Научная статья на тему '2013.03.006. РАСТУИН Ж.-Л., ГЕРСИ Ж. БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ: ПРОГНОЗ ДО 2050 Г. RASTOIN J.-L., GHERSI G. L’AVENIR DU SYSTèME ALIMENTAIRE MONDIAL: UN ESSAI DE PROSPECTIVE à L’HORIZON 2050 // FUTURIBLES. – P., 2012. – N 388. – P. 5–24'

2013.03.006. РАСТУИН Ж.-Л., ГЕРСИ Ж. БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ: ПРОГНОЗ ДО 2050 Г. RASTOIN J.-L., GHERSI G. L’AVENIR DU SYSTèME ALIMENTAIRE MONDIAL: UN ESSAI DE PROSPECTIVE à L’HORIZON 2050 // FUTURIBLES. – P., 2012. – N 388. – P. 5–24 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.03.006. РАСТУИН Ж.-Л., ГЕРСИ Ж. БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ: ПРОГНОЗ ДО 2050 Г. RASTOIN J.-L., GHERSI G. L’AVENIR DU SYSTèME ALIMENTAIRE MONDIAL: UN ESSAI DE PROSPECTIVE à L’HORIZON 2050 // FUTURIBLES. – P., 2012. – N 388. – P. 5–24»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

2013.03.006. РАСТУИН Ж.-Л., ГЕРСИ Ж. БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ: ПРОГНОЗ ДО 2050 г. RASTOIN J.-L., GHERSI G. L'avenir du système alimentaire mondial: Un essai de prospective à l'horizon 2050 // Futuribles. - P., 2012. -N 388. - P. 5-24.

В статье французских экономистов рассматриваются современное состояние мировой продовольственной системы и возможные сценарии ее развития до 2050 г.

В настоящее время в области потребления и производства продуктов питания широкое распространение получила индустриальная модель при параллельном росте удельного веса услуг в агропромышленной сфере. Так, во Франции конечная цена продукта питания складывается следующим образом: 20% издержек приходится на сельское хозяйство, 35 - на энергетику и отрасли, поставляющие товары и услуги, необходимые агропромышленному комплексу, 45% - на третичный сектор (главным образом на логистику и транспортное сообщение) (с. 7).

Ключевыми элементами современной агропромышленной модели с высокой долей сферы услуг (modèle agro-industriel tertiarisé, MAIT) являются система распределения и ведущие продовольственные компании. По мнению экспертов, годовой доход на душу населения в 5 тыс. долл. является отправной точкой для массового потребления «индустриализированных продуктов», продаваемых в супермаркетах. Опираясь на этот критерий, можно под-

считать, что сегодня МА1Т касается более половины мирового населения (в основном городского), т.е. около 4 млрд. человек (с. 7).

Около 3 млрд. человек, проживающих в сельской местности, до сих пор обеспечивают себя продовольствием самостоятельно. В сельской местности преобладают очень мелкие семейные хозяйства с низкой производительностью, кустарными способами переработки продуктов, фрагментированные и отсталые из-за отсутствия инфраструктуры распределения.

С точки зрения потребления для МА1Т характерна конвергенция в мировых масштабах, выражающаяся, с одной стороны, в стандартизации наборов покупаемых продуктов, а с другой - в индустриализации производства местных продуктов (риса в Азии, картофеля в Европе и т.д.). Эти интенсивно рекламируемые стандартизованные продукты (глобальные продукты, адаптированные к местным предпочтениям, например, пицца, йогурты и т.д.) быстро готовятся и потому незаменимы для работающих женщин, имеющих семью. Однако из-за повышенного содержания соли, сахара, жиров и т.д. они лишены многих компонентов, необходимых для здоровья человека, хотя и обладают высокой энергетической ценностью. В то же время в силу индустриального характера производства эти продукты дешевы и надежны с гигиенической точки зрения, поскольку их соответствие государственным и частным санитарным нормам строго контролируется. Крупные продовольственные компании заинтересованы в таком контроле, чтобы избежать инцидентов, губительных для их имиджа и дорогостоящих по своим последствиям. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, продовольственные товары сегодня гораздо надежнее, чем в прошлом, в санитарно-гигиеническом плане, а с другой - они способствуют развитию таких заболеваний, как ожирение, рак, диабет. По данным Международной продовольственной организации, более 2 млрд. человек страдают от дефицита калорий, белков, микроэлементов, а 1 млрд. человек поражены болезнями, связанными с несбалансированным питанием, т.е. в целом около половины населения планеты страдают от заболеваний, обусловленных особенностями питания (с. 8).

Конечно, за это «нарушение продовольственного порядка» несет ответственность не только МА1Т: на продовольственную ситуацию оказывают влияние многие экономические, социальные и

институциональные факторы, в том числе и в зонах, где эта модель не действует. Тем не менее МА1Т прямо (через предложение неудовлетворительных по питательным качествам продуктов) и косвенно (в силу ее господствующего положения на рынках) влияет на ситуацию. В частности, она захватывает материальные (земельные, водные ресурсы и т.д.) и нематериальные ресурсы (НИОКР и про-фобучение) и способствует маргинализации производителей и потребителей в основном в развивающихся странах. Кроме того, МА1Т порождает расточительство: по данным одного британского исследования, в 2005 г. треть купленных продуктов питания стоимостью 12 млрд. евро была выброшена на свалку (с. 9).

Для МА1Т характерны интенсификация, специализация, концентрация, финансиализация и глобализация предложения. Специализация (на продуктах и технологических цепочках), обеспечивающая экономию на масштабах, сопровождается интенсификацией использования природных, химических и энергетических ресурсов и концентрацией предприятий (отток сельского населения приводит к сокращению числа крестьянских хозяйств и олигополизации производства и распределения продуктов питания). Так, дюжина лидирующих компаний-поставщиков контролируют 50% мирового рынка удобрений, семян и пестицидов (с. 9).

Финансиализация объясняется огромной потребностью в капиталах для обеспечения внутреннего и внешнего роста предприятий, являющегося условием их выживания на рынках товаров массового потребления. Поскольку сегодня инвесторами крупных компаний в основном выступают международные инвестиционные фонды, предприятия вынуждены проводить политику, ориентированную на повышение акционерной стоимости. Глобализация проявляется в постепенном формировании «большого рынка»: продукты приобретают глобальный характер, виды деятельности крупных предприятий сегментируются, а сами предприятия размещаются в различных географических зонах планеты. МА1Т опирается на «стратегии масштаба», поэтому в агропромышленном комплексе доминируют крупные мультинациональные компании, специализирующиеся на снабжении сельскохозяйственного производства, производстве продовольствия или его распределении.

Опираясь на прогнозы численности населения планеты, экономического роста, климатических изменений, состояния окру-

жающей среды и т.п., авторы предлагают два сценария развития мировой продовольственной системы до 2050 г.

Первый сценарий «Пусть все идет своим чередом», неразрывно связанный с MAIT, предполагает продолжение реструктуризации предприятий, что приведет к глобализированному массовому производству в рамках очень крупных промышленных комплексов. Производимые ими продукты питания будут обогащаться полезными для здоровья добавками (такими, как пробиотики, ненасыщенные жирные кислоты, волокна и т.д.). Производственные цепочки удлинятся: на предприятиях будут соединяться компоненты, доставленные из разных уголков планеты. В результате международная торговля интенсифицируется и дестабилизируется, а вола-тильность цен возрастет. Только очень крупные мультинациональ-ные предприятия будут способны достичь размеров, позволяющих осуществлять огромные материальные и нематериальные инвестиции в условиях глобализации рынков (с. 13).

Описанная модель очень энергоемка, поэтому при ее развитии значительно возрастут выбросы парниковых газов. Кроме того, интенсификация и специализация сельскохозяйственного производства приведет к исчерпанию природных ресурсов. В целом эта модель порождает множество экологических проблем.

Последствия реализации данного сценария противоречивы. В плане здоровья и продовольственной безопасности он не позволит сократить недоедания, особенно из-за неспособности растущей части населения получить доступ к рынкам продовольственных продуктов. Хотя продовольственная безопасность несколько повысится, возрастут и риски широкого распространения заболеваний, вызванных особенностями питания.

В рамках этого сценария управлять продовольственной системой будут рынок и технологии. Усилится процесс слияния крупных компаний с целью максимизации нормы прибыли, и одновременно будет происходить ослабление роли государства. Продовольственная безопасность и благосостояние общества будут подчиняться рыночным законам (с. 14).

Альтернативный сценарий предусматривает ориентацию на «продовольственную модель близости» (modèle alimentaire de proximité, MAP), в основе которой лежат географическая близость цепочек создания стоимости и «организованная близость» (создание

экономических и социальных сетей). MAP строится на производственных цепочках, в которых расстояние между производителями и переработчиками сырья сокращено. Производство продовольственных продуктов в рамках MAP учитывает различные органолеп-тические критерии, прежде всего вкусовые, в отличие от производства в рамках агропромышленной модели, когда приоритетным является внешний вид продуктов, а также культурный фактор, связанный с конкретной территорией.

В рамках МАР действуют в основном небольшие предприятия (от мелких до средних). Потребности в капитале таких предприятий невелики, что позволяет им не обращаться на финансовые рынки и обеспечивает достаточно прозрачный юридический статус. В сельскохозяйственном производстве доминируют семейные предприятия. Организационные формы и менеджмент предприятий основываются на разделении ресурсов и компетенций с помощью создания сетей предприятий для сокращения издержек (MAP не позволяет экономить на масштабах) и обеспечения синергии между участниками. Торговля представлена различными формами (большие и средние магазины, общедоступные точки продаж, специализированные продажи и т.д.).

Однако в MAP плохо интегрируются экономический расчет и понятие времени. Производство, опирающееся на небольшие сельскохозяйственные и перерабатывающие единицы, неизбежно ведет к снижению производительности труда. Продовольственная система многих стран интегрирована в мировой рынок, поэтому значительную часть доходов они получают из-за границы. Следовательно, сокращение экспортных возможностей в результате снижения международной конкурентоспособности будет губительно для их экономического роста и занятости (с. 17).

Вместе с тем MAP вписывается в концепцию устойчивого развития, способствуя диверсификации производства, снабжению населения более разнообразной и натуральной пищей, укорачиванию производственных цепочек, что обеспечивает более высокий уровень продовольственного самообеспечения на региональном уровне, более плотное и равномерное распределение предприятий по территории и сохранение занятости. MAP содействует в определенной степени восстановлению биоразнообразия, совершенствованию управления земельными и возобновляемыми ресурсами, сокращению выбросов парниковых газов и улучшению

2013.03.007-009

энергетического баланса. Она способствует также соблюдению принципа равенства в области общественного здоровья за счет более сбалансированной модели питания, создания рабочих мест на местном уровне и снижения неравенства в доходах, характерных для MAIT.

Сравнительный анализ MAP и MAIT показывает, что MAIT не отвечает целям устойчивого развития. Она в целом может обеспечить поставку продуктов питания по низким ценам, т.е. экономически эффективна, но наносит вред окружающей среде, усиливает социальную несправедливость между странами и внутри них, а также между участниками производственных цепочек. В то же время основным недостатком MAP, в большей степени удовлетворяющей требования устойчивого развития, является повышение цен на продовольствие, что означает не только новое перераспределение расходов домашних хозяйств, но и изменения в системах ценностей и в управлении временем потребителей-горожан. По этой причине, учитывая инерцию как производителей, так и потребителей, по мнению авторов, наиболее вероятным является развитие продовольственной системы на основе конвергенции двух моделей.

И.Ю. Жилина

2013.03.007-009. МИРОВОЙ АГРАРНЫЙ СЕКТОР: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ. (Сводный реферат).

2013.03.007. GILES J. Challenges in the global agri-food sector: A consultant's perspective on «big picture» issues // EuroChoices. - 2012. -Vol. 11, N 1. - P. 34-38. - Mode of access: http://onlinelibrary.wiley. com/doi/10.1111/j.1746-692X.2012.00223.x/pdf

2013.03.008. Sustainable food consumption and production in a resource-constrained world: Summary findings of the EU SCAR third foresight exercise // EuroChoices. - 2011. - Vol. 10, N 2. - P. 38-42. -Mode of access: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1746-692 X.2011.00201.x/pdf

2013.03.009. KOVACS B. Transition towards sustainable food consumption and production in a resource constrained world // Euro-Choices. - 2011. - Vol. 10, N 2. - P. 44-46. - Mode of access: http:// onlinelibrary .wiley .com/doi/10.1111/j.1746-692X. 2011.00202.x/pdf

По оценкам экспертов, к 2050 г. в результате роста населения Земли и изменения структуры питания в развивающихся странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.