Основным принципом демократизации российского федерализма, считает автор, должна стать постепенная деэтнизация государственности и разгосударствление этничности. Гражданская российская нация, образуемая реальным многообразием всех народов России, - вот, по его мнению, подлинный субъект демократического и правового российского федерализма. При этом российская нация - не многонациональный народ, а полиэтническая нация как согражданство - отвечает не только требованиям современной теории национальных отношений, международно-правовым нормам, но и мировой практике. Исходя из приоритета ценностей гражданского общества, автор поддерживает идею, смысл которой в том, что «все народы, населяющие страну, признаются государствооб-разующими, и ни одна этническая группа не может и не должна обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами» (с. 335).
Е.В. Алферова
2012.04.009. ВАЛЯРОВСКИЙ Ф.И., ДИДЕНКО Н.Л., СУГРЕЙ Л.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Пятиг. гос. лингв. ун-т. - Пятигорск, 2011. - 113 с.
В монографии исследуются конституционно-правовой и международно-правовой аспекты регулирования межнациональных отношений. Большое внимание уделяется научному анализу соответствующих положений Конституции РФ, российского законодательства в сфере межнациональных отношений, исторического и теоретического материала, опыта ряда зарубежных стран.
Межнациональные отношения рассматриваются как комплекс взаимоотношений национальных общностей (наций, народов, этнических групп) между собой, а также с государством, его органами и агентами; специфическая сфера социального взаимодействия между людьми; одна из разновидностей общественных отношений, являющихся объектом правового регулирования. При этом в данной сфере отношений чрезвычайно велика роль традиций, обычаев, религиозных норм и нравственных установлений. Для полного и системного раскрытия темы исследования авторы анализируют такие ключевые понятия, как «нация», «народ», «национальное меньшинство», «этнос», «этническая общность», «су-
веренитет». В международно-правовом контексте понятие «нация» рассматривается как синоним понятия «государство». Что касается понятия «национальное меньшинство», то все приводимые в научной литературе его дефиниции, по мнению авторов, являются относительными и не универсальными; к такому многонациональному государству, каким является Россия, оно вообще не применимо и бессмысленно, поскольку невозможно отделить «меньшинство» населения от «большинства». В условиях многонационального Российского государства в правовом регулировании межнациональных отношений основной акцент должен делаться не на защиту так называемых «национальных меньшинств», а на формирование социального гомеостазиса и поддержание социальной гармонии на основе учета интересов всех субъектов общественной жизни, сохранения традиционных духовных ценностей российского общества, его религиозной и культурной самобытности, подчеркивают авторы. Термин «национальное меньшинство» предлагается заменить термином «этническая общность», который по своему смысловому значению не связан с такими нечеткими критериями, как «численность», «недоминирующее положение» и «дискриминация». Указанный термин означает группу лиц, отличающихся от основного населения государства или отдельного региона по признакам национальности, языка, культуры и религии, стремящуюся сохранить свое этническое своеобразие, но не нуждающуюся в особой защите со стороны государства, поскольку ее права не ущемляются. Именно такой подход авторы считают закономерным в условиях многонационального демократического федеративного государства. Предлагается принять федеральный конституционный закон, регулирующий межнациональные отношения и закрепляющий основные понятия и категории в данной сфере, а также вопросы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Для эффективного включения субъектов РФ в процесс межнациональных отношений и защиты прав лиц, принадлежащих к различным этническим общностям, авторы предлагают принять ряд мер, направленных на улучшение в регионах общей ситуации в сфере прав человека:
- во всех без исключения субъектах РФ создать конституционные (уставные) суды со статусом «несвязанной компетенции»,
т.е. наделенных полномочиями по собственному усмотрению возбуждать конституционное производство в тех случаях, когда речь идет о несоответствии законов субъектов РФ положениям Конституции РФ, учредительным актам самих субъектов РФ, а также в случаях нарушения прав человека со стороны органов государственной власти субъектов РФ. Суды, наделенные подобными полномочиями, рассматриваются как инструмент борьбы с дискриминацией по признаку национальности, языка и религии, эффективное средство разрешения политических конфликтов, возникающих на межнациональной почве;
- унифицировать институт уполномоченного по правам человека путем учреждения должности уполномоченного по правам человека во всех субъектах РФ без исключения, а также принять федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации»;
- более широко использовать возможности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах для координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в отношении мероприятий по этнокультурному развитию, упрочению межэтнического согласия и сотрудничества.
В работе содержится и ряд других концептуальных положений, в том числе касающихся недостатков действующих федеральных законов. Так, в Федеральном законе «О национально-культурной автономии», с точки зрения авторов:
• недостаточно четко определен субъект права на национально-культурную автономию;
• право на создание таких автономий признается только за представителями тех этнических общностей, которые оказались в ситуации «национального меньшинства» на определенной территории, а не за любым гражданином РФ, иностранцами и лицами без гражданства, которые осознают себя частью определенной этнической общности;
• не закреплено приоритетное право на получение финансовой помощи от государства для национально-культурных автономий, созданных представителями коренных малочисленных народов;
• не предусмотрен механизм противодействия попыткам использования национально-культурных автономий в политических целях и др.
Подчеркивается, что в условиях растущей напряженности в отношениях местного населения с мигрантами именно это направление государственной национальной политики должно рассматриваться как приоритетное. Органы государственной власти должны уделять особое внимание мероприятиям, направленным на борьбу с незаконной миграцией, культурную и правовую адаптацию мигрантов с целью недопущения формирования обособленных национально-культурных сообществ, разрушающих единство социальной структуры.
Е.В. Алферова
2012.04.010. АЛЛАН Дж. ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ ПРАВА И ФЕДЕРАЛИЗМ: ВЫРАЖАЯ НАМЕРЕНИЯ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ИГНОРИРУЯ ИХ.
ALLAN J. Implied rights and federalism: Inventing intentions while ignoring them // Univ. of the Western Australia law rev. - Sydney, 2009. - Vol. 34, N 2. - P. 228-237.
Статья Джеймса Аллана посвящена сравнительному анализу практики рассмотрения Верховным судом Австралии дел о подразумеваемых конституционных правах человека и толковании конституционных положений, определяющих федеративное устройство Австралии. Оценивая, каким способом и насколько верно судьями толкуются изначальные намерения создателей Конституции Австралии при разрешении споров конституционно-правового характера, автор статьи критикует сложившуюся практику установления смысла конституционных норм о разграничении предметов ведения между федерацией и штатами.
Дж. Аллан подчеркивает важность различий свободы усмотрения при толковании положений писаной и неписаной конституций. Когда речь заходит о писаной конституции государства, вряд ли можно ожидать, что ключевые элементы системы функционирования власти вместо того, чтобы излагаться прямо, будут подразумеваться, т.е. будут косвенно вытекать из текста конституции. Цель писаной конституции состоит в том, чтобы жестко зафиксировать, закрепить основы государственного устройства, например, систему разграничения компетенции между федеральным правительством и регионами, порядок избрания парламента и назначения судей, перечень основных прав и свобод граждан. Конституция