Научная статья на тему '2012. 02. 013. Нуайе К. Модель экономического роста после кризиса. Noyer Ch. Discours au Symposium International «After the global crisis, which models of growth?» (Tokyo, 3 octobre 2011). - mode of access: http://www. Banque-france. Fr/fr/instit/telechar/discours/2011/apres- la-crise-globale-quels-modeles-de-croissance-tokyo-3-10-2011. Pdf'

2012. 02. 013. Нуайе К. Модель экономического роста после кризиса. Noyer Ch. Discours au Symposium International «After the global crisis, which models of growth?» (Tokyo, 3 octobre 2011). - mode of access: http://www. Banque-france. Fr/fr/instit/telechar/discours/2011/apres- la-crise-globale-quels-modeles-de-croissance-tokyo-3-10-2011. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЕС СТРАНЫ / ЛИКВИДНОСТЬ ЕС СТРАНЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЕС СТРАНЫ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКАЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 013. Нуайе К. Модель экономического роста после кризиса. Noyer Ch. Discours au Symposium International «After the global crisis, which models of growth?» (Tokyo, 3 octobre 2011). - mode of access: http://www. Banque-france. Fr/fr/instit/telechar/discours/2011/apres- la-crise-globale-quels-modeles-de-croissance-tokyo-3-10-2011. Pdf»

жен анализировать поведение стран-членов и при этом контролировать проведение согласованных действий. В будущем в еще большей степени, чем в настоящее время, МВФ должен выполнять регулирующие функции, так как многие из основных полей напряженности в области МВС касаются чувствительных областей национальной политики.

В.И. Шабаева

2012.02.013. НУАЙЕ К. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПОСЛЕ КРИЗИСА.

NOYER Ch. Discours au Symposium international «After the global crisis, which models of growth?» (Tokyo, 3 octobre 2011). - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/telechar/discours/2011/apres-la-crise-globale-quels-modeles-de-croissance-tokyo-3-10-2011.pdf

В выступлении на международном симпозиуме «Какой должна быть модель роста после глобального кризиса?» (Токио, 3 октября 2011 г.) глава Банка Франции отметил, что глубокие и долговременные последствия глобального кризиса действительно привели к изменению модели экономического роста.

В 1970-е годы развитие финансовых рынков способствовало утверждению неявно выраженного, но получившего широкое распространение мнения: государственный долг развитых стран Запада не несет никакого риска. На этой основе была выстроена вся архитектура цен на финансовые активы; причем относительная степень риска определялась характеристиками, присущими отдельным активам, и склонностью инвесторов к риску. При оценке стоимости финансовых активов базовой величиной была безрисковая процентная ставка. В настоящее время эта основа оценки подорвана.

Вытекающие отсюда ближайшие последствия представляются неопасными для США. Рыночные участники полагают, что не существует никакой альтернативы американским долговым обязательствам, рынок которых является наиболее ликвидным и остается эталоном, с помощью которого можно оценить риск. В действительности деградация долговых обязательств США сопровождалась новым притоком инвестиций в казначейские векселя и снижением процентных ставок в США. Одновременно повсеместно распространялась атмосфера неопределенности, которая объясняет отчетливое падение доверия и события лета 2011 г., в том числе

ухудшение условий для роста, усиление волатильности рынков и т.д. В Европе риск суверенного долга имел более быстрые и драматические последствия: резкое повышение разрывов в процентных ставки по суверенного долгу периферийных стран привело к созыву экстренного саммита глав стран и правительств зоны евро 21 июля 2011 г., посвященного решению проблемы государственного долга Греции.

В прошлом убежденность в том, что государственный долг обязательно будет погашен, была непоколебима. Сейчас распространилось представление, что устойчивость госдолга в будущем будет держаться на более хрупкой и волатильной основе. Она определяется тремя переменными: текущим бюджетным дефицитом, темпом роста и процентной ставкой. По поводу суверенного долга в Европе многие экономисты и рыночные аналитики придерживаются гипотезы о его длительном слабом росте и стабильно высокой процентной ставке в периферийных странах. Отсюда они делают категорический вывод о неустойчивости долга. Слегка усовершенствованная и проработанная версия данной гипотезы исходит из невозможности для стран зоны евро понижения его курса, в результате чего эти страны обречены на низкую конкурентоспособность и отсутствие роста.

Описанные подходы поднимают три главные проблемы. Первая связана с тем, что гипотеза конкурентоспособности не заслуживает доверия. Возьмем, к примеру, Великобританию. За четыре последних года реальный эффективный курс ее валюты снизился на 23%; между тем объем ее экспорта за первое полугодие 2011 г. вырос на 15% в номинальном выражении. Еще более впечатляющи данные по Италии, Испании и Греции, экспорт которых за тот же период увеличился соответственно на 16, 19 и 37%, причем без каких-либо изменений валютного курса. Вследствие этого представляется упрощением прямое соотнесение конкурентоспособности и изменения валютного курса.

Вторая проблема заключается в том, что агрегированные данные по отдельным странам не позволяют делать вывод о всеобщей и неизбежной неустойчивости долга в периферийных странах Европы. Совокупный бюджетный дефицит зоны евро в 2011 г., по оценкам, составит примерно 4,1%, т.е. вдвое меньше, чем в США и Великобритании. Точно так же госдолг, который достигает в зоне

евро 85% ВВП, ниже, чем в США, где он превысил отметку в 100%. Зона евро является единственным в мире крупным валютным союзом, у которого платежный баланс уравновешен, и это главный фактор его силы и основательная гарантия долгосрочной платежеспособности.

Третья проблема, очень деликатная, касается платежеспособности и ликвидности. В трудные времена государства, как и финансовые учреждения, либо испытывают недостаток ликвидности, либо становятся неплатежеспособными, либо сталкиваются с обеими проблемами одновременно. При высоком уровне неопределенности государства, испытывающие недостаток ликвидности, не имеют иного выбора, как только выпускать новые долговые обязательства под все более высокую процентную ставку. И эта стратегия порождает сомнения в их платежеспособности, что создает дополнительные ограничения для их ликвидности. В итоге развивается «негативная спираль» ликвидности. Именно такой процесс наблюдается в периферийных странах Европы, в частности в Испании и Италии, с августа 2011 г.

Если допустить развитие спирали ликвидности, то финансы государства, точно так же, как финансового учреждения, могут выйти из равновесия. Какой должна быть адекватная реакция властей? Стандартный ответ предполагает следующее. В первую очередь необходимо создать надежные фундаментальные основы. Для европейских государств это означает, что следует вернуться к ситуации устойчивого бюджета, т.е. в большинстве случаев нужен значительный профицит текущего бюджета. Затем, когда будет обеспечена платежеспособность, следует поддерживать ликвидность, чтобы предотвратить развитие дисбалансов.

Ключевой вопрос: когда надо начинать такую поддержку? В большинстве стран, за исключением стран зоны евро, монетарные власти проводили курс на покупку центральными банками государственных долговых обязательств в значительных объемах: такие приобретения составили 51% совокупного долга, эмитированного Великобританией начиная с 2009 г., 21% долга США и всего 7,6% долга стран зоны евро. Хотя такой курс не был первостепенной целью, он позволил дать рынкам гарантию или даже страховку против возможного исчерпания ликвидности. Во всех странах, где монетарные власти покупали в значительном объеме

2012.02.014-015

государственные долговые обязательства, долгосрочные процентные ставки удерживались на очень низком уровне. Напротив, покупки суверенных долгов Евросистемой (т.е. Центральным европейским банком и центральными банками стран зоны евро) были крайне ограниченными.

В ближайшее десятилетие мир разделится на две части: с одной стороны, передовые экономики с низким уровнем сбережений и крупным долгом, колеблющимся в пределах 85-100% ВВП, с другой - развивающиеся экономики, характеризующиеся высоким уровнем сбережений и низкой задолженностью (в среднем 30% ВВП). Всеобщее благосостояние будет зависеть от нашей способности создать каналы и механизмы стабильного финансового посредничества между этими двумя частями мира. Абсолютно необходимо располагать активами, которые могут рассматриваться в качестве резерва со стабильной стоимостью. Государственные долговые обязательства не будут играть ту же роль, что и в прошлом. А потому конечным надежным активом будет валюта сама по себе. Рынки и кредиторы будут доверять валютам, которые при любых обстоятельствах остаются приоритетным объектом управления, поскольку главная задача - обеспечить стабильность цен и стоимости, присущей денежной единице. По данной фундаментальной причине будущее евро представляется прочным.

Г. В. Семеко

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ

2012.02.014-015. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. (Сводный реферат).

2012.02.014. DAS D.K. Globalisation: past and present // Econ. affaire. -Oxford, 2010. - Vol. 30, N 1. - P. 66-70.

2012.02.015. WOLF M. The global economy after the financial crisis // Global policy. - L., 2011. - Vol. 2, N 1. - P. 1-2.

Процессы глобализации, как свидетельствует мировая история, способствовали снижению национальных барьеров, развитию международного разделения труда и интеграции экономики разных стран посредством торговли товарами и услугами и иностранных инвестиций. На современной стадии глобализации технологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.