Научная статья на тему '2012. 02. 009. Герасимова И. А. Единство множественного (эпистемологический анализ культурных практик). - М. : Альфа-М. , 2010. - 304 с'

2012. 02. 009. Герасимова И. А. Единство множественного (эпистемологический анализ культурных практик). - М. : Альфа-М. , 2010. - 304 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ / ДИАЛЕКТИКА / ДОБРО / ЗЛО / ХОЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 009. Герасимова И. А. Единство множественного (эпистемологический анализ культурных практик). - М. : Альфа-М. , 2010. - 304 с»

„„ 2012.02.009

о0 -

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

2012.02.009. ГЕРАСИМОВА И. А. ЕДИНСТВО

МНОЖЕСТВЕННОГО (ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК). - М.: Альфа-М., 2010. - 304 с.

Во введении отмечается, что предметом исследования являются принцип единства множественного и принцип противоположностей. Автор придерживается системного подхода, в котором соединены логико-методологический, когнитивный, эволюционный и историко-культурный аспекты. В разработанной логико-методологической модели описаны аналитический, диалектический и холистический стили мышления. Философские методологии Запада и Востока рассматриваются в контексте жизненных практик. «Исходной посылкой для настоящего исследования стал принцип сопряженности среды (природной, социокультурной), генно-культурных факторов, опыта (практик), мышления и языка»

(с. 12).

Глава 1. Единое, многое и противоположности

Начало широкому обсуждению вопроса о двойственности/недвойственности мышления положили антропологические и структуралистские исследования первой половины XX в. Широкую известность получили концепции прелогического мышления (Л. Леви-Брюль), мифологического мышления (К. Леви-Строс), архаического мышления (М. Элиаде) и др.

С методологической точки зрения именно отношение к противоположностям определило критерий различия архаического и современного типов мышления. Согласно мнению многих антропологов, архаическое мышление, широко используя бинарные оппозиции (свет/тьма, белое/черное и т.п.), имело дологические формы, оперировало оппозициями в целостно-образных формах, прибегало

к стратегиям медиации в целях сглаживания конфликтности. В логико-вербальном мышлении полярные стратегии продолжают иметь место, но в то же время действенны стратегии, основанные на противоречиях (белое - не-белое, истинное - не-истинное и т.п.).

Новая волна дискуссий развернулась в компаративистских исследованиях западных и восточных культур. Стало общим местом проводить демаркационную линию между ними как мышлением двойственным и недвойственным соответственно. В широком смысле под двойственностью понимается мышление оппозициями, в более узком значении двойственность связывают с противоречием. Недвойственность мыслится как целостность, которая имеет градации - от тождества противоположностей (абсолютного единства) до двуединства противоположностей или дополнительности (единства множественного).

Стратегии по принципу бинарных оппозиций подверглись критике со стороны постмодернистов, которые противопоставили себя классической рациональности и классической философии. Так, Э. Джердайн оценивает «Большие дихотомии» традиционной метафизики как конституирующие «семантическое пространство угнетения». Но встает вопрос: действительно ли можно исключить бинарные оппозиции из нашего мышления?

В отечественной философии велись дискуссии по проблеме природы противоречия между представителями диалектической и формальной логик.

Различают четыре стратегии мышления, важнейшие для понимания принципа противоположностей: аналитика, диалектика, холизм и дуализм. Аналитика как стиль мышления разделяла противоположности. Но из этого еще не следует, что противоположности не соединимы в синтезе на основе аналитики. В диалектике как концепции развития акцент делается на взаимодействии противоположностей. Холизм имеет два основных смысла: (1) стратегии мышления на основе монады или целостности (примером является недвойственность концепции адвайта-веданты Шанкары) и (2) стратегии мышления на основе диады, которые соединяют противоположности и выявляют роль равновесия и нейтралитета (дву-единство, дополнительность). Дуализм означает принципиальную несводимость одной оппозиции к другой (классический пример -декартовский дуализм тела и души). Каждая из стратегий право-

мерна, если она корректно используется относительно конкретной ситуации.

Глава 2. Аналитическая традиция

Аристотелевский стиль мышления являет собой яркий образец аналитичности, преобладание установки сознания на внешний мир. Понятие противоположностей у Аристотеля многозначно, в нем задействованы логический, методологический, познавательный и онтологический, а также практический аспекты. Понятие противоречия в его логическом учении используется в контексте речи, тогда как родовидовые противоположности мыслятся как консти-туенты бытия.

Аристотель явился родоначальником не только традиционной логики, но и современной, неклассической логики. «В его учении закон противоречия распространяется на бытие в действительности, но ограничен в отношении бытия в возможности» (с. 54).

Некоторые исследователи делают вывод об особом статусе середины в метафизике Аристотеля, для которого середина, или среднее, есть основание (причина) сущего как сущего. Метафизическое понимание середины допускает смысл «выхода в глубинную реальность». В отношении противоположных понятий (характеризуемых свойством интенсивности) середина мыслится как промежуточное. Середина обеспечивает гармоничность и равновесие в политике и этике, избегание нестабилизирующих крайностей.

Термины «истина» и «ложь» в логике употребляются анали-тично. Отношение к ним в теории аргументации шире, чем в логике, поскольку она имеет дело с обогащенной палитрой смыслов этих понятий. Имеется множество их пониманий и интерпретаций. Автор считает, что «при всех спорах об истине некоторые базовые позиции стоит отстаивать. Это касается этической составляющей аргументации: истина-ложь, добро-зло неустранимы как рациональные нормативы аргументационного процесса» (с. 64).

Исследование психоментальных практик позволяет обсуждать гипотезу о генезисе аналитического метода мышления из образно-визуального.

Глава 3. Тождество противоположностей

Восточное мышление имеет ряд особенностей. При всем разнообразии восточных школ можно выделить в них общую черту: в отношении полюсности за основу берется аспект единства множественного или дополнительности. Именно идея целостности становится отправной точной отношения к противоположностям.

Другая важная особенность восточного мировоззрения связана с установкой на энергийное, а не на вещественное мировосприятие.

Идея всюду распространенного центра проходит во всех восточных философиях. Она встречается и в европейской философии. Идея «всего во всем» звучит уже у Анаксагора. У Плотина в сверхчувственном мире каждая идея резонирует на другие идеи, а низший уровень мироздания созерцает высший. В монадологии Лейбница тот же принцип трансформируется в отражении в одной монаде всех других монад и универсума в целом.

В XX в. интенсивно развивается рефлексивное мышление, предполагающее отражение всего во всем. «Для научного творчества становится актуальным стягивание в точку интуиции и логики, синтеза множественного, умение видеть свой труд и его результат в пространстве культуры-целого» (с. 142).

Глава 4. Принцип дополнительности.

В качестве примеров реализации принципа дополнительности рассматриваются китайская модель мироустройства, даосская йога, а также принцип дополнительности в современной науке.

Книга перемен стала каноном китайского мышления, заложив основы традиции на тысячелетия. Два других столпа китайского мышления - учение мудреца Лао-цзы и учение мудреца Конфуция.

В Книге перемен приоритет отдается целому. Отдельный элемент никогда не существует вне целого. Так, текущую ситуацию нельзя рассматривать без предыдущей и последующей. Неблагоприятная комбинация элементов сменяется благоприятной. Вне циклического целого не имеет смысла говорить о благоприятном или неблагоприятном. Другая особенность состоит в том, что инь и ян сосуществуют, взаимно исключая друг друга, но не переходят друг в друга. Логику Книги перемен «правильней квалифицировать

как логику триединства, или дополнительности, а не двуединства противоположных начал, если говорить в контексте европейской метальности» (с. 144).

Цель даосской йоги усматривается в достижении бессмертия путем внутреннего совершенствования. Категории целостности, естественности, неподвижности, недеяния и срединного пути становятся ключевыми для конституирования всего многообразия практик (с. 153).

Интеллектуальное и практическое освоение квантовой реальности связано со становлением энергетического мировоззрения, введением новых понятий и новых способов мышления.

Глава 5. Европейская диалектическая традиция

Европейская диалектическая традиция прослеживается от античности (Гераклит) к Гегелю, Шеллингу, а затем к марксизму.

В трудах отечественных философов фигура Гераклита воспринимается как знаковая, он рассматривается как античный предшественник диалектического учения Гегеля. В то же время, «анализ фрагментов Гераклита приводит к представлению о Гераклите как хранителе сокровенных идей учения о Едином, или тотальной целостности (взаимосвязности, единстве бытия» (с. 171).

Шеллинг утверждал диалектику в качестве подлинного метода научного познания, в то время как Гегель соединяет диалектику как общую теорию развития с теорией мышления - логикой.

В ХХ в. логико-исторический метод «подготовил почву для развития теории глобального эволюционизма, методологии синергетики - дисциплины о сложных, эволюционирующих, самоорганизующихся системах» (с. 183).

Глава 6. Жизненный опыт и практики

Под духовной практикой понимаются действия, направленные на самовоспитание и самосовершенствование, реализующиеся в приобретении опыта, знаний, гармонизации внутренней жизни и внешних отношений с окружающим миром. В большинстве учений о самосовершенствовании независимо от культурной традиции на первую, базовую ступень ставились задачи овладения материальными оболочками духа, прежде всего астральной и ментальной на

языке эзотерических школ. В православном исихазме это означало борьбу со страстями и помыслами, а на языке современной психологии - овладение эмоциями, чувствами и мыслями. При этом конечной целью этих практик было достижение состояния равновесия и преображение личности путем соединения ее низшей природы и высшей.

В духовных учениях обращается внимание на тот факт, что эмоции биполярны: любви противостоит ненависть, прямодушию -лукавство и проч. Накоплено множество методов сбалансирования эмоциональных энергий. Например, избегание конфликтных ситуаций, развитие положительного полюса, «медиация» - нахождение посредников и выход за пределы конкретной поляризации энергий и другие.

В жизни культуры бесценное значение имеет искусство с его возможностями психоэмоционального проживания негативных ситуаций и последующего очищения. «Художник творит эстетическую реальность, находясь в тончайшем состоянии вдохновения и чуткости ко всеобъединяющей красоте, укорененной в основах жизни и ее поддерживающей» (с. 193).

Не только эмоции, но и наши суждения биполярны, разбиваясь на извечные «за» и «против». Принцип полярности - закон бытия, поддерживающий движение и развитие через неоднородность, множественность и усложняющуюся структурность.

Гносеологический аспект биполяности связан с конструктивным характером работы когнитивной системы.

Для понимания динамики полярностей принципиальное значение имеет следующая формулировка: «если нарушено равновесие, то вступает в силу закон действия и противодействия» во всем многообразии проявлений, в том числе скрытых и непредсказуемых (с. 200). Отсюда золотая середина как гармонизация жизни в мире космических, природных, социальных и личностных полярных энергий мыслилась как восстановление и поддержание равновесия.

Социальная поляризация возникает, в частности, в силу индивидуализированных жизненных миров, типов личности, уровней культурного развития. От непонимания до недоброжелательности и враждебности можно наблюдать множество ступеней и переходов.

Образ врага иногда оказывается необходимым для усиления значимости своей позиции, утверждения себя.

Взаимодействие противоположных начал вносило в мир разрушение и вместе с тем появление новых форм и возможностей творчества. В культурных традициях вырабатывались специальные техники «освоения» оппозиций. Например, в одной из школ буддизма способность властвовать над врагами относят к качествам достигшего просветления Бодхисаттвы. На высшей ступени саморазвития подвижник достигает власти над врагами тем, что любые их действия переправляет в сторону блага, негативный полюс энергии всегда трансформируется в позитивный.

Глава 7. Философские споры: добро и зло, дух и материя

Ответы на фундаментальные вопросы о добре и зле разнятся в зависимости от мировоззрения конкретного человека, типа культуры, представлений о Боге, мире, человеке, высших идеалах, долге и многом другом. Схематично автор выделяет две позиции: локальную и глобальную. С локальной точки зрения добро и зло являются соотнесенными понятиями: одно не существует без другого, познание добра невозможно без познания зла. Глобальная позиция ставит вопросы о мировой природе зла. «Вопрос о глобальной природе зла никак нельзя назвать метафизически отвлеченным, он актуален, определяет будущее человеческой цивилизации» (с. 227).

Обсуждение проблемы добра и зла в рамках предложенной методологии выделяет несколько моделей. Примером последовательного дуализма с четким разделением противоположных начал добра и зла может служить зороастрийское мировоззрение. Согласно ему, борьба двух начал - добра (силы Добра возглавляет верховный Ахура Мазда) и зла (Злой Дух) - составляет содержание существования мира, в нее вовлечено все сущее. С окончательной победой Ахуры Мазды завершится история: Вселенная очистится огнем, который испепелит все зло, но праведники пройдут невредимыми, мертвые восстанут, обретут новую плоть и, таким образом, восстановится светлое царство Ахуры Мазды, а Злой Дух канет в небытие. Это учение оставляет открытыми ключевые вопросы.

Откуда появилось зло? Как в конкретных ситуация научиться распознавать, что есть добро, а что зло?

Традиционное русское сознание амбивалентно. В средневековой «Голубиной книге» содержатся наиболее важные апокрифические мотивы картины данного Богом мира. Тяготы мира сего - от Кривды, после небесной борьбы с Правдой она пошла по народу христианскому, а Правда осталась на небесах, но только живущая Правдою душа наследует Царство Небесное.

Отличительный признак христианской эсхатологии - крайняя поляризация начал добра и зла, их онтологизация в сотворенном мире.

Зороастризм и христианство активны в отношении и морального выбора, и действия. Под действием понимается любое проявление активности - и физическое, и ментальное, провозглашается необходимость чистоты мысли, слова и дела как условий морального действия.

Традиционное китайское и индийское сознание не столь поляризованы. Согласно этим традициям, добро и зло понимаются как естественные, включенные в циклический ход развития Вселенной. Поэтому здесь отсутствуют идеи теодицеи, борьбы добра и зла, окончательной победы добра.

Как быть добродетельным в несовершенном мире? Согласно Плотину, это путь мудрецов. Плотин пытается дать ответ о метафизической природе зла, отождествляя последнее с материей. «И вот эту-то субстанцию, известную под словом "материя", отыскивает наш разум и указывает на нее как на первое зло, зло само по себе» (цит. по: с. 244). В этом вопросе с ним вступили в спор другие влиятельные неоплатоники - Ямвлих, Порфирий, Прокл.

Виновата ли материя? С Нового времени терминологически закрепляется деление на материализм и идеализм, «но на становление дуалистической стратегии мышления, по-видимому, оказали влияние именно неоплатоники, а не Аристотель. Согласно распространенной точке зрения, противоречивая противоположность истина-ложь относилась Аристотелем только к речи и высказываниям. В самой поздней школе античности - неоплатонизме -постулируется разрыв между умопостигаемыми реальностями и материальным миром. Материя как субстанция у Плотина называется злом» (с. 269).

С распространением холистических стратегий мышления в современной интеллектуальной жизни стала ясной потребность в переосмыслении философского языка и методологических предпосылок. В связи с этим не случайно появление двуаспектных теорий сознания, альтернативных дуалистическому пониманию.

К традиционным трактовкам зла в техногенной цивилизации добавляется проблема зла техногенной природы, возникающего в результате последствий планетарной деятельности человека. При обострении катаклизмов и угрозах глобальных катастроф готовность к выбору и выбор между добром и злом - непреклонное требование сегодняшнего дня. В этом смысле ничего нейтрального нет (аналитический дуализм). Холистическое видение соединяет добро и зло, допуская их нейтральность и относительность. При расширенном сознании приходит понимание того, что дуалистическая аналитика должна быть частью холистического синтеза. Этот вывод поддерживается когнитивными основами любой деятельности: «На ментальном уровне целостность служит ориентиром понимания и познания, но на физическом уровне действия в мире вещей вступает в права раздельность» (с. 299). Как выразился индийский министр Мурали Джоши: «Думай глобально и действуй локально» (цит. по: с. 300).

Л.А. Боброва

2012.02.010. НОРМАНН У. ЭССЕНЦИАЛИСТСКАЯ

МЕТАФИЗИКА В СТРУКТУРЕ НАУКИ.

NORTMANN U. Essentialist metaphysics in a scientific framework // Logic, epistemology and the unity of science / Ed. Sh. Rahman et al. -Dordrecht, 2004. - P. 593-600.

В статье рассматривается проблема объединения эссенциали-стской метафизики с точкой зрения, ориентированной на научную и математическую строгость.

Хорошо известно, что эссенциализм, введенный Аристотелем, был заменен в XX в. логико-философскими исследованиями мыслителями, ориентированными на науку (например, исследования У. Куайна). В то же время эссенциалистские воззрения продолжают формировать довольно глубоко укоренившийся элемент в обыденной картине мира. В философии неоэссенциалисты (например, С. Крипке), хотя и теоретизируют в рамках эссенциализма, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.