В целом в период 1998-2009 гг. влияние потоков «горячих денег» на волатильность экономического роста в КНР постепенно усиливалось. Если в начале этого периода в большей степени темпы экономического роста в стране влияли на направленность потоков спекулятивного капитала, то затем приток капитала стал управляться прежде всего такими факторами, как дифференциал процентных ставок в КНР и США и ожидания по поводу ревальвации юаня. Говоря иначе, движение спекулятивного капитала не имеет прямой связи с фундаментальными показателями китайской экономики, но в то же время оно само по себе усиливает циклические колебания в экономике КНР, и это, в частности, проявляется в нестабильной динамике китайских рынков акций и недвижимости.
Фэн Го и Ин Хуан приходят к выводу об оправданной осторожности китайских властей в подходе к либерализации движения средств по капитальному счету. Резкая либерализация усилила бы волатильность потоков капитала, а соответственно увеличила бы риски для макроэкономической стабильности. При существующей же достаточно жесткой системе валютного регулирования вероятность финансового кризиса в КНР, вызванного нестабильностью потоков капитала, сравнительно невелика.
П.М. Мозиас
ВЛАСТЬ
2012.04.036. НАО ЮН, ЛЮ УЮН. РЕАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕМОКРАТИИ НА НИЗОВОМ УРОВНЕ В ДЕРЕВНЕ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕЕ РАЗВИТИИ В СВЕТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕРЕВНИ.
НАО ЮН, ЛЮ УЮН. Синь нунцунь цзяньшэ шие ся нунцунь цзиц-зэн миньчжу дэ сяньши куньцзин юй фачжань сылу // Цюши. -Цзянси, 2011. - № 3. - С. 86-89. - Кит. яз.
Важной задачей, стоящей в настоящий момент перед партией в ее работе в деревне, пишут Нао Юн, преподаватель Института управления Наньчанского университета, и Лю Уюн, преподаватель Партшколы провинциального комитета КПК провинции Цзянси, является поиск ответа на вопросы, как соответствовать требованиям, выдвигаемым строительством новой социалистической дерев-
ни, и как развертывать создание новой социалистической демократии на селе.
Строительство новой социалистической деревни, построение в ней общества «сяо кан» («малого благоденствия») требует развития и творчества многомиллионной армии крестьян, подъема их трудового энтузиазма, и это происходит на практике деревенского самоуправления. Для развития социалистической демократии необходимо дать широким народным массам возможность принимать личное участие в ее строительстве. В Китае, где проживают около 700 млн. крестьян, предоставление сельскому населению возможности проводить демократические выборы и участвовать в них, осуществлять демократический контроль и планирование может служить почином политического строительства в Китае социалистической демократии.
К настоящему времени в сельском Китае в каждых выборах деревенских комитетов принимали участие около 600 млн. человек, что составляет около 90% избирателей (с. 86). В ходе выборов широкие массы крестьянства знакомились с демократией, узнавали, как пользоваться предоставляемыми ею правами, как законным путем защищать свои интересы, и это создает хорошую базу для формирования социалистической демократии и построения общества «сяо кан» в сельском Китае, без чего речи о строительстве такого общества в общенациональном масштабе останутся пустыми словами.
Прогрессивная роль деревенского самоуправления в сельской экономике проявляется прежде всего в том, что через демократические выборы в деревенские комитеты попадает значительное количество талантливых, мыслящих, обладающих определенным культурным уровнем людей, способных честно заниматься общественными делами на благо деревни. В их лице народ обретает своих лидеров. Осуществление деревенскими комитетами управления и планирования общественными делами приносит жителям деревни ощутимую выгоду. Одной из функций деревенского самоуправления является контроль над местной властью, что ведет к улучшению управления. Контроль над использованием земли и другого находящегося в коллективной собственности имущества помогает защищать права хозяйствующих организаций и имущественные права крестьян.
Сохранение стабильности и порядка в сельском обществе -это основа создания благоприятной социальной среды для построения общества «сяо кан». На протяжении определенного времени в деревне существует напряженность в отношениях между представителями местной администрации и партийных организаций (ганьбу), приводящая к увеличению потока крестьянских жалоб наверх. Эффективное осуществление крестьянского самоуправления может усилить контроль над ганьбу, способствовать изменению ими стиля работы, честному и усердному исполнению своих обязанностей. Открытость при решении деревенских дел и в управлении финансами позволяет искоренить проявление частью ганьбу алчности, стяжательства и расточительства, защищать коллективные и индивидуальные интересы деревенских жителей, дает возможность ликвидировать недопонимание и разобщенность между народом и ганьбу, намного сократить поток отправляемых крестьянами жалоб на ущемление их интересов.
Установление в деревне общественного порядка, гражданского договора, правил деревенского самоуправления помогает нормализовать поведение деревенских жителей, укрепляя у них понятие необходимости дисциплины и законов, что создает благоприятную обстановку для ликвидации конфликтов и споров между жителями.
Начало строительства новой социалистической деревни предоставляет благоприятные возможности и исторический шанс для строительства в деревне демократии на низовом уровне. В то же время необходимо видеть, что на этом пути продолжают существовать противоречия и трудности, ограничивающие развитие демократии в деревне, и прежде всего это относится к состоянию сельской экономики, от которой зависит обеспечение социальной базы для развития демократии. В условиях и неравномерности развития сельской экономики в Китае в восточных провинциях произошли заметные перемены в социально-экономической структуре сельского общества. Наступление рынка нанесло здесь сокрушительный удар по традиционной идеологии крестьян, у них появились довольно высокие требования предоставить им демократические права. Однако в большинстве отсталых сельских районов политика и занятие ею кажутся крестьянам неким «роскошеством», на демо-
кратические выборы здесь смотрят как на пустое мероприятие, народ проявляет к ним полное безразличие.
Развитие политической жизни и демократии в деревне прямо связано с уровнем экономического развития как двигателя деревенского самоуправления. Отказ от системы семейного подряда дал крестьянам право заниматься самостоятельным хозяйствованием, и в этой ситуации для реализации и защиты своих индивидуальных интересов им необходимо иметь возможность участия в политической жизни и выдвижения своих требований. Уровень доходов крестьян прямо влияет на уровень развития деревенского самоуправления. Только тогда, когда граждане могут осуществлять свое право на существование, они могут воспользоваться и своими политическими правами, предоставляемыми демократией.
Важным фактором, тесно связанным с социально-экономическим положением и прямо влияющим на демократическое управление в деревне, является низкий уровень образованности крестьян, среди которых очень большое количество неграмотных и малограмотных, что мешает им принимать участие в политической жизни. Во многих деревнях, расположенных в труднодоступных районах с плохими путями сообщения, с глубоко укоренившимися среди населения традиционными взглядами и представлениями, с мелким раздробленным производством и соответствующим этому образом жизни, низкий уровень организованности крестьян, недоступность информации, низкий уровень информированности о внешнем мире серьезно влияют на понимание ими реальной обстановки в развитии общества, экономики, политики.
Принято считать, что в сельской местности работники уездных предприятий, крестьяне и деревенская интеллигенция, обладающие техническими знаниями и довольно высоким культурным уровнем и экономическим достатком, отличаются сравнительно устойчивым современным сознанием и стремлением к политической демократии.
Однако у занятых в традиционном производстве крестьян из-за их низкого культурного уровня и влияния на них феодальной идеологии отсутствует демократическое сознание, часть из них заняты лишь удовлетворением своих экономических интересов и не принимают участия в политической жизни.
Отмеченные выше неблагоприятные для развития демократического управления в деревне моменты будут продолжать оказывать свое негативное влияние на политическую жизнь и поведение людей в течение длительного времени, и степень важности этого факта нельзя недооценивать.
В действительности длительное и глубокое влияние традиции деспотического правления и «персонального управления» (жэнь чжи) оказывает разрушительное воздействие на сознание крестьян и определяет их поведение в политической жизни. В результате крестьяне не умеют защищать свои законные интересы в рамках существующей системы управления и возлагают свои надежды на посылаемые ими наверх жалобы, на действия «высших инстанций», «руководителей», «честных чиновников».
Сохраняющееся, особенно в отсталых сельских районах, огромное влияние традиционной культуры и глубоко укоренившейся религиозной формы сознания в национальных районах несовместимо с современным понятием демократии. Такая обстановка не может быть изменена за короткое время, и это обстоятельство определяет трудности и сложности на пути создания в деревне демократического управления на низовом уровне. Вопрос о том, как создавать такую систему, становится вопросом стратегического значения.
Решение этой задачи прежде всего требует последовательного и поступательного развития под руководством партии на основе Закона 1987 г. процесса создания демократического управления в деревне. Нельзя допускать разделения и даже противопоставления развития демократии и осуществления партийного руководства, необходимо постоянно отстаивать центральное руководящее положение партийных организаций. Партячейки в деревне должны всемерно развивать внутрипартийную демократию, активно внедрять открытость партийной работы, гарантировать членам партии возможность осуществлять свои демократические права. Необходимо изменить стиль руководства и методы, активно использовать новые формы работы, отвечающие условиям и новым требованиям развивающей рыночной экономики и демократического управления.
Следует правильно выстраивать и нормализовывать отношения между деревенскими комитетами и партячейками, помогать членам партии уяснить всю глубину содержания социалистическо-
го демократического управления, поддерживать деревенские комитеты в развертывании их работы на основе Закона 1987 г., помогать им осознать, что между сохранением партийного руководства и развитием народной демократии существует органическая связь. Четкое разделение функций между деревенскими комитетами и партийными организациями поможет уменьшить количество конфликтов в местном управлении и создать механизмы рациональной координации их работы.
Основной принцип разделения функций партячеек и деревенских комитетов состоит в том, что первые, исходя из курса партии, должны определять направление социально-экономического развития своей деревни, вторые - изучать общественные дела своей деревни и принимать конкретные меры для решения таких проблем, как развитие производства, предоставление жителям бытовых услуг и управление образованием в деревне.
Присутствие гласности в деятельности поселковой и уездной администрации и в деревенском управлении - самый прямой и эффективный путь к строительству в деревне демократии на низовом уровне, на что указывается в документах ЦК КПК, опубликованных в 1998, 2000 и в 2004 гг.
Однако на пути внедрения гласности все еще встречается множество трудностей. На местах продолжает сохраняться большой разрыв между требованиями высших инстанций и народными чаяниями. Есть многочисленные примеры нарушения местными властями и комитетами «принципов гласности»; отсутствует четкая определенность в вопросе о том, в каких рамках должна существовать гласность о деятельности местной администрации и деревенских комитетов. На практике в ряде мест гласность не распространяется полностью на дела, связанные с управлением финансами, оглашаются лишь общие данные о доходах и расходах, что не позволяет проконтролировать распоряжение местными финансами; иногда дело доходит до прямого подлога.
В ряде мест отсутствует коллективное обсуждение общественных дел и контроль над ними жителями деревни, народ лишен возможности высказываться. Члены групп по контролю над соблюдением гласности не выдвигаются на выборы жителями деревни, а назначаются деревенскими ганьбу.
Сложившаяся ситуация требует дальнейшей настойчивой работы по претворению в жизнь указаний, содержащихся в документах ЦК КПК.
И. С. Ермаченко
2012.04.037. УИНКЛЕР КГ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: АНАЛИЗ ЯПОНСКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ.
WINKLER C.G. Consistent conservatism in changing times: An analysis of Japanese conservative intellectuals' thought // Social science Japan j. - Oxford, 2011. - Vol. 15, N 1. - P. 93-110.
Старший научный сотрудник Немецкого института изучения Японии исследует консервативную мысль послевоенной Японии. В соответствии с классическим определением (К. Манхейм, С. Хантингтон) консерватизм не обязательно отрицает изменения, происходящие в обществе, он лишь утверждает ценность уже существующих институтов. Поэтому после установления какого-либо режима консервативная мысль по самому определению должна выступать за его сохранение в неизменном виде. При сходстве развития Германии и Японии после Второй мировой войны наблюдается существенное различие в консервативной мысли обеих стран. Если в Германии консерваторы приняли послевоенный порядок, то японские воспринимают его, как правило, негативно и бескомпромиссно.
Исследование основано на работах наиболее значительных мыслителей-консерваторов послевоенной Японии: Фукуда Цунэа-ри (1912-1994), Это Дзюн (1932-1999), Нисио Кандзи (р. 1935), Нисибэ Сусуму (р. 1939), Яги Хидэцугу (р. 1962), Фудзивара Маса-хико (р. 1943). Наиболее влиятельными среди них считаются первые два. Невозможно говорить о едином консервативном движении, поскольку его представители не вышли из одной профессиональной или культурной среды: к примеру, Фукуда и Это начинали карьеру как литературные критики, а Фудзивара был известным математиком. При этом между Нисибэ, Нисио и Яги происходили серьезные конфликты.
После окончания «холодной войны» в политической мысли Японии произошли своеобразные изменения: левые партии постепенно сменили свою позицию на более центристскую, чему спо-