Научная статья на тему '2013. 02. 026. Филатова И. И. , давидсон А. Б. Россия и Южная Африка: наведение мостов / нац. Исслед. Ун-т – Высш. Шк. Экономики. – М. , 2012. – 491 с. – библиогр. : С. 465–477'

2013. 02. 026. Филатова И. И. , давидсон А. Б. Россия и Южная Африка: наведение мостов / нац. Исслед. Ун-т – Высш. Шк. Экономики. – М. , 2012. – 491 с. – библиогр. : С. 465–477 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР И РОССИЯ / ЮЖНАЯ АФРИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тупов Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 026. Филатова И. И. , давидсон А. Б. Россия и Южная Африка: наведение мостов / нац. Исслед. Ун-т – Высш. Шк. Экономики. – М. , 2012. – 491 с. – библиогр. : С. 465–477»

методы правления больше не работают, будет иметь большие шансы на победу» (с. 75).

Б. С. Тупов

2013.02.026. ФИЛАТОВА И.И., ДАВИДСОН А.Б. РОССИЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА: НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ / Нац. исслед. ун-т -Высш. шк. экономики. - М., 2012. - 491 с. - Библиогр.: с. 465-477.

Ключевые слова: СССР и Россия, Южная Африка, международные отношения.

Авторы книги И.И. Филатова и А.Б. Давидсон являются профессорами Национального исследовательского университета РФ -Высшей школы экономики. Они много лет проработали в ЮАР по приглашению южноафриканских университетов: И.И. Филатова была зав. кафедрой истории в университете Дурбан-Вествил, а А.Б. Давидсон - организатором и директором Центра российских исследований Кейптаунского университета. Данная работа является продолжение книги «Россия и Южная Африка: Три века связей»1, которая открывалась первым упоминанием Московии на мысе Доброй Надежды в 1652 г., а завершалась событиями середины XX столетия.

В работе говорится о связях России и Южно-Африканской Республики в период, когда эти страны оказались вовлеченными в прямые и активные, хотя и непростые отношения. Начинается он с установления связей КПСС с Африканским национальным конгрессом (АНК) и Южно-Африканской коммунистической партией (ЮАКП) в 1960 г., а заканчивается установлением дипломатических отношений между ЮАР и Российской Федерацией в 1992 г. Об этой эпохе написано немало воспоминаний и исследований, которые использованы в работе, отмечают авторы.

Говорить о советской политике по отношению к ЮАР и о том, какой виделась эта страна советскому руководству, труднее, чем о южноафриканском видении СССР. «В отличие от ЮАР, большая часть архивов которой рассекречена, самые важные российские архивы по этому поводу остаются закрытыми - полностью или частично» (с. 76). Характеристика двусторонних отношений

1 Филатова И.И., Давидсон А.Б. Россия и Южная Африка: Три века связей. -М.: Издательский дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 330 с.

отечественными исследователями в основном сводилась к тому, что интересы России в Южной Африке были преимущественно идеологическими, что Африканский континент не входил в число внешнеполитических приоритетов СССР. Американские политологи, наоборот, часто подчеркивали важность южноафриканского региона для СССР. Но вместе с тем они, особенно в 1980-е годы, обычно приходили к выводу о том, что «советское руководство занято решением других, более неотложных задач и поэтому не может уделять этому региону значительного внимания» (с. 80).

Год Африки (1960), когда 17 стран континента провозгласили свою независимость, стал рубежом для советской политики по отношению к Южной Африке. В ЮАС в том же году были расстреляны мирные демонстрации в Шарпевиле и Ланге, запрещены АНК и отколовшийся от него раньше Панафриканский конгресс (ПАК). Именно в этом году были восстановлены прямые контакты между ЮАКП и КПСС. На протяжении 1960-х годов Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, осуждавших действия правительства ЮАР и требовавших предоставления независимости Юго-Западной Африке, оккупированной Южно-Африканской Республикой. Проекты многих из этих резолюций выносились СССР или по его инициативе и проводились большинством голосов, состоявшим из представителей стран Восточной Европы и «третьего мира».

Сдвиги в политическом сознании политической элиты ЮАР начались значительно раньше, чем это было принято считать в СССР, других социалистических странах и в среде противников апартеида. Как и позднее в СССР, эти сдвиги были связаны с осознанием частью элиты того факта, что существующая в стране система нежизнеспособна. Однако в основе перемен в СССР и ЮАР лежали совершенно разные факторы. В СССР это было и плачевное состояние экономики, и растущее понимание политической элитой губительности существующей системы, в ЮАР «в большой мере -размах движения против апартеида, санкции и другие формы внешнего влияния. Частью процесса перемен в ЮАР стало и изменения отношения к СССР» (с. 388).

Некоторые африканеры считают, что перемены в сознании африканской элиты в ЮАР начались с поколения «сестихерс» -южноафриканских шестидесятников. Понятие это относилось в основном к литературе и, в отличие от СССР, не коснулось поколения в целом. И если у нас все интеллектуальные ценности шес-

тидесятников рассматривались властями как буржуазное влияние, то в ЮАР местные блюстители кальвинистских догм видели в новых веяниях «растленное влияние коммунистов».

В конце 1960-х годов в среде местной политической элиты появились так называемые «ферлихтерс» - «просвещенные». Они не выступали против апартеида, но задавали неудобные вопросы, однако именно из их среды вышли будущие реформаторы, такие как Ф.В. Де Клерк.

Рубеж 1975-1976 гг. имел особое значение в процессе формирования доктрины «тотального наступления». В ноябре-декабре 1975 г. СССР принял участие в размещении и вооружении кубинских войск в Анголе и оказал прямую военную поддержку правительству Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). «Советская угроза» вплотную приблизилась к границам ЮАР.

В 1976 г. произошло событие, оказавшее огромное влияние на ситуацию в регионе и в самой ЮАР: восстание чернокожей молодежи в Соуэто. Для предотвращения подобных взрывов в будущем власти решили вывести «проблемное» африканское население за пределы «белой» Южной Африки в «независимые» бантустаны.

С приходом к власти министра обороны П.В. Боты в 1978 г. «тотальная стратегия» пронизывала все сферы деятельности государства: центральное место при принятии всех политических решений занимали интересы «безопасности». До конца 1980-х годов нейтральной информации о советском обществе в южноафриканских СМИ было очень мало, положительной не было вовсе. Так, в 141 речи, произнесенной южноафриканскими политиками в период между 1975 и 1988 гг., упоминания СССР и России встречались 652 раза, 604 из них были враждебными или очень враждебными, позитивного - ни одного (с. 133).

Определенное значение в изменении отношения к СССР имело и нараставшее давление западных стран на руководство ЮАР. В июле 1985 г. американский Chase Manhattan Bank отказался продлевать краткосрочные займы ЮАР, что немедленно привело к оттоку капиталов и падению ранда. С 1980 по 1986 г. английские капиталовложения в ЮАР сократились вдвое (с. 405).

В августе 1989 г. Бота ушел в отставку, и в сентябре президентом был провозглашен Ф.В. Де Клерк. В день своей инаугурации он не предпринял ничего, чтобы предотвратить или запретить 30-тысячную демонстрацию протеста против апартеида. В октябре

были освобождены последние видные политзаключенные - все, кроме Нельсона Манделы. Тем не менее кое-какие перемены наблюдались. Англоязычные университеты начали отходить от официальной политики задолго до отмены апартеида. Уже в 1980-е годы они начали принимать для учебы чернокожих студентов.

Однако важнейшим фактором, изменившим восприятие белыми южноафриканцами Советского Союза и его роли для Юга Африки, стали события в СССР и странах Восточной Европы, где к власти пришли посткоммунистические правительства, - процесс, который завершился разрушением Берлинской стены и казнью четы Чаушеску в Румынии в 1989 г. «Нет ни малейшего сомнения в том, что эти события оказали на Де Клерка и на его коллег по партии колоссальное воздействие» (с. 408).

В ноябре 1989 г. Де Клерк объявил о роспуске Системы управления национальной безопасностью, а 2 февраля 1990 г. произнес свою историческую речь, в которой объявил о снятии запрета на все политические партии, об освобождении из заключения Нельсона Манделы и подтвердил уход в прошлое «системы раздельного развития рас, известную под именем апартеид».

В ноябре 1991 г. было подписано соглашение об установлении консульских отношений между ЮАР и СССР. 28 февраля 1992 г. был подписан договор об установлении дипломатических отношений.

Б. С. Тупов

АРХЕОЛОГИЯ

2013.02.027. КОРЕНЕВСКИЙ С.Н. РОЖДЕНИЕ КУРГАНА = EMERGENCE OF KURGAN: (ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЭНЕОЛИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ПРЕДКАВКАЗЬЯ И ВОЛГОДОНСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ / Федеральное учреждение РАН, Ин-т археологии РАН. - М.: ТАУС, 2012. - 256 с.

Ключевые слова: энеолит и ранний бронзовый век, Предкавказье и Волго-Донское междуречье, курганные комплексы.

Исследование С.Н. Кореневского посвящено древнейшим курганным комплексам юга Восточной Европы и Предкавказья, относящимся к эпохе энеолита и раннего бронзового века (V-IV тыс. до н.э.). Основное внимание уделено энеолитическим памятникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.