Научная статья на тему '2012. 02. 025. Ас-салим Ф. Противостояние светских и исламистских течений в египетском обществе 1936-1945 гг. В романе Н. Махфуза «Ас-Суккариййа». Al-salim F. The contest between secular and Islamist movements in Egypt, 1936-1945. Study of nagib Mahfouz' «Sugar street» // J. of South Asian and middle Eastern studies. - Villanova, 2011. - Vol. 34, n 4. - p. 35-53'

2012. 02. 025. Ас-салим Ф. Противостояние светских и исламистских течений в египетском обществе 1936-1945 гг. В романе Н. Махфуза «Ас-Суккариййа». Al-salim F. The contest between secular and Islamist movements in Egypt, 1936-1945. Study of nagib Mahfouz' «Sugar street» // J. of South Asian and middle Eastern studies. - Villanova, 2011. - Vol. 34, n 4. - p. 35-53 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ТЕМЫ / СЮЖЕТЫ / ОБРАЗЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ЛИТЕРАТУРЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЕГИПЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 025. Ас-салим Ф. Противостояние светских и исламистских течений в египетском обществе 1936-1945 гг. В романе Н. Махфуза «Ас-Суккариййа». Al-salim F. The contest between secular and Islamist movements in Egypt, 1936-1945. Study of nagib Mahfouz' «Sugar street» // J. of South Asian and middle Eastern studies. - Villanova, 2011. - Vol. 34, n 4. - p. 35-53»

начинали восхвалять новые порядки - поэтических произведений такого рода также сохранилось предостаточно.

К.Б. Демидов

2012.02.025. АС-САЛИМ Ф. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СВЕТСКИХ И ИСЛАМИСТСКИХ ТЕЧЕНИЙ В ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ 1936-1945 гг. В РОМАНЕ Н. МАХФУЗА «АС-СУККАРИЙЙА». AL-SALIM F. The contest between secular and islamist movements in Egypt, 1936-1945. Study of Nagib Mahfouz' «Sugar Street» // J. of South Asian and Middle Eastern studies. - Villanova, 2011. - Vol. 34, N 4. - P. 35-53.

Автор (Канзасский университет, США) рассматривает роман «Ас-Суккариййа» египетского писателя, нобелевского лауреата Н. Махфуза в контексте противоборства светского и религиозного (исламистского) измерений египетской культуры. Роман является третьей частью трилогии, начатой в 1949 г. и в 1957 г. удостоенной Государственной премии. «Н. Махфуз в одно и то же время рассказывает историю, возвышает голос о необходимости революционных изменений... и высказывает свои взгляды на, можно сказать, все стороны жизни - от религии и политики до брака, жизни и смерти - причем сделано это было так, что государственная цензура в момент публикации (1952) не нашла повода обвинить автора в распространении антиправительственных настроений» (с. 35).

В трилогии описаны три поколения семьи каирского торговца Абд ал-Гаввада; действие, охватывая период с 1918 по 1944 г., разворачивается на фоне эпически показанных масштабных изменений в египетском обществе - речь идет о всестороннем крушении прежнего уклада жизни, что влечет за собой кризис системы ценностей, развал семьи, индивидуальные драмы и трагедии. Читатель получает возможность увидеть национально-освободительную борьбу под руководством партии «Вафд», выход на арену коммунистов, развитие активности «Братьев-мусульман».

Самые заглавия романов символичны. Будучи именами реальных каирских улиц, они призваны обнаружить то или иное общественное настроение, господствующее в конкретный исторический момент. Так, первый роман трилогии «Байн ал-Касрайн» («Между двумя дворцами») указывает на некое переходное состояние после обретения страной независимости; второй - «Каср-аш-

Шаук» («Дворец вожделения») - на преобладание потребительского, нетворческого отношения к жизни в последовавшие за этим событием годы; окончание трилогии - «Ас-Суккариййа» («Сахарная улица») - подчеркивает окончательное торжество подобных общественных настроений в предвоенном Египте. Примечательно, что эта улица географически - самая близкая к мосту через Нил, связывающему старую и новую части города. Таким образом, старое и новое, массы и «ан-нас» (араб. «люди» - имеются в виду «лучшие» люди) мало что связывает. Следует оговориться, что массы в данном контексте - нечто темное, неудобопонятное (с точки зрения буржуазии) - их поневоле приходится предоставить самим себе, а под обществом подразумевается средний класс с его «удобным» исламом и секулярно настроенная интеллигенция с ее мечтой о воцарении в Египте а-ля западного образа жизни. Несостоятельность и беспочвенность данных мечтаний продемонстрировала судьба сыновей Абд ал-Гаввада: один стал алкоголиком, другой погряз в мало чем отличающемся от алкоголизма атеистическом спиритуализме. Радикальное расхождение выпадает на долю его внуков -один вступает в коммунистическую партию, другой примыкает к «Братьям-мусульманам».

«Прежние порядки, безусловно, ушли в прошлое, однако нет ничего, что могло бы прийти им на смену... Поскольку ожидать чего-либо от будущего не представляется возможным, ничего другого, помимо пересмотра и возвеличивания прошлого, просто не остается. После смерти Ахмада Абд ал-Гаввада даже его вдова Амина с тоской вспоминает совместную жизнь с ним, столь похожую на тюремное заключение» (с. 43). Таким образом, то, что прежние формы ислама с ностальгией воспринимаются старшим поколением, а новое его истолкование (по сути - не что иное, как попытка заклясть будущее при помощи якобы более правильного понимания прошлого) все больше привлекает молодежь, лишний раз подчеркивает безысходность и отчаяние, царящие в египетском обществе.

Примечательно, что бушующая в мире война присутствует лишь на задворках общественного сознания; она лишь способствует обнаружению общественной болезни. Н. Махфуз показывает «не нацию в состоянии войны, но нацию, пребывающую в страхе перед войной. Она боится не только войны как таковой, но и тех измене-

ний... которые война может с собой принести» (с. 46). Итак, ни прогрессистские идеи, ни тем более ислам, с часто сопутствующим ему фатализмом, не могут принести обществу даже элементарного успокоения - не говоря уже о возможностях позитивного развития. Утрачен общий язык, единая система ценностей - общество распадается на кластеры - особенно показательна в этом отношении секуляризованная и ориентированная на Запад интеллигенция, совершенно утратившая связь с народом, равно как и государственный аппарат, озабоченный лишь собственным выживанием. Так, еще в одном романе Н. Махфуза, «Мирамар» (1967), в значительной мере продолжающем тематику «Ас-Суккариййи», один из героев, чиновник и землевладелец, сожалеет о том, что Америка не установила мирового господства - ведь при таком развитии событий правящий класс Египта обрел бы гарантированную безопасность, а о том, как справиться с поддерживающими «Братьев-мусульман» массами, думали бы другие.

К.Б. Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.