- нельзя исключать того, что будущие диспропорции будут иметь другой характер и не смогут быть выявлены с помощью имеющихся индикаторов, поэтому следует подумать о возможных экономически взвешенных индивидуальных показателях.
По мнению автора, меры, используемые в настоящее время в европейской экономической политике, идут в правильном направлении и в долгосрочном плане усилят евро. Но нужно иметь в виду, что новые источники роста для долговременного выживания зоны евро тоже чрезвычайно важны. Нельзя исходить из того, что новая улучшенная структура управления является единственным решением современного кризиса. Существующие диспропорции требуют решительных мер, сильного политического руководства и воли к принятию совместных решений.
В.И. Шабаева
2012.02.020. ЕВРОПЕЙСКИЙ МЕХАНИЗМ СТАБИЛЬНОСТИ. The European stability mechanism // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2011. - N 7. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/ mobu/mb201107en.pdf
Глобальный финансовый кризис выявил фундаментальные слабости концепции экономического управления в ЕС и зоне евро. Бюджетные требования и правила, определенные в Пакте стабильности и роста (ПСР), со временем стали нарушаться, а процедуры и меры по координации экономической политики стран зоны евро не осуществлялись. В марте 2011 г. Совет ЕС одобрил обширную программу мер, направленных на преодоление последствий нынешнего финансового кризиса и на недопущение будущих кризисов. Эти меры сводятся к усилению превентивных и корректирующих механизмов, направленных против формирования внутренних и внешних диспропорций (дисбалансов), особенно против бюджетных дефицитов и снижения конкурентоспособности стран-членов, и включают создание Европейского механизма стабильности (European stability mechanism, ESM), который вступит в силу 1 июля 2013 г. после внесения изменений в текст Договора о функционировании Европейского союза и подписания странами зоны евро договора о ESM.
Действие ESM направлено на то, чтобы побудить страны -члены зоны евро к проведению пруденциальной экономической и
бюджетной политики. Любое оказание финансовой помощи должно быть обусловлено очень строгими макроэкономическими обязательствами со стороны стран-получателей. Финансовая помощь должна представлять собой не бюджетные трансферты, а ликвидные средства, позволяющие странам зоны евро «выиграть время», чтобы принять необходимые меры для восстановления жизнеспособности своих государственных финансов и повышения конкурентоспособности.
Основные особенности ESM. Созданный в 2010 г. для поддержания финансовой стабильности в зоне евро Европейский фонд финансовой стабильности (European financial stability facility, EFSF) будет существовать до тех пор, пока все его долговые требования не будут погашены странами-заемщиками. Займы, не погашенные до вступления в действие ESМ, будут переданы на счет последнего. Для ограничения потенциальной задолженности стран зоны евро общая сумма займов ESМ и EFSF не может превышать 500 млрд. евро.
ESМ представляет собой межправительственную организацию, основанную на положениях международного публичного права, закрепленных в договоре, подписанном странами зоны евро. FЕSF, напротив, является частным обществом, регулируемым законами Люксембурга.
Все важные решения ESМ будут приниматься Советом управляющих, включающим министров финансов стран зоны евро. Представитель Еврогруппы, европейский комиссар по экономическим и финансовым делам и председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) входят в Совет управляющих в качестве наблюдателей. Совет управляющих должен достигнуть общего соглашения (т. е. принять единогласно соглашение) по четырем важным вопросам: предоставление финансовой помощи; условия и способы ее предоставления; объем займов ESМ; изменение набора используемых инструментов. По некоторым вопросам решение будет приниматься квалифицированным большинством, т.е. 80% взвешенных голосов (по доле страны в капитале ESМ).
Другим органом является административный совет, который будет принимать решения по вопросам, не входящим в компетенцию Совета управляющих. Администраторы будут назначаться каждой страной зоны евро, а администраторы-наблюдатели будут
назначаться Еврокомиссией и ЕЦБ. Возглавлять административный совет будет исполнительный директор ESМ. Местоположение ESМ и ЕFSF - в Люксембурге.
Инструменты финансовой помощи. ESМ, подобно ЕFSF, будет предоставлять помощь в основном в форме займов, доступ к которым предполагает принятие в стране-получателе строгой программы макроэкономического урегулирования. Продолжительность займа будет зависеть от природы наблюдающихся диспропорций и способностей страны вернуться на финансовые рынки. Процентная ставка по займам может быть фиксированной или переменной, она должна соответствовать финансовым издержкам для ESМ. К ней добавляется премия в 200 базисных пунктов и «сверхпремия» в 100 базисных пунктов, налагаемая на часть займа, не погашенного в течение трех лет. Структура процентных ставок будет регулярно пересматриваться Советом управляющих ESМ. Минимальный уровень процентной ставки должен компенсировать риски, принимаемые членами ESМ.
В исключительных случаях ESМ сможет скупать на первичном рынке облигации нуждающейся в помощи страны зоны евро, которые не нашли сбыта в частном секторе. Условия и способы скупки облигаций будут подчинены целям поддержания финансовой стабильности. В случае возникновения значительной угрозы для финансовой стабильности ESМ должен иметь возможность проводить операции и на вторичном рынке государственных облигаций.
Порядок действий ESМ. Механизм начинает действовать только после обращения страны зоны евро за помощью, направленного председателю Еврогруппы, в Совет Экофин или генеральному директору МВФ. После получения запроса Еврокомиссия совместно с МВФ и с участием ЕЦБ оценивает наличие рисков для финансовой стабильности зоны евро в целом и анализирует уровень государственной задолженности соответствующей страны. Если этот анализ подтвердил необходимость программы макроэкономического урегулирования и если такая программа может уменьшить государственный долг до приемлемого уровня, Евро-комиссия совместно с МВФ и при участии ЕЦБ определяет реальные потребности страны в финансировании. _
Л.А. Зубченко