2012.04.016. ХЭДФИЛД Э. И СНОВА О СПЕНСЕРЕ И РЕЛИГИИ. HADFIELD E. Spenser and religion - yet again // Studies in English literature, 1500-1900. - Baltimore, 2011. - Vol. 51, N. 1. - P. 21-46. -Mode of access: http://www.thefreelibrary.com/Spenser+religion--yet+ again.-a0252194420
Эндрю Хэдфилд - преподаватель университета Сассекса, Великобритания, видный специалист в области изучения творчества английского поэта Эдмунда Спенсера (ок. 1552-1599). В сферу научных интересов ученого входят литература и политика английского Ренессанса, творчество Шекспира, темы национальной принадлежности и колониализма.
В последние годы появилось много исследований, связанных с проблемой религии в работах Спенсера, прежде всего с тем, как он соотносил содержание своих произведений с вопросами теологии. Э. Хэдфилд полагает, что у каждой стороны современной ему английской жизни был религиозный аспект, однако не всегда помнят, что обратное тоже верно, - проблемы теологии неотделимы от светских реалий.
Эдмунда Спенсера интересовало соотношение жизни и веры в период пост-Реформации, и особенно - тема брака. Раскрывая эту тему, Спенсер во многом ориентировался на идеи Кальвина, полагавшего, что католическая церковь ошибается, приписывая браку статус таинства и запрещая священникам жениться, так как этот запрет отдаляет духовенство от народа. Более того, очень немногие люди, согласно Кальвину, могут идти тропой целомудрия. Этот путь очень труден (так как нечистые помыслы, по Кальвину, почти так же греховны, как нечистые дела), поэтому он должен восприниматься как особое духовное достижение.
Тема брака является одной из центральных в творчестве Спенсера - в его незаконченной аллегорической поэме «Королева фей» (1590-1596), цикле сонетов «Аморетти» (1591-1595) и некоторых других произведениях. Ни один другой выдающийся литератор Елизаветинской эпохи не был столь заинтересован этой темой.
Э. Хэдфилд, анализируя первое издание «Королевы фей», показывает, как идеи Кальвина повлияли на аллегорические образы в этом произведении. Первая книга поэмы заканчивается помолвкой Редкросса и Уны. Тот факт, что герои не женаты, очень важен и, возможно, указывает на то, что «рыцаря больше заботят его соб-
ственные приключения, чем жизнь с нареченной». К тому же в книге нигде не говорится, что он возвратится к Уне (последний раз читатель встречает героя в замке Малекасты в начале третьей книги). Критик обращается к описанию церемонии помолвки. Он находит ее вполне традиционной, однако отмечает элементы, указывающие на то, что этот брак поднят до уровня таинства (упоминание «священного огня», использование святой воды).
Описание помолвки позволяет некоторым исследователям предположить, что Спенсер в сущности не был протестантом, а придерживался более широких религиозных взглядов. Однако Э. Хэдфилд не может с этим согласиться, подчеркивая, что последующее расставание рыцаря и Уны отнюдь не случайный поворот сюжета. По его мнению, молодых людей не следует рассматривать как подходящую друг другу пару. Уна окружена белым цветом, цветом чистоты (ее сопровождают белый осел и белая овца). Также Уна носит вуаль - апостольник, атрибут монахинь. Э. Хэдфилд видит в этом описании реминисценцию ситуации с героиней «Кен-терберийских рассказов» Чосера. Весь облик Уны вызывает у автора статьи ассоциации со средневековой, католической церковью. Другая аллюзия на средневековую церковь, возможно, содержится в образе явного католика Архимага. Между стихами, описывающими Уну и этого героя, существует явно интонационная перекличка. Их образы - аллегория средневековой церкви: Уна олицетворяет собой ее благоприятные аспекты, а Архимаг - пагубные. В описании Уны - символы целомудрия, сдержанности, в то время как Редкросс ассоциируется с сексуальной страстью и силой. Ар-химаг легко разлучает их. Он убеждает рыцаря в неверности его возлюбленной, и этот факт, по мнению автора статьи, является указанием на то, что герои мало знают друг друга и плохо совместимы. Выходя на уровень аллегорического прочтения, Э. Хэдфилд заключает, что Святой Георг (именно им является рыцарь) и английская церковь не готовы к процедуре брака. Более того, он кажется невозможным, несмотря на то, что рыцарь действительно Святой Георг, и по логике аллегории он в конце концов должен жениться на Уне. Однако Редкросса очаровывает колдунья Дуэсса. Спенсер намеренно усложняет задачу читателя - понять, что есть истинное и подлинное. Э. Хэдфилд полагает, что Спенсер говорит о сложностях постреформационного периода: католической церкви
в Англии уже, по сути, нет, а протестантизм и его ценности за 35 лет еще не успели утвердиться. В связи с темой брака Э. Хэдфилд рассматривает также историю Амавии и Мортданта. Их брак является отражением того, что могло ожидать Редкросса и Уну, если бы они стали мужем и женой. Герои по-разному смотрят на вопросы сексуальности, и в итоге Мортдант оказывается соблазненным Акра-зией, так же как и Редкросс Дуэссой.
Истории обеих пар, по мнению автора статьи, демонстрируют идеи Кальвина о том, как слаба человеческая плоть и насколько велика необходимость обуздывать ее. Спенсер, как и Кальвин, воспринимает веру и сексуальность как части одного целого, как проблему взаимоотношения души и тела.
Автор считает очень важным образ Руддимана (сына Амавии и Мортданта), чьи окровавленные руки невозможно отмыть. С его точки зрения, этот образ воплощает идею Кальвина о том, что человек не может искупить грех, и показывает, что Редкросс ошибался, когда думал, что легко может стать святым.
Е.А. Глазкова
2012.04.017. БЕРНАРДИ ТРИГГИАНО Т. НЕБЕСНЫЕ УРОКИ ДАНТЕ: ОБУЧЕНИЕ В РАЮ.
BERN ARDI TRIGGIANO T. Dante's heavenly lessons: Educative economy in the Paradiso // Essays in medieval studies. - San Rafael: Dominican univ., 2010. - Vol. 26. - Р. 15-26.
Профессор медиевистики Тоня Бернарди Триггиано анализирует путешествие героя-паломника в «Божественной комедии» Данте как подготовку к учению, целью которого является познание «божественного откровения». Данте-поэт поручает формирование сознания своего героя-паломника ряду учителей, ориентирующих его на искупление и усмирение желаний и на развитие интеллекта. Используемая в «Комедии» вопросно-ответная форма повествования дает возможность разбора героями поэмы ошибок своего подопечного. Такой тип взаимодействия учителя и ученика, постоянное корректирование ошибочных суждений героя раскрываются благодаря использованию автором общей для всей поэмы метафоры путешествия, цель которого - исправить заблуждения героя. Наиболее выразителен этот прием в примерах, раскрывающих ошибочность суждений и чувств паломника, а также в его размышлениях об уже