Научная статья на тему '2012. 02. 008. Андреюшкина Т. Н. Немецкоязычный сонет: эволюция жанра. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 379 с'

2012. 02. 008. Андреюшкина Т. Н. Немецкоязычный сонет: эволюция жанра. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 379 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКАЯ ПОЭЗИЯ ИСТОРИЯ / СОНЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 008. Андреюшкина Т. Н. Немецкоязычный сонет: эволюция жанра. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 379 с»

ПОЭТИКА И СТИЛИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2012.02.008. АНДРЕЮШКИНА Т.Н. НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫЙ СОНЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 379 с.

В монографии доктора филологических наук Т.Н. Андреюш-киной (ТГУ) рассматривается эволюция сонетного жанра в немецкоязычном литературном пространстве с середины XVI в. до наших дней. Ранее в РЖ реферировалась ее книга «Немецкий сонет: Поэтика жанра»1. Пять глав монографии последовательно освещают зарождение немецкоязычного сонета в середине XVI в. и его «раннее» развитие до конца XVII в.; периферийное положение в поэзии эпохи Просвещения; превращение в «образец» лирики романтизма и последующее развитие вплоть до конца XIX в.; жанровые трансформации, постигшие сонет в первой половине ХХ в., и современное состояние жанра.

Материал исследования составляет все богатство немецкой сонетной традиции от эпохи барокко до наших дней. Ключевую роль играют фигуры поэтов, внесших вклад в разработку поэтики сонета, в творчестве которых сонет занимает ведущее место. Методологией исследования стали принципы историзма и системности. Сочетание структурно-типологического и сравнительно-исторического методов позволило автору книги проследить особенности бытования и видоизменения сонета как жанра. Обоснование разграничения этапов развития немецкоязычного сонета опирается на историко-поэтологическую основу. При изучении сонета ХХ в. важен историко-литературный подход. Особую роль в развитии сонета в ХХ в. сыграло творчество Рильке, определившее главное направление развития жанра - отход от традиции в сторону новаторства и эксперимента. Целью работы является создание целостного представления об эволюции немецкоязычного сонета с середины XVI до начала XXI в. и особенностях его трансформации, а также установление основных этапов развития жанра.

1 Андреюшкина Т.Н. Немецкий сонет: Поэтика жанра // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН. ИНИОН. - М., 2009. - № 4. - С. 58-63. - (2009.04.010; автор -Соколова Е.В.).

Первый этап начинается с середины XVI в., охватывает эпоху барокко, вплоть до конца XVII в. и характеризуется преимущественно влиянием александрийского стиха, заимствованного из французской сонетистики, а также петраркианского стиля, претерпевающего изменения под воздействием барочного ощущения.

С середины XVI в. началось освоение жанра сонета с помощью переводов. Со второй половиной века связывают возникновение немецкого сонета. Особенность национальной формы проявилась в контоминации с народными песнями, эпиграммами, в широком использовании книттельферза как наследия майстерзанга. Тематическая особенность раннего немецкого сонета - сатирический и политический характер. В любовном сонете утверждается добродетельная любовь, присутствуют мифологические образы, связанные с особенностью аллегорического предбарочного и барочного мышления. В эпоху барокко формируется поэтологиче-ский сонет, включающий не только сонет о сонете, но и сонет, темой которого являются различные поэтологические аспекты.

Кульминация развития сонета приходится на XVII в. С сонетом соперничают и часто скрещиваются оды, элегии, эпитафии и стихотворения на случай. В эпоху барокко изучение и формирование сонета идет настолько интенсивно, что к концу века, кажется, он себя почти исчерпал. В барочном сонете преобладает александрийский стих с выразительной гармонизирующей симметрией. Для него характерны «эмблематичность, метафорический язык, использование выразительных возможностей живописи и архитектуры (композиция, свет, смена перспектив, аллегории), театра и музыка (образная система, характер, лейтмотив, контрапункт). Лирический герой воплощает надперсональное "я", выражая чувства, сомнения, переживания группы людей и всего общества в чрезвычайно трагический для Германии период Тридцатилетней войны» (с. 343). Большое значение приобретает образ времени и пространства, структурированных в соответствии с преобладающими религиозными и этическими представлениями.

Второй этап включает в себя XVIII в., когда происходит перемещение сонета из центра на периферию литературы эпохи Просвещения и временное угасание интереса к жанру, сменяющееся в конце века под влиянием штюрмеров и романтиков возрождением сонета на немецкой почве.

Жесткие требования к сонету, сформулированные теоретиками конца XVII в., некоторая усталость жанра и смещение интереса в сторону других прозаических и поэтических жанров (оды, эпиграммы, философские трактаты) привели к утрате сонетом центрального положения в литературе XVIII в. В эпоху Просвещения сонет уходит на периферию поэзии, в то время как сама поэзия удаляется на периферию литературы. На первый план выступают философские трактаты и энциклопедии, романы о путешествиях и воспоминания, драмы и письма об эстетике. Привлекательность сонета вследствие разочарования в исключительно рациональных способах познания мира обнаруживается лишь к концу века. Бюргер становится «немецким Петраркой», а А.В. Шлегель, приложивший усилия к популяризации жанра и автор его теории - «новым Опицем». Спор между просветителями и романтиками, развернувшийся на рубеже XVIII-XIX вв. вокруг сонета вернул жанр в большую литературу. И.В. Гёте, написавший сонетный цикл и несколько поэтологических сонетов в поддержу жанра, открыл возможности сонета не только в области отражения человеческих переживаний, но и в лирике мыслей.

Третий этап охватывает весь XIX в., включая романтический и постромантический сонеты, находившиеся под определяющим влиянием итальянской модели и субъективной лирики переживания. С середины века бытие этого жанра сопровождается эпигонскими тенденциями и «некоторой усталостью жанра» (с. 13), в конце века - возникает реалистический сонет.

В романтической лирике сонет приобретает статус универсального жанра, которому присуща музыкальность лирического стихотворения, драматическое напряжение, эпиграмматическая заостренность, а также значительность содержания, подразумевающая не только подлинность чувства, но и глубину мысли. Важную роль в романтической лирике играет лирический герой, придающий ей субъективный, исповедальный характер. Благодаря этому сонет становится образцовым лирическим жанром романтического движения.

Постромантический сонет отличается, с одной стороны, сохранением традиций немецкой поэзии (Ф. Рюккерт, А. Платен и др.), с другой - эклектизмом и эпигонством. Он «пытается существовать "под спудом" предшествующей традиции романтиков и

классиков в предчувствии формирующегося реализма. Названные черты характерны и для В. Гумбольдта, и для Э. Мёрике, и для многих других поэтов, в поэзии которых сонет перестает занимать ведущее положение (Г. Гейне, К. Иммерманн, Й. Эйхендорф), а в творчестве писателей-реалистов и вовсе уступает место прозе (Т. Шторм, Г. Келлер)» (с. 344). Исследовательница, однако, подчеркивает, что сонет, как и другие циклические лирические формы, несомненно, оказал влияние на формирование новеллистики, новеллистических циклов и романа.

Четвертый этап характеризуется развитием сонета эпохи модерна, он включает в себя как черты трансформации сонета первой половины ХХ в. (сонеты Рильке и экспрессионистские сонеты), так и традиционную линию развития в литературе внутренней и внешней эмиграции.

Традиционная линия связана с переводами (Р. Борхарт, А. Шредер). Австрийская сонетистика представлена в это время такими яркими поэтами, как Г. ф. Гофмансталь, А. Вильдганс, Г. Тракль, Р.М. Рильке. Именно она, как считает Т.Н. Андреюшки-на, дала важные импульсы для развития сонета в ХХ в. «Рильке -вершина в развитии европейской сонетистики ХХ в. До сих пор, высоко оценивая поэзию Рильке, многие литературоведы не разделяют свободное обращение поэта с сонетом и считают, что этот путь привел к разрушению жанра. На наш взгляд, благодаря преобразованиям Рильке сонет по-прежнему сохранил привлекательность для поэтов, и появление все новых и новых сонетов свидетельствует о жизнеспособности жанра» (с. 345). На смену экспериментам модернистов пришла литература внешней и внутренней эмиграции с тенденцией к использованию традиционного сонета как знака сохранения культурных традиций в военный и послевоенный периоды.

Пятый этап включает в себя параллельное развитие традиций сонетистики в ГДР и экспериментальной и постмодернистской соне-тистики ФРГ. Эти тенденции сохраняются на Востоке и Западе Германии (к которому примыкает и Австрия) вплоть до начала ХХ! в.

Развитие сонета на Востоке и Западе Германии во второй половине ХХ в. протекает параллельно и практически независимо друг от друга. Воздействие немецкого сонета на европейский и американский было, несомненно, оказано творчеством Рильке, ко-

торому принадлежит огромная роль в развитии мирового сонетного искусства. Не вызывает сомнения влияние немецкого сонета на русский; заметно определенное влияние сонета ГДР на сонетистов стран бывшего социалистического лагеря.

Сонет во второй половине ХХ в. продолжает развитие на двух литературных сценах - Западе и Востоке. Два важнейших автора сонетов в ГДР, определивших последующее развитие жанра, -Б. Брехт и И. Р. Бехер. Первый, как полагает исследовательница, тяготел к традиции барочного сонета, хотя использовал в своем творчестве различные модели, второй - к критическому восприятию наследия и свободной форме, допускающей отсутствие рифмы. Некоторые исследователи (Р. Кирш) усматривают влияние сонета Рильке в творчестве Брехта. Эти принципы были усвоены Г. Маурером и его учениками в Лейпцигском литературном институте, которые после смерти Бехера и Брехта оставались продолжателями традиции поэтической коммуникации в жанре сонета, в которую постепенно включались представители среднего (С. Андерсон, С. Деринг, У. Кольбе), а затем и молодого (Б. Келер, Т. Розенлехер, Д. Грюнбайн) поколения сонетистов.

В ФРГ сонет прошел все этапы развития лирики: от герме-тизма (П. Целан, Р. Ауслендер, М.Л. Кашниц) через эксперименты с содержанием и формой в «конкретной поэзии» (Э. Яндль, Г. Рюм) к постмодернисткой игре с жанрами (антисонет) и тотальному пародированию (О. Пастиор, Ф.Й. Чернин). «Кроме 1960-х годов, периода лирики агитпропа, сонет не терял своей актуальности. Основным жанром своего творчества его могли бы назвать П. Гернхардт, О. Пастиор, К.М. Рариш» (с. 346).

Е.В. Соколова

2012.02.009. ЧУМАКОВ ЮН. В СТОРОНУ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА. - М.: Яз. славян. культуры, 2010. - 88 с. - ^и^а рЫ1о^юа).

Доктор филологических наук Ю.Н. Чумаков (профессор Новосибирского гос. пед. ун-та) подчеркивает, что «систематика филологических терминов постоянно меняет свой облик» и даже привычные термины порой с трудом поддаются определению; работа с ними «требует интеллектуально / интуитивных усилий» (с. 5). К числу таковых принадлежит и лирический сюжет, которым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.