ЭКОНОМИКА НАУКИ
2013.02.023. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ.
Academic research and development // Science and engineering indicators, 2012 / Nat. science board. - Wash., 2012. - Chapter 5. - P. 5-4 - 5541.
Ключевые слова: академические исследования и опытно-конструкторские работы; финансирование ИР; инфраструктура.
В пятой главе доклада «Индикаторы науки и техники, 2012», который президент США представляет каждые два года Конгрессу, рассматриваются показатели финансирования академических исследований и опытно-конструкторских работ (ИР), а также показатели, характеризующие развитие инфраструктуры академических исследований, состояние кадрового потенциала и результаты научно-исследовательской деятельности в виде публикации научных статей и получения патентов на новые изобретения.
Академические исследования и опытно-конструкторские работы составляют значительную часть общего объема ИР в США. Расходы американских колледжей и университетов на ИР в 2009 г. составили 54,9 млрд. долл. При этом они выполнили 14% от общего объема ИР в стране. Эта доля выросла за прошедшие четыре десятилетия на 4% (в 1970 г. она составляла 10%). В области научных исследований доля колледжей и университетов составила 36%, а в области фундаментальных исследований - 53% (с. 5-7).
Академические исследования и опытно-конструкторские работы имеют разнообразные источники финансирования, включающие средства федерального правительства, собственных универси-
1 В реферируемом издании страницы нумеруются по главам: первая цифра обозначает главу, вторая - страницу.
тетских фондов, правительств штатов и местных администраций, индустрии, некоммерческих и иных организаций. В 2009 г. федеральное правительство за счет своих средств покрыло 59% (32,6 млрд. долл.) расходов на ИР. Объем финансирования за счет средств федерального правительства увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,2%. За последние пять лет объем федерального финансирования увеличивался в номинальном выражении в среднем на 3,3% в год, а с учетом инфляции на 0,8% (с. 5-9).
Вторым по значимости источником финансирования являются средства из собственных университетских фондов. В 2009 г. за счет этих средств было покрыто около 20% (11,2 млрд. долл.) расходов на ИР. Правительства штатов и местные власти обеспечили 7% финансирования (3,6 млрд. долл.), менее 6% (3,2 млрд. долл.) составило финансирование, полученное от промышленных компаний, и около 8% (4,3 млрд. долл.) получено из других источников, в основном в результате получения грантов и заключения контрактов с различными некоммерческими организациями (там же).
Материальная инфраструктура - один из важнейших ресурсов для осуществления ИР. Площади помещений, предназначенных для проведения исследований, и количество оборудования являются важнейшими показателями развития исследовательской инфраструктуры.
В конце 2009 г. колледжи и университеты, осуществляющие научные исследования, имели в своем распоряжении 196,1 млн. НЛ8Р1 площадей, пригодных для исследовательской деятельности, что на 2,2% больше, чем в конце 2007 г. Наиболее значительная доля этих площадей используется в сфере медицинских наук - 36,3 млн. (19%). Значительные объемы также занимают техниче-
ские дисциплины - 30,2 млн. (15%); сельское хозяйство и
природные ресурсы - 29,5 млн. (15%); физические науки -
28,5 млн. (15%). Прочие дисциплины имеют меньшую долю
в общем объеме площадей: социальные науки - 5,5 млн. (3%); информационные науки - 5,2 млн. (3%); психологиче-
ские науки - 5,2 млн. (3%); математические и статистиче-
1 NASF (Net Assignable Square Feet) - чистая назначаемых квадратных футов. - Прим. реф.
ские дисциплины - 1,5 млн. (1%); остальные науки - 3,9 млн.
(2%) (с. 5-16).
В 2009 г. из общего текущего финансирования около 2 млрд. долл. было потрачено на приобретение нового оборудования, необходимого для осуществления исследовательских проектов (с. 5-17). Причем эти расходы были сконцентрированы в основном в трех областях исследований: биологические науки (41%), технические (24%) и физические науки (17%) (с. 5-18).
Особую роль в инфраструктуре современной науки играет доступ к информационным ресурсам и средствам коммуникации на базе современных информационных технологий. Академические структуры владеют многочисленными сетевыми ресурсами с различной скоростью передачи данных. Интернет - единая общедоступная коммерческая сеть - лишь одна из составляющих этой системы. Многие академические институты располагают собственными внутренними сетями, обеспечивающими высокую скорость обмена информацией. В последние годы скорость передачи данных во всех сетях, используемых академическими структурами, непрерывно возрастала. В 2009 г. 87% академических институтов, имеющих право присваивать докторскую степень, были подключены к широкополосному Интернету со скоростью передачи данных не менее 1 гигабайта в секунду и 32% имели скорость выше 2,4 гигабайта в секунду. В то время как среди академических институтов, не обладающих этим правом, только 71% имел скорость свыше 1 гигабайта в секунду и лишь 8% - свыше 2,4 гигабайта в секунду. Выросла скорость передачи данных и во внутриуниверситетских сетях. К концу 2009 г. лишь 19% академических институтов и структур имели в своих внутренних сетях скорость передачи данных менее 1 гигабайта в секунду (с. 5-19).
Основу кадрового потенциала в сфере академических исследований и опытно-конструкторских работ составляют лица, имеющие докторскую степень. Они работают в структурах, осуществляющих академические исследования, и создают большую часть научных статей и патентов. Кроме того, они осуществляют индивидуальную подготовку тех, кто стремится к получению докторской степени и в будущем внесет свой вклад в академические исследования и опытно-конструкторские работы. На протяжении последних трех десятилетий число научных работников, имеющих
докторскую степень, неуклонно росло и в 2008 г. достигло рекордного числа - 272 800 человек. Однако в долгосрочном плане рост числа докторов, работающих в академическом секторе, был медленнее, чем в сфере бизнеса и государственного управления, и в результате доля лиц, занятых в академическом секторе и имеющих докторскую степень, сократилась с 55 до 44% в период 19732008 гг. (с. 5-21).
Большинство докторов наук в академическом секторе имеют полную занятость на преподавательской работе. Однако постепенно возрастает доля занятости на других должностях, а также доля частичной занятости. Так, доля докторов, занятых в качестве преподавателей полное рабочее время, снизилась с 88% в 1970 г. до 73% в 2008. В то же время доля занятости докторов на непреподавательской работе возросла с 4 до 7%, а доля докторов, занятых неполное рабочее время, - с 2 до 6% (с. 5-21).
Численность женщин, имеющих степень доктора, выросла за период с 1973 по 2008 г. более чем в 8 раз - с 10 700 до 93 400, в то время как численность мужчин, имеющих докторскую степень, возросла лишь на 67% - со 107 200 в 1973 г. до 179 400 в 2008 г. В результате доля женщин в общей численности лиц, имеющих докторскую степень, увеличилась с 9% в 1973 г. до 34% в 2008 г., а доля женщин среди лиц, имеющих докторскую степень и занятых на постоянной преподавательской работе, соответственно с 7 до 31%. В 2008 г. доля женщин среди профессоров составила 21%, среди доцентов - 37 и среди старших преподавателей - 42% (с. 5-22).
Численность ученых, занятых академическими исследованиями, возросла с 82 300 в 1973 г. до 184 700 в 2008 г. Однако за последнее десятилетие процент исследователей, имеющих докторскую степень, снизился (с 70% в 1993 г. до 68% в 2008 г.) (с. 5-25). Доля исследователей среди докторов, занятых преподавательской деятельностью, заметно выше среди представителей биологических и технических наук, чем среди представителей социальных и психологических наук. Среди докторов, постоянно занятых на преподавательской работе, возрастает доля тех, кто рассматривает исследовательскую деятельность как основную, что свидетельствует о смещении приоритетов с преподавательской деятельности в направлении исследований. При этом доля докторов, считающих исследовательскую деятельность основной, за последние 20 лет уве-
личилась в математических, психологических, технических и социальных науках, а в физических и биологических науках эта доля сократилась.
Наибольшая доля активных исследователей (48%) приходится на группу научных работников, получивших докторскую степень от четырех до семи лет назад. Это соответствует тому периоду, когда исследователь может рассчитывать на заключение бессрочного контракта с университетом, что стимулирует его к тому, чтобы реализовывать исследовательские проекты и публиковать результаты. В следующей группе, включающей ученых, получивших докторскую степень более 12 лет назад, доля активных исследователей снижается до 35% (с. 5-27).
За рассматриваемый период существенно возросла доля выпускников университетов, занятых в качестве научных ассистентов и получающих ассистентскую субсидию: в 1973 г. их доля составляла 22% от числа выпускников; в 2008 г. эта доля составила 27%. Однако в структуре занятости этой категории произошел существенный сдвиг, выразившийся в сокращении доли научных ассистентов, занятых в сфере физических наук, и росте доли занятых в биологических и технических науках (с. 5-27).
С 1999 по 2009 г. количество научных статей в журналах по естественным и техническим наукам, по данным международной базы индекса цитирования, возрастало в среднем на 2,6% в год. Лидером этого процесса стал Китай, обеспечивший рост публикаций в среднем на 16,8% в год и занявший в результате второе место после США по общему количеству публикаций (с. 5-32). Высокие темпы (порядка 10% в год) продемонстрировали также Южная Корея, Иран, Тунис, Таиланд, Пакистан и Малайзия. Но их высокие темпы роста в значительной мере обусловлены низким уровнем исходной базы. В странах Центральной и Южной Америки количество научных публикаций в среднем увеличивалось на 5,5% в год. В этом регионе лидером является Бразилия, где количество научных публикаций возрастало в среднем на 7% ежегодно (с. 5-33).
Среди стран, лидирующих по общему количеству научных публикаций, существуют значительные различия в их направленности: Китай и Япония производят относительно больше публикаций в физических науках, чем США и страны Евросоюза. США и страны Евросоюза, напротив, лидируют в сфере биологических на-
ук. В целом же публикации авторов из азиатских стран в большей мере сконцентрированы в сфере технических наук в отличие от публикаций авторов из США и Евросоюза.
Анализ международной публикационной активности демонстрирует возрастающую роль международного научного сотрудничества: 32% научных публикаций США в 2010 г. имели международное соавторство (в 2000 г. - 23%). Столь же высокий уровень международного соавторства имеет место в странах ЕС, в Японии и других азиатских странах, где этот показатель за последнее десятилетие перешагнул отметку 50%. Единственным исключением в этом отношении является Китай, где доля статей с международным соавторством оставалась стабильно на уровне примерно 27%, что существенно ниже, чем в других странах, лидирующих по числу международных публикаций (с. 5-37).
Важным показателем значения научных публикаций является цитируемость. Рост общего объема публикаций в сфере естественных и технических наук сопровождается ростом их цитируемости: в 1992 г. в среднем на одну статью приходилось 1,85 цитаты, в 2010 г. этот показатель составлял уже 2,32. За последнее десятилетие примерно 1,6-1,8% статей, опубликованных американскими авторами, попали в 1% наиболее цитируемых мировых научных публикаций. Для стран ЕС этот показатель составляет 0,7-0,9%, а для Китая этот показатель увеличился за рассматриваемый период с 0,1 до 0,5%, но по-прежнему остается существенно ниже соответствующих европейских и американских показателей. США имеют наиболее высокие показатели цитирования в технических науках, астрономии, биологических науках и психологии и существенно более низкие показатели в химии, геологии, геофизике и др. Страны Европейского союза имеют высокие показатели в технических науках, физике, химии и агропромышленности. Китай имеет высокие показатели цитирования в технических науках (с. 5-43).
Другим показателем результативности академической деятельности является создание интеллектуальной собственности, которая может иметь коммерческое использование. Согласно данным Патентной службы США, количество патентов, полученных университетами и колледжами, выросло с 2900 в 1998 г. до 4500 в 2010 г. Наиболее высокая доля патентов (30%) в 2010 г. была получена в сфере биотехнологии, второе место занимают фармацевтические
патенты. Количество патентов в сфере создания измерительных приборов, полупроводников и оптики также существенно увеличилось за последнее десятилетие (с. 5-45). Ссылки на патенты в научно-технической литературе и документации - главный показатель того, какой вклад они (патенты) вносят в инновационный процесс. Этот показатель, стремительно возраставший в конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период с 1998 по 2010 г. существенно снизил темпы своего роста. Из используемых патентов, полученных в 2010 г. американскими и иностранными патентодержа-телями, лишь 11% упоминалось в научных публикациях. В 2010 г. пять областей исследования: биологические науки - медицинские науки, химия, физика и технические науки, концентрировали 96% ссылок на патенты. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере патентов, связанных с экологически чистыми источниками энергии и защитой окружающей среды (с. 5-48).
М.О. Лихачев
2013.02.024. ИНДУСТРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК.
Industry, technology, and the global marketplace // Science and engineering indicators, 2012 / Nat. science board. - Wash., 2012. - Chapter 6. - P. 6-5 - 6-721.
Ключевые слова: наукоемкий сектор мировой экономики; финансирование ИР; наукоемкие товары и услуги.
В шестой главе доклада «Индикаторы науки и техники, 2012», который президент США представляет каждые два года Конгрессу, рассматриваются показатели развития наукоемкого сектора современной мировой экономики, распределения производства экспорта и импорта наукоемких товаров и услуг между ведущими странами мира, а также объем и структура инвестирования в сферу наукоемкого производства, особенно в развитие новых экологически чистых источников энергии.
Современное наукоемкое производство - крупный и быстрорастущий сектор мировой экономики. Он включает в себя произ-
1 В реферируемом издании страницы нумеруются по главам: первая цифра обозначает главу, вторая - страницу.