Научная статья на тему '2012. 02. 018. Винкен Х. , Дипстратен И. «День без покупок» в Японии: индивидуализация жизненных путей и форм активности. Vinken H. , Diepstraten I. Buy nothing day in Japan: individualizing life courses and forms of engagement // young. - L. , 2010. - Vol. 18, n 1. - p. 55-75'

2012. 02. 018. Винкен Х. , Дипстратен И. «День без покупок» в Японии: индивидуализация жизненных путей и форм активности. Vinken H. , Diepstraten I. Buy nothing day in Japan: individualizing life courses and forms of engagement // young. - L. , 2010. - Vol. 18, n 1. - p. 55-75 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЯПОНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 018. Винкен Х. , Дипстратен И. «День без покупок» в Японии: индивидуализация жизненных путей и форм активности. Vinken H. , Diepstraten I. Buy nothing day in Japan: individualizing life courses and forms of engagement // young. - L. , 2010. - Vol. 18, n 1. - p. 55-75»

2012.02.018. ВИНКЕН Х., ДИПСТРАТЕН И. «ДЕНЬ БЕЗ ПОКУПОК» В ЯПОНИИ: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПУТЕЙ И ФОРМ АКТИВНОСТИ. VINKEN H., DIEPSTRATEN I. Buy Nothing Day in Japan: individualizing life courses and forms of engagement // Young. - L., 2010. -Vol. 18, N 1. - P. 55-75.

В статье независимого исследователя Хенка Винкена и социолога Изабель Дипстратен (Университет прикладных наук Фон-тис, г. Тилбург) из Нидерландов представлены результаты небольшого case study, основанного на интервью с участниками японского движения «День без покупок» (Buy Nothing Day, или BND). BND -новая, альтернативная форма гражданского участия, еще не слишком известная, но уже завоевавшая популярность среди молодежи. Под BND обычно понимают день протеста против потребительства и неумеренных трат, это своеобразный однодневный мораторий на потребительские расходы. При анализе кейса авторы статьи опираются на основные постулаты концепции политического консью-меризма, теории социальных движений и политических исследований молодежи.

Как отмечают Х. Винкен и И. Дипстратен, акции BND несут в себе нечто творческое и выражаются по-разному, в зависимости от фантазии авторов. Одни пробегают вдоль проходов магазина с пустой тележкой, другие организовывают демонстрацию или чтение лекции на указанную тему. Основная задача акций - привлечь внимание покупателей, подтолкнуть их к тому, чтобы они задумались о своих тратах и научились делать покупки «с умом». Впервые «День без покупок» был проведен в 1992 г. в Ванкувере с целью «исследовать проблему сверхпотребления»1. Сегодня движение «День без покупок» охватывает 65 стран и миллионы участников.

Традиционно «День без покупок» проводится в конце ноября. В США эта акция бывает в самый разгар рождественских распродаж - в «Черную пятницу», следующую за Днем благодарения. На следующий день после американской, в субботу, начинаются акции по всему миру.

1 Cohn D. Put your money where your mind is. - Mode of access: http://www. wired.com/culture/lifestyle/news/2005/ll/69652?currentPage=all

Нынешний координатор сообщества BND в Японии - белая женщина около 30 лет, приехавшая в Японию (г. Киото) из США в конце 1990-х. Она является инициатором идеи Zenta-Клауса - медитирующего Санта-Клауса - символа японского BND-движения с дзен-буддистским подтекстом. На протяжении многих лет в день проведения акции BND рядом с главными универмагами Киото можно увидеть одного или нескольких человек, одетых в костюм Санта-Клауса и сидящих в позе лотоса. Координатор считает, что этот символ укладывается в японскую традицию размышления и в то же время является ответом на растиражированный образ «коммерческого» Санта-Клауса. Культовое изображение Zenta быстро завоевало популярность и стало одним из основных образов BND во всем мире.

Винкен и Дипстаратен приводят примеры японских «дней без покупок», прошедших в 2007 г. Так, в Киото Zenta в шестой раз появился на перекрестке около главных универмагов города; его помощники, стараясь привлечь внимание к акции, раздавали прохожим флаеры. В Токио «День без покупок» был организован усилиями троих молодых американцев. Местом проведения акции они выбрали один из самых оживленных торговых и развлекательных центров города, привлекающий множество молодежи, - район станции Сибуя. Идея организаторов заключалась в следующем: вынести на площадь перед станцией кушетку и мирно расположиться на ней. В ответ на расспросы молодые люди говорили, что таким образом они отдыхают и расслабляются. В городке Гифу молодая японка организовала свой первый «День без покупок». В этом ей помогали мать со своим другом, владельцем бара. Было решено организовать в баре пункт обмена товаров: покупателям предлагалось не покупать представленные в меню блюда, а выменять их. В качестве «платы» принимались как магазинные вещи, так и сделанные собственноручно. По словам организаторов, день прошел крайне насыщенно: в результате акции возникло множество новых знакомств и укрепились старые связи (с. 56-58).

Акции BND через призму научных парадигм. Авторы статьи пытаются исследовать акции BND сквозь призму различных теоретических подходов. На их взгляд, движению BND близка концепция политического консьюмеризма, в рамках которой рынок потребления рассматривается как новая арена в борьбе за власть.

Одним из рычагов, которым пользуются консьюмеристы, является потребительский бойкот, что очень близко идеям BND-сообщества, считают Винкен и Дипстратен. Так, Микеле Микелетти и его коллеги выделяют три различия между консьюмеристскими практиками и регулярными политическими выступлениями1. Во-первых, для того чтобы повлиять на политическую или на внеполитическую жизнь общества, участники используют инструменты рынка, а не инструменты политического давления. Во-вторых, несмотря на то что действия консьюмеристов относятся к разряду частных актов, они затрагивает публичную, социально-политическую сферу. В-третьих, эти действия имеют индивидуализированный характер.

Винкен и Дипстратен, ссылаясь на результаты исследований многих ученых, отмечают взаимодействие трех ключевых факторов, влияющих на возникновение и развитие социальных движений. Это структура политических возможностей общества, мобилизационные структуры движения и процесс формирования общей для участников движения ценностно-нормативной системы (framing processes, с. 58-59)2.

Другой полезный источник информации, позволяющий лучше понять феномен BND, - политические исследования молодежи. Политологи говорят о том, что на смену классическому институционализированному массовому политическому участию постепенно приходят более индивидуализированные формы гражданской активности. Недавние исследования показывают, что политические и поведенческие ориентации молодежи отличаются от установок более старших поколений3. По словам авторов статьи, причиной этого могут быть не только возрастные особенности (молодежь отличается от старших в силу своего возраста), но и ко-гортный эффект (нынешние молодые отличаются от своих ровесников 20-30-летней давности).

1 Politics, products and markets: Exploring political consumerism fast and present / Ed. by M. Micheletti, A. Follesdal, D. Stolle. - New Brunswick (NJ); L.: Transaction, 2004.

2

McAdam D., McCarthy J.D., Zald M.N. Comparative perspectives on social movements. - N.Y.: Cambridge univ. press, 1996.

3

См., например, краткий обзор: Hooghe M. Political socialization and the future of politics // Acta politica. - Helsinki, 2004. - Vol. 39, N 4. - P. 331-341.

Центральное место в политических молодежных исследованиях занимает идея о том, что молодежь - двигатель социальных и политических изменений, т.е. именно она формирует окончательный облик общества. Ученые не приходят к единому мнению относительно характера трансформаций политических ориентаций современной молодежи. Одни авторы отмечают цинизм и политическую апатию молодого поколения. Другие указывают на снижение участия молодежи во всех формах гражданской активности1. Вместе с тем высказываются мнения о том, что, несмотря на потерю интереса к традиционной политике, молодые люди предпочитают альтернативные способы гражданского участия (с. 60).

Одной из наиболее популярных тем исследований молодежи стала проблема индивидуализации образа жизни молодого поколения. Ученые отмечают, что в условиях социальных изменений жизненные траектории представителей новых поколений становятся менее предсказуемыми и более зависимыми от личного выбора2. Юноши и девушки должны быть готовы резко сменить один маршрут своей биографии на абсолютно новый3. Поэтому для нового поколения конструирование собственного - самостоятельно выбранного и подчас уникального - жизненного пути становится главной задачей4. Винкен и Дипстратен задаются резонным вопросом: не являются ли сторонниками альтернативных форм гражданской активности молодые люди с индивидуализированными жизненными ориентациями? (с. 61-62.)

Авторы статьи полагают, что невозможно говорить о политической активности японцев без учета социокультурного контекста. Японское общество дарит молодым и старшим поколениям свою собственную уникальную структуру политических возможностей, т.е. систему факторов, способствующих или препятствующих проявлениям гражданской активности людей. Некоторые ис-

1 Putnam R. Bowling alone. - N.Y.: Simon & Schuster, 2000.

2

Kohli M. Die Institutionalisierung des Lebenslaufs // Kölner Ztschr. für Soziologie und Sozialpsychologie. - Wiesbaden, 1985. - Jg. 37, H. 1. - S. 1-29.

3

Vinken H. Changing life courses, citizenship and new media: The impact of the reflexive biographization of the life course on young people's democratic engagement // Young citizens and new media: Learning for democratic participation / Ed. by P. Dahlgren. - N.Y.; L.: Routledge, 2007. - P. 41-57.

4 Vinken H. Op. cit.

следователи говорят о крайне низкой степени влияния «обычных» японцев на политическую систему страны1. С одной стороны, в Японии существует множество групп - правда, малочисленных, -гражданского общества, которые на местном уровне занимаются проблемами социальной защиты и локальных сообществ, поддерживают школьные спортивные и культурные мероприятия, выступают в защиту окружающей среды и прав потребителей и т.д. Вместе с тем в японском обществе до недавнего времени не было никакой нормативно-правовой базы относительно неправительственных организаций и добровольческих инициатив, что затрудняло их работу и финансирование. Западная модель гражданского общества, судя по всему, с трудом приживается на японской почве.

По словам Винкена и Дипстратен, все дело в японских культурных традициях. В массовом сознании японцев сложилось мнение, что мир политики предназначен, главным образом, для «высших богов», тогда как «меньшим богам» сложно до него достучаться и уж тем более повлиять на него (с. 63-64).

Case study: выборка и результаты. В своем исследовании авторы попытались выяснить:

1) какова мобилизационная структура движения BND и привлекает ли оно молодых людей с нетипичными биографиями;

2) каковы мотивы участников движения;

3) как взаимодействует структура политических возможностей Японии с мобилизационными структурами и системой фреймов BND.

На первом этапе исследователи постарались тщательно проанализировать литературу, крупные веб-сайты и форумы BND-сообществ, в том числе японские2. Далее было решено провести индивидуальные интервью с некоторыми участниками акций BND. Отбор респондентов осуществлялся по принципу «снежного кома»: сначала исследователи познакомились с координатором деятельности BND-движения в Японии, она назвала большинство имен других активистов, те упоминали еще кого-то. В то же время, подчеркивают авторы статьи, общение координатора с другими опрошенными

1 The state of civil society in Japan / Ed. by F.J. Schwartz and S. J. Pharr. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2003.

См., например: Buy nothing day: BND Japan network. - Mode of access: http://www.bndj apan.org

не являлось дружеским и ограничивалось инструкциями. Ключевым критерием отбора информантов служила способность говорить по-английски. Интервью (всего восемь) проводились в период с декабря 2007 по апрель 2008 г. Среди участников интервью - старожилы и новички, мужчины и женщины, японцы и иностранцы, живущие в Японии. Большинству интервьюируемых около 35 лет, хотя одному участнику исполнилось 26. Авторы признают, что их исследование носит предварительный характер и не позволяет делать масштабных выводов.

Респондентов спрашивали о том, как они узнали о движении BND и познакомились с его участниками, почему решили участвовать в акциях и, наконец, стремятся ли они в обычной жизни к минимизации своих расходов. Часть вопросов была связана с политическими интересами информантов, например, выяснялось, рассматривают ли они свое участие в акциях BND как альтернативную форму политической активности. Отдельный раздел был посвящен вопросам биографического характера (с. 64-65).

Одним из основных вопросов исследования стал вопрос о мобилизационной структуре BND, т.е. о механизмах, посредством которых происходит объединение участников движения. Центральный координатор движения - хорошо образованная женщина, которая работает исследователем в одном из университетов Японии. Ее можно назвать «сетевым» человеком: она участвует во многих социальных инициативах, имеющих отношение к альтернативному образу жизни и стихийным движениям. Как утверждает веб-сайт BND Японии, именно она вдохновитель и организатор сети из 350 активистов и 15 организаций. Координатор следит за наполнением сайта, пишет информационные бюллетени и является веб-мастером сайта. Она вспоминает, что их движение не сразу стало самостоятельным, до этого оно было сращено с экологическим направлением и движением противников фаст-фуда (slow food movement). Большинство участников BND-сообщества «рекрутируется» из сети друзей и знакомых. Многие информанты выражали сожаление в связи с тем, что японцы не столь активно участвуют в акциях BND: в движении преобладают иностранцы, живущие в Японии. Сама система BND делает вхождение и выход из него достаточно легкими, поэтому не все могут точно сказать, присоединятся ли они к очередной акции BND.

Для одних участие в BND-акциях - первый опыт социального активизма, другие являются участниками и других неформальных сообществ и гражданских инициатив. По словам координатора, новичков такое участие, как правило, подталкивает к более интенсивной социальной активности: акции BND учат их делать что-то полезное не только для себя или своей семьи, но и для других.

Участники привносят в свою социально активную деятельность творческие нотки, например, опираясь на знания японской культуры, создают арт-объекты для акций. Необходимо отметить, что почти у всех интервьюируемых есть университетская подготовка, а в студенческие годы многие из них были активистами. Информанты вовлечены в различные сферы занятости: учителя или художники оказывались еще и публицистами, музыкантами, консультантами и т.п. Здесь, пишут Винкен и Дипстратен, обнаруживается самая важная особенность респондентов: их круг общения не только большой, но и разнообразный (с. 65-67).

Авторы выделяют несколько категорий мотивов участия респондентов в акциях BND. Первая категория мотивов связана с тяготением к неофициальным, неиерархическим, гибким социальным сетям, с одной стороны, и недоверием к формальным организациям -с другой. Респонденты полагают, что активистские организации в большинстве своем финансово зависимы от спонсоров, а значит, ангажированы. Вторая группа побуждений связана с тем, что «антипокупательская» активность, борьба с культом потребления является повседневным образом жизни информантов. Третья категория побуждений основывается на важности для информантов непосредственных, спонтанных действий, направленных на решение конкретных задач (ad hoc activities) (с. 67-68).

Как уже говорилось выше, культура и структура японского общества влияет на особенности и мотивы поведения участников BND-сообщества. Японская нация коллективистская, и активисты BND в своих акциях стремятся к общению с другими людьми. Японцам чужд громкий, агрессивный и провокативный протест, поэтому «День без покупок» - намеренно не политическая акция. По словам координатора движения, BND не лоббирует чьих-либо интересов, не преследует политических и экономических целей, задача движения скорее культурная и направлена на объединение людей со схожими взглядами (с. 69-70).

2012.02.019-020

Выводы. Авторы статьи делают вывод, что новые формы социальной активности особенно привлекательны для молодых поколений, которые заняты поиском своего собственного жизненного пути, в том числе в сфере гражданственности. Высокий уровень образования участников движения BND говорит о том, что этот вид гражданского участия - инструмент в руках элит. Мотивы, побуждающие информантов участвовать в акциях BND, связаны с их тяготением к свободно структурированной, спонтанной и неотделимой от образа жизни социальной активности. Участники не считают свою деятельность политической и не идентифицируют себя как политических активистов. Х. Винкен и И. Дипстратен полагают, что ориентация общества на индивидуализацию жизненных траекторий может способствовать росту популярности у молодежи новых форм гражданской активности.

М.А. Ядова

2012.02.019-020. ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В ФОКУСЕ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ. (Сводный реферат).

2012.02.018. COULMAS F., BACKHAUS P. Aging and language: Introduction // International j. of the sociology of language. - B., 2009. -Vol. 200. - P. 5-9.

2012.02.019. YLANNE V., WILLIAMS A. Positioning age: Focus group discussions about older people in TV advertising // Ibid. - P. 171187.

Юбилейный, 200-й, выпуск немецкого социолингвистического журнала «International journal of the sociology of language» посвящен проблемам старения. Флориан Кульма и Петер Бакхаус (Германский институт японских исследований, г. Токио) в своей вводной статье рассматривают данный феномен как три взаимосвязанных явления - старение языков, старение языковых форм и, наконец, старение самих носителей языка.

Индивиды рождаются и умирают, проходя через ряд стадий: детство, юность, зрелость, старость. Аналогичным образом можно представить и развитие языка (авторы отмечают, что подобная классификация является принятой, хотя и неоднозначной): от вновь возникшего пиджина через этапы креолизации, наивысшего развития и дегенерации к статусу мертвого языка. Между макроуровнем языка и микроуровнем индивида выделяется мезоуровень языко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.