Научная статья на тему '2013. 02. 032. Ли Миньци. Пик потребления энергии и пределы экономического роста: Китай и мир. Li minQi. Peak energy and the limits to economic growth: China and the world // the rise of China and the capitalist world order. – Ashgate, 2010. – p. 117–134'

2013. 02. 032. Ли Миньци. Пик потребления энергии и пределы экономического роста: Китай и мир. Li minQi. Peak energy and the limits to economic growth: China and the world // the rise of China and the capitalist world order. – Ashgate, 2010. – p. 117–134 Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ – ЯПОНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – ЯПОНИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ – ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Новикова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 032. Ли Миньци. Пик потребления энергии и пределы экономического роста: Китай и мир. Li minQi. Peak energy and the limits to economic growth: China and the world // the rise of China and the capitalist world order. – Ashgate, 2010. – p. 117–134»

полномасштабное столкновение стратегических интересов, и этому способствовали претензии США на роль посредника в отношениях Китая и его соседей. В целом в последние годы по всему периметру китайских морских границ усиливается напряжение, связанное с борьбой за морские ресурсы между сопредельными государствами и с прогрессирующим вовлечением в нее внерегиональных держав (с. 121-144).

П.М. Мозиас

2013.02.032. ЛИ МИНЬЦИ. ПИК ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: КИТАЙ И МИР. LI MINQI. Peak energy and the limits to economic growth: China and the world // The rise of China and the capitalist world order. - Ashgate, 2010. - P. 117-134.

Доцент экономического отделения университета Юта исследует возможные пределы экономического роста Китая исходя из энергетических показателей КНР и динамики мировой энергетики.

В 2010 г. по паритету покупательной способности Китай имел 10% мирового ВВП, что составляет примерно половину доли США. При сохранении современных темпов прироста к 2020 г. Китай должен обогнать США, что, по мнению некоторых авторов, приведет к смене гегемона в мировой капиталистической системе.

При этом Китай потребляет около 17% мировой энергии и должен обогнать США по этому показателю в течение двух лет. Уже в настоящий момент Китай имеет самый большой выброс диоксида углерода в атмосферу, который соответствует 20% мирового (с. 117). По расчетам Ли Миньци, к 2020 г. Китай неминуемо должен испытать энергетический кризис, который приведет к замедлению темпов экономического роста и серьезным социальным изменениям.

С 1980 по 2007 г. годовое потребление энергии в мире выросло на 63%. За этот же период ВВП мира вырос более чем вдвое со средним годовым приростом в 1,4%. Эффективность использования энергии возросла на 45%. За этот же период потребление энергии Китаем выросло в четыре раза со среднегодовым темпом 5,6%, а ВВП Китая увеличивался в среднем на 10% в год, а эффективность потребления энергоресурсов - на 60% (с. 118-119). 72% потребляемой Китаем энергии приходится на добываемый внутри

страны уголь. 11% энергоносителей импортируется, в первую очередь - нефть. (с. 119)

95% энергии, потребляемой в мире, приходится на ископаемое горючее (с. 117). При этом очевидно, что в настоящий момент производство нефти достигло своего максимума либо достигнет в ближайшие годы. Пик производства газа и каменного угля должен прийтись на 2030-е годы. В то же время атомная и возобновляемая энергия не имеют такого потенциала роста, чтобы заменить нефть, уголь и газ.

38-43% мировой энергии приходится на нефть (с. 118). В 2007 г. годовое производство нефти в мире составило 3900 т, а ежедневное - 82 миллионов баррелей. 52% мировой нефти потребляет транспорт, 22% - промышленность, 12% - сельское хозяйство. При этом США, некогда крупнейший производитель нефти, достигли пика производства в 1970 г., Россия - скорее всего, в 2007, а Саудовская Аравия в 2005 г. (с. 119-120). В 2007 г. Китай производил 187 млн. т нефти в год и 3,7 млн. баррелей в день, а потреблял -7,9 млн. баррелей, являясь вторым в мире потребителем нефти. Внутреннее производство нефти должно достичь максимума около 2015 г., но при этом оно не может превысить 200 млн. т в год (с. 120). Таким образом, более половины потребляемой нефти Китай вынужден импортировать (с. 120). Следует учитывать, что на настоящий момент не существует серьезных альтернатив нефти. Газ и уголь также являются невозобновляемыми источниками энергии и при их перегонке теряется большее количество энергии. Использование биотоплива также серьезной альтернативой не может являться, поскольку даже если 40% обрабатываемой земли в мире будет занято под производство биомассы, получаемое топливо покроет только 20% нынешних затрат нефти. Частично нефть можно заменить электроэнергией, однако крупный грузовой транспорт (морской, воздушный и автодорожный) при нынешнем развитии технологий не может работать на другом топливе. Нефть также не может быть заменена в промышленности и сельском хозяйстве. Таким образом, две трети нынешнего мирового потребления нефти невозможно заменить никакими другими источниками энергии.

Мировое производство газа составляет около 2900 млрд. кубометров в год, при этом 36% идет на производство электричества, 24% используется в промышленности, а 25% - в сельском хозяйст-

ве и ЖКХ. Мировое производство газа по разным подсчетам может достичь максимума в 2025-2040-х годах. Объемы добычи газа в Китае скромны: около 70 млрд. кубометров в год (с. 121).

Ежегодное мировое производство угля составляет 6400 миллионов т 65% из них идет на производство электроэнергии, 19% используется в промышленности. В Китае 80% угля идет на выработку электроэнергии, оставшаяся часть играет центральную роль в сталелитейной и металлургической промышленности. С 2000 г. производство угля в мире увеличивается на 5% в год, тогда как в Китае - на 10%. По самым оптимистичным подсчетам, мировых запасов хватит на 70 лет. В настоящий момент Китай производит 2800 млн. т угля в год, что составляет около 40% мирового производства, и достигнет пика между 2025 и 2032 гг. (с. 121-122).

Использование урана в качестве топлива также имеет свои пределы: при современных темпах добычи и использования запасы урана в мире должны иссякнуть самое большее через 70 лет (с. 122). В настоящее время передовые страны, включая Китай, ведут разработки по созданию термоядерных реакторов, а также реакторов-размножителей, которые позволили бы создать почти неограниченные возможности по производству энергии, однако эффективность и безопасность данных исследований до сих до конца не ясна.

Среди возобновляемых источников энергии 87% занимает электричество, производимое гидроэлектростанциями. Перспективы и эффективность энергии солнца, ветра и др. до конца не изучены и при нынешнем развитии технологий не представляются значительными.

Используя методику Мэрион Кинг Хуберт и экстраполируя современные тенденции развития энергетики, Ли Миньци приходит к выводу, что производство природного газа достигнет пика и пойдет на спад после 2041 г., угля - в 2029 г., нефти - уже достигло в 2008 г. При этом пик возможного потребления электроэнергии в мире придется на 2029 г. и после этого будет неминуемо падать даже с учетом повышения эффективности использования (с. 128129). Собственно для Китая тенденции следующие: пик производства угля будет пройден к 2030 г., нефти - к 2016, а газа - к 2046 (с. 130). При этом в отдаленной перспективе использование атомной и возобновляемой электроэнергии сможет составлять не более

1000 млн. т в нефтяном эквиваленте (с. 131). Для поддержания устойчивых темпов роста КНР будет необходимо продолжать наращивать импорт нефти. В этом случае в период с 2010 по 2020 г. экономика Китая будет увеличиваться на 7,5% в год. В 2020 г. импорт нефти должен будет составить 700 млн. т, что сопоставимо с нынешним импортом нефти США, в дальнейшем импорт должен составлять около 8% всей добываемой в мире нефти. Пик потребления энергии будет достигнут КНР в 2033 г. В связи с этим темпы роста экономики должны начать снижаться в 2020-е годы и к 2050 г. станут нулевыми, а позднее - отрицательными.

В результате надеждам на то, что Китай заменит США в качестве лидера мирового экономического роста, не суждено оправдаться: вся капиталистическая экономика войдет в фазу устойчивой стагнации, и КНР не станет исключением. В то же время для самого Китая уже в ближайшие десятилетия это будет означать серьезное разочарование масс в правящей элите, сделавшей ставку на высокие темпы роста в качестве основного способа поддержания социального мира в стране.

A. A. Новикова

2013.02.033. ШАРИФ Н., ЦЗЭЕН ММ. РОЛЬ ГОНКОНГА В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ МАТЕРИКОВОГО КИТАЯ. SHARIF N., TSENG M M. The role of Hong Kong in mainland China's modernization in manufacturing // Asian survey. - Beverly Hills (Cal.), 2011. - Vol. 51, N 7. - P. 613-658.

Гонконг давно известен как важный международный центр деловой активности и торговли, однако вне поля зрения исследователей осталась его роль в развитии промышленности самого Китая после 1997 г., когда суверенитет над ним перешел от Великобритании к КНР, пишут преподаватели Гонконгского университета науки и технологии. Опыт Гонконга, оказывающего сильнейшее влияние на развитие своего обширного хинтерланда, может быть с успехом использован в таких регионах, как Средний Восток (где роль Гонконга выполняет Дубаи) и Юго-Восточная Азия (Индо-Малайская зона, где аналогичную роль играет Сингапур).

Авторы выделяют три этапа в истории Гонконга после 1979 г. и три критических фактора, которые «позволяют вывести китай-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.