СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
2013.02.008. ТИРАДО АСЕРО М. ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ1 С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА.
TIRADO ACERO M. La sociología jurídica desde sus fundamentos sociológicos // Prolegómenos - derechos y valores. - Bogotá (Colombia), 2010. - Vol. 13, N 25. - P. 277-298.
В аналитической статье доцента Национального университета Колумбии, доктора в области юридической социологии и политических институтов М. Тирадо Асеро проводится своего рода «инвентаризация» различных социологических концепций и оценка их важности в качестве основы современной юридической социологии. Исследование персонифицировано, и описанию вклада каждого ученого предпослано небольшое биографическое эссе.
Автор статьи отмечает, что в рамках юридической социологии артикулируются идеи не только классической и современной социологии, но и идеи тех исследователей, которых автор называет «предсоциологами »: это ученые, которые не были социологами в современном понимании (и самой социологии в их время не существовало), но идеи которых заложили теоретический фундамент науки, претендующей на анализ общества, социальных проблем, явлений и тенденций. К числу предсоциологов он относит прежде всего Ш.Л. Монтескье, создавшего, опираясь на опыт английской
1 В испаноязычных странах для обозначения данной научной дисциплины используются два термина: «la sociología jurídica» (досл. «юридическая социология») и «la sociología del derecho» (досл. «социология права»), значительная часть авторов использует их как синонимы, но некоторые авторы содержательно их разграничивают (наиболее известная работа, на которую по этому вопросу чаще всего ссылаются, принадлежит испанскому исследователю Х. Карбоньеру: Carbon-ier J. Sociología jurídica. - Madrid, 1982. - P. 15). Поскольку вопрос дискуссионный, в данном реферате воспроизведен дословный перевод названия.
монархии, теоретическую модель конституционной монархии с таким разделением властей, которое предполагало их взаимозависимость и взаимодополняемость. В процессе исследования им было выявлено разнообразие форм правления в республиках, монархиях и империях. Анализ общества как интегрированной системы позволил Монтескье пойти дальше исследования юридической формы и показать связи между формами правления и их социокультурным, экономическим, политическим, географическим, климатическим контекстом, а также сформулировать бюрократическую социологическую теорию консолидированной политики.
В рамках анализа вклада выдающихся предсоциологов в основание юридической социологии в статье охарактеризованы концепции Ж.Ж. Руссо (поиски равновесия между человеком и природой, человеком и обществом в противовес тезису о том, что «человек человеку волк»; разработка принципов политического права, прямой демократии, анализ законов и позиций законодателя, организация власти и др.), А. де Токвиля (исследование современного ему североамериканского общества как отражения привычек, идей, обычаев, стиля жизни и принципов, на которых основывается демократическое государство; выявление путем сравнительного анализа Соединенных Штатов и Европы параллелей между различными структурами, институтами, политическими и социокультурными традициями), А. Сен-Симона (разработка идеи единства знания, приоритета научного знания для решения социальных проблем; создание такой интеллектуальной системы, при которой новая наука - положительная «социальная физиология» - связывает человека и общество, примиряет объективный и субъективный мир социальных явлений, выявляет родственную связь между теоретическим и практическим; разработка эволюционной теории истории, разграничивавшей феодальный и капиталистический периоды), О. Конта (рассмотрение науки в качестве руководящего начала, указывающего способы решения социальных, экономических и политических вопросов; введение термина «социология» и разработка соответствующего понятия в связи с изучением социальных феноменов и анализом их причин и последствий для обеспечения благоденствия общества; исследование юридических явлений как явлений социальных в их статике и динамике) и Г. Спенсера (применение в исследовании логики и рационального
мышления; обоснование необходимости обращать внимание на пределы, которые устанавливает государственная власть; трактовка права как «кристаллизуемой формы обычаев»; фундаментальная разработка и основание английской и американской социологии).
Исследование вклада предсоциологов позволяет автору при изложении идей классиков социологии (к которым он относит Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера и Т. Парсонса), с одной стороны, продемонстрировать преемственность научного знания, с другой - выявить его новизну.
Э. Дюркгейм, сыгравший выдающуюся роль в становлении социологии права как самостоятельной дисциплины, рассматривал право сквозь призму социальной солидарности, подчеркивая, что право воспроизводит главные формы социальной солидарности. Исследуя религию как результат стабилизации социальной структуры и выработки коллективного сознания, он указал на важную роль мифа, обряда и табу для общества. Социальные изменения Дюркгейм характеризовал как процесс эволюции от механической солидарности (со свойственным ей репрессивным правом) к органической солидарности (с реститутивным правом). Эволюция права происходит от статутного права к контрактному, характеризующемуся большей автономией воли из-за уменьшения принуждения. Изучая социальную природу преступлений, Дюркгейм выявил их связь с социальными отклонениями. Ученый исследовал государственные институты, описал механизм взаимообмена государства и гражданского общества.
К. Маркс критически проанализировал отношения между капиталистами и пролетариями, оценил потенциал, позволяющий обществу прийти к коммунизму (отмена частной собственности, обобществление средств производства и потребления, справедливое распределение труда, общество организованных, свободных и сознательных трудящихся).
М. Вебер обратил особое внимание на многообразие причинности социальных явлений. Он исходил из того, что рационализация (одно из основных понятий, предложенных Вебером для анализа капиталистического общества) социального поведения может интерпретироваться по-разному. С помощью индуктивного метода он сконструировал понятие абстрактного «идеального типа», в котором присутствуют сущностные и уникальные черты, отражаю-
щие «историческую индивидуальность». Он связал идеальный тип с социальным действием, рассматривая идеальные типы как формы, которые складываются из причин или следствий социального действия. Социальное действие, по мнению М. Вебера, должно быть основным объектом социологии. Он предложил оригинальную концепцию исследования коллективных и индивидуальных аспектов социального действия, примененную им, в частности, при характеристики бюрократии.
Т. Парсонс характеризуется в статье двояко: как последний социолог-классик и первый современный социолог. Он объединил идеи вышеупомянутых авторов в единое целое общими методами. Это открыло возможность междисциплинарной дискуссии, использования понятия «система», позволило определить ее структуру как набор социальных процессов (а не только как принуждение, как это делалось ранее), исследовать открытые и закрытые системы. Развивая теорию социального действия, Парсонс разрабатывал концепцию волюнтаризма. Он выявил четыре необходимых для каждой системы функциональных императива, обеспечивающих ее равновесие и выживание. Вместе с тем его социальная теория была подвергнута острой критике как слишком абстрактная, отрицающая социальные изменения и конфликты.
К числу современных социологов, идеи которых важны для юридической социологии, автор относит Роберта Мертона и Альфреда Шютца.
Роберт К. Мертон (1910-2003) характеризуется автором как один из наиболее выдающихся учеников Т. Парсонса. В статье выделено два важнейших аспекта его вклада в юридическую социологию: концепция явных и скрытых функций социальных групп и концепция аномийных социальных структур. Р.К. Мертон подвел классический функционализм к пониманию конфликта, дополнил его интеграционную схему функционализмом перехода, который позволяет понять, что в системе присутствует не только функциональное, но и дисфункциональное, дезорганизующее, вызывающее конфликт, и что требуются изменения для достижения равновесия.
Действия (проекция) и акты (то, что дано) имеют последствия, которые могут быть положительными или отрицательными. Чтобы оценить их значимость для общества, Мертон разрабатывает концепцию «чистого окончательного сальдо», которое позволяет
рассматривать социальное явление с различных точек зрения, при этом в одно и то же время оно будет для одних функциональным, а для других дисфункциональным. Указанные функции и дисфункции бывают явными, умышленными или тайными, скрытыми. Отсюда и идея Мертона об «эффекте специфического равновесия» -это необязательно равновесие, порядок и непрерывность (как в структурном функционализме Т. Парсонса), но иногда беспорядок, неустойчивость, дезорганизация и, соответственно, изменение общества.
Автор статьи считает лучшим примером структурного функционального анализа, осуществленного Мертоном, его знаменитую теорию аномии. Понятая как структурное условие разрыва между культурными требованиями успеха и реальными возможностями, аномия порождает различные формы девиантного поведения. Положения данной теории используются применительно к праву, в частности в связи с исследованиями такого вида девиантного поведения, как преступления.
Теория австрийского исследователя Альфреда Шютца (Alfred Schütz, 1899-1959) считается одной из самых сложных и абстрактных. Исследуя идеальный тип и развивая теорию действия, он стремился восполнить лакуны в теории М. Вебера с помощью некоторых постулатов Э. Гуссерля и А. Бергсона. Шютц разработал социологическую феноменологию как «рациональную философию светской жизни», выявив в ней несколько осевых моментов: мир здравого смысла, мир повседневного знания, собственный мир каждого конкретного человека.
Последний раздел статьи автор озаглавил «Женщины-социологи и их вклад в дисциплину». Автор характеризует этот вклад как «огромный неоплаченный долг» социологической науки. Традиционное образование отдает предпочтение вкладу мужчин-социологов. Это подход, при котором «женщины-социологи не имеют реального научного пространства ни в числе классиков, ни в числе современников» (с. 295).
Автор прежде всего обращает внимание на работы английской исследовательницы Гарриет Мартино1 (Harriet Martineau,
1 В литературе встречаются различные варианты транскрипции на русский язык ее фамилии (мы придерживаемся французской, поскольку она была потомком бежавших из Франции гугенотов).
1802-1876). При этом он опирается на исследование Х. Ритцера, который полагает, что Г. Мартино принадлежит ведущее место в развитии классической социологической теории, он считает ее основателем этой науки. Ее богатое интеллектуальное наследие отражает прекрасное знание реалий в результате путешествий из Великобритании в США и на Ближний Восток. Важнейшим законом человеческой жизни она считала стремление людей к счастью, которое трактовала как состояние общества, свободное от насилия, доминирования, навязывания воли одних людей другим. Для Мар-тино объектом изучения социологии являлась социальная жизнь: ее правила, причины, следствия и проблемы, поэтому она, в частности, активно исследовала публичные причины гендерного неравенства и рабства, выступая в защиту прав женщин и за отмену рабства.
Исследовательница из США Шарлотта Перкинс Гилман (Charlotte Perkins Gilman, 1860-1935) также внесла свой вклад в изучение социальной стратификации, ставящей женщин в невыгодное положение. Проведенные ею исследования убедительно свидетельствовали о необходимости существенных изменений в обществе, касающихся развития, социализации, образования, работы по дому, семейных и социальных отношений, культуры.
Американская исследовательница Джейн Аддамс (Jane Addams, 1860-1935) оказала большое влияние на социологию в силу своего острого чувства необходимости изменений социального мира. Главный постулат Адамс: демократия как политическая и социальная доктрина составляет центральную ось для всех социальных сфер и действий. Она автор масштабного эмпирического исследования специфических проблем индустриального мира (условия труда, забастовки, безработица и т.д.).
Вклад Анны Джулия Купер (Anna Julia Cooper, 1859-1964) и Иды Уэлльс-Барнетт (Ida Wells-Barnett, 1832-1931) важен для социологии как свидетельство борьбы афроамериканских женщин. Их теоретические исследования с привлечением данных статистики, истории и конкретной реальности (Купер), изучения социального действия (Уэлльс-Барнетт) были использованы для изменения сознания общества, для трудных и медленных социокультурных преобразований, направленных на освобождение общества от дискриминации по признаку пола, от женской сегрегации, расизма, линчевания, неравенства.
Немецкая исследовательница Марианне Вебер (Marianne Weber, 1870-1954), супруга М. Вебера, была выдающимся эрудитом и оказала огромное влияние на развитие социологии. Ее размышления, по мнению автора статьи, идут дальше постулатов Маркса, Энгельса и самого Вебера. Высказанные ею идеи дополняют социологический дискурс по вопросам власти, автономии, законности, нормы, закона, культуры, прав человека и особенно роли женщины в обществе.
Британская исследовательница Беатрис Поттер Вебб (Beatrice Potter Вебб, 1858-1943), известная как автор определения понятия коллективных переговоров, получившего распространение в трудовых отношениях и юридической практике, является пионером социальных исследований такого явления, как бедность. Она выявила структурные проблемы отношений господствующего и угнетенного класса, определяемые промышленной и экономической системами. По ее мнению, различные социальные структуры должны создавать механизм для приемлемого функционирования общества и выхода из сложившейся ситуации. По Вебб, главная функция социологии состоит в том, чтобы предоставлять государству-реформисту необходимую для разработки государственной политики информацию.
Г.Н. Андреева
2013.02.009. ТОРНХИЛЛ К. НИКЛАС ЛУМАН И СОЦИОЛОГИЯ КОНСТИТУЦИИ.
THORNHILL Ch. Niklas Luhmann and the sociology of the constitution // Journal of classical sociology. - Los Angeles, 2010. - Vol. 10, N 4. - P. 315-337.
Статья известного исследователя в области правовой и конституционной социологии, профессора Университета Глазго К. Торнхилла посвящена вкладу Н. Лумана в анализ социологии конституции - формирующейся научной дисциплины, постепенно превращающейся в самостоятельный раздел теоретической социологии. Собственно анализу вклада Лумана предшествует изложение истории развития социологического подхода к конституции от ее истоков до современного состояния.
К. Торнхилл отмечает многообразие теорий конституции и их интерпретаций, появившихся во времена Просвещения, выде-