек А силы УПА в Польше насчитывали в то время 1400-1500 партизан (с. 423). Акция «Висла» осуществлялась следующим образом: польские войска брали деревню «в кольцо», после чего жителям сообщалось об их переселении. Людям давалось несколько часов на сбор самых необходимых и ценных вещей. Затем под эскортом солдат их отправляли на сборные пункты, которыми часто являлись пастбища, окруженные колючей проволокой и охраняемые военными. Так производилась «селекция» украинцев, в результате которой выявлялись «антигосударственные элементы» (их сразу арестовывали). Остальные украинцы заносились в списки переселенцев, вербовалась агентура. Переселенцы отправлялись в новые места жительства, где подвергались польской ассимиляции. Вместе с украинцами выселялись и не устраивавшие коммунистические власти поляки. Только в окрестностях Пшемыс-ля (Перемышля) пострадали несколько десятков польских семей (с. 428).

Акция «Висла» завершилась 31 июля 1947 г. В ее ходе было переселено свыше 140 тыс. человек. Большая часть переселенцев украинской национальности «не имела никакого отношения к деятельности УПА...» (с. 432). Автор отмечает, что в целом количество украинских жертв времен «волынской резни» и акции «Висла» составляет 10-15% от общих потерь польской стороны (с. 457). Тем не менее ответные акции поляков нельзя оправдать, поскольку они коснулись в том числе «невиновных и безоружных лиц» (с. 457-458).

В современных польско-украинских спорах о прошлом «волынская резня» и акция «Висла» остаются животрепещущими проблемами. Украинские историки охотно говорят о причинах резни, которыми считают несправедливую национальную политику Польской Республики, а также нежелание «польского подполья» принять во внимание стремление украинцев к независимости. Польские историки причиной действий ОУН и УПА считают идеологию интегрального национализма, на основе которой планировалось создание этнического украинского государства. А антипольские акции на Волыни и в Восточной Галиции были направлены на распространение этой идеологии. Конец этому братоубийству, по мнению польских историков, принесла лишь акция «Висла» - «совершенно оправданная и справедливая» (с. 464). Г. Мотыка полагает, что правом украинцев является уважение памяти тех людей, которые «вели бой за свободу своей Отчизны» (с. 468). В то же время он задается другим вопросом, который оставляет без ответа, -является ли справедливым в борьбе за независимость любой метод борьбы? По мнению автора, поляки имеют право и даже «моральную обязанность чтить жертв "волынской" и "галицийской резни"» (с. 468). Г. Мотыка завершает книгу напоминанием, что нельзя забывать «о тех ужасных событиях, которые были уделом поляков» (там же).

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.