Научная статья на тему '2012.03.038. МЮГЕНБОРГ Х.Й., ХЕНТЧЕЛ А. НОВОЕ ВОДНОЕ ПРАВО И ПРАВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. MÜGGENBORG H.J., HENTSCHEL A. DAS NEUE WASSERRECHT UND NATURSCHUTZRECHT // NEUE JURISTISHE WOCHEN-SCHRIFT. - MüNCHEN, 2010. - N 14. - S. 961-967'

2012.03.038. МЮГЕНБОРГ Х.Й., ХЕНТЧЕЛ А. НОВОЕ ВОДНОЕ ПРАВО И ПРАВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. MÜGGENBORG H.J., HENTSCHEL A. DAS NEUE WASSERRECHT UND NATURSCHUTZRECHT // NEUE JURISTISHE WOCHEN-SCHRIFT. - MüNCHEN, 2010. - N 14. - S. 961-967 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО -ФРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рёрихт А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.03.038. МЮГЕНБОРГ Х.Й., ХЕНТЧЕЛ А. НОВОЕ ВОДНОЕ ПРАВО И ПРАВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. MÜGGENBORG H.J., HENTSCHEL A. DAS NEUE WASSERRECHT UND NATURSCHUTZRECHT // NEUE JURISTISHE WOCHEN-SCHRIFT. - MüNCHEN, 2010. - N 14. - S. 961-967»

2012.03.038. МЮГЕНБОРГ Х.Й., ХЕНТЧЕЛ А. НОВОЕ ВОДНОЕ ПРАВО И ПРАВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. MÜGGENBORG HJ., HENTSCHEL A. Das neue Wasserrecht und Naturschutzrecht // Neue juristishe Wochen-Schrift. - München, 2010. -N 14. - S. 961-967.

В 2010 г. вступили в силу изменения к важным для охраны окружающей среды законам Германии - Закону «Об охране вод» и к Закону «Об охране природы». Эти новеллы представляют собой реакцию на очередной провал попытки принятия экологического кодекса. По содержанию они представляют собой соответствующие главы из проекта экологического кодекса. Это было сделано с целью предотвратить переход в компетенцию земель регулирования 16 отдельными законодательными актами.

Однако по сравнению с экологическим кодексом в законах отсутствует один институт, являвшийся центральным для проекта экологического кодекса: инструмент предварительного разрешения. Предварительное разрешение должно было охватить все промышленные проекты и объединить инструмент предварительного разрешение по Закону об охране воздуха и по Закону об охране воды. Это должно было сэкономить бюрократические усилия (вместо двух земельных ответственных органов исполнительной власти хватило бы одного) и облегчить процедуру для промышленников (прохождение одной разрешительной процедуры вместо двух) и в то же время сделать ее более эффективной и обозримой. Это, однако, не удалось, так что пока законодательство остается без изменений. Тем не менее оба разрешительных органа должны кооперироваться друг с другом, как этого требует соответствующая директива ЕС. К предложенным законопроектам разнообразные комиссии и земли внесли 250 предложений, 166 из которых были приняты парламентом.

Закон «Об охране вод» состоит из 24 статей, которые разделены на шесть глав, две из них содержат несколько разделов.

В первой главе законодатель определяет общие положения Закона, в том числе в первом параграфе его цель - охрану водных ресурсов. Второй параграф определяет, на какие водные ресурсы распространяет Закон свое действие - тут нет никаких изменений -это по-прежнему воды, включая прибрежные и грунтовые. Параграф третий дает некоторые определения отдельных терминов; па-

раграф четвертый определяет термин «водная собственность» и пятый устанавливает общие обязанности пользования.

Глава вторая устанавливает порядок пользования водными ресурсами: в разделе первом находятся общие положения, во втором - специальные для поверхностных вод, в третьем - для вод прибрежных и в четвертом - для грунтовых.

По-прежнему действует превентивный запрет пользования водными ресурсами, согласно которому любая деятельность требует специального разрешения. Новеллой, однако, является запрет размещения твердых веществ в грунтовых водах без разрешения, т.е. запрет любой соответствующей строительной деятельности. Эта норма укрепляет режим охраны грунтовых вод. Исключением из этого запрета являются геотермические замеры, если они не превышают по глубине 100 метров. В этом случае необходимо за две недели сообщить о планируемом замере в компетентный орган.

Выдача разрешений происходит по усмотрению органа управления.

В параграфе 23 предусмотрена возможность федерального правительства путем постановлений регулировать детали пользования водными ресурсами. Этот, обычный для русского права, юридический фокус сильно критикуется авторами как неуместный политический компромисс, они опасаются слишком сильного влияния индустрии на правительство.

Третья глава содержит в девяти разделах правила водохозяй-ствования. Первый раздел охватывает публичное водообеспечение, охраняемые водные территории и минеральные источники. Второй -сточные воды. Третий регулирует обращение с опасными для воды веществами. Он состоит только из двух норм, так как скоро должен быть принят уточняющий закон. Следующий раздел предусматривает должность уполномоченного по охране вод. Пятый содержит нормы о затрагивающем водные ресурсы строительстве, в том числе строительство дамб и т.п. В шестом разделе урегулированы меры по защите от наводнений, чем воплощены предписания соответствующей Директивы ЕС. В седьмом разделе установлены обязанности по планированию и документации. В восьмом - ответственность за загрязнение водоемов и вод. Девятый определяет виды деятельности, подлежащей разрешению.

Второй раздел посвящен проблематике оборота сточных вод, многие виды воздействия на которые по новому закону требуют получения разрешения. Глава четвертая регулирует возмещение имущественного вреда. Глава пятая - надзор; глава шестая содержит положения об административной ответственности и переходные положения.

Новый Закон «Об охране природы» состоит из 27 статей и вносит изменения более чем в 25 нормативных актов. Авторы статьи считают, что законодатель полностью реформировал право охраны окружающей среды.

В Законе указаны пять целей нормативного регулирования права охраны окружающей среды: заменить рамочною компетенцию Федерации на полное регулирование; упростить и систематизировать право охраны окружающей среды; выработать и назвать в Законе общие принципы охраны окружающей среды; выполнить указания европейского права и интегрировать, если это необходимо, земельное регулирование в федеральное.

Несмотря на желание законодателя исчерпывающе урегулировать данную материю, Закон содержит указание на полномочие земель также принимать соответствующие нормативные акты или изменять существующие.

Общей целью закона является сохранение биологических предпосылок и биоразнообразия для будущих поколений.

Закон разделен на 11 глав: глава первая содержит общие положения и определения; глава вторая посвящена теме ландшафтного планирования; третья регулирует порядок вмешательства; четвертая - особо охраняемые зоны; пятая - охрану животного и растительного мира, включая биотопы; шестая посвящена охране морей (в старом законе этого не было вовсе); седьмая регулирует возможности отдыха на природе и спортивных занятий; восьмая устанавливает права и полномочия обществ по охране природы; девятая - права и обязанности собственников земли; главы десятая и одиннадцатая содержат положения об административной и уголовной ответственности, а также переходные положения.

Авторы отмечают, что благодаря некоторым положениям новых нормативных актов право Германии теперь в большей степени соответствует европейским предписаниям, стало более системным,

а, следовательно, обозримым для пользователей и адресатов данных норм.

А.А. Рёрихт

2012.03.039. ДЕДЕРЕР Х.-Г. НОВЫЕ ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ВЫЗОВ ПРАВУ - НА ПРИМЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ. DEDERER H.-G. Neuartige Technologien als Herausforderung an das Recht - dargestellt am Beispiel der Nanotechnologie // Aktuelle Herausforderungen der Life Sciences / Hrsg. von Spranger T.M. - B.: LIT, 2010. - S. 71-94. - (Recht der Lebenswissenschaften Life Sciences and Law; Vol. 1).

Профессор, доктор права Университета г. Пассау (кафедра государственного и административного права, международного публичного права, европейского и международного экономического права) Ханс-Георг Дедерер посвятил реферируемую статью аргументированному ответу на вопрос: нужен ли Германии закон о нанотехнологиях? Исходя из истории экологического права Германии, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Так, мирное использование атомной энергии потребовало в 1959 г. принятия Закона «О мирном использовании атомной энергии и защите от связанных с ней опасностей» (Gesetz über die friedliche Verwendung der Kernenergie und den Schutz gegen ihre Gefahren (Atomgesetz)), а применение генной инженерии - Закона «О генной инженерии» (Gesetz zur Regelung der Gentechnik) в 1990 г. Автор придерживается мнения, что исторических параллелей недостаточно, аргументация должна быть построена следующим образом: применение на-нотехнологий связано с особыми новыми рисками. Однако с точки зрения правовой политики принятие нового закона необходимо только тогда, когда существующие нормативные акты не могут в полной мере урегулировать новое правоотношение. Поэтому необходимо проанализировать действующее экологическое законодательство на предмет его соответствия новым рискам и угрозам, связанным с применением нанотехнологий, для здоровья человека и состояния окружающей среды (с. 71).

Префикс «нано» используется для обозначения одной миллиардной части. Нанотехнологии - это технологии для работы с объектами, чья величина не превышает ста нанометров, т.е. ста миллиардных частей метра. Нанотехнологии находят применение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.