Научная статья на тему '2012. 03. 004. Марьянчик В. А. Медиаполитический текст: сценарии, нормы, стереотипы. - Архангельск: помор. Гос. Ун-т, 2011. - 281 с. - библиогр. : С. 259-281'

2012. 03. 004. Марьянчик В. А. Медиаполитический текст: сценарии, нормы, стереотипы. - Архангельск: помор. Гос. Ун-т, 2011. - 281 с. - библиогр. : С. 259-281 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / СТЕРЕОТИП / ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЯЗЫКОВАЯ НОРМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 004. Марьянчик В. А. Медиаполитический текст: сценарии, нормы, стереотипы. - Архангельск: помор. Гос. Ун-т, 2011. - 281 с. - библиогр. : С. 259-281»

утвердительные, несобственно-отрицательные и несобственно-побудительные предложения, изолированные предложения-апеллятивы).

В перспективе исследования решение таких задач, как: 1) выявление комбинаторных характеристик ПТД, т.е. анализ сочетаемости признаков; 2) сопоставительный анализ статистических характеристик нейтральных и деформированных структур в ПР; 3) корректировка описания признаков и уточнение инструкций по их определению; 4) изучение других жанров ПР и, шире, других видов ораторской речи, в которых соотношение эмоционального и рационального компонентов воздействия отлично от ПТД; 5) выделение индивидуальных и гендерных особенностей реализации эмоционального компонента и его собственно аффективной и псевдоаффективной составляющих в ПР.

А.М. Кузнецов

2012.03.004. МАРЬЯНЧИК В.А. МЕДИАПОЛИТИЧЕСКИЙ

ТЕКСТ: Сценарии, нормы, стереотипы. - Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2011. - 281 с. - Библиогр.: с. 259-281.

В монографии медиаполитический текст рассматривается в аспекте когнитивного и аксиологического моделирования. Рассматривается связь ментально-вербальных феноменов (стереотипов, норм, ценностей), разрабатываются классификации событий, ситуаций, сценариев и алгоритм лингвистического анализа сценария. Приводятся образцы сценарного декодирования.

Работа состоит из введения, трех глав (I. «Медиаполитиче-ский текст в аксиологическом аспекте»; II. «Медиаполитический текст в событийном аспекте»; III. «Ролевая структура медиаполи-тического текста») и заключения.

Говоря об аксиологически маркированных стереотипах, используемых в медиапроизведениях для воздействия на массовую аудиторию, автор подчеркивает, что современный человек погружается в медиареальность, воспринимая медиакартину мира как образ действительности. Знание механизмов создания медиатек-стов позволяет в какой-то мере противопоставить глобальному и всепоглощающему воздействию СМИ на сознание массового адресата, на аналитическое восприятие информации.

Медиаполитический текст занимает центральную позицию в функционально-стилевой и дискурсной организации СМИ. Оце-ночность медиатекста есть его потенция актуализации, хранения, транслирования и порождения в сознании адресанта и адресата оценок разного содержания, вида и характера. Социальная оценоч-ность является не только имманентным признаком медиатекста, но и стилеобразующей чертой политической коммуникации. Оценоч-ность как стилистическая категория не противопоставляется информативности (информации) и объективности (объективному описанию), а взаимодействует с ними в медиаполитическом тексте. Оценочность организуют вокруг себя другие функциональные се-мантико-стилистические категории, используя их как средство для своего выражения. К таким «оценочно-инструментальным» категориям относятся аксиологичность, субъективность, персональность, социальность, диалогичность, интертекстуальность, манипулятив-ность, идеологичность, ироничность, экспрессивность медиаполи-тического дискурса.

С помощью различных языковых средств в медиаполитиче-ском тексте моделируются оценки разного содержания, вида и характера. При совпадении субъекта и объекта оценки в тексте используются различные тактики оценочной автопрезентации. Манипулятивная природа политических текстов и концепты-антиценности русской языковой картины мира (бахвальство, хвастовство) определяют необходимость маскировки оценочных рефлексивных высказываний. С помощью косвенной, имплицитной оценки и различных приемов эвфемизации реализуется максима скромности. Автопрезентация персонажа-политика тяготеет к стандартности, позитивный вектор стереотипизации выражен наиболее отчетливо. Стратегия автопрезентации актуализирует позитивный образ, для создания которого чаще всего используются маски «борца за справедливость», «профессионала», «порядочного человека» («честного политика»), «своего парня» и «героя нашего времени» (человека, добившегося успеха в жизни своими силами и честным путем).

Оценки выносятся на базе ценностных иерархий, хранящихся в сознании автора как носителя культуры. В свою очередь, в ме-диаполитическом тексте формируется аксиологическое поле, которое включает аксиологическую сеть (часть ценностной картины

мира, ментальное образование, макроструктура сознания, состоящая из «узлов» - ценностей индивида / социума), ее вербальные репрезентанты, структурированные по шкалам качественной и количественной оценки. Медиакартина мира занимает значительное место в системе представлений современного человека об окружающей его реальности. Таким образом, формируется аксиологическая спираль: аксиологическая картина мира - оценки в медиа-текстах - медиакартина мира - аксиологическая картина мира. Для современного медиаполитического текста характерна агрессивная эстетика авторской оценки, общая пейоративизация образов.

В формировании и репрезентации оценки в тексте важными являются прототипы, нормы, стереотипы. В узком понимании социальная норма есть вербально выраженное и социально регулируемое правило поведения человека, его действий в определенной ситуации. При широкой трактовке нормы выделяются норма-стандарт (обычное, повторяемое, стереотипное) и норма-эталон (образцовое, идеальное). Норма-эталон транслирует положительную оценку; норма-стандарт («нормальное» состояние) может обладать нейтральной оценочностью. Нормативные высказывания относятся к средствам реализации аксиологической стратегии ме-диаполитического дискурса. Нормативное высказывание есть частный случай оценочного суждения, его модификация. Стереотип образуется в результате нормативной обработки прототипа. Это социальная «рамка», социальная оболочка когнитивных структур, в форме которых хранятся прототипы. Стереотип культурно, социально маркирован, он является инструментом и результатом социализации. Стереотипы делятся на статичные (стереотипы-образы) и динамичные (стереотипы-ситуации).

Нормы и стереотипы коррелируют с ценностями и оценками. Нормативное высказывание транслирует социальные ценности, опирается на них. Норма сама является ценностью в аксиологической оппозиции «нормально - аномально». К одной из основных функций стереотипа относится аксиологическая, поскольку: 1) ценности представляют собой стереотипные представления о значимом для человека; 2) любой стереотип имеет оценочный потенциал и может стать основанием, мотивировкой оценки; 3) любая оценка соединяет индивидуальное, субъективное и коллективное, стереотипное. Оценка, норма, стереотип представляют собой ак-

сиологическую триаду, компоненты которой неразрывно связаны: экспликация одного из них в тексте обусловливает актуализацию остальных. Так, на основе культурных стереотипов посредством аксиологического метатекста в медиаполитическом дискурсе актуализируется группа вербальных ценностей («слово», «текст», «произведение» и др.) и вербальных норм (честность, диалог и пр.).

В медиаполитическом тексте с целью социальной оценки создается образ социального события, так называемое текстовое событие, включающее три аспекта: 1) образ коммуникативного события (обусловливает ролевое моделирование участников коммуникативного акта), 2) образ политического события (включает сюжет и его метафорическую интерпретацию), 3) образ вербального события (образ дискурса в целом и данного текста в нем). Текстовые события делятся на стереотипные, окказиональные и несобытия. Создание образа политического события в тексте предполагает апелляцию к тому или иному сценарию, включенного в картину мира адресанта / адресата. Сценарий - представление о вероятном развитии события (ситуации) - хранится в памяти носителя культуры и является необходимым условием для создания образа события в тексте, для перевода «языка» уникальной действительности на «язык» типичного нарратива. В науке разрабатываются различные концепции сценария: психологическая, философская, культурологическая, литературоведческая, журналистская. В рамках этих концепций сценарий трактуется как ситуация (совокупность ситуаций, развитие ситуации). При лингвистическом анализе сценария оперируют термином «модель ситуации». Данный термин применительно к медиадискурсу имеет три значения: 1) информация, необходимая для адекватного понимания текста (контекст, код, установки, цели, ценностные ориентиры автора и адресата); 2) медиатекст как некая модель социальной ситуации; 3) образ фрагмента реальности.

В медиаполитическом дискурсе формируются модели прецедентных и стереотипных ситуаций. Стереотипная ситуация может получать вариативные реализации, в том числе прецедентные. В этом случае она получает статус сценария. Например, ситуация / сценарий «жертвоприношение» имеет различные воплощения в архаичных мифах: мифы о Дионисе, Тантале, Сизифе и др.

Медиаполитические сценарии представляют собой стереотипы, поскольку включают ряд стереотипных представлений об участниках ситуации, их поведении, о последовательности эпизодов. «Сценарность» противостоит уникальности: сценарий вписывает политическое событие в ряд подобных. Сценарий формируется как концептуальная модель на базе сопоставления конкретной ситуации с уже имеющими место в памяти носителя языка. Признаки сценария: семиотичность, локальность, темпоральность, телеоло-гичность, типичность, повторяемость, вариативность, культурологическая маркированность, аксиологичность, мифологичность. Сценарий есть компонент аксиологической структуры медиаполи-тического текста. Он реализует в тексте воздействующую функцию, так как задает определенные оценочные интерпретации адресата.

Сценарий помогает установить причинно-следственные связи, стереотипизировать отдельные сцены, и вербализовать социальное событие. Сценарий, сигналы которого включены в текст, автор склонен рассматривать как интерпретацию события, ситуации, при том что языковому воплощению предшествует «сценарная обработка». Так событие и ситуация соотносятся с реальностью, сознанием и высказыванием. Сценарий обладает когнитивно-вербальной природой.

Маркерами сценария служат единицы различных лексикосе-мантических групп. Лингвистический анализ сценария медиатекста предполагает выявление текстового топика по заглавию и ключевым словам, анализ типовых сочетаний понятийных категорий «субъект - его действие», определение дополнительных элементов ситуации - объекта, адресата и др., группировку функционально-семантических полей, аксиологическую интерпретацию взаимодействия элементов сценария, моделирование хронологической последовательности компонентов сценария. С учетом когнитивной сущности сценария и возможности его линейной репрезентации сценарий определяется как сюжетно развивающаяся модель ситуации, события. В ядро репертуара медиаполитического дискурса входят такие сценарии, как борьба, воздаяние, война, выбор(ы), диалог, грехопадение, долг, жертвоприношение, игра, кризис, обман, ошибка, переход, подвиг, помощь, преступление, скандал, трагедия и др. Сценарный репертуар является открытым.

Аксиологически значимыми элементами медиаполитическо-го текста являются персонажи. Персонаж впитывает аксиологические аллюзии, ассоциации, представляет собой некий стереотип. Персонажами медиатекста становятся действующие лица изображаемой ситуации, действия, поступки и высказывания которых становятся объектом или средством социальной оценки. Персонажи медиатекстов создаются с опорой на культурные стереотипы с целью реализации воздействующей функции. Базовыми отличительными признаками медиаполитического персонажа являются: а)ослабление аспекта фикциональности, появление устойчивой связи «персонаж - персона»; б) усиление аспекта функциональности, открытая социальная оценочность; в) утрата глубины и многоплановости (полимотивности), обусловленная идеологичностью образа; г) динамичность, организующая роль в событии; д) замена конструктивного приема художественной типизации и конкретизации на прием медиастереотипизации. Последнее отличие является стилеобразующим.

Медиаполитическому персонажу, как правило, приписывается четкий оценочный знак, в соответствии с делением пространства дискурса на «своих - чужих». Каждый медиаполитический сценарий предполагает четкое распределение ролей, масок среди участников ситуации (персонажей текста) в соответствии с выбранным сценарием. Участие того или иного персонажа в некотором политическом событии определено реальностью, и воля автора медиа-текста в этом плане ограничена. Однако по воле автора происходит распределение ролей между персонажами в процессе перехода от модели ситуации к ее модальной интерпретации.

В рамках лингвистики существует ряд теорий, оперирующих термином «роль», которые можно разделить на три основных направления - грамматическое, когнитивное и речеведческое. В процессе анализа медиаполитического текста эффективно использовать подходы к ролевой типизации, заимствованные из других научных сфер: психологический, культурологический, социологический, политический, нарративный, аксиологический.

Роль персонажа в нарративном медиаполитическом тексте есть функции данного персонажа в развитии текстовой ситуации, сюжета. Роли медиаполитических персонажей делятся на речевые, сюжетные и аксиологические. Оценка персонажа как языковой

личности есть одна из эффективных оценочных тактик. Важность и эффективность «речевой» оценки демонстрирует речевая метафора: диалог власти, услышать народ и т.д. Ценными в политике признаются определенные жанры и формы речи (переговоры, диалог, обсуждение), отрицательную оценку получают сплетни, гадания и др. Сюжетная роль совмещает семиотический, нарративный, психологический и другие аспекты, актуализация которых в конкретном тексте зависит от воли автора. Вербальными средствами оценки, создания роли «носитель ценности / антиценности» служат номинации лица, его качеств и действий.

Номинация роли выводится в результате лексико-семанти-ческого анализа имени сценария, языковых репрезентаций имени персонажа и предикативного поля. Имя ситуации (сценария) и имя роли взаимно обусловлены и связаны на семантическом и деривационном уровнях: борьба - победитель, жертвоприношение -жертва и т.п. Функцию ролевой номинации могут выполнять имена собственные при условии прецедентности. На основе противостояния политического и гражданского сознания, доброго и злого начала выделяются ролевые прототипы персонажей - герой, жертва и др. Роль воплощается в медиаполитическом тексте в различных сюжетных вариантах, образуя цепочки от архетипа к позиции в социальной ситуации (и обратно).

К специфическим чертам медиатекста относится ослабленное значение личности автора, подчинение идиостиля целям и задачам дискурса. Автор медиаполитического текста формирует аксиологическое поле текста, включающее нормы, стереотипы, ценности и оценки. Образ автора медиатекста исследуется в дискурсно-коммуникативном, психолингвистическом, прагмалингвистиче-ском, когнитивном, стилистическом аспектах. Каждый аспект имеет аксиологическую составляющую. Автор выступает как носитель ценностной иерархии, которую транслирует текст. Для медиаполи-тического дискурса характерен скрытый конфликт культурных и социальных, традиционных и современных ценностей.

Образ автора медиаполитического текста тяготеет к стереотипности, что обусловлено функционально-стилевой и прагматической спецификой сферы. Даже факты языковой игры в медиатек-сте, демонстрация вербальной креативности, карнавальная стихия представляют собой не нарушение, а соблюдение нормы медиади-

скурса, соответствие ожиданиям массового адресата, т.е. социальные стереотипы. Как «человек социальный» автор играет роли, заданные рамками коммуникативной ситуации. Роль автора и адресата в коммуникативном аспекте трактуется в работе как совокупность социальных функций, реализуемых автором и адресатом в ситуации вербальной коммуникации посредством данного текста. Роль автора медиатекста - это некая коммуникативная маска, которая создается с помощью языкового имиджа и речевой маски. Коммуникативная маска позволяет журналисту-человеку успешно реализовать социальные и профессиональные функции.

Коммуникативная маска (роль) автора имеет несколько составляющих. Речевая маска включает общий принцип изложения, форму и стиль речи, жанровые особенности медиапроизведения. Наиболее активно используются авторами медиаполитических текстов и могут рассматриваться в качестве общих моделей следующие речевые маски: Публицист, Аналитик, Информационный посредник. Типичными статусно-социальными масками для субъекта медиаполитического текста служат - Журналист, Политик, Простой человек, Интеллигент. Аксиологические роли, характерные для медиаполитического текста, - Друг, Мудрец, Обличитель, Патриот.

Следовательно, образы автора и персонажей медиаполитиче-ского текста обладают дискурсной и функционально-стилевой спецификой. Им приписывается роль, т.е. некая схема действий и поведения в определенной ситуации. Конструктивным приемом создания политического персонажа служит прием медиастереоти-пизации.

В заключении говорится, что «медиаполитический текст создается с опорой на социальные стереотипы и нормы, хранимые в сознании автора и адресата. Сам текст представляет собой некий культурный стереотип, соответствующий социальным и текстовым нормам. Медиаполитический дискурс создает и транслирует специфическую систему стереотипов и норм. Медиаполитические сценарии, персонажи и автор относятся к стереотипам медиаполи-тического дискурса» (с. 248)

А.М. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.