ЭКОНОМИКА РОССИИ
2012.04.059. ОЧКИН О.А., СУХОРУКОВА ТА. СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2011. - 307 с.
Экономическая деятельность определяется как деятельность по производству материальных благ и услуг, удовлетворяющих потребности общества и отдельных его членов. Не относятся к ней бесплатные домашние услуги, криминальная деятельность (кражи, рэкет, взятки), обслуживание и ремонт жилья, а также предметов длительного пользования силами владельцев.
Процесс оценки результатов экономической деятельности постоянно совершенствуется. До 90-х годов прошлого столетия существовали два основных способа: система национального счетоводства (СНС) и система балансов народного хозяйства (БНХ) -последний из которых отражал результаты труда в странах социалистической ориентацией. В 1992-1993 гг. Россия перешла на использование принципов международной статистики и СНС. В настоящее время в РФ применяется не столько система национальных счетов (СНС), сколько смешанная форма оценки результатов экономической деятельности. В последние годы предпринимаются попытки осуществить комплексную оценку результатов экономической деятельности в стране, включающую оценку результатов экономической деятельности на разных уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном). Вместе с тем в данной области существует большое количество проблем, часть из которых решается, а часть остается нерешенной.
Наиболее известна группа проблем, связанная с расчетом показателя валового внутреннего продукта (ВВП). В первую очередь - это значительное занижение (от 20 до 40%) в России общего объема ВВП из-за феномена «ненаблюдаемой экономики» (нали-
чия теневого, незаконного и неформального производства) и широко распространенной практики выдачи заработной платы в «конвертах» (с. 9). В результате снижается также достоверность представлений об общей сумме конечной продукции, особенно о валовой прибыли и валовых доходов общества.
Имеет место проблема определения денежного выражения стоимости не поступающих на рынок продуктов и услуг. Самой большой частью нерыночных благ, не включаемых в объем ВВП, является продукция натурального хозяйства. Данный фактор имеет большое значение для РФ, сельские жители которой в основном живут за этот счет. Разнообразна и сфера самообслуживания, которая также зачастую не включается в объем ВВП: приготовление пищи, самостоятельный ремонт жилых помещений и т.п. Если учесть все эти объемы производства, то разрыв между гражданами РФ и США по объему ВВП на душу населения не десять раз, а значительно меньше (с. 9).
Существует также проблема идентификации товаров и услуг. Еще одна проблема расчета ВВП - исключение двойного счета, для чего необходимо разделить весь объем созданной продукции на две части - собственно ВВП и промежуточное потребление (ПП). Наконец, существует проблема равновесия основных составляющих ВВП (производства, потребления и распределения) и нарушение этого равновесия.
Не менее значимой для российской экономики является организация расчета валового муниципального продукта (ВМП). Общие итоги экономической деятельности по стране на федеральном уровне должны быть результатом суммирования показателей деятельности на региональных уровнях (субъектов федерации), а региональные, в свою очередь, - муниципальных уровней. Практика такой оценки существует: в Европе 1000 муниципальных образований оцениваются по показателю ВМП (с. 8). В РФ только некоторые регионы пытаются оценить объем продукции на муниципальном уровне (республики Татарстан и Коми). Решение данной проблемы зависит от того, когда Росстат начнет осуществлять такие расчеты. Поскольку, кроме ВМП, нет других показателей общих итогов экономической деятельности на муниципальных уровнях, то чем скорее эти расчеты начнутся, тем эффективнее смогут работать муниципальные образования.
Наконец, принципиальной, по мнению авторов, является проблема оценки неравновесного состояния экономики и расчет соответствующих показателей соотношения совокупного спроса и совокупного предложения.
Методология, используемая Росстатом, основывается на равенстве совокупного спроса и совокупного предложения. Соответственно, в РФ фиксируется только состояние равновесия, а возможность макроэкономического неравновесия не предусматривается. Однако это не означает, что такое состояние нереально - ни одну страну мира не обходили экономические кризисы и неравновесные состояния.
Систематизация расчетов показателей по основным счетам СНС показывает следующую последовательность: сначала рассчитываются объемы производства и оказания услуг по счету «товары и услуги», потом открывается счет производства и через добавленные стоимости с использованием чистых налогов на производство и импорт рассчитывается валовая добавленная стоимость (ВДС) в отраслях и секторах. После чего показатель ВВП по производству становится показателем ВВП по доходам, поскольку начинаются расчеты движения доходов от национального до скорректированного располагаемого дохода. В конечном счете это приводит к тому, что в стране доходы всегда равны стоимости продукта. Подобное положение складывается и на региональном уровне. Валовой региональный продукт в своей сумме практически равен ВВП РФ, с добавлением 10-15% федеральных досчетов (с. 19). В связи с этим нельзя оценить соотношение региональных доходов и объемов производства на региональном уровне. Хотя равновесное соотношение в регионе также влияет на общую оценку состояния равновесия (неравновесия) в стране.
Причина того, что Росстат не фиксирует состояние неравновесия, заключается не в фактическом положении дел, а скорее в неумение это делать. Отсутствие оценки состояния неравновесия не дает возможности оценить нарастание экономических противоречий. В результате экономические кризисы застают российские власти врасплох - они узнают о них тогда, когда уже имеют место значительные экономические потери.
В первую очередь важно признать необходимость оценки неравновесного состояния экономики на уровне Росстата и Мин-
экономразвития РФ. Оценка состояния неравновесия в плоскостях совокупного спроса и совокупного предложении возможна только в том случае, когда в полном объеме рассчитываются и сопоставляются доходы и стоимостные объемы произведенного продукта. В связи с этим необходимо разработать методологию, с помощью которой будут рассчитаны все экономические показатели этой оценки как в СНС, так и по независимым источникам в системе балансов доходов и расходов (БДДР) в БНХ и по другим источникам. Методология расчетов должна предусматривать различные варианты развития экономики в зависимости от экономической ситуации, а сами показатели должны быть методологически едины и сопоставимы, а часть из них следует рассчитывать независимо друг от друга.
Авторы уделяют особое внимание определению величины первичных доходов, в том числе величины оплаты труда наемных работников, объему налогов, размерам валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов.
Для методологически верной оценки общей суммы доходов по оплате труда наемных работников необходимо учитывать не только официально декларируемый предприятием размер фонда заработной платы, но и ту ее часть, которая скрывается от налогообложения. В структуре оплаты труда скрытая оплата труда по СНС за последние годы составляла около 30% от общей суммы оплаты труда наемных работников. В 2006-2008 гг. во всех регионах РФ наблюдалось незначительное «обеление» оплаты труда. Но, несмотря на положительные тенденции, резерв в этой части доходов значителен и составляет не менее 20-25% от общей суммы оплаты труда (доходов) наемных работников (с. 256).
Величина оплаты труда наемных работников может определяться разными методами - на основании отчетных данных предприятий и организаций (о «белой» заработной плате) с возможными корректировками (по скрытым доходам) или по данным доходов в системе БДДР в БНХ (данные этой системы включают и теневую составляющую доходов). Следовательно, что касается СНС, то в этой части должен учитываться объем скрываемых доходов, т.е. нужно объединить СНС и БНХ. По оценкам доходы в стране по одному элементу (оплата труда наемных работников
плюс смешанные доходы) больше определенных по методике СНС на 6,9 трлн. руб. (с. 147).
Авторами сделана попытка объединить два вида классификаций налогов с тем расчетом, что это объединение позволит рассчитать действительную величину налогов в стране. Если в налоговой системе классификация налогов осуществляется по Налоговому кодексу РФ, то совершенно другая классификация налогов применяется при оценке результатов деятельности в СНС. Используя общую классификацию налогов, можно прийти к общим подходам в оценке налогов и доходов в стране.
Наиболее общим показателем, характеризующим налоговую систему, признан показатель налогового пресса, определяемый как отношение величины налогов к ВВП. Важно отметить, что источники приводят разные оценки этого показателя, что обусловлено различными приемами расчета. Наиболее часто употребляется показатель отношения налогов, поступивших в консолидированный бюджет страны, к регистрируемому статистикой ВВП. Если учесть все налоги всех бюджетов и бюджетов социальных фондов (бюджет расширенного правительства), то объем этих налогов (доходы государства) в 2008 г. составил 15,2 трлн. руб. (с. 291).
По информации Росстата (на основе данных бухгалтерского учета) прибыль в 2007 г. в РФ составила около 7 трлн. руб. В 2008 г. прибыль была не менее этой величины, что не совпадает с величиной валовой прибыли, исчисленные по методике СНС (с. 269). Различаются методы оценки продукции и затрат, а также отдельные статьи затрат. Необходимо знать общий объем доходов по статье «Валовая прибыль и валовые смешанные доходы», а также вносить корректировку, соответствующую количеству убыточных предприятий в стране. В настоящее время информации по общему объему прибыли недостаточно. Росстатом приводятся только данные по удельному весу убыточных предприятий, который в разрезе ОКВЭД в 2008 г. составил 25,5% от всех действующих предприятий. По этой статье валовая прибыль значительно меньше, чем этот показатель в СНС (с. 291).
Расчеты, приведенные в монографии, показали, что общий объем доходов в России за 2008 г. был значительно больше, чем этот показатель, рассчитанный по методике расчетов по СНС. Разница составляет 13,2 трлн. руб. (с. 289). Это свидетельствует о том,
что доходов в стране значительно больше, чем стоимость произведенного продукта. Данная ситуация отмечалась многими специалистами, однако доказательств, последствий и макроэкономических расчетов пока не приводится.
Совершенствование оценки результатов экономической деятельности в России во многом связано с развитием методов расчета фактических объемов доходов по основным их источникам. Требуется также значительная модернизация работы Росстата. В частности, необходима разработка самостоятельной методологии расчетов основных видов доходов в стране.
М.А. Положихина
2012.04.060. РОССИЯ И МИР: В ПОИСКАХ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ: ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ - 2011: Материалы международной научно-практической конференции, 16-19 марта 2011 г. / Росс. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ и др. - М.: Дело, 2011. - 447 с.
Монография включает выступления участников Международной научно-практической конференции «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» (16-19 марта 2011 г.) на пленарных заседаний и «круглых столах» по следующим темам: институты для инноваций, макроэкономические предпосылки инновационного роста, технологические драйверы российского экономического роста, развитие инноваций в регионах, социальное измерение инноваций и т.д.
Открывавший конференцию Л. Бальцерович (вице-премьер и министр финансов Республики Польши в 1989-1991 гг.) подчеркнул, что самое важное в экономике и в экономической политике -это долгосрочный экономический рост. Причем скорость роста определяют инновации. По его мнению, чтобы экономика была высокоинновационной, необходимо соблюдение как минимум четырех системных условий: превалирование частной собственности, защита частной собственности, добросовестная конкуренция и стабильное финансовое положение государства. Кроме того, существует группа факторов, влияющих на магнитуду и частоту социально-экономических шоков. Это структура и форма политической системы, прежде всего наличие ограничений и контроль над властью, деполитизированная финансовая система, возможно - независимый